Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6886/2015) муниципального учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2015 года по делу N А81-4897/2014 (судья И.Д. Канева), принятое по иску муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ИНН 8902009197, ОГРН 1028900558070) к муниципальному учреждению "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" (ИНН 8902014704, ОГРН 1128901001921)
о взыскании 257 875 руб. 81 коп.,
третьи лица - Администрация города Лабытнанги, общество с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах", общество с ограниченной ответственностью "Тепло-Энергетик",
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (далее - МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал", Предприятие, истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к муниципальному учреждению "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" (далее - УИЗО Администрации города Лабытнанги, Управление, ответчик) о взыскании долга за тепловую энергию, потребленную в период с 01.01.2013 по 31.12.2013, в сумме 243 269 руб. 50 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 13.12.2013 по 04.09.2014, в сумме 14 606 руб. 31 коп., всего в общей сумме 257 875 руб. 81 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены открытое акционерное общество "Тепло-Энергетик", Администрация города Лабытнанги, общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" и общество с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" (далее - ОАО "Тепло-Энергетик", Администрация, ООО "Росгосстрах", ООО "Вектор Плюс", третьи лица).
До вынесения судебного акта по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика сумму основного долга в размере 243 173 руб. 47 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 14 711 руб. 99 коп.
Решением от 21.04.2015 по делу N А81-4897/2014 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа исковые требования МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" удовлетворил. С УИЗО Администрации города Лабытнанги в пользу МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" взыскано 266 043 руб. 08 коп., в том числе долг в сумме 243173 руб. 47 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 14711 руб. 99 коп. и расходы по уплате госпошлины в сумме 8157 руб. 62 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, УИЗО Администрации города Лабытнанги обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы УИЗО Администрации города Лабытнанги указывает на неправомерность применения судом при рассмотрении спора в части утвержденных нормативов потребления теплоэнергии при централизованном отоплении решения Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 "О нормах потребления коммунальных услуг населением муниципального образования город Лабытнанги". Настаивает на применении Постановления Губернатора Ямало-Ненецкого округа от 17.12.2004 N 443 "О нормах потребления жилищных и коммунальных услуг населением Ямало-Ненецкого автономного округа".
В порядке статьи 262 АПК РФ истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2015 по настоящему делу.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что между МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" (управляющей организацией) и муниципальным образованием город Лабытнанги в лице МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации года Лабытнанги" (собственником) были заключены договоры управления многоквартирными домами N 107-У от 20.06.2011 и N 109-У от 20.06.2011, в соответствии с которыми управляющая организация приняла на себя обязательства оказывать услуги по управлению, выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, по обеспечению предоставления коммунальных услуг собственнику и иным пользователям, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Перечни многоквартирных домов, переданных в управление, были указаны в приложениях к договорам.
Цена договора определялась как сумма платы за жилое помещение и суммы платы за коммунальные услуги, которые обязан оплатить собственник, пользователь помещения управляющей организации в период действия договора.
На основании договоров истец являлся управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в городе Лабытнанги по следующим адресам: ул. Овражная, дом N 2, ул. Гагарина, дом N 48, ул. Дзержинского, дом N 44 и ул. Дзержинского, дом N 4, что не было оспорено ответчиком при рассмотрении дела. Часть помещений в многоквартирных домах находилась в собственности муниципального образования.
Истец в целях обеспечения многоквартирных домов тепловой энергией заключил с ресурсоснабжающей организацией ОАО "Тепло-Энергетик" договор теплоснабжения N 37-Т/УК от 01.01.2013.
ОАО "Тепло-Энергетик" предъявило истцу требования об оплате тепловой энергии, поставленной в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Овражная, дом N 2, ул. Гагарина, дом N 48, ул. Дзержинского, дом N 44 и ул. Дзержинского, дом N 4, по помещениям, находящимся в муниципальной собственности. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.06.2014 по делу N А81-914/2014 с Предприятия в пользу ОАО "Тепло-Энергетик" был взыскан долг в общей сумме 243 269 рублей 50 копеек.
