Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - представителя Пыжовой Ю.А. (доверенность от 25.04.2014),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Мир" - представитель не явился, извещено,
от Майорова Евгения Александровича - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2014 года по делу N А72-2556/2014 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Самарская область, г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
с участием заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Мир", г. Ульяновск,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Майоров Евгений Александрович, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене предупреждения от 27.02.2014 исх.N 1235-04 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,
установил:
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, Управление), в котором просит признать незаконным и отменить предупреждение Управления от 27.02.2014 исх. N 1235-04 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, с учетом дополнений от 19.09.2014, просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2014 года по делу N А72-2556/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования ОАО "Волжская ТГК".
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу, в котором Управление просит суд апелляционной инстанции требования заявителя о признании незаконным решения Арбитражного суда Ульяновской области от 07.07.2014 по делу N А72-2556/2014, а также о принятии нового судебного акта, удовлетворяющего исковые требования ОАО "Волжская ТГК", оставить без удовлетворения. Кроме того, от антимонопольного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления в судебном заседании.
В судебном заседании представитель подателя жалобы ее доводы поддержала, просила ее удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 27.01.2014 ООО "Мир" обратилось в УФАС по Ульяновской области с заявлением на действия ОАО "Волжская ТГК", выразившиеся в начислении платы за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, магазин "Соседушка".
27.02.2014 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении ОАО "Волжская ТГК" вынесено предупреждение N 1235-04, в котором указано, что в связи с наличием в действиях Ульяновского регионального филиала ОАО "Волжская Территориальная генерирующая компания", выразившихся в незаконном выставлении платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды" в ноябре 2013 года и в декабре 2013 года в адрес ООО "Мир", предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", УФАС по Ульяновской области предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем осуществления перерасчета ООО "Мир" за период ноябрь - декабрь 2013 года за услугу "горячее водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды" в сумме 2235 руб. в течение 10 дней с момента получения данного предупреждения.
Не согласившись с принятым Управлением предупреждением, общество обратилось в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, суд должен установить наличие совокупности двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде, следует понимать правовые акты, содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Одним из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта является наличие в нем обязательных к исполнению властных предписаний, направленных на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.
Ненормативным актом, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть признан судом недействительным, является документ индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения лицом, в отношении которого он вынесен.
В силу статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности.
В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1 статьи 39.1 закона о защите конкуренции).
В части 2 указанной статьи установлено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 данного закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 данного закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Согласно части 4 статьи 39.1 закона о защите конкуренции предупреждение должно содержать: 1) выводы о наличии оснований для его выдачи; 2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; 3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Суд первой инстанции сделал вывод, что предупреждение антимонопольного органа обладает признаками ненормативного правового акта и подлежит обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку носит обязывающий характер, исходя из того, что предупреждение возлагает на получившее его лицо обязанности, в случае невыполнения которых антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (то есть исполнение предупреждения влечет негативные последствия для хозяйствующего субъекта, а его выполнение будет означать признание факта совершения им нарушения антимонопольного законодательства).
Кроме того, суд исходит из того, что предупреждение является обязательным этапом в процедуре принятия антимонопольным органом решения и предписания, в силу чего нарушает права и охраняемые законом интересы хозяйствующего субъекта.
Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по делу N А43-26473/2012.
Принимая во внимание изложенное, требования заявителя правомерно рассмотрены судом первой инстанции по существу.
27.01.2014 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО "Мир" (вх. от 27.01.2014 N 538) на незаконные, по мнению заявителя, действия ОАО "Волжская ТГК", выразившиеся в начислении платы за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, магазин "Соседушка".
При рассмотрении заявления, ответчиком установлено следующее.
