Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Захарова Е.А.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей: Брыкова И.И., Редченко Е.В.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2015 года апелляционную жалобу Б. на решение Истринского городского суда Московской области от 24 декабря 2014 года по делу по заявлению Б. о признании решения Совета депутатов незаконным.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Б. - Ф., представителя Совета депутатов с.п. Павло-Слободское - Ш.,
Заявитель Б. обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов с/п Павло-Слободское незаконным.
В обоснование заявления, Б. указал, что он является жителем д. Борзые с/п Павло-Слободское Истринского района Московской области.
Совет депутатов с/п Павло-Слободское 23 мая 2014 года вынес решение N 23, которым утвердил Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское.
В соответствии со ст. 6 данного положения, создание ТОС осуществляется по решению собрания или конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициатором создания ТОС является инициативная группа граждан в количестве не менее семи человек.
Инициативная группа письменно обращается в Совет депутатов с предложением установить границы территории создаваемого ТОС. Совет депутатов с/п в месячный срок принимает решение об утверждении границ территории создаваемого ТОС в соответствии с предложением инициативной группы либо в ином обоснованном и согласованном с инициаторами создания ТОС варианте и доводит в письменном виде принятое решение до инициаторов создания ТОС.
После принятия Советом депутатов решения об установлении границ создаваемого ТОС, инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания или конференции граждан по созданию ТОС.
Решением Совета депутатов с/п Павло-Слободское N 35 от 25 августа 2014 года "О внесении изменений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области" внесены изменения в Положение о территориальном общественном самоуправлении в с/п Павло-Слободское. Так, ст. 6 Положения изложена в новой редакции, согласно которой (п. 6.1) создание ТОС осуществляется по решению собрания или конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициатором создания признается инициативная группа граждан в количестве не менее семи человек. Пунктом 6.2 Положения определено, что с заявлением об установлении границ территории создаваемого ТОС в Совет депутатов с/п Павло-Слободское от имени собрания, конференции граждан обращается уполномоченная собранием, конференцией инициативная группа.
По мнению заявителя, осуществить указанную последовательность по созданию ТОС будет невозможно, поскольку она противоречит ст. 6 ФЗ N 131-ФЗ, а именно: собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Если границы территории к моменту проведения такого собрания граждан не будут определены (изменение внесенное оспариваемым решением), то правомочность собрания на создание ТОС не сможет быть достигнута ввиду неопределенности границ территории и, соответственно, числа проживающих на ней граждан.
Самостоятельно определить границы территории создаваемого ТОС и численность граждан, проживающих на этой территории, собрание установить не может, т.к. принятие решения по данному вопросу отнесено к компетенции Совета депутатов с/п Павло-Слободское.
Оспариваемым решением в отдельных пунктах ст. 6 заложены противоречия, которые делают неисполнимой процедуру создания ТОС.
Пункт 6.2 Положения предусматривает, что с заявлением об установлении границ территории создаваемого ТОС в Совет депутатов от имени собрания, конференции граждан обращается уполномоченная инициативная группа, тогда как п. 6.4 предусматривает, что после принятия Советом депутатов решения об установлении границ создаваемого ТОС инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания или конференции граждан по созданию ТОС.
Утвержденный в новой редакции пункт 6.2 в том числе предусматривает, что к заявлению об установлении границ территории создаваемого ТОС должны быть приложены сведения о численности граждан, проживающих (зарегистрированных по месту жительства) на территории создаваемого ТОС и имеющих право участвовать в его осуществлении, тогда как такая информация является конфиденциальной
Кроме того, в соответствии с пп. 6.5 Положения, установление границ территории создаваемого ТОС проводится исключительно в целях организации ТОС и не является основанием права владения, пользования и распоряжения земельными участками, предоставления земельных участков.
В состав территории, на которой осуществляется ТОС не входят территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями, организациями, а также земли общего пользования.
Заявитель считает данный подпункт противоречащим действующему законодательству и нарушающим права граждан, поскольку, исключая из территории ТОС земельные участки общего пользования, существенно сужаются полномочия ТОС по благоустройству территории.
Просит суд признать решение Совета депутатов с/п Павло-Слободское N 35 от 25 августа 2014 года "О внесении изменений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области" противоречащим Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушающим права граждан на осуществление территориального местного самоуправления, и отменить.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов с/п Павло-Слободское возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв.
Решением Истринского городского суда Московской области от 24 декабря 2014 года заявленные требования Б. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку оно основано на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Как установлено судом первой инстанции, Совет депутатов с/п Павло-Слободское 23 мая 2014 года вынес решение N 23, которым утвердил Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское.
