Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2014 ПО ДЕЛУ N А43-24538/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2014 г. по делу N А43-24538/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.02.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом", г. Нижний Новгород,
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2013 по делу N А43-24538/2013, принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода и Богородском районе от 16.10.2013 N 001067.
В судебном заседании приняли участие представители:
- от общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" - Бухина С.В. (по доверенности от 11.02.2014 N 8 сроком действия один год), Торопов Д.Е. (по доверенности от 18.11.2013 N 65 срок действия один год (копия л. д. 103);
- от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода и Богородском районе - Тузов С.В. (по доверенности от 13.01.2014 N 98 сроком действия один год).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
На основании распоряжения руководителя от 26.09.2013 N 27-7228 Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Нижнего Новгорода и Богородском районе (далее - Управление) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (далее по тексту - Общество) обязательных требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиеническая требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
По результатам проведения проверочных мероприятий, протоколов проведения измерений температуры воды горячего централизованного водоснабжения N 158 и N 159 от 02.10.2013, составленных филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области в Автозаводском, Ленинском районах г. Н. Новгорода, Богородском районе", должностным лицом Управления выявлено нарушение Обществом, эксплуатирующим внутридомовые инженерные системы, действующих санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления 11.10.10213 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 001067, а 16.10.2013 начальник Управления вынес постановление N 001067 о привлечении Общества к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 20 300 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 09.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, применение норм права, не подлежащих применению. По мнению Общества, оно не является субъектом вмененного правонарушения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение Арбитражного суда Нижегородской области без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушение требований статей 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.2, 2.2, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении". Общество допустило предоставление потребителям услуги централизованного горячего водоснабжения температурой в местах водоразбора ниже +60°C, а именно: температуры горячей воды в подвале дома N 18 по ул. Советской армии г. Н. Новгорода на вводе в дом на внутридомовых сетях, входящих в общее имущество жилого дома, составила 49,8°C, а температура горячей воды, измеренная в кране на кухне квартиры 49 дом 18 по ул. Советской армии г. Н. Новгорода составила 35,5°C, при нормативе не ниже 60°C и не выше 75°C. Таким образом, теплопотери на внутридомовых сетях горячего водоснабжения в доме N 18 по ул. Советской армии, эксплуатацию которых осуществляет общество, составили 14,3°C.
На основании статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть 2).
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 19 указанного Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (часть 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2).
На основании пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения").
Названные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.1) и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C. Указанное санитарно-эпидемиологическое правило направлено на обеспечение эпидемиологической безопасности горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд.
Санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены, в частности на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila (пункт 2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска.
Из содержания указанных норм следует, что соблюдение требований СанПиН 2.1.4.2496-09 является обязательным условием при осуществлении деятельности организациями, чья деятельность связана с обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Во исполнение договора N 493 от 21.08.2013 Общество оказывает жителям многоквартирного дома N 18 по ул. Советской армии г. Н. Новгорода услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, к которому в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, относится и внутридомовая система горячего водоснабжения.
Довод Общества о том, что внутридомовая система водоснабжения не относится к централизованной системе водоснабжения правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу пункта 27 части 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Таким образом, внутридомовая система горячего водоснабжения, предназначенная для отбора горячей воды из тепловой сети, является неотъемлемой частью централизованной системы горячего водоснабжения и при ее оказании услуг по ее содержанию и ремонту общество обязано соблюдать требования СанПиН 2.1.4.2496-09.
Следовательно, в рассматриваемом случае Общество является надлежащим субъектом вмененного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вне зависимости от выбранного жителями дома способа его управления.
Заявленный Обществом довод об ответственности ресурсоснабжающей организации, ОАО "Автозаводская ТЭЦ" за ненадлежащим образом предоставленную коммунальную услугу "горячее водоснабжение", также обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Результат измерения температуры горячей воды из крана ГВС в подвале дома на границе ответственности между обществом и ОАО "Автозаводская ТЭЦ" (49,8°C) об отсутствии в действиях (бездействии) Общества вины не свидетельствует, поскольку Общество, зная о том, что температура горячей воды на вводе в дом не соответствовала требованиям санитарно-эпидемиологических норм, не принял мер к ресурсоснабжающей организации, не известило ее о необходимости увеличить температуру подаваемой горячей воды (доказательств обратного в материалы дела не представлено).
Таким образом, Общество при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло выявить нарушения и предпринять своевременные меры по их устранению.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
При таких обстоятельствах Управление и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2013 по делу N А43-24538/2013 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)