Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере"
к Отделению надзорной деятельности Железнодорожного района ОНД МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Бачурина Ю.С., представитель, доверенность N 12 от 10.01.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица - Жарков Н.Н., представитель, доверенность N 145-15 от 02.12.2013, паспорт.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено. Ходатайств не поступило.
Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 5-419 о назначении административного наказания, вынесенного заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В. Кроме того, заявитель просит признать недействительными представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014, вынесенного заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В., а также предписание N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
В период с 20.11.2013 по 12.12.2013 Отделением надзорной деятельности Железнодорожного района ОНД МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области в отношении Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 22/2, в ходе которой сделан вывод о нарушении п. 61, п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", а именно: руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты жилого дома, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации.
По итогам проверки составлен протокол N 5-419 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В. вынесено постановление N 5-419 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 155000 рублей.
Кроме того, по результатам проверки в отношении заявителя заинтересованным лицом вынесены представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014 и предписание N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013.
Полагая, что оспариваемое постановление, а также предписание и представление являются незаконными, МБУ "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статей 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, были установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), действовавшими до 21.07.2012, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306).
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Проверкой выявлено следующее нарушение: руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты жилого дома, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации.
Оспаривая постановление о назначении административного наказания N 5-419 от 05.02.2014 учреждение ссылается на следующие обстоятельства.
В качестве ответственного юридического лица привлечено ненадлежащее юридическое лицо - Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере". При проведении 20.11.2013 г. внеплановой проверки жилого дома расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 22 корп. 2 капитаном внутренней службы государственного инспектором ОНД (по Железнодорожному району) ГУ МЧС России по Свердловской области Артамоновой Татьяной Анатольевной неправильно установлено юридическое лицо, ответственное за надлежащее техническое обслуживание зданий, помещений, его внутренних инженерных систем, ответственным за исполнение действующих требований пожарной безопасности. Письменные объяснения муниципального бюджетного учреждения, направленные в адрес ОНД МО "город Екатеринбург", не приняты во внимание.
Данный многоквартирный дом находится в управлении ЗАО "Стройтерра" на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, что подтверждается протоколом конкурса N 3 от 27.08.2012 г. и копией договора управления многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Техническая, дом N 22 корп. 2.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. с изменениями и дополнениями от 06.04.2011 г., 03.04.2011 г.; 14.05.2013 г. ответственным юридическим лицом за соблюдение правил пожарной безопасности по многоквартирному дому является управляющая жилищная компания ЗАО "Стройтерра".
В преамбуле договора управления многоквартирным домом по адресу: Техническая, 22/2 от 01.10.2012 г. указано, что стороны руководствуются положениями следующих законодательных и нормативных правовых актов:
- - Жилищного кодекса РФ; - Гражданского кодекса РФ (части 1 и 2);
- - Постановления Правительства РФ от 13.08.06 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
- - Постановлением Правительства РФ от 06.02.06 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом";
- - Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 06.10.2011 г. N 4156 "Об организации проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами".
ЗАО "Стройтерра" договор управления многоквартирным домом подписало и приступило к своим обязанностям по управлению многоквартирным домом с 01.10.2012 г. сроком на три года. Общее имущество дома принято управляющей жилищной компанией, что нашло свое отражение в перечне общего имущества жилого дома (п. 10 приложения N 4) договора управления многоквартирным домом, в том числе принята система дымоудаления, автоматическая система пожарной сигнализации. Цена договора определена в соответствии с Постановлением Главы города Екатеринбурга N 2674 от 21.06.2012 г., что составляет стоимость на 1 кв. м общей площади 21.16 руб.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением ГОССТРОЯ РФ N 170 от 27.09.2003 г., Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. N 491, условий договора управления многоквартирным домом от 01.10.2012 г. управление многоквартирным домом ЗАО "Стройтерра" должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Именно данная управляющая жилищная компания осуществляет техническое обслуживание многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, дом N 22 корп. 2, осуществляет сбор и начисление платежей нанимателям жилого помещения. В рамках своих полномочий управляющая жилищная компания применяет услуги специализированных организаций по обслуживанию систем дымоудаления, пожарной сигнализации на основе договоров подряда за счет средств содержания жилья.
Государственный инспектор ОНД Железнодорожного района МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области Жарков Николай Николаевич в постановлении N 5-419 от 19.12.2013 г. установил, что Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" является собственником объекта недвижимости по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, дом N 22 корп. 2 на основании свидетельства о государственной регистрации. Такой документ не представлялся государственному инспектору Жаркову Н.Н. и не мог быть представлен, поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, дом N 22 корп. 2 является муниципальной собственностью МО "город Екатеринбурга", соответственно правоустанавливающий документ на данный объект находится только у собственника недвижимого имущества.
Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" на основании п. 1.12. Устава осуществляет в соответствии с муниципальными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются правовыми актами муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с п. 24 Постановления главы города Екатеринбурга N 1191 от 24.03.2011 г. учреждение осуществляет подготовку конкурсной документации для проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. Организатором конкурса является орган местного самоуправления.
За исправное обеспечение состояние систем и средств противопожарной защиты жилого дома, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения и сигнализации отвечает управляющая жилищная компания ЗАО "Стройтерра", в управлении которой находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, дом N 22 корп. 2.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности может возлагаться на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
При рассмотрении административного дела в отношении МБУ "Центр муниципальных услуг", возбужденного на основании протокола государственного инспектора по пожарному надзору, обстоятельства, подлежащие установлению не выяснялись, совершило ли данное юридическое лицо нарушение требований пожарной безопасности, указанных в протоколе, образуют ли его действия состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, имеется ли его вина в совершении административного правонарушения.
В Постановлении N 5-419 от 05.02.2014 г. вывод заместителя главного государственного инспектора не соответствует обстоятельствам дела, а именно: в ходе проверки установлено, что у Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" имелась возможность устранить нарушения путем привлечения финансовых средств, согласно Уставу. В соответствии с п. 1.12., п. 1.13 Устава учреждение финансируется за счет городского бюджета и расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности (п. 1.15). ЗАО "Стройтерра" не обращались в муниципальное бюджетное учреждение по вопросу недостаточности денежных средств для осуществления своей деятельности по управлению многоквартирного дома по адресу: ул. Техническая, 22/2. ЗАО "Стройтерра" должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности может возлагаться на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе об установлении наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Между тем, при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, вопрос же о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения заинтересованным лицом надлежащим образом не исследовался.
Суд считает, что административным органом не доказан состав административного правонарушения в действиях заявителя, а также его вина, в связи с чем требования Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" в части требований о признании незаконным подлежат удовлетворению
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел, предметом оспаривания в которых являются предписания органов, наделенных контрольными функциями, в предмет доказывания входит наличие у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, оценка предписания на предмет соответствия требованиям законодательства и соблюдение прав заявителя вынесением предписания.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (ст. 1); государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ и подп. "е" п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Изложенные в оспариваемых заявителем актах доводы противоречат фактическим обстоятельствам дела, ответственность возложена за нарушение требований пожарной безопасности комплекса недвижимого имущества, эксплуатируемого на основании Устава, договора управления многоквартирным домом от 01.10.2012 г., расположенного по адресу: ул. Техническая, 22/2, где допущены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.
В материалах административного дела представлен Устав Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере", в котором указаны все функции и виды деятельности, предусмотренные для учреждения. Эксплуатация недвижимого имущества не предусмотрена. В соответствии с условиями договора управления техническое обеспечение многоквартирного жилого дома осуществляет управляющая жилищная компания ЗАО "Стройтерра".
Деятельность Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" осуществляется на основании Устава в соответствии с муниципальным заданием, порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется правовыми актами муниципального образования "город Екатеринбург". В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение финансируется за счет городского бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвующий в деле лиц, с учетом изложенных выше обстоятельств дела, суд считает, что Предписание N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013 и Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014 г., выданные заместителем главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору Соболь А.В. в отношении юридического лица Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" адресованы ненадлежащему юридическому лицу, в обязанности которого не входит соблюдение правил пожарной безопасности в многоквартирном доме. Доказательств обратного, суду не представлено.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление N 5-419 о назначении административного наказания, вынесенное заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В.
3. Признать недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014, вынесенное заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В.
4. Признать недействительным предписание N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013.
5. Обязать Отделение надзорной деятельности Железнодорожного района ОНД МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области по Свердловской области в течение 10 - дней со дня получения настоящего судебного решения устранить нарушение прав Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" путем отмены предписания N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014.
6. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Главного Управления МЧС России по Свердловской области в пользу Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" (ИНН 6658374736, ОГРН 1106658022272) 2000 (Две тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
7. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
Судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.04.2014 ПО ДЕЛУ N А60-8859/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. по делу N А60-8859/2014
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере"
к Отделению надзорной деятельности Железнодорожного района ОНД МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Бачурина Ю.С., представитель, доверенность N 12 от 10.01.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица - Жарков Н.Н., представитель, доверенность N 145-15 от 02.12.2013, паспорт.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено. Ходатайств не поступило.
Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 5-419 о назначении административного наказания, вынесенного заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В. Кроме того, заявитель просит признать недействительными представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014, вынесенного заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В., а также предписание N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
установил:
В период с 20.11.2013 по 12.12.2013 Отделением надзорной деятельности Железнодорожного района ОНД МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области в отношении Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 22/2, в ходе которой сделан вывод о нарушении п. 61, п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", а именно: руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты жилого дома, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации.
По итогам проверки составлен протокол N 5-419 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В. вынесено постановление N 5-419 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 155000 рублей.
Кроме того, по результатам проверки в отношении заявителя заинтересованным лицом вынесены представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014 и предписание N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013.
Полагая, что оспариваемое постановление, а также предписание и представление являются незаконными, МБУ "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статей 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, были установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), действовавшими до 21.07.2012, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306).
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно п. 3 ППБ 01-03 наряду с Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Проверкой выявлено следующее нарушение: руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты жилого дома, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации.
Оспаривая постановление о назначении административного наказания N 5-419 от 05.02.2014 учреждение ссылается на следующие обстоятельства.
В качестве ответственного юридического лица привлечено ненадлежащее юридическое лицо - Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере". При проведении 20.11.2013 г. внеплановой проверки жилого дома расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, 22 корп. 2 капитаном внутренней службы государственного инспектором ОНД (по Железнодорожному району) ГУ МЧС России по Свердловской области Артамоновой Татьяной Анатольевной неправильно установлено юридическое лицо, ответственное за надлежащее техническое обслуживание зданий, помещений, его внутренних инженерных систем, ответственным за исполнение действующих требований пожарной безопасности. Письменные объяснения муниципального бюджетного учреждения, направленные в адрес ОНД МО "город Екатеринбург", не приняты во внимание.
Данный многоквартирный дом находится в управлении ЗАО "Стройтерра" на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, что подтверждается протоколом конкурса N 3 от 27.08.2012 г. и копией договора управления многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Техническая, дом N 22 корп. 2.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. с изменениями и дополнениями от 06.04.2011 г., 03.04.2011 г.; 14.05.2013 г. ответственным юридическим лицом за соблюдение правил пожарной безопасности по многоквартирному дому является управляющая жилищная компания ЗАО "Стройтерра".
В преамбуле договора управления многоквартирным домом по адресу: Техническая, 22/2 от 01.10.2012 г. указано, что стороны руководствуются положениями следующих законодательных и нормативных правовых актов:
- - Жилищного кодекса РФ; - Гражданского кодекса РФ (части 1 и 2);
- - Постановления Правительства РФ от 13.08.06 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
- - Постановлением Правительства РФ от 06.02.06 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом";
- - Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 06.10.2011 г. N 4156 "Об организации проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами".
ЗАО "Стройтерра" договор управления многоквартирным домом подписало и приступило к своим обязанностям по управлению многоквартирным домом с 01.10.2012 г. сроком на три года. Общее имущество дома принято управляющей жилищной компанией, что нашло свое отражение в перечне общего имущества жилого дома (п. 10 приложения N 4) договора управления многоквартирным домом, в том числе принята система дымоудаления, автоматическая система пожарной сигнализации. Цена договора определена в соответствии с Постановлением Главы города Екатеринбурга N 2674 от 21.06.2012 г., что составляет стоимость на 1 кв. м общей площади 21.16 руб.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ, требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением ГОССТРОЯ РФ N 170 от 27.09.2003 г., Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. N 491, условий договора управления многоквартирным домом от 01.10.2012 г. управление многоквартирным домом ЗАО "Стройтерра" должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Именно данная управляющая жилищная компания осуществляет техническое обслуживание многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, дом N 22 корп. 2, осуществляет сбор и начисление платежей нанимателям жилого помещения. В рамках своих полномочий управляющая жилищная компания применяет услуги специализированных организаций по обслуживанию систем дымоудаления, пожарной сигнализации на основе договоров подряда за счет средств содержания жилья.
Государственный инспектор ОНД Железнодорожного района МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области Жарков Николай Николаевич в постановлении N 5-419 от 19.12.2013 г. установил, что Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" является собственником объекта недвижимости по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, дом N 22 корп. 2 на основании свидетельства о государственной регистрации. Такой документ не представлялся государственному инспектору Жаркову Н.Н. и не мог быть представлен, поскольку многоквартирный жилой дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, дом N 22 корп. 2 является муниципальной собственностью МО "город Екатеринбурга", соответственно правоустанавливающий документ на данный объект находится только у собственника недвижимого имущества.
