Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2014 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ксенофонтовой И.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8185/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управдом" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2014 по делу N А21-11048/2013 (судья Сычевская С.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
к Государственной жилищной инспекции (службе) Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (ОГРН 1043905500341; Калининградская область, г. Советск, ул. Базарная, дом 9А; далее - общество, ООО "Управдом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236029, Калининград, ул. Барнаульская, 4; далее - инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) N 378 от 26 ноября 2013 о назначении ООО "Управдом" наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 25.02.2014, вынесенным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
ООО "Управдом" с принятым решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым обжалуемое постановление признать незаконным и отменить полностью. Податель жалобы указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о допустимости справки о результатах проверки от 26.09.2013, считает, что данный вывод противоречит положениям законодательства и обстоятельствам дела поскольку нормами КоАП РФ составление справки о результатах проверки не предусмотрено, а протокол осмотра территории и вещей в нарушение статьи 17.8 Кодекса не составлялся. Обращает внимание на то, что справка составлена сотрудниками прокуратуры в одностороннем порядке и без участия понятых. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в законодательстве, регулирующем порядок проведения проверок юридических лиц, императивной нормы об обязательном составлении протокола осмотра помещений при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ. ООО "Управдом" полагает, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства совершения обществом правонарушения предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, так как в качестве единственного доказательства совершения обществом вмененного ему правонарушения административным органом была предоставлена составленная в одностороннем порядке справка о результатах проверки.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное 17.10.2013 исполняющим обязанности прокурора г. Советска юристом 1 класса Покшиватовым И.В. в отношении юридического лица ООО "Управдом". В данном постановлении указано, что прокуратурой г. Советска совместно с Жилищной инспекцией (службой) Калининградской области 26.09.2013 проведена проверка деятельности ООО "Управдом" в части подготовки многоквартирных домов к эксплуатации в осенне-зимний период 2013 - 2014 гг.
В ходе проведения проверки установлено: в управлении ООО "Управдом" 20 многоквартирных жилых домов, в отношении 140 многоквартирных жилых домов ООО "Управдом" приступило к управлению с 01.09.2013 г. Промыты и опрессованы отопительные системы многоквартирных жилых домов только на 56 домах, оборудованных сетями центрального отопления, что составляет 100% от домов, находящихся в управлении до 01.09.2013 г. на момент проверки ООО "Управдом" представлены акты проверки дымовентиляционных систем на 8 многоквартирных жилых домов. Паспорта готовности оформлены на 205 многоквартирных жилых домов - 100% от всех МКД. В ходе выборочных 3 проверок многоквартирных жилых домов выявлены (с фотофиксацией) следующие нарушения при подготовке многоквартирных домов к эксплуатации в осенне-зимний период 2013 - 2014 гг.:
Жилой дом N 4 по ул. Пятницкого
- - состояние входных крылец неисправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания;
- - на нижней поверхности козырька потеки, разрушение краев козырька;
- Жилой дом N 8 по ул. Пятницкого
- - состояние входных крылец неисправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания;
- Жилой дом N 10 по ул. Пятницкого - состояние входных крылец неисправно, наблюдаются трещины, выбоины;
- Жилой дом N 9 по ул. Бурова
- - состояние входного крыльца неисправно, наблюдается неплотное прилегание площадки и марша к стенам, трещины, выбоины, нижняя ступень разрушена; система наружного водоотведения неисправна, желоба и водоприемные воронки загрязнены; происходит разрушение кирпичной кладки угла здания; - состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов неисправно, наблюдается разрушение штукатурного слоя, выветривание кирпичной кладки; - черепичная кровля имеет протечки;
- Жилой дом N 13 по ул. Бурова
- - состояние входных крылец неисправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания;
- - не обеспечено исправное состояние отмостки здания, местами наблюдаются разрушения, трещины; не обеспечена требуемая высота стенок приямков над уровнем тротуара и отмостки;
- Жилой дом N 26 по ул. Жилинское шоссе
- - не обеспечено исправное состояние отмостки здания, местами наблюдаются разрушения, трещины;
- Жилой дом N 14 по ул. Талаха
- - система наружного водоотведения неисправна, желоба загрязнены; происходит разрушение кирпичной кладки угла здания;
- - состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов неисправно, наблюдается разрушение штукатурного слоя, выветривание кирпичной кладки;
- - в цокольной части здания на окнах отсутствуют решетки.
17.10.2013 прокуратурой г. Советска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Управдом".
