Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2015 N 09АП-25564/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А40-178674/14

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. N 09АП-25564/2015-ГК

Дело N А40-178674/14

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семикиной О.Н.,
судей Банина И.Н., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бытдаевой В.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Орехово-5"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2015 г.
по делу N А40-178674/14, принятое судьей А.Г. Китовой (шифр судьи 62-1480),
по иску открытого акционерного общества "московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, ИНН 7720518494, 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
к жилищно-строительному кооперативу "Орехово-5" (ОГРН 1037739444930, ИНН 7737055460, 111551, г. Москва, пр. Шипиловский, д. 45, корп. 1, кв. 2)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Руфф А.Ю. по доверенности от 16.03.2015,
от ответчика: Ткач А.Н. по доверенности от 19.02.2015,

установил:

открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к жилищно-строительный кооператив "Орехово-52" о взыскании основного долга за период с марта по апрель 2014 в размере 666.887 руб. 13 коп. по оплате поставленной тепловой энергии в рамках договора теплоснабжения N 06.510451-ТЭ от 01 января 2012 г. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.04.2014 по 23.09.2014 в размере 29.990 руб. 92 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 27.04.2015, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2015 подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - истец) и ЖСК "Орехово-5" (далее - ответчик) заключены договор снабжения тепловой энергией потребителя N 06.510451-ТЭ от 01.01.2012 г. (далее - договор), согласно которому теплоснабжающая организация обязалась поставить потребителю через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию для нужд отопления, вентиляции, кондиционирования, сушки для собственных нужд или оказания коммунальных услуг гражданам, а Потребитель обязался принять тепловую энергию на условиях предусмотренных настоящим договором и оплатить ее в порядке, сроки и на условиях определенных договором и требованиями.
Согласно положениям ст. 540 ГК РФ и п. 9.1 договора указанный договор считается ежегодно пролонгированным.
Согласно п. 5.1.1 договора потребитель обязался надлежащим образом производить оплату потребленного объема тепловой энергии с соблюдением срока, размера и порядка оплаты, установленных договором.
Согласно п. 7.1 договора, оплата поставляемой потребителю в расчетном периоде тепловой энергии производиться потребителем в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий договора теплоснабжающая организация отпустила потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию за период с марта по апрель 2014 г. на общую сумму 947.563 руб. 03 коп.
Суд первой инстанции установил, что истец осуществил передачу энергоресурсов, что подтверждается актами приемки передачи энергоресурсов от 31.03.2014 г. за период с 01.03.2014 по 31.03.2014, от 30.04.2014 за период с 01.04.2014 по 30.04.2014.
Вместе с тем, ответчик осуществил частичную оплату поставленной тепловой энергии и у ответчика перед истцом имеется задолженность в размере 666.887 руб. 13 коп.
С учетом положений ст. ст. 330, 395 ГК РФ суд первой инстанции удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.04.2014 по 23.09.2014 в размере 29.990 руб. 92 коп.
Суд апелляционной инстанции, отменяя обжалуемый судебный акт, исходит из следующего.
В спорный период поставка коммунальных ресурсов осуществлялась по ценам, установленным постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 г. N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения". Арбитражный суд первой инстанции данный нормативный правовой акт не применил.
Данное постановление Правительства г. Москвы принято в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 29.09.2009 г. N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве".
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, так же как и в пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ, в качестве общего правила предусматривается, что плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. Однако порядок определения объема энергии в случае отсутствия приборов учета в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством.
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
В отличие от пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ, предусматривающего возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии в законе, иных правовых актах или соглашении сторон, жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон способа определения объема энергии (коммунальной услуги), подлежащего оплате абонентами-гражданами, использующими ее для бытового потребления.
Следовательно, подлежащее оплате количество энергии при отсутствии приборов учета должно определяться не диспозитивной нормой пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ, а императивным правилом части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ.
Исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организации энергию в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие энергию (коммунальные услуги) исполнителю коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ принято Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"), которые вступили в силу 07.03.2012 г. (далее Правила N 124).
Пунктом 2 Постановления N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступил в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, то есть с 01.09.2012 г.
Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что ошибочен и не соответствует нормам материального права вывод суда первой инстанции о правильности расчета истцом объема отпущенной тепловой энергии с применением повышающего коэффициента 12/7.
Истец правильно осуществил расчет объема тепловой энергии с применением повышающего коэффициента 12/7, то есть норматив потребления тепловой энергии в размере 0,016 Гкал/кв. м в месяц умножили на 12 месяцев календарного года и поделили на 7 месяцев отопительного периода.
Таким образом, при расчете истцом был установлен новый ежемесячный норматив - 0,027 Гкал/кв. м в месяц, который применяется в каждый месяц отопительного периода, при этом указанный норматив противоречии положениям ЖК РФ и Правилам N 124, 306, 307, 354.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции не учел, что установление порядка оплаты за тепловую энергию равными платежами в течение года при отсутствии приборов учета тепловой энергии обусловлено тем, что тепловые системы должны находиться в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, за исключением межотопительного периода, в котором проводится, подготовка к новому отопительному сезону, поэтому за время проведения технологических перерывов и ремонтов системы отопления потребителями тепла также должна производиться оплата, т.к. составляющими себестоимости услуг по теплоснабжению являются не только расходы на производство и транспортировку тепловой энергии и теплоносителя, но и расходы на ремонт и техническое обслуживание инженерного оборудования и коммуникаций, ремонтный фонд, оплату обслуживающего персонала.
По условиям договора теплоснабжения расчетным периодом является отчетный месяц.
Оплата за отопление собственниками и нанимателями жилых помещений данного многоквартирного дома осуществляется равными платежами в течение 12 месяцев календарного года, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой ЖСК "Орехово-5", которую арбитражный суд первой инстанции проигнорировал.
Договор не предусматривает иной период и порядок расчетов за тепловую энергию. Договор также не предоставляет истцу право расчета тепловой энергии только в отопительный период и с применением коэффициента 12/7.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению") предусмотрено, что в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года (то есть путем деления 7 месяцев отопительного периода на 12 количество месяцев в году, а не наоборот).
Согласно вышеизложенного, ежемесячный размер платы за отопление в марте - апреле 2013 г. (Р жил.) необходимо рассчитывать следующим образом:
Р жил. = S x N x Т x К,
где:
- S - общая площадь жилых помещений многоквартирного жилого дома (кв. м);
- N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ (руб./Гкал).
К - коэффициент периодичности внесения платы за коммунальную услугу по отоплению.
Исходные данные:
- S - Общая площадь жилых помещений в МКД - 10 565,3 (кв. м) согласно сведениям из Паспорта БТИ;
- N - Норматив потребления тепловой энергии на отопление - 0,016 (Гкал/кв. м/месяц);
- Т - тариф на тепловую энергию - 1570,14 (руб./Гкал);
- К - 7/12 (Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857).
Ежемесячный размер платы за коммунальный ресурс по отоплению в жилых помещениях рассчитывается следующим образом:
Р жил. = 10 565,3 (кв. м) x 0,016 (Гкал/кв. м/месяц) x 1570,14 (руб./Гкал) x 7/12 = 154.830 руб. 67 коп.
Применение истцом расчетного механизма по нагрузкам в нарушение договора и нормативных актов в данном случае привело к значительному увеличению объема и стоимости поставленной тепловой энергии на отопление.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857 Правительство г. Москвы в постановлении от 10.09.2012 г. N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" установило, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства г. Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
Указанные постановления в спорном периоде следует применять с учетом введения с 01.09.2012 г. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Норматив на отопление кв. м общей площади жилья в месяц рассчитан и утвержден исходя из равномерного распределения количества услуги в течение календарного года, ввиду чего плата за услуги по отоплению должна рассчитываться и вноситься в течение календарного года равными долями.
В связи изложенным вывод арбитражного суда первой инстанции об обоснованности расчета истца, которым порядок расчетов между теплоснабжающей организацией и потребителем предусмотрен только за отопительный период и размер платы за коммунальный ресурс - тепловую энергию на отопление определен по объему, рассчитанному по нормативным нагрузкам с использованием методики применения коэффициента 12/7, основан на ошибочном толковании условий договора и сделан без учета указанных выше норм права.
