Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истице отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием у нее права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что на момент назначения пенсии она не являлась работником образования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Агеева Н.В.
Докладчик Братчикова Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Братчиковой Л.Г., Черных С.В.
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 10 февраля 2015 года дело по апелляционным жалобам представителя отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области Г., представителя Министерства социального развития Л. на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 11 ноября 2014 года, которым исковые требования Т. удовлетворены.
Решение Отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области от 23.10.2014 года N 1123 в отношении Т. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования" признано незаконным и отменено.
Признано за Т. право на меры социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования" и возложена обязанность на ответчика назначить Т. государственную услугу по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 20 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Братчиковой Л.Г., объяснения представителя Министерства социального развития Новосибирской области Л., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Т. обратилась в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Отделу пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области, Министерству социального развития Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории "работник образования".
В обоснование требований указала, что 20 октября 2014 года она обратилась в Отдел пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области за предоставлением государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования". Уведомлением Отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области от 23.10.2014 N 1123 ей отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории "работник образования", в связи с отсутствием у нее права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с тем, что на момент назначения пенсии она не являлась работником образования. С вышеуказанным решением она не согласна, поскольку нарушены ее права и законные интересы.
Пенсия ей назначена 05.12.2007 года, педагогический стаж в сельской местности составляет более 14 лет, она проживает в сельской местности.
Просит суд признать решение отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области от 23.10.2014 N 1123 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования" незаконным и отменить. Признать за ней, Т., право на меры социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Обязать ответчика назначить ей государственную услугу по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования" с месяца обращения в отдел пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области то есть с 20 октября 2014 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны представитель отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области Г., представитель Министерства социального развития Л.
В апелляционных жалобах просят решение суда отменить.
В обоснование доводов в жалобах указывают, что для получения мер социальной поддержки гражданином, уходящим на пенсию, необходимо соблюдение следующих условий: 1) гражданин, уходя на пенсию, должен быть работником образования (то есть состоять в трудовых отношениях с образовательной организацией), и получать меры социальной поддержки; 2) общий стаж его работы в сельской местности или поселках городского типа должен составлять не менее 10 лет; 3) гражданин должен проживать в сельской местности или поселке городского типа.
Указывают, что уведомлением отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области от 23.10.2014 N 1123 Т. отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, поскольку отсутствует право на предоставление указанных мер социальной поддержки.
Апеллянты отмечают, что Т. при выходе на пенсию не являлась работником образования.
Указывают, что действие Закона Новосибирской области от 27.04.2010 N 493-ОЗ не распространяется на лиц, которые при выходе на пенсию не пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, следовательно, и не имеют права на сохранение указанных мер социальной поддержки.
Т. представила возражения на апелляционные жалобы, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились Т., представитель Отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, никаких заявлений либо ходатайств не направили.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему:
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вышедшие на пенсию педагогические работники, которые проработали в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет, в полной мере имеют право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Иное означало бы нарушение установленного законом принципа равенства прав и верховенства закона.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Как следует из представленных материалов, Т. проживает в сельской местности, общий педагогический стаж в сельской местности составляет более 10 лет, указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судах первой и апелляционной инстанций.
Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" устанавливает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных, государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Закона Новосибирской области N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области", принятого Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.04.2010 года настоящий закон устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Статья 2 указанного закона устанавливает, что Закон N 493-ОЗ от 27.04.2010 года распространяется на педагогических работников областных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, а также на проживающих совместно с ними членов их семей.
Перечень должностей педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, устанавливается Правительством Новосибирской области.
Право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию педагогическими работниками, относящимися к категории, указанной в части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что условия предоставления мер социальной поддержки соблюдены, в связи с чем, Т. имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что одним из условий предоставления мер социальной поддержки является выход на пенсию с должности, включенной в перечень должностей педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства Новосибирской области N 235-п от 05 декабря 2010 года, являются несостоятельными, поскольку Законом Новосибирской области N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" от 27.04.2010 года не предусмотрено такое условие, как выход на пенсию с определенной должности.
Согласно Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 958-О-О подчеркнуто, что, из абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем, полагающихся педагогическим работникам, мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от 23.09.2009 г.
На основании изложенного, обжалуемое решение соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Татарского районного суда г. Новосибирска от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области Г., представителя Министерства социального развития Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.02.2015 N 33-945/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории "Работник образования".Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истице отказано в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием у нее права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с тем, что на момент назначения пенсии она не являлась работником образования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 года
Судья Агеева Н.В.