По результатам рассмотрения административного дела инспекцией вынесено постановление от 26.11.2013 N 378 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в Арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения, образуют действия, направленные на нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Поскольку данная норма носит бланкетный характер, то привлечение к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, межквартирные лестничные площадки, чердаки; крыши; окна и двери помещений общего пользования; трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома; внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения; внутридомовая система отопления; внутридомовая система электроснабжения.
Согласно пункту 10 Правил N 491 (ред. от 06.05.2011) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил N 491).
Согласно пункту 13 Правил осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В соответствии с требованиями пункта 14 Правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
Общество, обслуживая жилые многоквартирные дома, являясь управляющей организацией и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление многоквартирным жилым домом, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания, ремонта и эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Службой установлено, что ООО "Управдом" в ходе управления многоквартирным домом допущено нарушение пунктов Правил эксплуатации:
- пункта 4.2.4.2 Правил эксплуатации - при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту - на нижней поверхности козырька потеки, разрушение краев козырька (жилой дом N 4 по ул. Пятницкого);
- пункта 4.8.1 Правил эксплуатации - неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения - состояние входных крылец не исправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания, наблюдается неплотное прилегание площадки и марша к стенам, трещины, выбоины, нижняя ступень разрушена (жилой дом NN 4, 8, 10 по ул. Пятницкого, жилой дом NN 9, 13 по ул. Бурова);
- пункта 4.8.10 Правил эксплуатации - Входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами - состояние входных крылец не исправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания, наблюдается неплотное прилегание площадки и марша к стенам, трещины, выбоины, нижняя ступень разрушена (жилой дом NN 4, 8, 10 по ул. Пятницкого, жилой дом NN 9, 13 по ул. Бурова);
- пункта 4.6.4.1 Правил эксплуатации - неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы - система наружного водоотведения не исправна, желоба и водоприемные воронки загрязнены (жилой дом N 9 по ул. Бурова, жилой дом N 14 по ул. Талаха);
- пункта 4.6.1.1 Правил эксплуатации - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и 8 профилактических работ в установленные сроки - черепичная кровля имеет протечки (жилой дом N 9 по ул. Бурова);
- пункта 4.2.1.1 Правил эксплуатации - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен - происходит разрушение кирпичной кладки угла здания (жилой дом N 9 по ул. Бурова);
- пункта 4.1.7 Правил эксплуатации - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком - не обеспечено исправное состояние отмостки здания, местами наблюдаются разрушения, трещины (жилой дом N 13 по ул. Бурова, жилой дом N 26 по ул. Жилинское шоссе);
- пункта 4.1.5 Правил эксплуатации - стенки приямков должны быть не менее чем на 15 см выше уровня тротуара и отмостки; не допускаются щели в местах примыкания элементов приямков к стенам подвала; очистка мусора от снега производится не реже 1 раза в месяц; для удаления воды из приямков пол должен быть бетонным с уклоном не менее 0,03 от стен здания, в дальнем углу должно быть сделано водоотводящее устройство (труба); для защиты от дождя целесообразно устанавливать над ними откидные козырьки по согласованию с архитектором - не обеспечена требуемая высота стенок приямков над уровнем тротуара и отмостки (жилой дом N 13 по ул. Бурова);
- пункта 5.5.6 Правил эксплуатации - организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время, и содержать в исправности окна и двери в этих помещениях; не загромождать места расположения газовых колодцев, крышек коверов подземных газопроводов, очищать их в зимнее время ото льда и снега; проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям; согласовывать с эксплуатационными организациями газораспределительных систем производство земляных работ в охранных зонах систем и посадку зеленых насаждений вблизи газораспределительных систем; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда - состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов не исправно, наблюдается разрушение штукатурного слоя, выветривание кирпичной кладки (жилой дом N 9 по ул. Бурова, жилой дом N 14 по ул. Талаха);
- пункта 3.4 Правил эксплуатации - содержание подвалов и технических подполий - в цокольной части здания на окнах отсутствуют решетки (жилой дом N 14 по ул. Талаха).
В соответствии с п. 5.2.10 Правил эксплуатации промывка систем теплопотребления проводится ежегодно.
Согласно п. 5.5.12 Правил эксплуатации организации по обслуживанию жилищного фонда по договорам со специализированными организациями должны обеспечить периодические проверки дымоходов и вентканалов.