Кроме того, при разрешении спора суд первой инстанции не учел правовые позиции, отраженные в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.11.2011 г. N 8413/11, от 25.02.2014 г. N 15259/13.
Суд апелляционной инстанции также установил, что истец рассчитал объем тепловой энергии, отпущенной ЖСК "Орехово-5" на отопление нежилых (прочих) помещений, по тепловым нагрузкам по ЦТП.
Однако указанная методика расчета является неправомерной, поскольку она противоречит императивным нормам жилищного законодательства и правовым актам об оказании жилищно-коммунальных услуг населению.
Как было указано выше и подтверждается разъяснениями ВАС РФ (Определения ВАС РФ от 22.07.2014 г. N ВАС-8901/14, N ВАС-8835/14, от 21.06.2013 г. N ВАС-7107/13 и др.), следует отметить императивный характер норм, определяющих правила расчета объема коммунальных ресурсов, поставленного в нежилые помещения многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета (подпункт "г" пункта 20 Правил N 307, пункт 43 Правил N 354 в редакциях, действовавших в спорный период).
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
Согласно подп. "г" п. 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, при отсутствии индивидуальных приборов учета тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 2 и подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Данная правовая позиция подтверждается, в частности, определениями ВАС РФ от 22.07.2014 г. N ВАС-8901/14, N ВАС-8835/14, от 21.06.2013 г. N ВАС-7107/13.
Ежемесячный размер платы за отопление в марте - апреле 2013 г. в нежилых помещениях (Р нежил.) необходимо рассчитывать следующим образом:
Р нежил. = S x N x Т x К,
где:
- S - общая площадь нежилых помещений многоквартирного жилого дома (кв. м);
- N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ (руб./Ткал).
К - коэффициент периодичности внесения платы за коммунальную услугу по отоплению.
Исходные данные:
- S - Общая площадь нежилых помещений в МКД - 692,7 (кв. м);
- N - Норматив потребления тепловой энергии на отопление - 0,016 (Гкал/кв. м/месяц);
- Т - тариф на тепловую энергию - 1558,47 (руб. /Гкал);
- К - 7/12 (Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857).
Ежемесячный размер платы за коммунальный ресурс по отоплению в нежилых помещениях:
Р неж. = 692,7 (кв. м) x 0,016 (Гкал/кв. м/месяц) x 1558,47 (руб./Гкал) x 7/12 = 10 075 руб. 82 коп.
Таким образом, в период с марта 2014 года по апрель 2014 года ЖСК "Орехово-5" обязан был ежемесячно перечислять ОАО "МОЭК" в счет ежемесячной платы за отопление нежилых помещений 10.075 руб. 82 коп.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции не учет произведенные ответчиком платежи.
08.05.2014 истец платежным поручением N 83 перечислило истцу денежные средства в размере 771 612 рублей 20 копеек. В назначении платежа указано: "Дог. 06.510451-ТЭ от 01.01.2012 г. за энергоресурсы за период с 10.2014 по 03.2014 за нежилую часть МКД, за жилую из расчета 169,042 Гкал/кв. м жилой части МКД Сумма 771612-20, в т.ч. НДС (18%) - 117703-56".
Суд апелляционной инстанции установил, что в платежным поручении от 08.05.2014 г. N 83 допущена опечатка: в назначении платежа вместо "за период с 10.2014 по 03.2014" следует читать "за период с 10.2013 по 03.2014". Указанным платежным поручением оплачивались энергоресурсы, фактически принятые ЖСК "Орехово-5" в период с октября 2013 года по март 2014 года (за 6 месяцев отопительного периода 2013 - 2014 гг.).
02.06.2014 ответчик платежным поручением N 95 перечислило истцу денежные средства в размере 280 675 рублей 90 копеек. В назначении платежа указано: "Дог. 06.510451-ТЭ от 01.01.2012 г. за энергоресурсы за апрель 2014 за нежилую часть МКД 8,296 Гкал/кв. м, за жилую из расчета 169,042 Гкал/кв. м жилой части МКД Сумма 280675-90, в т.ч. НДС (18%) - 42814-97".
