Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2015 N 13АП-14569/2015 ПО ДЕЛУ N А56-18685/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2015 г. по делу N А56-18685/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Борисовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.
при участии:
- от заявителя: Захарян К.В. по доверенности от 16.12.2013;
- от заинтересованного лица: Чебыкиной М.А. по доверенности от 12.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14569/2015) Товарищества собственников жилья "Новоколомяжское-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2015 по делу N А56-18685/2015 (судья Синицына Е.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Товарищества собственников жилья "Новоколомяжское-1"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления

установил:

Товарищество собственников жилья "Новоколомяжское-1" (197375, Санкт-Петербург, Новоколомяжский пр., д. 4, корп. 1, ОГРН, далее - ТСЖ "Новоколомяжское-1", товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, далее ГЖИ) от 12.03.2015 N 1642/15 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ТСЖ "Новоколомяжское-1" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Новоколомяжское-1" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что судом необоснованно не приняты доводы об отсутствии вины по эпизоду установления собственниками квартир блоков систем кондиционирования, факту демонтажа металлического ограждения, размещенного у входа в мусороприемную камеру.
Представитель ГЖИ в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 16.02.2015 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 12.02.2015 N 10/34-р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ТСЖ "Новоколомяжское-1" обязательных требований в сфере содержания и ремонта жилищного фонда.
Проведена проверка в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Новоколомяжский пр., д. 4, корп. 1, находящегося в управлении ТСЖ "Новоколомяжское-1", о чем в присутствии представителя заявителя составлен акт от 16.02.2015 N 10/34-2 (с изготовлением фототаблицы), в котором зафиксировано следующее,
- - со стороны лицевого фасада здания допускается размещение блоков систем кондиционирования (нарушен пункт 4.3.8 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 "Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге" (далее - Правила N 1135) и п. 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170);
- - со стороны дворового фасада у парадной N 7 у входа в мусороприемную камеру установлена металлическая конструкция с крышками для размещения мусороприемных бачков, конструкция имеет крепление к фасаду здания без наличия разрешения на переоборудование фасада дома (нарушен п. 3.7.6, 5.9.5 Правил N 170 и подпункт "е" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 25.08.2014 в отношении ТСЖ "Новоколомяжское-1" протокола об административном правонарушении N 10/34-р-1 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За нарушение пунктов 3.5.8, 3.7.6, 5.9.5 Правил N 170, пункта 4.3.8 Правил N 1135 руководителем ГЖИ вынесено постановление от 12.03.2015 N 1642/15 о привлечении ТСЖ "Новоколомяжское-1" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ТСЖ "Новоколомяжское-1" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных товариществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
На основании пункта 3.5.8 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения. Согласно пункту 4.3.8 Правил N 1135 размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции не допускается на поверхности лицевых фасадов. В соответствии с пунктом 3.7.6 Правил N 170 мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Согласно подпункту "е" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Материалами дела, в том числе, актом проверки от 16.02.2015 N 10/34-2 с приложенной к нему фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 24.02.2015 N 10/34-2, подтверждается факт нарушения ТСЖ "Новоколомяжское-1" требований вышеуказанных Правил.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, при обследовании многоквартирного жилого здания специалистами ГЖИ выявлено нарушение товариществом пунктов 3.5.8, 3.7.6, 5.9.5 Правил N 170, пункта 4.3.8 Правил N 1135.
Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наличие указанных нарушений ТСЖ не отрицает.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Субъектами ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В отношении субъекта правонарушения, указанные в статье 7.22 Кодекса РФ об административных нарушениях, юридические лица или их должностные лица являются лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов и (или) жилых помещений (в том числе жилых домов), если юридическое лицо является:
а) собственником жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, который на основании частей 3 и 4 статьи 30 и статьи 39 Кодекса обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества;
б) товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с разделами V и VI Кодекса. При заключении товариществом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо (товарищество, управляющая или подрядная организация), непосредственно виновное в совершении правонарушения;
в) управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным в соответствии со статьей 162 Кодекса на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или определенных по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае заключения управляющей организацией договора с подрядной организацией к административной ответственности привлекается лицо, непосредственно виновное в совершении правонарушения в соответствии с обязательствами, определенными договором;
г)лицом, осуществляющим при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом деятельность по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества на основании договоров, заключенных собственниками помещений в соответствии со статьей 164 ЖК РФ на основании решений общего собрания указанных собственников;
д) организацией, отвечающей в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома в соответствии с обязательствами, возникшими до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями частей 2 - 4 статьи 161 Кодекса. Такие обязательства могли возникнуть на основании договоров, заключенных в соответствии со статьями 20 - 23 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новоколомяжский, д. 4, корп. 1, осуществляется на основании Устава ТСЖ "Новоколомяжское-1" от 07.04.2008 согласно которому товарищество, как управляющая организация, приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества данных многоквартирным домом.
При названных обстоятельствах, правомерным является вывод суда, что именно на ТСЖ возложены функции по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, в связи с чем он является субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые товарищество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
ТСЖ "Новоколомяжское-1" обязано осуществлять надлежащее содержание общего имущества собственников данного дома, в том числе, постоянно поддерживать в надлежащем состоянии фасад здания, проводить разъяснительную работу с собственниками жилых помещений относительно запрета размещения на лицевом фасаде блоков кондиционеров и принимать меры по их демонтажу, в том числе путем обращения в судебные органы.
При этом наличие или отсутствие вины других лиц не исключает административной ответственности общества, ответственного за обеспечение надлежащего содержания общедомового имущества, создание и поддержание благоприятных и безопасных условий для проживания граждан. Товарищество от имени и в интересах собственников помещений в многоквартирном жилом доме должно предпринимать активные действия, направленные на соблюдение этих условий.
С учетом вышеизложенного, административным органом доказан факт правонарушения и вина товарищества в его совершении. Процессуальных нарушений при его привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях апелляционным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен, административное дело рассмотрено в присутствии представителя товарищества.
Наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей назначено административным органом с учетом части 1 статьи 3.1, статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере, предусмотренным санкцией статьи 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях и установленных статьей 4.5 Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 мая 2015 года по делу N А56-18685/2015, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Новоколомяжское-1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья
Г.В.БОРИСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)