На основании п. 2.6.10 Правил эксплуатации готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием
- - паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях;
- - актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- - актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- - обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
- - актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
- - актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Однако на момент проверки обществом представлены акты проверки дымовентиляционных систем на 8 жилых домов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается факт нарушения обществом перечисленных в постановлении от 26.11.2013 пунктов 4.2.4.2, 4.8.1, 4.8.10, 4.6.4.1, 4.6.1.1, 4.2.1.1, 4.1.5, 5.5.6, 5.2.10, 2.6.10 Правил эксплуатации.
При таких обстоятельствах событие вменяемого правонарушения в деянии заявителя суд апелляционной инстанции считает доказанным, о чем также правомерно указано судом первой инстанции в оспариваемом решении.
Довод подателя жалобы о том, что справка о результатах проверки от 26.09.2013 по своему содержанию не может считаться протоколом осмотра, составлена в одностороннем порядке без участия понятых, в связи с чем не может служить безусловным доказательством совершения обществом вмененного правонарушения отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Положения статьи 27.8, предусматривающие составление протокола осмотра при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в данном случае не подлежат применению, поскольку инспекцией проверялась территория, не принадлежащая обществу на праве собственности; заявитель в данном случае уполномочен только на выполнение функций по управлению вышеуказанными домами.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Тем самым, представленный инспекцией документ - справка о результатах проверки от 26.09.2013 может рассматриваться, как иные документы, упомянутые в статье 26.2 КоАП РФ.
Как следует из указанных и других норм КоАП РФ, положений АПК РФ, арбитражный суд дает оценку документам, представляемым в качестве доказательств, исходя из предъявляемых к ним требований (в том числе объективного подтверждения доказываемого обстоятельства).
Оценивая представленные в материалах дела вышеназванную справку о результатах проверки, а также фотоматериал, фиксирующий факт правонарушения апелляционный суд признает доказанным наличие в действиях Общества события вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено. Наказание назначено в пределах санкции статьи закона. Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления у суда первой инстанции не имелось.
В силу вышеизложенного апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2014 по делу N А21-11048/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2014 ПО ДЕЛУ N А21-11048/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А21-11048/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2014 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ксенофонтовой И.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8185/2014) общества с ограниченной ответственностью "Управдом" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2014 по делу N А21-11048/2013 (судья Сычевская С.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
к Государственной жилищной инспекции (службе) Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (ОГРН 1043905500341; Калининградская область, г. Советск, ул. Базарная, дом 9А; далее - общество, ООО "Управдом", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калининградской области (236029, Калининград, ул. Барнаульская, 4; далее - инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) N 378 от 26 ноября 2013 о назначении ООО "Управдом" наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 25.02.2014, вынесенным в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
ООО "Управдом" с принятым решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым обжалуемое постановление признать незаконным и отменить полностью. Податель жалобы указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о допустимости справки о результатах проверки от 26.09.2013, считает, что данный вывод противоречит положениям законодательства и обстоятельствам дела поскольку нормами КоАП РФ составление справки о результатах проверки не предусмотрено, а протокол осмотра территории и вещей в нарушение статьи 17.8 Кодекса не составлялся. Обращает внимание на то, что справка составлена сотрудниками прокуратуры в одностороннем порядке и без участия понятых. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в законодательстве, регулирующем порядок проведения проверок юридических лиц, императивной нормы об обязательном составлении протокола осмотра помещений при рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ. ООО "Управдом" полагает, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства совершения обществом правонарушения предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, так как в качестве единственного доказательства совершения обществом вмененного ему правонарушения административным органом была предоставлена составленная в одностороннем порядке справка о результатах проверки.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес инспекции поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное 17.10.2013 исполняющим обязанности прокурора г. Советска юристом 1 класса Покшиватовым И.В. в отношении юридического лица ООО "Управдом". В данном постановлении указано, что прокуратурой г. Советска совместно с Жилищной инспекцией (службой) Калининградской области 26.09.2013 проведена проверка деятельности ООО "Управдом" в части подготовки многоквартирных домов к эксплуатации в осенне-зимний период 2013 - 2014 гг.
