Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-759/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу N 33-759/2014


Судья: Вебер Т.О.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Новоселовой Е.Г., Бусиной Н.В.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" на решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" о признании действий незаконными, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" о признании незаконными действий по навязыванию дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета горячего и холодного водоснабжения, взиманию платы с потребителей за опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения; возложении на ответчика обязанностей: прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета горячего и холодного водоснабжения, а также взиманию платы с потребителей за опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения; безвозмездно опломбировать приборы учета горячего и холодного водоснабжения, расположенные по адресу проживания потребителя ФИО - <адрес>; в установленный судом срок довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей настоящее решение суда.
В обоснование заявленного иска истец указал, что в Управление поступило обращение потребителя ФИО, проживающего в <адрес>, находящегося на обслуживании ответчика, которому ответчиком незаконно отказано в опломбировании приборов учета горячего и холодного водоснабжения на безвозмездной основе.
Решением Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования истца удовлетворены в полном объеме и постановлено.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" по навязыванию дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета горячего и холодного водоснабжения, а также взиманию платы с потребителей за опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета горячего и холодного водоснабжения, а также взиманию платы с потребителей за опломбирование приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" безвозмездно опломбировать приборы учета горячего и холодного водоснабжения, расположенные по адресу проживания потребителя ФИО - <адрес>
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей настоящее решение суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" в доход бюджета муниципального образования <адрес> Алтайского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе на решение суда ответчик ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" просит решение суда отменить и отказать истцу в удовлетворении исковых требований.
В качестве доводов незаконности судебного акта, ответчик указал, что истцом не представлено достоверных доказательств навязывания услуги по опломбировке приборов учета при том, что ФИО было разъяснено, что данную услугу он может получить в ООО "<данные изъяты>".
Из решения суда нельзя сделать вывод о том, в отношении каких приборов учета общедомовых либо индивидуальных должны быть прекращены противоправные действия ответчика.
Анализируя положения действующего жилищного законодательства, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила содержания) автор жалобы полагает, что индивидуальные приборы учета не относятся к общему имуществу, а соответственно не подлежат обслуживанию управляющей организацией.
Более того, объем ответственности управляющей организации определен договором об управлении и не может быть выше, чем это предусмотрено договором.
Для принятия решения о включении в договор работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме необходимо решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которой отсутствует, в связи с чем обязанности у ответчика по выполнению данной услуги нет
Ответчик полагает, что в силу действующего законодательства обязанность по вводу приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирном доме и на возмездной основе. Кроме того, обязанность опломбирования приборов учета возложена на ресурсоснабжающую организацию, которой по отношении к потребителям воды ответчик не является.
В письменных возражения процессуальный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителей истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, третье лицо ФИО, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом с учетом представленных сторонами доказательств установлено, что ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" осуществляет управление многоквартирными домами, в том числе домом <адрес>, тем самым выступая в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Управление многоквартирным домом включает в себя работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также обеспечение предоставления коммунальных услуг.
ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" отказывает потребителям коммунальных услуг, пользующимся на праве собственности или ином законном основании помещениями в многоквартирных домах, в которых ответчик является исполнителем коммунальных услуг, в безвозмездном опломбировании приборов учета горячего и холодного водоснабжения.
Признавая действия ответчика незаконными и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ни иными правовыми актами.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они постановлены с учетом правильно примененных норм материального права.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, порядка обеспечения приборами учета в данной норме не содержится, поэтому оснований для ее расширительного толкования в пользу платного опломбирования указанных приборов, не имеется.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг с 01.09.2012 регламентируется принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которые также, не регламентируют вопросы установки индивидуальных приборов учета, а также не устанавливают условия о том, за чей счет она должна производиться.
Согласно подпункту "у" пункта 31 Правил исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Положения подпункта "г" пункта 50, подпунктов "в", "г" пункта 52, подпункта "д" пункта 53 Правил также не предъявляют к потребителю требований по производству опломбировки прибора учета за свой счет.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Поскольку между собственниками жилых помещений многоквартирных домов и ресурсоснабжающей организацией отсутствуют договоры на поставку холодной и горячей воды, то в данном случае исполнителем услуги по водоснабжению будет являться ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" и соответственно обязанность по опломбированию впервые установленных приборов учета без взимания платы лежит на данной организации как исполнителе услуги, а не как лице, осуществляющем содержание общего имущества многоквартирного дома, к которому индивидуальные приборы учета не относятся.
Доводы жалобы ответчика по существу повторяют возражения против иска, которым судом дана надлежащая оценка и сводятся к возражению несогласия с произведенным судом толкованием нормативных актов, с которым судебная коллегия не может согласиться.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств навязывания ответчиком услуги по оплате опломбирования индивидуальных приборов учета воды является несостоятельным, поскольку опровергается представленными доказательствами, в частности из ответа ответчика ФИО следует, что ООО "ДЕЗ-2 Ленинского района" данные работы не осуществляет и потребителю предложено было выполнить работы по опломбированию приборов учета на возмездной основе в ООО "<данные изъяты>".
Отсутствие указания в решении суда вида приборов учета коллективных или индивидуальных, обязанность по безвозмездному опломбированию которых возложена на ответчика, не может повлечь отмену решения суда, поскольку в силу положений ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда. В связи с чем, ответчик вправе обратиться с подобным заявлением в порядке ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов, влияющих на законность судебного акта апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "ДЕЗ-2 Ленинского района" на решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 24 октября 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)