Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N А74-2442/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А74-2442/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "КОМФОРТ"): Лисуненко К.Г., представителя по доверенности от 07.10.2014; Исаева Ю.Г., генерального директора,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "29" июля 2014 года по делу N А74-2442/2014, принятое судьей Гигель Н.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КОМФОРТ" (ИНН 1905010159, ОГРН 1101902000815, Республика Хакасия с. Бирикуль, ул. Власова, 72) (далее - ООО "КОМФОРТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (ИНН 1901061466, ОГРН 1041901000338, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Щетинкина, 18) (далее - жилищная инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 19.03.2014 N 123/24.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 июля 2014 года заявление ООО "КОМФОРТ" удовлетворено. Признано недействительным предписание жилищной инспекции от 19.03.2014 N 123/24 в связи с его несоответствием положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
С административного органа в пользу ООО "КОМФОРТ" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Не согласившись с решением арбитражного суда, административный обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы жилищная инспекция указывает, что несмотря на отсутствие между сторонами (собственниками многоквартирного дома и ООО "КОМФОРТ") договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества, сложившиеся между ними отношения (когда для собственников обществом фактически выполняются работы и оказываются услуги по содержанию, текущему ремонту общего имущества дома, а собственники принимают и оплачивают данные услуги) необходимо квалифицировать как договорные.
Следовательно, по мнению административного органа, с учетом фактически сложившихся договорных отношений, ООО "КОМФОРТ" является лицом, ответственным за надлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома, предписание об устранении выявленных нарушений правомерно выдано обществу.
ООО "КОМФОРТ" в письменных пояснениях на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Административный орган, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей административного органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
В связи с обращением физического лица, проживающего по адресу: Республика Хакасия, п. Вершина Теи, ул. Советская, 28, на основании распоряжения руководителя жилищной инспекции Арокина И.В. от 11.03.2014 N 152 в отношении общества проведена внеплановая (выездная) проверка соответствия обязательным требованиям жилищного законодательства и иных нормативно-правовых актов.
В ходе проверки должностным лицом жилищной инспекции выявлено нарушение пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) - необеспечен равномерный прогрев всех нагревательных приборов в помещениях квартиры.
По результатам проверки 19.03.2014 сотрудником жилищной инспекции Ольшевским В.С. составлен акт проверки N 354/24 и обществу выдано предписание N 123/24 об устранении нарушений в сфере порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, а именно в срок до 11.04.2014 обеспечить равномерный прогрев всех нагревательных приборов в помещениях квартиры N 14 в многоквартирном доме по адресу: Республика Хакасия, п. Вершина Теи, ул. Советская, 28.
Не согласившись с принятым предписанием, ООО "КОМФОРТ" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.09.2013 N 514, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным административным органом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у жилищной инспекции не было оснований для выдачи предписания об устранении нарушений пункта 5.2.1 Правила N 170, поскольку общество не является управляющей организацией спорного многоквартирного дома.
Административный орган не согласен с данным выводом, указывает на фактически сложившиеся между собственниками помещений многоквартирного дома и ООО "КОМФОРТ" отношения по управлению многоквартирным домом.
ООО "КОМФОРТ", в свою очередь указывает на то, что не является управляющей компанией, выполняет работы, оказывает конкретный перечень услуг и не допускало нарушений пункта 5.2.1 Правил N 170.
Оценив обстоятельства дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Вопросы, связанные с управлением многоквартирным домом регулируются разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в доме.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно управляющая организация несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе содержание системы центрального отопления.
Административный орган указывает, что обществом не выполнено требование пункта 5.2.1 Правила N 170, согласно которому эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Вместе с тем управление многоквартирным домом N 28 по ул. Советская в п. Вершина Теи какой-либо управляющей организации не передано. Собственниками дома в установленном порядке не был выбран способ управления многоквартирным домом и не избиралась управляющая организация. Органом местного самоуправления (Администрацией муниципального образования Вершино-Тейского поссовета) конкурс по выбору управляющей организации указанным домом, по результатам которого был заключен договор управления многоквартирным домом, не проведен.