13.12.2013, 12.02.2014 и 07.08.2014 истец направил ответчику претензионные письма с требованием погасить задолженность за оказанные Предприятием коммунальные услуги в сумме 243 269 рублей 50 копеек и уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Для оплаты был выставлен счет-фактура N 1518 от 11.12.2013.
Ответчик в добровольном порядке оплату не произвел, пояснив в письмах от 19.12.2013 с исх. N 05/5175 и от 20.08.2014 с исх. N 801-13/2014, что нежилые помещения переданы в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В соответствии с условиями договоров аренды оплату коммунальных услуг должны производить арендаторы.
Отказ УИЗО Администрации города Лабытнанги от оплаты долга по оплате тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, послужил ему основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 указанной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности.
Пунктом 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 этого кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника в части финансирования содержания муниципального имущества, в том числе жилого фонда, осуществляет муниципальное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" как орган местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 данного Кодекса.
При этом пункт 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предусматривает, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
При рассмотрении дела судом было установлено отсутствие между УИЗО Администрации города Лабытнанги и ОАО "Тепло-Энергетик" договорных отношений, связанных с поставкой тепловой энергии. Поскольку Управление как собственник нежилых помещений в многоквартирном доме не реализовало свое право на заключение договора энергоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, оно обязано вносить плату за коммунальные услуги управляющей организации, в управлении которой находится этот многоквартирный дом.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 71, 162 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что количество переданной в период января по декабрь 2013 года тепловой энергии истцом было определено расчетным методом, исходя из нормативов потребления, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 "О нормах потребления коммунальных услуг населением муниципального образования город Лабытнанги". Согласно представленному расчету в спорный период на нужды нежилых помещений многоквартирных домов было поставлено 77,93 Гкал тепловой энергии.
Стоимость переданных энергоресурсов определена истцом на основании тарифов, утвержденных приказом Департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.11.2012 N 232-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую открытым акционерным обществом "Тепло-Энергетик" и отпускаемую потребителям муниципального образования город Лабытнанги, на 2013 год".
Согласно расчету истца стоимость неоплаченной тепловой энергии за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 составила 243 173 руб. 47 коп.
УИЗО Администрации города Лабытнанги как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе настаивает на неправомерности применения при расчете количества потребленной тепловой энергии решения Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 "О нормах потребления коммунальных услуг населением муниципального образования город Лабытнанги", который утратил силу.
Между тем, указанная позиция ответчика уже являлась предметом исследования и оценки арбитражного суда первой инстанции, ее необоснованность отражена в обжалуемом судебном акте с изложением соответствующих мотивов.
Судебная коллегия соглашается с непринятием указанного утверждения заявителя как несостоятельного и не нашедшего правового подтверждения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормы потребления коммунальных услуг населением муниципального образования город Лабытнанги, в том числе нормативы потребления тепловой энергии при централизованном отоплении (Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади жилья в месяц), были утверждены Решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги N 18 от 23.12.2005.
Решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 16.05.2012 N 425 решение от 23.12.2005 N 18 было признано утратившим в силу. При этом в пункте 2 решения от 16.05.2012 N 425 были указаны сроки вступления его в силу в отношении определенных нормативов коммунальных услуг. Из указанного пункта видно, что в части норматива потребления тепловой энергии при централизованном отоплении (Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади жилья в месяц) решение от 23.12.2005 N 18 утрачивало силу с даты вступления в силу постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования город Лабытнанги (в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 13.06.2012 N 440).
При этом, суд принимает во внимание, что Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2014 N 792-П (в редакции постановления Правительства ЯНАО от 25.12.2014 N 1085-П) "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для потребителей муниципального образования город Лабытнанги" нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению были утверждены.
Согласно пункту 4 постановления оно вступает в силу с 01 июля 2015 года.
Системный анализ смысла и содержания указанных нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что решение Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 в части установления норматива потребления тепловой энергии при централизованном отоплении (Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади жилья в месяц) на день рассмотрения дела является действующим и, следовательно, правомерно было применено истцом при определении количества тепловой энергии, поступившей для отопления нежилых помещений в многоквартирных домах.