Согласно ст. 6 данного положения, создание ТОС осуществляется по решению собрания или конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициатором создания ТОС является инициативная группа граждан в количестве не менее семи человек.
Инициативная группа письменно обращается в Совет депутатов с предложением установить границы территории создаваемого ТОС. Совет депутатов с/п в месячный срок принимает решение об утверждении границ территории создаваемого ТОС в соответствии с предложением инициативной группы либо в ином обоснованном и согласованном с инициаторами создания ТОС варианте и доводит в письменном виде принятое решение до инициаторов создания ТОС.
После принятия Советом депутатов решения об установлении границ создаваемого ТОС, инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания или конференции граждан по созданию ТОС.
Решением Совета депутатов с/п Павло-Слободское N 35 от 25 августа, 2014 года "О внесении изменений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области" внесены изменения в Положение о территориальном общественном самоуправлении в с/п Павло-Слободское.
Так, ст. 6 Положения изложена в новой редакции, согласно которой (п. 6.1) создание ТОС осуществляется по решению собрания или конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициатором создания признается инициативная группа граждан в количестве не менее семи человек. Пунктом 6.2 Положения определено, что с заявлением об установлении границ территории создаваемого ТОС в Совет депутатов с/п Павло-Слободское от имени собрания, конференции граждан обращается уполномоченная собранием, конференцией инициативная группа.
Пункт 6.4 Положения предусматривает, что после принятия Советом депутатов решения об установлении границ создаваемого ТОС инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания или конференции граждан по созданию ТОС.
Кроме того, в силу пп. 6.5 Положения, установление границ территории создаваемого ТОС проводится исключительно в целях организации ТОС и не является основанием права владения, пользования и распоряжения земельными участками, предоставления земельных участков. В состав территории, на которой осуществляется ТОС не входят территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями, организациями, а также земли общего пользования.
Заявитель оспаривает решение Совета депутатов N 35 от 25 августа 2014 года считая его нарушающим права граждан на создание ТОС и существенно сужающим его полномочия по благоустройству территории ТОС.
При этом указывает, что осуществить последовательность по созданию ТОС будет невозможно, поскольку если границы территории к моменту проведения такого собрания граждан не будут определены (изменение внесенное оспариваемым решением), то правомочность собрания на создание ТОС не сможет быть достигнута ввиду неопределенности границ территории и, соответственно, числа проживающих на ней граждан.
Самостоятельно определить границы территории создаваемого ТОС и численность граждан, проживающих на этой территории, собрание установить не может, т.к. принятие решения по данному вопросу отнесено к компетенции Совета депутатов с/п Павло-Слободское.
Суд правомерно не согласился с указанными доводами, поскольку согласно п. п. 1 - 4 ст. 27 Федерального закона РФ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с п. п. 6, 8 указанного Федерального закона, собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Из содержания указанной нормы права следует, что территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, в том числе вопросы по принятию решения о создании ТОС, выдвижения инициативной группы, должны решаться общим собранием заинтересованных граждан (проживающих на территории планируемого создания ТОС).
Население должно определить границы территории для осуществления ТОС. Совет Депутатов, являющийся представительным органом поселения на котором создается ТОС, устанавливает такие границы своим решением только по предложению населения, а именно - собрания граждан. Именно граждане вправе определять будет ли территория их проживания включаться в границы создаваемого ТОС, либо приносить свои возражения против такого включения.
Таким образом, все действия, направленные на создание территориального местного самоуправления и определения его территории, производятся на основании решений общих собраний и конференций граждан.
Кроме того, суд правомерно согласился с мнением представителя заинтересованного лица о том, что собрание граждан может организовать инициативная группа граждан, которая предполагает, где будут границы территории создаваемого ТОС и инициирует собрание граждан, проживающих на данной территории.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что пп. 6.1, 6.2, 6.4 Положения о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области не противоречат действующему законодательству.
- Пп. 6.5. Положения также соответствует действующему законодательству, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома;
- многоквартирный жилой дом;
- группа жилых домов; жилой микрорайон;
- сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
- иные территории проживания граждан.
В силу пп. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из содержания указанных норм следует, что территории общего пользования не являются территориями проживания граждан, однако п. 3 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах территорий проживания граждан.
Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований Б. Пришел к правильному выводу о том, что п. 6.5 Положения о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области не противоречат действующему законодательству. Кроме того, при включении земель общего пользования в территорию ТОС, могут быть нарушены права иных граждан, не проживающих на территории созданного ТОС на беспрепятственный доступ к территории общего пользования.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Истринского городского суда Московской области от 24 декабря 2014 года без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6345/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2015 г. по делу N 33-6345/2015
Судья: Захарова Е.А.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей: Брыкова И.И., Редченко Е.В.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 марта 2015 года апелляционную жалобу Б. на решение Истринского городского суда Московской области от 24 декабря 2014 года по делу по заявлению Б. о признании решения Совета депутатов незаконным.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Б. - Ф., представителя Совета депутатов с.п. Павло-Слободское - Ш.,
установила:
Заявитель Б. обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов с/п Павло-Слободское незаконным.