Докладчик Братчикова Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Братчиковой Л.Г., Черных С.В.
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 10 февраля 2015 года дело по апелляционным жалобам представителя отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области Г., представителя Министерства социального развития Л. на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 11 ноября 2014 года, которым исковые требования Т. удовлетворены.
Решение Отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области от 23.10.2014 года N 1123 в отношении Т. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования" признано незаконным и отменено.
Признано за Т. право на меры социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования" и возложена обязанность на ответчика назначить Т. государственную услугу по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 20 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Братчиковой Л.Г., объяснения представителя Министерства социального развития Новосибирской области Л., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Т. обратилась в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Отделу пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области Министерства социального развития Новосибирской области, Министерству социального развития Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории "работник образования".
В обоснование требований указала, что 20 октября 2014 года она обратилась в Отдел пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области за предоставлением государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования". Уведомлением Отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области от 23.10.2014 N 1123 ей отказано в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории "работник образования", в связи с отсутствием у нее права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с тем, что на момент назначения пенсии она не являлась работником образования. С вышеуказанным решением она не согласна, поскольку нарушены ее права и законные интересы.
Пенсия ей назначена 05.12.2007 года, педагогический стаж в сельской местности составляет более 14 лет, она проживает в сельской местности.
Просит суд признать решение отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области от 23.10.2014 N 1123 об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования" незаконным и отменить. Признать за ней, Т., право на меры социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Обязать ответчика назначить ей государственную услугу по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "работник образования" с месяца обращения в отдел пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области то есть с 20 октября 2014 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны представитель отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области Г., представитель Министерства социального развития Л.
В апелляционных жалобах просят решение суда отменить.
В обоснование доводов в жалобах указывают, что для получения мер социальной поддержки гражданином, уходящим на пенсию, необходимо соблюдение следующих условий: 1) гражданин, уходя на пенсию, должен быть работником образования (то есть состоять в трудовых отношениях с образовательной организацией), и получать меры социальной поддержки; 2) общий стаж его работы в сельской местности или поселках городского типа должен составлять не менее 10 лет; 3) гражданин должен проживать в сельской местности или поселке городского типа.
Указывают, что уведомлением отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области от 23.10.2014 N 1123 Т. отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, поскольку отсутствует право на предоставление указанных мер социальной поддержки.
Апеллянты отмечают, что Т. при выходе на пенсию не являлась работником образования.
Указывают, что действие Закона Новосибирской области от 27.04.2010 N 493-ОЗ не распространяется на лиц, которые при выходе на пенсию не пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, следовательно, и не имеют права на сохранение указанных мер социальной поддержки.
Т. представила возражения на апелляционные жалобы, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились Т., представитель Отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, никаких заявлений либо ходатайств не направили.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему:
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вышедшие на пенсию педагогические работники, которые проработали в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет, в полной мере имеют право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Иное означало бы нарушение установленного законом принципа равенства прав и верховенства закона.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Как следует из представленных материалов, Т. проживает в сельской местности, общий педагогический стаж в сельской местности составляет более 10 лет, указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в судах первой и апелляционной инстанций.
Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 года "Об образовании" устанавливает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных, государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 1 Закона Новосибирской области N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области", принятого Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.04.2010 года настоящий закон устанавливает меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Статья 2 указанного закона устанавливает, что Закон N 493-ОЗ от 27.04.2010 года распространяется на педагогических работников областных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа, а также на проживающих совместно с ними членов их семей.
Перечень должностей педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом, устанавливается Правительством Новосибирской области.
Право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию педагогическими работниками, относящимися к категории, указанной в части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там, а также за проживающими совместно с ними членами их семей.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что условия предоставления мер социальной поддержки соблюдены, в связи с чем, Т. имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что одним из условий предоставления мер социальной поддержки является выход на пенсию с должности, включенной в перечень должностей педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства Новосибирской области N 235-п от 05 декабря 2010 года, являются несостоятельными, поскольку Законом Новосибирской области N 493-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области" от 27.04.2010 года не предусмотрено такое условие, как выход на пенсию с определенной должности.
Согласно Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 958-О-О подчеркнуто, что, из абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем, полагающихся педагогическим работникам, мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами. Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от 23.09.2009 г.
На основании изложенного, обжалуемое решение соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Татарского районного суда г. Новосибирска от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя отдела пособий и социальных выплат Усть-Таркского района Новосибирской области Г., представителя Министерства социального развития Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)