Муниципальное бюджетное учреждение "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" на основании п. 1.12. Устава осуществляет в соответствии с муниципальными заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основным видам деятельности. Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются правовыми актами муниципального образования "город Екатеринбург".
В соответствии с п. 24 Постановления главы города Екатеринбурга N 1191 от 24.03.2011 г. учреждение осуществляет подготовку конкурсной документации для проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. Организатором конкурса является орган местного самоуправления.
За исправное обеспечение состояние систем и средств противопожарной защиты жилого дома, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожаротушения и сигнализации отвечает управляющая жилищная компания ЗАО "Стройтерра", в управлении которой находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Техническая, дом N 22 корп. 2.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности может возлагаться на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
При рассмотрении административного дела в отношении МБУ "Центр муниципальных услуг", возбужденного на основании протокола государственного инспектора по пожарному надзору, обстоятельства, подлежащие установлению не выяснялись, совершило ли данное юридическое лицо нарушение требований пожарной безопасности, указанных в протоколе, образуют ли его действия состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, имеется ли его вина в совершении административного правонарушения.
В Постановлении N 5-419 от 05.02.2014 г. вывод заместителя главного государственного инспектора не соответствует обстоятельствам дела, а именно: в ходе проверки установлено, что у Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" имелась возможность устранить нарушения путем привлечения финансовых средств, согласно Уставу. В соответствии с п. 1.12., п. 1.13 Устава учреждение финансируется за счет городского бюджета и расходует бюджетные средства в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности (п. 1.15). ЗАО "Стройтерра" не обращались в муниципальное бюджетное учреждение по вопросу недостаточности денежных средств для осуществления своей деятельности по управлению многоквартирного дома по адресу: ул. Техническая, 22/2. ЗАО "Стройтерра" должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности может возлагаться на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе об установлении наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Между тем, при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, вопрос же о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения заинтересованным лицом надлежащим образом не исследовался.
Суд считает, что административным органом не доказан состав административного правонарушения в действиях заявителя, а также его вина, в связи с чем требования Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" в части требований о признании незаконным подлежат удовлетворению
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными решений государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел, предметом оспаривания в которых являются предписания органов, наделенных контрольными функциями, в предмет доказывания входит наличие у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, оценка предписания на предмет соответствия требованиям законодательства и соблюдение прав заявителя вынесением предписания.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки (ст. 1); государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ и подп. "е" п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Изложенные в оспариваемых заявителем актах доводы противоречат фактическим обстоятельствам дела, ответственность возложена за нарушение требований пожарной безопасности комплекса недвижимого имущества, эксплуатируемого на основании Устава, договора управления многоквартирным домом от 01.10.2012 г., расположенного по адресу: ул. Техническая, 22/2, где допущены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 г.
В материалах административного дела представлен Устав Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере", в котором указаны все функции и виды деятельности, предусмотренные для учреждения. Эксплуатация недвижимого имущества не предусмотрена. В соответствии с условиями договора управления техническое обеспечение многоквартирного жилого дома осуществляет управляющая жилищная компания ЗАО "Стройтерра".
Деятельность Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" осуществляется на основании Устава в соответствии с муниципальным заданием, порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется правовыми актами муниципального образования "город Екатеринбург". В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение финансируется за счет городского бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей участвующий в деле лиц, с учетом изложенных выше обстоятельств дела, суд считает, что Предписание N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013 и Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014 г., выданные заместителем главного государственного инспектора г. Екатеринбурга по пожарному надзору Соболь А.В. в отношении юридического лица Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" адресованы ненадлежащему юридическому лицу, в обязанности которого не входит соблюдение правил пожарной безопасности в многоквартирном доме. Доказательств обратного, суду не представлено.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление N 5-419 о назначении административного наказания, вынесенное заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В.
3. Признать недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014, вынесенное заместителем Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Соболем А.В.
4. Признать недействительным предписание N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013.
5. Обязать Отделение надзорной деятельности Железнодорожного района ОНД МО "город Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области по Свердловской области в течение 10 - дней со дня получения настоящего судебного решения устранить нарушение прав Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" путем отмены предписания N 5-319/1/319 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 12.12.2013 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 05.02.2014.
6. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Главного Управления МЧС России по Свердловской области в пользу Муниципального бюджетного учреждения "Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере" (ИНН 6658374736, ОГРН 1106658022272) 2000 (Две тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
7. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
Судья
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)