Как следует из материалов дела 09 ноября 2010 года между ООО "КОМФОРТ" и администрацией муниципального образования Вершино-Тейского поссовета был заключен договор муниципального заказа на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий. В соответствии с разделом 7 договора он вступает в силу с 09.11.2010 до проведения конкурса по выбору управляющей организации (пункт 7.1). Данный раздел также содержит условия о порядке прекращения действия договора.
Впоследствии соглашением от 01.12.2010 сторонами пункт 7.1 указанного выше договора изложен в следующей редакции: "настоящий договор вступает в силу с 09.11.2010, действует до дня заключения муниципального контракта управления многоквартирными домами организацией, признанной победителем конкурса по выбору управляющей организации. При признании заключенного с победителем конкурса по выбору управляющей организации муниципального контракта управления многоквартирными домами ничтожным или недействительным, незаключенным или по иным основаниям расторгнутым, настоящий муниципальный заказ возобновляет свое действие и считается действующим до дня заключения нового муниципального контракта управления многоквартирными домами с организацией, признанной победителем конкурса по выбору управляющей организации".
В материалы дела не представлено доказательств того, что соответствующий договор прекратил свое действие по какому-либо основанию, в том числе по причине его расторжения сторонами договора.
Согласно пункту 1.2 договора муниципального заказа от 09.11.2010 в состав работ по договору входят:
- - проведение профилактических осмотров (обследований) объектов жилищного и нежилого фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий;
- - наладка инженерного оборудования жилых зданий;
- - работы аварийного характера в жилых зданиях;
- - подготовка жилых зданий к сезонной эксплуатации;
- - работы, выполняемые при технических осмотрах и по заявкам получателей (потребителей) услуг в счет платы за техническое обслуживание жилья;
- - работы по санитарному содержанию мест общего пользования жилых зданий, в том числе, чердаков, подвалов и технических помещений;
- - работы по санитарному содержанию придомовых территорий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что условия указанного договора, его правовая природа не соответствуют признакам договора управления, который заключается с управляющей организацией.
Так, в силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В отличие от указанного договора в соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг, к которому применяются общие положения о подряде, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Следовательно, одной из основных отличительных черт между договором управления и договорами подряда и возмездного оказания услуг является перечень тех работ и услуг, которые возлагаются на исполнителя (подрядчика). По договорам подряда и возмездного оказания услуг требовать выполнения услуг и работ сверх перечня, объемов и качества, установленных договорами, неправомерно.
Как указано выше, договор муниципального заказа от 09.11.2010 содержит закрытый перечень работ, выполнение которых поручается ООО "КОМФОРТ". Условие об осуществлении иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность в договоре отсутствует.
Более того, в силу пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Условиями договора муниципального заказа от 09.11.2010 предусмотрены обязанности исполнителя по составлению актов фактического выполнения работ, в том числе в сроки предусмотренные планом-графиком.
Административный орган не доказал неисполнение обществом обязательств в соответствии с условиями договора от 09.11.2010.
Таким образом, жилищная инспекция не доказала, что общество является лицом, ответственным за содержание и ремонт указанного жилого дома, а, следовательно, лицом, которое в соответствии с жилищным законодательством несет ответственность за соблюдение установленных требований к содержанию многоквартирного дома, в том числе пункта 5.2.1 Правил N 170.
Доводы жилищной инспекции изложенные в апелляционной жалобе о том, что между обществом и собственниками многоквартирного дома сложились фактические договорные отношения по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, не влияют на вышеизложенные выводы суда об отсутствии у общества статуса управляющей компании спорным многоквартирным домом.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации административный орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "29" июля 2014 года по делу N А74-2442/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
О.А.ИВАНЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)