Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2151/2015

Требование: О признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: На основании договора купли-продажи заявитель является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме. В целях перевода указанного жилого помещения в нежилое помещение заявитель обратился в орган местного самоуправления с заявлением, к которому приложил проект перепланировки квартиры и необходимые документы. Представленная проектная документация была отклонена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N 33-2151/2015


Судья Рафикова О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Трифоновой О.М.
судей областного суда Чердынцевой В.Г., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 26 сентября 2014 года по гражданскому делу по иску П.Л. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение.
Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., объяснения представителя ответчиков И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца П.Т., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

П.Л. обратилась в суд с иском к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Оренбурга, указав, что на основании договора купли-продажи от (дата) она является собственником квартиры N, расположенной в доме N по (адрес). В целях перевода указанного жилого помещения в нежилое помещение она обратилась в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга с заявлением, к которому приложила проект перепланировки квартиры и документы, предусмотренные ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации. Представленная проектная документация была отклонена ответчиком, поскольку предусмотренное перепланировкой устройство крыльца связано с использованием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в связи с чем, для такого использования необходимо представить согласие собственников помещений многоквартирного дома. Полагает, что ответчик требует документы, представление которых не предусмотрено действующим законодательством, и нарушает ее права как собственника на пользование принадлежащим ей имуществом. Просит признать ответ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) N незаконным; обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга принять решение по ее заявлению о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), в нежилое помещение.
В ходе рассмотрения дела определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Оренбурга, ненадлежащий ответчик Управление градостроительства и архитектуры Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга был заменен на надлежащего ответчика Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга.
В судебном заседании истец П.Л. не присутствовала, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца П.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала на указанных в исковом заявлении основаниях.
Представитель ответчика Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель ответчика администрации г. Оренбурга в судебном заседании не присутствовал, в письменном отзыве просил суд рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований к администрации г. Оренбурга отказать как к ненадлежащему ответчику.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 26 сентября 2014 года исковые требования П.Л. удовлетворены. Суд постановил: признать ответ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от (дата) N незаконным; обязать Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга принять решение по заявлению П.Л. о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), в нежилое помещение.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положениями ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения либо иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Судом первой инстанции установлено, что П.Л. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), на основании договора купли-продажи от (дата), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N.
Истец обратилась в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга с заявлением о согласовании проектной документации по перепланировке указанной квартиры для перевода в нежилое помещение под размещение офиса, представив проект, подготовленный ООО "АрхДомСтрой", которым предусматривается перепланировка квартиры, заключающаяся в устройстве крыльца входа, козырька, дверного проема и рекламной вывески. Устройство входа предусмотрено из существующего окна путем демонтажа подоконной зоны.
В письме от (дата) Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга сообщил, что, поскольку при перепланировке квартиры затрагивается общее имущество собственников помещений многоквартирного дома N по (адрес), заявителю необходимо представить согласие всех собственников помещений указанного дома, справку о том, что в квартире на момент перевода из жилого помещения в нежилое помещение никто не зарегистрирован, а также пояснительную записку о необходимости установки кнопки экстренного вызова для инвалидов и маломобильных групп населения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что перепланировка квартиры, предусмотренная проектом ООО "АрхДомСтрой", не связана с уменьшением общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, поскольку демонтаж подоконной части с устройством дверного проема не влечет изменение параметров объекта капитального строительства, в результате производства работ по перепланировке не изменится порядок использования данных конструкций другими собственниками помещений. Принимая во внимание, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован и не постановлен на государственный кадастровый учет, то устройство крыльца не влечет уменьшение размера земельного участка и нарушение прав собственников помещений многоквартирного дома на его использование.
С данными выводами суда судебная коллегия не соглашается, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. 3, 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, а также земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично - правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе, против собственника земельного участка.
Решением Оренбургского городского совета от 19 июня 2012 года N 437 утверждены Правила благоустройства территории г. Оренбурга (далее Правила), в соответствии с пунктом 22 которых придомовая территория - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В общую площадь земельного участка, занятого многоквартирным домом включается площадь, непосредственно занятая зданием, а также площадь от стен для зданий до 10 этажей - 5 метров, для зданий свыше 10 этажей - 8 метров.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что действующее законодательство признает за собственниками помещений многоквартирного дома право на использование не сформированного в установленном порядке земельного участка, на котором дом расположен, в размерах, необходимых для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства.
Для многоквартирного дома N по (адрес) в соответствии с Правилами такой размер составляет 5 метров от стен дома.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену и перенос инженерных сетей, санитарно - технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Принимая во внимание, что устройство крыльца, предусмотренное проектом ООО "АрхДомСтрой", предполагает использование земельного участка, на который распространяются права собственников помещений многоквартирного дома, то в силу ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации на перевод жилого помещения в нежилое помещение в соответствии с проектом, представленным истцом в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, необходимо согласие собственников помещений многоквартирного дома, на что обоснованно указано ответчиком в оспариваемом ответе от (дата).
Устройство входа из существующего окна квартиры, предполагающее демонтаж подоконной части оконного проема, затрагивает торцевую несущую стену, которая относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, в связи с чем, на производство таких работ истцом также должно быть испрошено согласие собственников.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что к заявлению о переводе жилого помещения в нежилое помещение она приложила справку о лицах, зарегистрированных в квартире N дома N по (адрес), поэтому указание Департаментом на данный недостаток заявления в ответе от (дата) соответствовало ч. 2 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, что судом первой инстанции не учтено.
Представление в ходе рассмотрения дела истцом справки от (дата) о том, что в квартире никто не зарегистрирован, не свидетельствует о том, что ответ Департамента в данной части не соответствовал закону, поскольку он дан П.Л. при отсутствии указанного документа.
Пояснительная записка к проекту перепланировки квартиры, в соответствии с которой размещение пандуса для инвалидов колясочников по требованиям СНиП 35-01-2001 не представляется возможным, согласованная (дата), также была представлена истцом только в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции правовые основания для удовлетворения исковых требований П.Л. отсутствовали. Обжалуемое решение принято судом с нарушением подлежащих применению норм материального права, поэтому судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 26 сентября 2014 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.Л. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)