В ходе проведения проверки установлено: в управлении ООО "Управдом" 20 многоквартирных жилых домов, в отношении 140 многоквартирных жилых домов ООО "Управдом" приступило к управлению с 01.09.2013 г. Промыты и опрессованы отопительные системы многоквартирных жилых домов только на 56 домах, оборудованных сетями центрального отопления, что составляет 100% от домов, находящихся в управлении до 01.09.2013 г. на момент проверки ООО "Управдом" представлены акты проверки дымовентиляционных систем на 8 многоквартирных жилых домов. Паспорта готовности оформлены на 205 многоквартирных жилых домов - 100% от всех МКД. В ходе выборочных 3 проверок многоквартирных жилых домов выявлены (с фотофиксацией) следующие нарушения при подготовке многоквартирных домов к эксплуатации в осенне-зимний период 2013 - 2014 гг.:
Жилой дом N 4 по ул. Пятницкого
- - состояние входных крылец неисправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания;
- - на нижней поверхности козырька потеки, разрушение краев козырька;
- Жилой дом N 8 по ул. Пятницкого
- - состояние входных крылец неисправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания;
- Жилой дом N 10 по ул. Пятницкого - состояние входных крылец неисправно, наблюдаются трещины, выбоины;
- Жилой дом N 9 по ул. Бурова
- - состояние входного крыльца неисправно, наблюдается неплотное прилегание площадки и марша к стенам, трещины, выбоины, нижняя ступень разрушена; система наружного водоотведения неисправна, желоба и водоприемные воронки загрязнены; происходит разрушение кирпичной кладки угла здания; - состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов неисправно, наблюдается разрушение штукатурного слоя, выветривание кирпичной кладки; - черепичная кровля имеет протечки;
- Жилой дом N 13 по ул. Бурова
- - состояние входных крылец неисправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания;
- - не обеспечено исправное состояние отмостки здания, местами наблюдаются разрушения, трещины; не обеспечена требуемая высота стенок приямков над уровнем тротуара и отмостки;
- Жилой дом N 26 по ул. Жилинское шоссе
- - не обеспечено исправное состояние отмостки здания, местами наблюдаются разрушения, трещины;
- Жилой дом N 14 по ул. Талаха
- - система наружного водоотведения неисправна, желоба загрязнены; происходит разрушение кирпичной кладки угла здания;
- - состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов неисправно, наблюдается разрушение штукатурного слоя, выветривание кирпичной кладки;
- - в цокольной части здания на окнах отсутствуют решетки.
17.10.2013 прокуратурой г. Советска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Управдом".
По результатам рассмотрения административного дела инспекцией вынесено постановление от 26.11.2013 N 378 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество оспорило его в Арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения, образуют действия, направленные на нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Поскольку данная норма носит бланкетный характер, то привлечение к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможно лишь при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми предусмотрено, что в состав общего имущества включаются, в частности, межквартирные лестничные площадки, чердаки; крыши; окна и двери помещений общего пользования; трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома; внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения; внутридомовая система отопления; внутридомовая система электроснабжения.
Согласно пункту 10 Правил N 491 (ред. от 06.05.2011) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (пункт 11 названных Правил).
В силу пункта 12 Правил N 491 собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 16 Правил N 491).
Согласно пункту 13 Правил осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В соответствии с требованиями пункта 14 Правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
Общество, обслуживая жилые многоквартирные дома, являясь управляющей организацией и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление многоквартирным жилым домом, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания, ремонта и эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Службой установлено, что ООО "Управдом" в ходе управления многоквартирным домом допущено нарушение пунктов Правил эксплуатации:
- пункта 4.2.4.2 Правил эксплуатации - при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту - на нижней поверхности козырька потеки, разрушение краев козырька (жилой дом N 4 по ул. Пятницкого);
- пункта 4.8.1 Правил эксплуатации - неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения - состояние входных крылец не исправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания, наблюдается неплотное прилегание площадки и марша к стенам, трещины, выбоины, нижняя ступень разрушена (жилой дом NN 4, 8, 10 по ул. Пятницкого, жилой дом NN 9, 13 по ул. Бурова);
- пункта 4.8.10 Правил эксплуатации - Входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами - состояние входных крылец не исправно, наблюдаются трещины, выбоины, углубления в ступенях от истирания, наблюдается неплотное прилегание площадки и марша к стенам, трещины, выбоины, нижняя ступень разрушена (жилой дом NN 4, 8, 10 по ул. Пятницкого, жилой дом NN 9, 13 по ул. Бурова);
- пункта 4.6.4.1 Правил эксплуатации - неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы - система наружного водоотведения не исправна, желоба и водоприемные воронки загрязнены (жилой дом N 9 по ул. Бурова, жилой дом N 14 по ул. Талаха);
- пункта 4.6.1.1 Правил эксплуатации - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и 8 профилактических работ в установленные сроки - черепичная кровля имеет протечки (жилой дом N 9 по ул. Бурова);
