Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству": представитель не явился;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Мучкаевой И.М., представителя по доверенности от 03.01.2015 N 1-32-25 (сроком до 31.12.2015);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
на решение от 24.06.2015
по делу N А73-689/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
об отмене постановления о назначении административного наказания
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - ООО "СЗ по ЖКХ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - административный орган; ГКУ Правительства ХК) от 22.12.2014 N 706ж/14-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в сумме 20000 руб.
Решением суда от 24.06.2015 отказано в удовлетворении требований ООО "Служба заказчика по ЖКХ".
Суд первой инстанции установил в бездействии ООО "СЗ по ЖКХ", являющегося управляющей компанией многоквартирного дома N 26 корпус 2 по ул. Краснофлотская, в г. Комсомольске-на-Амуре, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, выразившемся в непринятии мер по установке общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения в указанном доме, что свидетельствует о несоблюдении положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 491; Правила содержания общего имущества), согласно которым обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации, входит в обязанности управляющей организации.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отмене постановления административного органа и прекращения производства по делу.
Заявитель жалобы, ссылается на положения статей 39, 44, 161, 164, 162 ЖК РФ, и утверждает о том, что: принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещения, а конкретно в отношении рассматриваемого многоквартирного дома по ул. Краснофлотская в. г. Комсомольске-на-Амуре существует совет многоквартирного дома, и вопрос о выполнении работ по оснащению многоквартирного дома приборами учета (общедомового) холодного и горячего водоснабжения должен решается только собственниками; при рассмотрении спора судом не учтено, что доля муниципальных квартир в рассматриваемом многоквартирном доме составила 803,6 кв. м к итоговой 3099,31 кв. м общей площади многоквартирного дома, то есть возникает вопрос об ответственности администраций муниципальных образований, выступающих в качестве собственников части жилых помещений; в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещения об оснащении многоквартирного дома приборами учета, управляющая организация не вправе выполнять указанные услуги и не может отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг; по смыслу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) обязанность совершить действия по оснащению приборами учета многоквартирного дома возложена на ресурсоснабжающие организации.
В своем отзыве на апелляционную жалобу ГКУ Правительства ХК доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "СЗ по ЖКХ", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель ГКУ Правительства ХК отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 30.10.2014 в управление государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края поступило обращение гр. Романова Е.В., проживающего по адресу: <...>, о ненадлежащем содержании управляющей организацией общего имущества вышеуказанного многоквартирного жилого дома, а также о нарушении требований Федерального закона N 261-ФЗ, на основании чего 10.11.2014 главным специалистом государственного жилищного надзора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 4, 5 статьи 9.16 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования с целью выявления лиц, виновных в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о чем вынесено соответствующее определение; в тот же день вышеуказанным должностным лицом, в присутствии представителя ООО "СЗ по ЖКХ" и двух понятых, проведено обследование помещений многоквартирного жилого дома N 26 корпус 2 по улице Краснофлотская в г. Комсомольске-на-Амуре, в ходе которого установлено, что в доме отсутствуют приборы учета горячего и холодного водоснабжения; управляющая организация не вносила предложение собственникам о рассмотрении на общем собрании вопроса установки приборов учета используемых энергетических ресурсов; результаты осмотра зафиксированы соответствующим протоколом от 10.11.2014.
13.11.2014 главным специалистом государственного жилищного надзора в отношении ООО "Служба заказчика по ЖКХ", в присутствии представителя Марочкиной Т.В. (доверенность от 13.11.2014), составлен протокол N 139/113 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "СЗ по ЖКХ" извещалось уведомлением от 10.11.2014, полученным юридическим лицом 10.11.2014 (вх. N 1720).
Определением от 28.11.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ в отношении ООО "СЗ по ЖКХ" назначено на 22.12.2014 в 15 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, каб. 724., копия такого определения направлена по юридическому адресу общества заказным письмом и получена адресатом 09.12.2014, что подтверждается почтовой карточкой о вручении почтового отправления.
22.12.2014 заместителем начальника ГКУ Правительства ХК по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 706ж/14-Ю, которым ООО "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 20000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "СЗ по ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома; в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно; лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В силу части 9 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ - до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Положения Федерального закона N 261-ФЗ, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 261-ФЗ).
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 7 статьи 9 Федерального закона N 261-ФЗ).
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 491, в силу положений подпункта "ж" пункта 10, "и", "к" пункта 11 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
В соответствии с подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм, а именно части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверки приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.
Работы по установке и введения в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Из материалов дела также следует, что в результате обследования помещений многоквартирного жилого дома N 26 корпус 2 по улице Краснофлотская в г. Комсомольске-на-Амуре административным органом выявлено следующее: в доме отсутствуют приборы учета горячего и холодного водоснабжения; управляющая организация не вносила предложение собственникам о рассмотрении на общем собрании вопроса установки приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Следовательно, факт административного правонарушения, выразившийся в несоблюдении обществом части 2 статьи 162 ЖК РФ и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения обществом требований вышеприведенного действующего законодательства в области соответствия многоквартирных жилых домов установленным требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, а также вина общества в его совершении административным органом доказаны.
Нарушений процедуры привлечения лица к ответственности не установлено. Размер штрафа определен в пределах санкции части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном законодателем.