Между ОАО "Волжская ТГК" и ООО "Мир" заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 79391птэ от 01.08.2013. По настоящему Договору ОАО "Волжская ГТК" (Теплоснабжающая организация) обязуется продавать ООО "Мир" (Потребитель) через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую илу на нужды горячего водоснабжения (совместно именуемые "энергетические ресурсы" либо "энергоресурсы"), от сетей УМУП "Городской теплосервис" (Тепловая организация), а ООО "Мир" обязуется принимать и оплачивать поставленные энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный режим их потребления. Выставление платы за потребленные тепловую энергию и теплоноситель в адрес ООО "Мир" ОАО "Волжская ТГК" производит самостоятельно.
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, оборудован общедомовым прибором коммерческого учета тепловой энергии (акт допуска (повторного допуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у Заказчика от 10.10.2013). Многоквартирный жилой дом по адресу ул. Ефремова, 49 по виду и степени благоустройства - жилой дом до 5 этажей (включительно) с центральным холодным и горячим водоснабжением, канализацией, без ванн и душа (общежитие), индивидуальные или общие (квартирные) при учета горячей воды отсутствуют. Потребление тепловой энергии и теплоносителя на нужды жителям жилого дома по ул. Ефремова, 49 определяется по нормативам потребления коммунальных услуг.
Согласно расчетной ведомости от 30.11.2013 плата за услугу "ГВС ОДН" за ноябрь 2013 года, выставленная УФ ОАО "Волжская ТГК" в адрес ООО "Мир", составила 1217,06 руб., в том числе:
- плата за компонент на теплоноситель через тепловые сети УМУП "Городской теплосервис" (потребители кроме населения) из теплосети: 327,29 руб.;
- плата за компонент на т/э через тепловые сети УМУП "Городской теплосервис" (потребители кроме населения) из теплосети: 889,77 руб.;
- В соответствии с расчетной ведомостью от 31.12.2013 плата за услугу "ГВС ОДН" за декабрь 2013 года, выставленная УФ ОАО "Волжская ТГК" в адрес ООО "Мир", составила 1017,94 руб., в том числе:
- плата за компонент на теплоноситель через тепловые сети УМУП "Городской теплосервис" (потребители кроме населения) из теплосети: 273,68 руб.;
- плата за компонент на т/э через тепловые сети УМУП "Городской теплосервис"; (потребители кроме населения) из теплосети: 744,26 руб.
Всего плата за услугу "ГВС ОДН" за ноябрь и декабрь 2013 года, выставленная УФ ОАО "Волжская ТГК" в адрес ООО "Мир", составила 2 235,00 руб.
Указывая, что ООО "Мир" в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, магазин "Соседушка" не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в соответствии с понятием, данным в Правилах N 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, антимонопольный орган пришел к выводу, что ООО "Мир" не должно вносить плату за коммунальную услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды и соответственно ОАО "Волжская ТГК" незаконно выставляло плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, в ноябре и декабре 2013 года размере 2 235,00 руб. в адрес ООО "Мир", не являющееся потребителем услуги "горячее водоснабжение".
Данные выводы антимонопольного органа признаются судом правомерными.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитываете исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборе учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно п. 2 Правил N 354 "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с п. 18 Правил собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении. В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потреблены расчетный период по указанным договорам.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, лицо, не являющееся потребителем коммунальной услуги многоквартирном доме, не вносит плату ни за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, ни за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Материалами дела подтверждено, что нежилое помещение ООО "Мир" по адресу ул. Ефремова, 49 к системе горячего водоснабжения не подключено. Отбор теплоносителя на нужды ГВС абонентом не осуществляется.
Кроме того, согласно Приложению N 1 "Договорное (плановое) количество потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, в т.ч. как горячей воды" к Договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 79391птэ от 01.08.2013 ориентировочное договорное (плановое) количество горячей воды на нужды горячего водоснабжения, принимаемое "Мир", за период с января по декабрь 2013 года составило: количество тепловой энергии 0 гкал; количество теплоносителя - 0 куб. м. Из вышеизложенного следует, что ООО "Мир" не приобреталась и не потреблялась горячая вода на нужды горячего водоснабжения по договору N 79391птэ от 01.08.2013.
Таким образом, в данном случае антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что ООО "Мир" не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в соответствии с понятием, приведенным в Правилах N 354.