Из приложения N 1 к решению Городской Думы МО город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 видно, что норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливался в Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади жилья в месяц. При этом документ не содержит указания на то, что при определении норматива учитывался период, равный продолжительности отопительного периода (количеству календарных месяцев в отопительном периоде). Следовательно, норматив был определен, исходя из 12 месяцев в году.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что расчет истца, произведенный ежемесячно без выделения отопительного периода, соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (в редакции от 17.12.2014) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", устанавливающего правила определения размер платы за отопление в жилом доме или нежилом помещении (исходя из общей площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Отклоняя довод ответчика о том, что при расчете должно применяться Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого округа от 17.12.2004 N 443 "О нормах потребления жилищных и коммунальных услуг населением Ямало-Ненецкого автономного округа" суд обоснованно исходил из того, что указанным постановлением были утверждены минимальные нормы потребления жилищных и коммунальных услуг в целях формирования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Ямало-Ненецкого автономного округа, применяемого для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе в межбюджетных отношениях.
При таких обстоятельствах требования МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" правомерно удовлетворены за счет УИЗО Администрации города Лабытнанги в заявленном истцом размере.
МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.02.2014 по 05.11.2014 в размере 14 711 руб. 99 коп.
По правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции верно установил факт и период просрочки уплаты денежных средств со стороны ответчика, являющиеся основаниями для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и принял правомерное решение, удовлетворив требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленном МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" размере.
Ответчиком расчет размера процентов не оспорен.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, поскольку являлись предметом рассмотрения и оценки в суде первой инстанции, не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УИЗО Администрации города Лабытнанги освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2015 года по делу N А81-4897/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2015 N 08АП-6886/2015 ПО ДЕЛУ N А81-4897/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. N 08АП-6886/2015
Дело N А81-4897/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6886/2015) муниципального учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2015 года по делу N А81-4897/2014 (судья И.Д. Канева), принятое по иску муниципального производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (ИНН 8902009197, ОГРН 1028900558070) к муниципальному учреждению "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" (ИНН 8902014704, ОГРН 1128901001921)
о взыскании 257 875 руб. 81 коп.,
третьи лица - Администрация города Лабытнанги, общество с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс", общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах", общество с ограниченной ответственностью "Тепло-Энергетик",
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Лабытнанги "Ямал" (далее - МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал", Предприятие, истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к муниципальному учреждению "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" (далее - УИЗО Администрации города Лабытнанги, Управление, ответчик) о взыскании долга за тепловую энергию, потребленную в период с 01.01.2013 по 31.12.2013, в сумме 243 269 руб. 50 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 13.12.2013 по 04.09.2014, в сумме 14 606 руб. 31 коп., всего в общей сумме 257 875 руб. 81 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены открытое акционерное общество "Тепло-Энергетик", Администрация города Лабытнанги, общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" и общество с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" (далее - ОАО "Тепло-Энергетик", Администрация, ООО "Росгосстрах", ООО "Вектор Плюс", третьи лица).
До вынесения судебного акта по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика сумму основного долга в размере 243 173 руб. 47 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 14 711 руб. 99 коп.
Решением от 21.04.2015 по делу N А81-4897/2014 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа исковые требования МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" удовлетворил. С УИЗО Администрации города Лабытнанги в пользу МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" взыскано 266 043 руб. 08 коп., в том числе долг в сумме 243173 руб. 47 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 14711 руб. 99 коп. и расходы по уплате госпошлины в сумме 8157 руб. 62 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, УИЗО Администрации города Лабытнанги обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы УИЗО Администрации города Лабытнанги указывает на неправомерность применения судом при рассмотрении спора в части утвержденных нормативов потребления теплоэнергии при централизованном отоплении решения Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 "О нормах потребления коммунальных услуг населением муниципального образования город Лабытнанги". Настаивает на применении Постановления Губернатора Ямало-Ненецкого округа от 17.12.2004 N 443 "О нормах потребления жилищных и коммунальных услуг населением Ямало-Ненецкого автономного округа".