Каких-либо доводов, со ссылками на нормы права, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции или указывали на их несоответствие представленным в материалы дела доказательствам, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального или процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 июня 2015 года по делу N А73-689/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.09.2015 N 06АП-4017/2015 ПО ДЕЛУ N А73-689/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2015 г. N 06АП-4017/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству": представитель не явился;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Мучкаевой И.М., представителя по доверенности от 03.01.2015 N 1-32-25 (сроком до 31.12.2015);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
на решение от 24.06.2015
по делу N А73-689/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
об отмене постановления о назначении административного наказания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - ООО "СЗ по ЖКХ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края (далее - административный орган; ГКУ Правительства ХК) от 22.12.2014 N 706ж/14-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в сумме 20000 руб.
Решением суда от 24.06.2015 отказано в удовлетворении требований ООО "Служба заказчика по ЖКХ".
Суд первой инстанции установил в бездействии ООО "СЗ по ЖКХ", являющегося управляющей компанией многоквартирного дома N 26 корпус 2 по ул. Краснофлотская, в г. Комсомольске-на-Амуре, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, выразившемся в непринятии мер по установке общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения в указанном доме, что свидетельствует о несоблюдении положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 491; Правила содержания общего имущества), согласно которым обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации, входит в обязанности управляющей организации.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отмене постановления административного органа и прекращения производства по делу.
Заявитель жалобы, ссылается на положения статей 39, 44, 161, 164, 162 ЖК РФ, и утверждает о том, что: принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещения, а конкретно в отношении рассматриваемого многоквартирного дома по ул. Краснофлотская в. г. Комсомольске-на-Амуре существует совет многоквартирного дома, и вопрос о выполнении работ по оснащению многоквартирного дома приборами учета (общедомового) холодного и горячего водоснабжения должен решается только собственниками; при рассмотрении спора судом не учтено, что доля муниципальных квартир в рассматриваемом многоквартирном доме составила 803,6 кв. м к итоговой 3099,31 кв. м общей площади многоквартирного дома, то есть возникает вопрос об ответственности администраций муниципальных образований, выступающих в качестве собственников части жилых помещений; в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещения об оснащении многоквартирного дома приборами учета, управляющая организация не вправе выполнять указанные услуги и не может отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг; по смыслу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) обязанность совершить действия по оснащению приборами учета многоквартирного дома возложена на ресурсоснабжающие организации.
В своем отзыве на апелляционную жалобу ГКУ Правительства ХК доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "СЗ по ЖКХ", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
В судебном заседании представитель ГКУ Правительства ХК отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 30.10.2014 в управление государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края поступило обращение гр. Романова Е.В., проживающего по адресу: <...>, о ненадлежащем содержании управляющей организацией общего имущества вышеуказанного многоквартирного жилого дома, а также о нарушении требований Федерального закона N 261-ФЗ, на основании чего 10.11.2014 главным специалистом государственного жилищного надзора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 4, 5 статьи 9.16 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования с целью выявления лиц, виновных в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о чем вынесено соответствующее определение; в тот же день вышеуказанным должностным лицом, в присутствии представителя ООО "СЗ по ЖКХ" и двух понятых, проведено обследование помещений многоквартирного жилого дома N 26 корпус 2 по улице Краснофлотская в г. Комсомольске-на-Амуре, в ходе которого установлено, что в доме отсутствуют приборы учета горячего и холодного водоснабжения; управляющая организация не вносила предложение собственникам о рассмотрении на общем собрании вопроса установки приборов учета используемых энергетических ресурсов; результаты осмотра зафиксированы соответствующим протоколом от 10.11.2014.
13.11.2014 главным специалистом государственного жилищного надзора в отношении ООО "Служба заказчика по ЖКХ", в присутствии представителя Марочкиной Т.В. (доверенность от 13.11.2014), составлен протокол N 139/113 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "СЗ по ЖКХ" извещалось уведомлением от 10.11.2014, полученным юридическим лицом 10.11.2014 (вх. N 1720).
Определением от 28.11.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ в отношении ООО "СЗ по ЖКХ" назначено на 22.12.2014 в 15 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, каб. 724., копия такого определения направлена по юридическому адресу общества заказным письмом и получена адресатом 09.12.2014, что подтверждается почтовой карточкой о вручении почтового отправления.
22.12.2014 заместителем начальника ГКУ Правительства ХК по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 706ж/14-Ю, которым ООО "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 20000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "СЗ по ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома; в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно; лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В силу части 9 статьи 11 Федерального закона N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ - до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Положения Федерального закона N 261-ФЗ, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 261-ФЗ).
Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 7 статьи 9 Федерального закона N 261-ФЗ).
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 491, в силу положений подпункта "ж" пункта 10, "и", "к" пункта 11 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
В соответствии с подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм, а именно части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверки приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.
Работы по установке и введения в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Из материалов дела также следует, что в результате обследования помещений многоквартирного жилого дома N 26 корпус 2 по улице Краснофлотская в г. Комсомольске-на-Амуре административным органом выявлено следующее: в доме отсутствуют приборы учета горячего и холодного водоснабжения; управляющая организация не вносила предложение собственникам о рассмотрении на общем собрании вопроса установки приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Следовательно, факт административного правонарушения, выразившийся в несоблюдении обществом части 2 статьи 162 ЖК РФ и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
При таких обстоятельствах, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В рассматриваемом случае доказательств невозможности соблюдения обществом требований вышеприведенного действующего законодательства в области соответствия многоквартирных жилых домов установленным требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, а также вина общества в его совершении административным органом доказаны.
Нарушений процедуры привлечения лица к ответственности не установлено. Размер штрафа определен в пределах санкции части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном законодателем.
Каких-либо доводов, со ссылками на нормы права, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции или указывали на их несоответствие представленным в материалы дела доказательствам, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального или процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 июня 2015 года по делу N А73-689/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.А.ШВЕЦ
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)