Поскольку ООО "Мир" не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, магазин "Соседушка", то оно не должно вносить плату за коммунальную услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды и соответственно ОАО "Волжская ТГК" незаконно выставляло плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, в ноябре и декабре 2013 года размере 2 235,00 руб. в адрес ООО "Мир", не являющегося потребителем услуги "горячее водоснабжение".
Принимая во внимание изложенное, оснований для признания оспариваемого предупреждения незаконным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" о наличии законных оснований для выставления ООО "Мир" платы за услугу за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, не основаны на вышеприведенных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Ссылки суда первой инстанции на позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13112/12 от 21.05.2013, признаются судом апелляционной инстанции ошибочными, поскольку в данном случае между арендатором (ООО "Мир") и теплоснабжающей организацией (ОАО "Волжская ТГК) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 79391птэ от 01.08.2013, обстоятельства дела, рассмотренного Президиумом ВАС РФ и настоящего дела отличны.
Вместе с тем, материалами настоящего дела установлено, что нежилое помещение ООО "Мир" по адресу ул. Ефремова, 49 к системе горячего водоснабжения не подключено. Отбор теплоносителя на нужды ГВС абонентом не осуществляется, ООО "Мир" не приобреталась и не потреблялась горячая вода на нужды горячего водоснабжения по договору N 79391птэ от 01.08.2013, ООО "Мир" не являлось в рассматриваемый период потребителем услуги "горячее водоснабжение" и в рассматриваемом случае ОАО "Волжская ТГК" незаконного выставляло плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, в ноябре и декабре 2013 года в размере 2 235 руб. в адрес ООО "Мир".
По смыслу ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права и норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения, соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ, правовых оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу. В оставшейся части (1 000 руб.) государственная пошлина подлежит возврату на основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2014 года по делу N А72-2556/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину по платежному поручению N 17488 от 17.07.2014 в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2014 ПО ДЕЛУ N А72-2556/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу N А72-2556/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - представителя Пыжовой Ю.А. (доверенность от 25.04.2014),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Мир" - представитель не явился, извещено,
от Майорова Евгения Александровича - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2014 года по делу N А72-2556/2014 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Самарская область, г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
с участием заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Мир", г. Ульяновск,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Майоров Евгений Александрович, г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене предупреждения от 27.02.2014 исх.N 1235-04 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,
установил:
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, Управление), в котором просит признать незаконным и отменить предупреждение Управления от 27.02.2014 исх. N 1235-04 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, с учетом дополнений от 19.09.2014, просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2014 года по делу N А72-2556/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования ОАО "Волжская ТГК".
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу, в котором Управление просит суд апелляционной инстанции требования заявителя о признании незаконным решения Арбитражного суда Ульяновской области от 07.07.2014 по делу N А72-2556/2014, а также о принятии нового судебного акта, удовлетворяющего исковые требования ОАО "Волжская ТГК", оставить без удовлетворения. Кроме того, от антимонопольного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления в судебном заседании.
В судебном заседании представитель подателя жалобы ее доводы поддержала, просила ее удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 27.01.2014 ООО "Мир" обратилось в УФАС по Ульяновской области с заявлением на действия ОАО "Волжская ТГК", выразившиеся в начислении платы за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, магазин "Соседушка".
27.02.2014 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении ОАО "Волжская ТГК" вынесено предупреждение N 1235-04, в котором указано, что в связи с наличием в действиях Ульяновского регионального филиала ОАО "Волжская Территориальная генерирующая компания", выразившихся в незаконном выставлении платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды" в ноябре 2013 года и в декабре 2013 года в адрес ООО "Мир", предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", УФАС по Ульяновской области предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем осуществления перерасчета ООО "Мир" за период ноябрь - декабрь 2013 года за услугу "горячее водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды" в сумме 2235 руб. в течение 10 дней с момента получения данного предупреждения.
Не согласившись с принятым Управлением предупреждением, общество обратилось в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, суд должен установить наличие совокупности двух условий: его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде, следует понимать правовые акты, содержащие индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Одним из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта является наличие в нем обязательных к исполнению властных предписаний, направленных на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.