В порядке статьи 262 АПК РФ истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.04.2015 по настоящему делу.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что между МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" (управляющей организацией) и муниципальным образованием город Лабытнанги в лице МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации года Лабытнанги" (собственником) были заключены договоры управления многоквартирными домами N 107-У от 20.06.2011 и N 109-У от 20.06.2011, в соответствии с которыми управляющая организация приняла на себя обязательства оказывать услуги по управлению, выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных жилых домах, по обеспечению предоставления коммунальных услуг собственнику и иным пользователям, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Перечни многоквартирных домов, переданных в управление, были указаны в приложениях к договорам.
Цена договора определялась как сумма платы за жилое помещение и суммы платы за коммунальные услуги, которые обязан оплатить собственник, пользователь помещения управляющей организации в период действия договора.
На основании договоров истец являлся управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных в городе Лабытнанги по следующим адресам: ул. Овражная, дом N 2, ул. Гагарина, дом N 48, ул. Дзержинского, дом N 44 и ул. Дзержинского, дом N 4, что не было оспорено ответчиком при рассмотрении дела. Часть помещений в многоквартирных домах находилась в собственности муниципального образования.
Истец в целях обеспечения многоквартирных домов тепловой энергией заключил с ресурсоснабжающей организацией ОАО "Тепло-Энергетик" договор теплоснабжения N 37-Т/УК от 01.01.2013.
ОАО "Тепло-Энергетик" предъявило истцу требования об оплате тепловой энергии, поставленной в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Овражная, дом N 2, ул. Гагарина, дом N 48, ул. Дзержинского, дом N 44 и ул. Дзержинского, дом N 4, по помещениям, находящимся в муниципальной собственности. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.06.2014 по делу N А81-914/2014 с Предприятия в пользу ОАО "Тепло-Энергетик" был взыскан долг в общей сумме 243 269 рублей 50 копеек.
13.12.2013, 12.02.2014 и 07.08.2014 истец направил ответчику претензионные письма с требованием погасить задолженность за оказанные Предприятием коммунальные услуги в сумме 243 269 рублей 50 копеек и уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами. Для оплаты был выставлен счет-фактура N 1518 от 11.12.2013.
Ответчик в добровольном порядке оплату не произвел, пояснив в письмах от 19.12.2013 с исх. N 05/5175 и от 20.08.2014 с исх. N 801-13/2014, что нежилые помещения переданы в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В соответствии с условиями договоров аренды оплату коммунальных услуг должны производить арендаторы.
Отказ УИЗО Администрации города Лабытнанги от оплаты долга по оплате тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, послужил ему основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 указанной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности.
Пунктом 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 этого кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципального образования права собственника в части финансирования содержания муниципального имущества, в том числе жилого фонда, осуществляет муниципальное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Лабытнанги" как орган местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 данного Кодекса.
При этом пункт 18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предусматривает, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
При рассмотрении дела судом было установлено отсутствие между УИЗО Администрации города Лабытнанги и ОАО "Тепло-Энергетик" договорных отношений, связанных с поставкой тепловой энергии. Поскольку Управление как собственник нежилых помещений в многоквартирном доме не реализовало свое право на заключение договора энергоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, оно обязано вносить плату за коммунальные услуги управляющей организации, в управлении которой находится этот многоквартирный дом.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 71, 162 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что количество переданной в период января по декабрь 2013 года тепловой энергии истцом было определено расчетным методом, исходя из нормативов потребления, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 "О нормах потребления коммунальных услуг населением муниципального образования город Лабытнанги". Согласно представленному расчету в спорный период на нужды нежилых помещений многоквартирных домов было поставлено 77,93 Гкал тепловой энергии.
Стоимость переданных энергоресурсов определена истцом на основании тарифов, утвержденных приказом Департамента цен и тарифов Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.11.2012 N 232-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую открытым акционерным обществом "Тепло-Энергетик" и отпускаемую потребителям муниципального образования город Лабытнанги, на 2013 год".
