Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал, что произведенные по исполнительным листам выплаты за счет средств бюджета субъекта РФ подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 08.05.2015 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кириченко Е.Ф.) и постановление от 24.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Нагишева О.Б., Терехина И.И.) по делу N А02-625/2015 по иску Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 24, ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 4, ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817) о взыскании 2 958 445,67 руб.
Суд
установил:
Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА, истец) обратилась с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - УФК по Республике Алтай) о взыскании убытков в сумме 2 958 445,67 руб., возникших в связи с возмещением по вступившим в законную силу решениям судебного участка N 2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай за счет средств бюджета Республики Алтай расходов, связанных с приобретением твердого топлива и оплатой электроэнергии педагогическим работникам образовательных учреждений Республики Алтай, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Решением от 08.05.2015 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 24.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
УФК по Республике Алтай обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Минфина РА в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, финансовое обеспечение мер социальной поддержки является расходным обязательством Республики Алтай. Полагает, что оспариваемым решением Арбитражного суда Республики Алтай произведена переоценка обстоятельств, установленных судом общей юрисдикции, и сделан вывод об установлении финансовых обязательств казны Российской Федерации, чем существенно нарушены права ответчика на состязательность и равноправие сторон в арбитражном процессе.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в 2013 и 2014 годах мировым судьей судебного участка N 2 города Горно-Алтайска Республики Алтай с Минфина РА за счет казны Республики Алтай в пользу педагогических работников взыскано 2 958 445,67 руб. для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива. Платежным поручениям Минфином РА на счета педагогов были перечислены денежные средства (назначение платежа - возмещение расходов на оплату твердого топлива).
Считая, что расходы, возникшие в связи с выплатами за счет средств республиканского бюджета по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, Минфин РА обратилось с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, учитывая, что статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) не относит к полномочиям субъекта полномочия по предоставлению педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также не предусматривает обязательности финансирования расходов по предоставлению данных льгот за счет собственных средств субъектов Российской Федерации, пришел к выводу, что в силу положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансирование данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
При этом отметил, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Алтай по делам N А02-701/2011, N А02-1129/2011, N А02-325/2012, N А02-326/2012, N А02-1840/2014 установлено, что Российская Федерация не обеспечила в 2009-2013 годах предоставление субвенций в достаточном размере на финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Алтай.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Кассационная инстанция, отклоняя доводы жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 ГК РФ).
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с пунктом 19 данного постановления при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Закон Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ в целях формирования межбюджетных отношений установил размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем статья 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исходя из положений статьи 84 БК РФ финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Судами установлен факт неисполнения Российской Федерацией в полном объеме возложенной на нее обязанности по финансированию льгот, установленных Законом об образовании. При таких обстоятельствах правомерно взысканы расходы республиканской казны.
Доводы ответчика не опровергают выводы судов, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.05.2015 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 24.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-625/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2015 N Ф04-24507/2015 ПО ДЕЛУ N А02-625/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с возмещением расходов, связанных с приобретением твердого топлива и оплатой электроэнергии педагогическим работникам образовательных учреждений.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал, что произведенные по исполнительным листам выплаты за счет средств бюджета субъекта РФ подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. по делу N А02-625/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 08.05.2015 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кириченко Е.Ф.) и постановление от 24.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Нагишева О.Б., Терехина И.И.) по делу N А02-625/2015 по иску Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 24, ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 4, ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817) о взыскании 2 958 445,67 руб.
Суд
установил:
Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА, истец) обратилась с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (далее - УФК по Республике Алтай) о взыскании убытков в сумме 2 958 445,67 руб., возникших в связи с возмещением по вступившим в законную силу решениям судебного участка N 2 г. Горно-Алтайска Республики Алтай за счет средств бюджета Республики Алтай расходов, связанных с приобретением твердого топлива и оплатой электроэнергии педагогическим работникам образовательных учреждений Республики Алтай, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Решением от 08.05.2015 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 24.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
УФК по Республике Алтай обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Минфина РА в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, финансовое обеспечение мер социальной поддержки является расходным обязательством Республики Алтай. Полагает, что оспариваемым решением Арбитражного суда Республики Алтай произведена переоценка обстоятельств, установленных судом общей юрисдикции, и сделан вывод об установлении финансовых обязательств казны Российской Федерации, чем существенно нарушены права ответчика на состязательность и равноправие сторон в арбитражном процессе.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в 2013 и 2014 годах мировым судьей судебного участка N 2 города Горно-Алтайска Республики Алтай с Минфина РА за счет казны Республики Алтай в пользу педагогических работников взыскано 2 958 445,67 руб. для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива. Платежным поручениям Минфином РА на счета педагогов были перечислены денежные средства (назначение платежа - возмещение расходов на оплату твердого топлива).
Считая, что расходы, возникшие в связи с выплатами за счет средств республиканского бюджета по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, Минфин РА обратилось с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции, учитывая, что статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) не относит к полномочиям субъекта полномочия по предоставлению педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также не предусматривает обязательности финансирования расходов по предоставлению данных льгот за счет собственных средств субъектов Российской Федерации, пришел к выводу, что в силу положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансирование данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
При этом отметил, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Алтай по делам N А02-701/2011, N А02-1129/2011, N А02-325/2012, N А02-326/2012, N А02-1840/2014 установлено, что Российская Федерация не обеспечила в 2009-2013 годах предоставление субвенций в достаточном размере на финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в Республике Алтай.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Кассационная инстанция, отклоняя доводы жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 ГК РФ).
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с пунктом 19 данного постановления при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду статьи 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Закон Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ в целях формирования межбюджетных отношений установил размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты, расположенных в сельской местности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем статья 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исходя из положений статьи 84 БК РФ финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Судами установлен факт неисполнения Российской Федерацией в полном объеме возложенной на нее обязанности по финансированию льгот, установленных Законом об образовании. При таких обстоятельствах правомерно взысканы расходы республиканской казны.
Доводы ответчика не опровергают выводы судов, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.05.2015 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 24.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-625/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.ТИХОМИРОВ
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
С.Н.ТАМАШАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)