Ненормативным актом, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть признан судом недействительным, является документ индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения лицом, в отношении которого он вынесен.
В силу статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и предупреждению монополистической деятельности.
В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1 статьи 39.1 закона о защите конкуренции).
В части 2 указанной статьи установлено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 данного закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 данного закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Согласно части 4 статьи 39.1 закона о защите конкуренции предупреждение должно содержать: 1) выводы о наличии оснований для его выдачи; 2) нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; 3) перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Суд первой инстанции сделал вывод, что предупреждение антимонопольного органа обладает признаками ненормативного правового акта и подлежит обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку носит обязывающий характер, исходя из того, что предупреждение возлагает на получившее его лицо обязанности, в случае невыполнения которых антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (то есть исполнение предупреждения влечет негативные последствия для хозяйствующего субъекта, а его выполнение будет означать признание факта совершения им нарушения антимонопольного законодательства).
Кроме того, суд исходит из того, что предупреждение является обязательным этапом в процедуре принятия антимонопольным органом решения и предписания, в силу чего нарушает права и охраняемые законом интересы хозяйствующего субъекта.
Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по делу N А43-26473/2012.
Принимая во внимание изложенное, требования заявителя правомерно рассмотрены судом первой инстанции по существу.
27.01.2014 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО "Мир" (вх. от 27.01.2014 N 538) на незаконные, по мнению заявителя, действия ОАО "Волжская ТГК", выразившиеся в начислении платы за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, магазин "Соседушка".
При рассмотрении заявления, ответчиком установлено следующее.
Между ОАО "Волжская ТГК" и ООО "Мир" заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 79391птэ от 01.08.2013. По настоящему Договору ОАО "Волжская ГТК" (Теплоснабжающая организация) обязуется продавать ООО "Мир" (Потребитель) через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую илу на нужды горячего водоснабжения (совместно именуемые "энергетические ресурсы" либо "энергоресурсы"), от сетей УМУП "Городской теплосервис" (Тепловая организация), а ООО "Мир" обязуется принимать и оплачивать поставленные энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный режим их потребления. Выставление платы за потребленные тепловую энергию и теплоноситель в адрес ООО "Мир" ОАО "Волжская ТГК" производит самостоятельно.
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, оборудован общедомовым прибором коммерческого учета тепловой энергии (акт допуска (повторного допуска) в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у Заказчика от 10.10.2013). Многоквартирный жилой дом по адресу ул. Ефремова, 49 по виду и степени благоустройства - жилой дом до 5 этажей (включительно) с центральным холодным и горячим водоснабжением, канализацией, без ванн и душа (общежитие), индивидуальные или общие (квартирные) при учета горячей воды отсутствуют. Потребление тепловой энергии и теплоносителя на нужды жителям жилого дома по ул. Ефремова, 49 определяется по нормативам потребления коммунальных услуг.
Согласно расчетной ведомости от 30.11.2013 плата за услугу "ГВС ОДН" за ноябрь 2013 года, выставленная УФ ОАО "Волжская ТГК" в адрес ООО "Мир", составила 1217,06 руб., в том числе:
- плата за компонент на теплоноситель через тепловые сети УМУП "Городской теплосервис" (потребители кроме населения) из теплосети: 327,29 руб.;
- плата за компонент на т/э через тепловые сети УМУП "Городской теплосервис" (потребители кроме населения) из теплосети: 889,77 руб.;
- В соответствии с расчетной ведомостью от 31.12.2013 плата за услугу "ГВС ОДН" за декабрь 2013 года, выставленная УФ ОАО "Волжская ТГК" в адрес ООО "Мир", составила 1017,94 руб., в том числе:
- плата за компонент на теплоноситель через тепловые сети УМУП "Городской теплосервис" (потребители кроме населения) из теплосети: 273,68 руб.;
- плата за компонент на т/э через тепловые сети УМУП "Городской теплосервис"; (потребители кроме населения) из теплосети: 744,26 руб.