- пункта 4.2.1.1 Правил эксплуатации - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен - происходит разрушение кирпичной кладки угла здания (жилой дом N 9 по ул. Бурова);
- пункта 4.1.7 Правил эксплуатации - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком - не обеспечено исправное состояние отмостки здания, местами наблюдаются разрушения, трещины (жилой дом N 13 по ул. Бурова, жилой дом N 26 по ул. Жилинское шоссе);
- пункта 4.1.5 Правил эксплуатации - стенки приямков должны быть не менее чем на 15 см выше уровня тротуара и отмостки; не допускаются щели в местах примыкания элементов приямков к стенам подвала; очистка мусора от снега производится не реже 1 раза в месяц; для удаления воды из приямков пол должен быть бетонным с уклоном не менее 0,03 от стен здания, в дальнем углу должно быть сделано водоотводящее устройство (труба); для защиты от дождя целесообразно устанавливать над ними откидные козырьки по согласованию с архитектором - не обеспечена требуемая высота стенок приямков над уровнем тротуара и отмостки (жилой дом N 13 по ул. Бурова);
- пункта 5.5.6 Правил эксплуатации - организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора; обеспечивать своевременное утепление мест расположения газопровода, где возможно замерзание газа в зимнее время, и содержать в исправности окна и двери в этих помещениях; не загромождать места расположения газовых колодцев, крышек коверов подземных газопроводов, очищать их в зимнее время ото льда и снега; проверять в подвалах и других помещениях, где имеются газопроводы и оборудование, работающее на газе, соответствие электропроводки предъявляемым к ней требованиям; согласовывать с эксплуатационными организациями газораспределительных систем производство земляных работ в охранных зонах систем и посадку зеленых насаждений вблизи газораспределительных систем; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими. Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда - состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов не исправно, наблюдается разрушение штукатурного слоя, выветривание кирпичной кладки (жилой дом N 9 по ул. Бурова, жилой дом N 14 по ул. Талаха);
- пункта 3.4 Правил эксплуатации - содержание подвалов и технических подполий - в цокольной части здания на окнах отсутствуют решетки (жилой дом N 14 по ул. Талаха).
В соответствии с п. 5.2.10 Правил эксплуатации промывка систем теплопотребления проводится ежегодно.
Согласно п. 5.5.12 Правил эксплуатации организации по обслуживанию жилищного фонда по договорам со специализированными организациями должны обеспечить периодические проверки дымоходов и вентканалов.
На основании п. 2.6.10 Правил эксплуатации готовность объектов ЖКХ к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием
- - паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях;
- - актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий;
- - актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования;
- - обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 м3 на 1 тыс. м2 уборочной площади;
- - актов о готовности уборочной техники и инвентаря;
- - актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления.
Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября.
Однако на момент проверки обществом представлены акты проверки дымовентиляционных систем на 8 жилых домов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается факт нарушения обществом перечисленных в постановлении от 26.11.2013 пунктов 4.2.4.2, 4.8.1, 4.8.10, 4.6.4.1, 4.6.1.1, 4.2.1.1, 4.1.5, 5.5.6, 5.2.10, 2.6.10 Правил эксплуатации.
При таких обстоятельствах событие вменяемого правонарушения в деянии заявителя суд апелляционной инстанции считает доказанным, о чем также правомерно указано судом первой инстанции в оспариваемом решении.
Довод подателя жалобы о том, что справка о результатах проверки от 26.09.2013 по своему содержанию не может считаться протоколом осмотра, составлена в одностороннем порядке без участия понятых, в связи с чем не может служить безусловным доказательством совершения обществом вмененного правонарушения отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Положения статьи 27.8, предусматривающие составление протокола осмотра при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в данном случае не подлежат применению, поскольку инспекцией проверялась территория, не принадлежащая обществу на праве собственности; заявитель в данном случае уполномочен только на выполнение функций по управлению вышеуказанными домами.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Тем самым, представленный инспекцией документ - справка о результатах проверки от 26.09.2013 может рассматриваться, как иные документы, упомянутые в статье 26.2 КоАП РФ.
Как следует из указанных и других норм КоАП РФ, положений АПК РФ, арбитражный суд дает оценку документам, представляемым в качестве доказательств, исходя из предъявляемых к ним требований (в том числе объективного подтверждения доказываемого обстоятельства).
Оценивая представленные в материалах дела вышеназванную справку о результатах проверки, а также фотоматериал, фиксирующий факт правонарушения апелляционный суд признает доказанным наличие в действиях Общества события вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено. Наказание назначено в пределах санкции статьи закона. Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления у суда первой инстанции не имелось.
В силу вышеизложенного апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2014 по делу N А21-11048/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Н.И.ПРОТАС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)