В обоснование заявления, Б. указал, что он является жителем д. Борзые с/п Павло-Слободское Истринского района Московской области.
Совет депутатов с/п Павло-Слободское 23 мая 2014 года вынес решение N 23, которым утвердил Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское.
В соответствии со ст. 6 данного положения, создание ТОС осуществляется по решению собрания или конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициатором создания ТОС является инициативная группа граждан в количестве не менее семи человек.
Инициативная группа письменно обращается в Совет депутатов с предложением установить границы территории создаваемого ТОС. Совет депутатов с/п в месячный срок принимает решение об утверждении границ территории создаваемого ТОС в соответствии с предложением инициативной группы либо в ином обоснованном и согласованном с инициаторами создания ТОС варианте и доводит в письменном виде принятое решение до инициаторов создания ТОС.
После принятия Советом депутатов решения об установлении границ создаваемого ТОС, инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания или конференции граждан по созданию ТОС.
Решением Совета депутатов с/п Павло-Слободское N 35 от 25 августа 2014 года "О внесении изменений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области" внесены изменения в Положение о территориальном общественном самоуправлении в с/п Павло-Слободское. Так, ст. 6 Положения изложена в новой редакции, согласно которой (п. 6.1) создание ТОС осуществляется по решению собрания или конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициатором создания признается инициативная группа граждан в количестве не менее семи человек. Пунктом 6.2 Положения определено, что с заявлением об установлении границ территории создаваемого ТОС в Совет депутатов с/п Павло-Слободское от имени собрания, конференции граждан обращается уполномоченная собранием, конференцией инициативная группа.
По мнению заявителя, осуществить указанную последовательность по созданию ТОС будет невозможно, поскольку она противоречит ст. 6 ФЗ N 131-ФЗ, а именно: собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Если границы территории к моменту проведения такого собрания граждан не будут определены (изменение внесенное оспариваемым решением), то правомочность собрания на создание ТОС не сможет быть достигнута ввиду неопределенности границ территории и, соответственно, числа проживающих на ней граждан.
Самостоятельно определить границы территории создаваемого ТОС и численность граждан, проживающих на этой территории, собрание установить не может, т.к. принятие решения по данному вопросу отнесено к компетенции Совета депутатов с/п Павло-Слободское.
Оспариваемым решением в отдельных пунктах ст. 6 заложены противоречия, которые делают неисполнимой процедуру создания ТОС.
Пункт 6.2 Положения предусматривает, что с заявлением об установлении границ территории создаваемого ТОС в Совет депутатов от имени собрания, конференции граждан обращается уполномоченная инициативная группа, тогда как п. 6.4 предусматривает, что после принятия Советом депутатов решения об установлении границ создаваемого ТОС инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания или конференции граждан по созданию ТОС.
Утвержденный в новой редакции пункт 6.2 в том числе предусматривает, что к заявлению об установлении границ территории создаваемого ТОС должны быть приложены сведения о численности граждан, проживающих (зарегистрированных по месту жительства) на территории создаваемого ТОС и имеющих право участвовать в его осуществлении, тогда как такая информация является конфиденциальной
Кроме того, в соответствии с пп. 6.5 Положения, установление границ территории создаваемого ТОС проводится исключительно в целях организации ТОС и не является основанием права владения, пользования и распоряжения земельными участками, предоставления земельных участков.
В состав территории, на которой осуществляется ТОС не входят территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями, организациями, а также земли общего пользования.
Заявитель считает данный подпункт противоречащим действующему законодательству и нарушающим права граждан, поскольку, исключая из территории ТОС земельные участки общего пользования, существенно сужаются полномочия ТОС по благоустройству территории.
Просит суд признать решение Совета депутатов с/п Павло-Слободское N 35 от 25 августа 2014 года "О внесении изменений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области" противоречащим Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушающим права граждан на осуществление территориального местного самоуправления, и отменить.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов с/п Павло-Слободское возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв.
Решением Истринского городского суда Московской области от 24 декабря 2014 года заявленные требования Б. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку оно основано на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Как установлено судом первой инстанции, Совет депутатов с/п Павло-Слободское 23 мая 2014 года вынес решение N 23, которым утвердил Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское.
Согласно ст. 6 данного положения, создание ТОС осуществляется по решению собрания или конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициатором создания ТОС является инициативная группа граждан в количестве не менее семи человек.