Всего плата за услугу "ГВС ОДН" за ноябрь и декабрь 2013 года, выставленная УФ ОАО "Волжская ТГК" в адрес ООО "Мир", составила 2 235,00 руб.
Указывая, что ООО "Мир" в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, магазин "Соседушка" не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в соответствии с понятием, данным в Правилах N 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, антимонопольный орган пришел к выводу, что ООО "Мир" не должно вносить плату за коммунальную услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды и соответственно ОАО "Волжская ТГК" незаконно выставляло плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды, в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, в ноябре и декабре 2013 года размере 2 235,00 руб. в адрес ООО "Мир", не являющееся потребителем услуги "горячее водоснабжение".
Данные выводы антимонопольного органа признаются судом правомерными.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитываете исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборе учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно п. 2 Правил N 354 "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с п. 18 Правил собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении. В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потреблены расчетный период по указанным договорам.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги предоставленные на общедомовые нужды).
Таким образом, лицо, не являющееся потребителем коммунальной услуги многоквартирном доме, не вносит плату ни за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, ни за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Материалами дела подтверждено, что нежилое помещение ООО "Мир" по адресу ул. Ефремова, 49 к системе горячего водоснабжения не подключено. Отбор теплоносителя на нужды ГВС абонентом не осуществляется.
Кроме того, согласно Приложению N 1 "Договорное (плановое) количество потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя, в т.ч. как горячей воды" к Договору теплоснабжения и поставки горячей воды N 79391птэ от 01.08.2013 ориентировочное договорное (плановое) количество горячей воды на нужды горячего водоснабжения, принимаемое "Мир", за период с января по декабрь 2013 года составило: количество тепловой энергии 0 гкал; количество теплоносителя - 0 куб. м. Из вышеизложенного следует, что ООО "Мир" не приобреталась и не потреблялась горячая вода на нужды горячего водоснабжения по договору N 79391птэ от 01.08.2013.
Таким образом, в данном случае антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что ООО "Мир" не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в соответствии с понятием, приведенным в Правилах N 354.
Поскольку ООО "Мир" не является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, магазин "Соседушка", то оно не должно вносить плату за коммунальную услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды и соответственно ОАО "Волжская ТГК" незаконно выставляло плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, в ноябре и декабре 2013 года размере 2 235,00 руб. в адрес ООО "Мир", не являющегося потребителем услуги "горячее водоснабжение".
Принимая во внимание изложенное, оснований для признания оспариваемого предупреждения незаконным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" о наличии законных оснований для выставления ООО "Мир" платы за услугу за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, не основаны на вышеприведенных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Ссылки суда первой инстанции на позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13112/12 от 21.05.2013, признаются судом апелляционной инстанции ошибочными, поскольку в данном случае между арендатором (ООО "Мир") и теплоснабжающей организацией (ОАО "Волжская ТГК) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 79391птэ от 01.08.2013, обстоятельства дела, рассмотренного Президиумом ВАС РФ и настоящего дела отличны.
Вместе с тем, материалами настоящего дела установлено, что нежилое помещение ООО "Мир" по адресу ул. Ефремова, 49 к системе горячего водоснабжения не подключено. Отбор теплоносителя на нужды ГВС абонентом не осуществляется, ООО "Мир" не приобреталась и не потреблялась горячая вода на нужды горячего водоснабжения по договору N 79391птэ от 01.08.2013, ООО "Мир" не являлось в рассматриваемый период потребителем услуги "горячее водоснабжение" и в рассматриваемом случае ОАО "Волжская ТГК" незаконного выставляло плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 49, в ноябре и декабре 2013 года в размере 2 235 руб. в адрес ООО "Мир".
По смыслу ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права и норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения, соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ, правовых оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу. В оставшейся части (1 000 руб.) государственная пошлина подлежит возврату на основании статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 июля 2014 года по делу N А72-2556/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Самарская область, г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину по платежному поручению N 17488 от 17.07.2014 в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей 00 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)