Суд первой инстанции не учтены следующие обстоятельства:
Общий ежемесячный размер платы за отопление жилых и нежилых помещений составляет 164 906 рублей 49 копеек (расчет: 154 830,67 + 10 075,82 = 164 906,49).
Общий размер платы за исковой период (март - апрель 2014 года) за отопление жилых и нежилых помещений составляет 329 812 рублей 98 копеек (расчет: 164 906,49 x 2).
Общая сумма переведенных ответчиком денежных средств по платежным поручениям N 83 и N 95 составляет 1 052 288 рублей 10 копеек (расчет: 771 612,20 + 280 675,90 = 1 052 288,10).
Платежными поручениями N 83 и N 95 ответчиком оплачено отопление за 07 (семь) месяцев (октябрь 2013 года - апрель 2014 года), соответственно, на каждый месяц приходится 150 326 рублей 87 копеек (расчет: 1 052 288,10 / 7 = 150 326,87).
Поэтому недоплата за каждый месяц искового периода составляет 14 579 рублей 62 копейки (расчет: 164 906,49 - 150 326,87 = 14 579,62).
Таким образом, общая сумма долга за исковой период (за два месяца 2014 года) составляет 29.159 рублей 24 копейки.
В обоснование правильности применения истцом расчета объема тепловой энергии в отношении нежилых помещений по тепловым нагрузкам суд первой инстанции применил Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Министерством топлива и энергетики РФ от 12.09.1995 г. N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), а также Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034 (далее - Правила N 1034).
Однако применение Правил N Вк-4936 и N 1034 к правоотношениям сторон не является правомерным по следующим основаниям.
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения, поэтому в отличие от пункта 1 статьи 544 ГК РФ, предусматривающего возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии в законе, иных правовых актах или соглашении сторон, жилищное законодательство не допускает возможности определения по соглашению сторон способа определения объема энергии (коммунальной услуги), подлежащего оплате абонентами-гражданами, использующими ее для бытового потребления.
Правила N Вк-4936, на которые ссылается истец, применению не подлежат, т.к. установленный в них порядок определения количества тепловой энергии для отопления нежилых помещений в МКД в отсутствие общедомового УУТЭ не соответствует нормам права, регулирующим этот же предмет, содержащимся в Правилах N 307).
Кроме того, п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009 федеральным органам исполнительной власти предписано обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
Таким образом, после принятия и введения в действия Правил N 307 Минтопэнерго РФ должно было привести свои Правила N Вк-4936 в соответствие с имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актом Правительства РФ - Правилами N 307.
Правила N 1034 устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 1 Правил N 1034), и утверждены на основании ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Как установлено п. 3.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О теплоснабжении", к полномочиям Правительства РФ в сфере теплоснабжения относится утверждение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
При этом согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О теплоснабжении" федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Таким образом, Федеральный закон "О теплоснабжении" и Правила N 1034 имеют общий предмет правового регулирования, в то время как ЖК РФ и Правила N 307 имеют специальный предмет правового регулирования - жилищные правоотношения, а также правоотношения, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.
При таких обстоятельствах Правила N Вк-4936 и N 1034 применению в настоящем споре не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Суд апелляционной инстанции также признает необоснованной ссылку истца на постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 N 435-пп, поскольку указанное постановление не соотносится с положениями ст. 544 ГК РФ, 157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Постановлению Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2015 по делу N А40-178674/14 изменить.
Взыскать с жилищно-строительного кооператива "орехово-5" (ОГРН 1037739444930, ИНН 7737055460, 111551, г. Москва, пр. Шипиловский, д. 45, корп. 1, кв. 2) в пользу открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, ИНН 7720518494, 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) задолженность по основному долгу в размере 29.159 руб. 24 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.04.2014 по 23.09.2014 в размере 922 руб. 16 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 731 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, ИНН 7720518494, 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10) в пользу жилищно-строительному кооперативу "Орехово-5" (ОГРН 1037739444930, ИНН 7737055460, 111551, г. Москва, пр. Шипиловский, д. 45, корп. 1, кв. 2) расходы по оплате государственной пошлины в размере 3.000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
О.Н.СЕМИКИНА

Судьи
И.Н.БАНИН
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)