Согласно расчету истца стоимость неоплаченной тепловой энергии за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 составила 243 173 руб. 47 коп.
УИЗО Администрации города Лабытнанги как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе настаивает на неправомерности применения при расчете количества потребленной тепловой энергии решения Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 "О нормах потребления коммунальных услуг населением муниципального образования город Лабытнанги", который утратил силу.
Между тем, указанная позиция ответчика уже являлась предметом исследования и оценки арбитражного суда первой инстанции, ее необоснованность отражена в обжалуемом судебном акте с изложением соответствующих мотивов.
Судебная коллегия соглашается с непринятием указанного утверждения заявителя как несостоятельного и не нашедшего правового подтверждения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормы потребления коммунальных услуг населением муниципального образования город Лабытнанги, в том числе нормативы потребления тепловой энергии при централизованном отоплении (Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади жилья в месяц), были утверждены Решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги N 18 от 23.12.2005.
Решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 16.05.2012 N 425 решение от 23.12.2005 N 18 было признано утратившим в силу. При этом в пункте 2 решения от 16.05.2012 N 425 были указаны сроки вступления его в силу в отношении определенных нормативов коммунальных услуг. Из указанного пункта видно, что в части норматива потребления тепловой энергии при централизованном отоплении (Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади жилья в месяц) решение от 23.12.2005 N 18 утрачивало силу с даты вступления в силу постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования город Лабытнанги (в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 13.06.2012 N 440).
При этом, суд принимает во внимание, что Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2014 N 792-П (в редакции постановления Правительства ЯНАО от 25.12.2014 N 1085-П) "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению для потребителей муниципального образования город Лабытнанги" нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению были утверждены.
Согласно пункту 4 постановления оно вступает в силу с 01 июля 2015 года.
Системный анализ смысла и содержания указанных нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что решение Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 в части установления норматива потребления тепловой энергии при централизованном отоплении (Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади жилья в месяц) на день рассмотрения дела является действующим и, следовательно, правомерно было применено истцом при определении количества тепловой энергии, поступившей для отопления нежилых помещений в многоквартирных домах.
Из приложения N 1 к решению Городской Думы МО город Лабытнанги от 23.12.2005 N 18 видно, что норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливался в Гкал на 1 кв. м отапливаемой площади жилья в месяц. При этом документ не содержит указания на то, что при определении норматива учитывался период, равный продолжительности отопительного периода (количеству календарных месяцев в отопительном периоде). Следовательно, норматив был определен, исходя из 12 месяцев в году.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что расчет истца, произведенный ежемесячно без выделения отопительного периода, соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (в редакции от 17.12.2014) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", устанавливающего правила определения размер платы за отопление в жилом доме или нежилом помещении (исходя из общей площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Отклоняя довод ответчика о том, что при расчете должно применяться Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого округа от 17.12.2004 N 443 "О нормах потребления жилищных и коммунальных услуг населением Ямало-Ненецкого автономного округа" суд обоснованно исходил из того, что указанным постановлением были утверждены минимальные нормы потребления жилищных и коммунальных услуг в целях формирования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Ямало-Ненецкого автономного округа, применяемого для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе в межбюджетных отношениях.
При таких обстоятельствах требования МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" правомерно удовлетворены за счет УИЗО Администрации города Лабытнанги в заявленном истцом размере.
МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.02.2014 по 05.11.2014 в размере 14 711 руб. 99 коп.
По правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции верно установил факт и период просрочки уплаты денежных средств со стороны ответчика, являющиеся основаниями для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и принял правомерное решение, удовлетворив требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленном МПП ЖКХ МО г. Лабытнанги "Ямал" размере.
Ответчиком расчет размера процентов не оспорен.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, поскольку являлись предметом рассмотрения и оценки в суде первой инстанции, не содержат сведений, опровергающих правильность выводов суда.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УИЗО Администрации города Лабытнанги освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2015 года по делу N А81-4897/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.Н.КУДРИНА
Е.Н.КУДРИНА
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Д.Г.РОЖКОВ
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)