Инициативная группа письменно обращается в Совет депутатов с предложением установить границы территории создаваемого ТОС. Совет депутатов с/п в месячный срок принимает решение об утверждении границ территории создаваемого ТОС в соответствии с предложением инициативной группы либо в ином обоснованном и согласованном с инициаторами создания ТОС варианте и доводит в письменном виде принятое решение до инициаторов создания ТОС.
После принятия Советом депутатов решения об установлении границ создаваемого ТОС, инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания или конференции граждан по созданию ТОС.
Решением Совета депутатов с/п Павло-Слободское N 35 от 25 августа, 2014 года "О внесении изменений в Положение о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области" внесены изменения в Положение о территориальном общественном самоуправлении в с/п Павло-Слободское.
Так, ст. 6 Положения изложена в новой редакции, согласно которой (п. 6.1) создание ТОС осуществляется по решению собрания или конференции граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициатором создания признается инициативная группа граждан в количестве не менее семи человек. Пунктом 6.2 Положения определено, что с заявлением об установлении границ территории создаваемого ТОС в Совет депутатов с/п Павло-Слободское от имени собрания, конференции граждан обращается уполномоченная собранием, конференцией инициативная группа.
Пункт 6.4 Положения предусматривает, что после принятия Советом депутатов решения об установлении границ создаваемого ТОС инициативная группа граждан вправе приступить к организации проведения учредительного собрания или конференции граждан по созданию ТОС.
Кроме того, в силу пп. 6.5 Положения, установление границ территории создаваемого ТОС проводится исключительно в целях организации ТОС и не является основанием права владения, пользования и распоряжения земельными участками, предоставления земельных участков. В состав территории, на которой осуществляется ТОС не входят территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями, организациями, а также земли общего пользования.
Заявитель оспаривает решение Совета депутатов N 35 от 25 августа 2014 года считая его нарушающим права граждан на создание ТОС и существенно сужающим его полномочия по благоустройству территории ТОС.
При этом указывает, что осуществить последовательность по созданию ТОС будет невозможно, поскольку если границы территории к моменту проведения такого собрания граждан не будут определены (изменение внесенное оспариваемым решением), то правомочность собрания на создание ТОС не сможет быть достигнута ввиду неопределенности границ территории и, соответственно, числа проживающих на ней граждан.
Самостоятельно определить границы территории создаваемого ТОС и численность граждан, проживающих на этой территории, собрание установить не может, т.к. принятие решения по данному вопросу отнесено к компетенции Совета депутатов с/п Павло-Слободское.
Суд правомерно не согласился с указанными доводами, поскольку согласно п. п. 1 - 4 ст. 27 Федерального закона РФ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с п. п. 6, 8 указанного Федерального закона, собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Из содержания указанной нормы права следует, что территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, в том числе вопросы по принятию решения о создании ТОС, выдвижения инициативной группы, должны решаться общим собранием заинтересованных граждан (проживающих на территории планируемого создания ТОС).
Население должно определить границы территории для осуществления ТОС. Совет Депутатов, являющийся представительным органом поселения на котором создается ТОС, устанавливает такие границы своим решением только по предложению населения, а именно - собрания граждан. Именно граждане вправе определять будет ли территория их проживания включаться в границы создаваемого ТОС, либо приносить свои возражения против такого включения.
Таким образом, все действия, направленные на создание территориального местного самоуправления и определения его территории, производятся на основании решений общих собраний и конференций граждан.
Кроме того, суд правомерно согласился с мнением представителя заинтересованного лица о том, что собрание граждан может организовать инициативная группа граждан, которая предполагает, где будут границы территории создаваемого ТОС и инициирует собрание граждан, проживающих на данной территории.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что пп. 6.1, 6.2, 6.4 Положения о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области не противоречат действующему законодательству.
- Пп. 6.5. Положения также соответствует действующему законодательству, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома;
- многоквартирный жилой дом;
- группа жилых домов; жилой микрорайон;
- сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
- иные территории проживания граждан.
В силу пп. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Из содержания указанных норм следует, что территории общего пользования не являются территориями проживания граждан, однако п. 3 ст. 27 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах территорий проживания граждан.
Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований Б. Пришел к правильному выводу о том, что п. 6.5 Положения о территориальном общественном самоуправлении в сельском поселении Павло-Слободское Истринского муниципального района Московской области не противоречат действующему законодательству. Кроме того, при включении земель общего пользования в территорию ТОС, могут быть нарушены права иных граждан, не проживающих на территории созданного ТОС на беспрепятственный доступ к территории общего пользования.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Истринского городского суда Московской области от 24 декабря 2014 года без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)