Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-365/2014(33-10941/13)

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2014 г. по делу N 33-365/2014(33-10941/13)


Судья: Деуленко В.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "УправДом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 октября 2013 года
по делу по иску О.Я. к ООО "Управляющая компания "УправДом" о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия

установила:

Истец О.Я. обратилась в суд с иском к ООО "Управляющая компания "УправДом" о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указала на то, что является собственником <адрес> Ответчик осуществляет управление указанным многоквартирным домом. Уборка подъезда и придомовой территории не осуществляется надлежащим образом, а в ДД.ММ.ГГ не осуществлялась совсем. ДД.ММ.ГГ истец обратилась с заявлением к ответчику о производстве перерасчета за ДД.ММ.ГГ по услугам уборка придомовой территории и уборка лестничных клеток. Данное заявление ответчиком проигнорировано, ответа не поступило. Стоимость услуги по уборке лестничных клеток составляет <данные изъяты>. с квадратного метра, стоимость уборки придомовой территории- <данные изъяты>. Размер уменьшения платы за уборку лестничных клеток составляет <данные изъяты> по уборке придомовой территории-<данные изъяты> за месяц. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ N 170 от 27 сентября 2003 года, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества. Управляющая компания не производит работы, которые отнесены к содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, лифтовых площадок и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажную протирку подоконников, оконных решеток, перилл лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытье окон.
С учетом приведенных обстоятельств и уточненных требований истец просила обязать ответчика произвести перерасчет по услуге уборка лестничных клеток за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на сумму <данные изъяты>., перерасчет по услуге уборка придомовой территории за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на сумму <данные изъяты>.; возложить на ООО "УК "УправДом" обязанность проводить в доме по <адрес> сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц; взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>., за юридические услуги- <данные изъяты>.
В судебном заседании истец О.Я. и ее представитель Е.А. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика иск не признала, не оспаривала, что уборка помещений не производилась с ДД.ММ.ГГ
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 октября 2013 года исковые требования О.Я. удовлетворены частично.
На ответчика ООО "УК "УправДом" возложена обязанность произвести потребителю О.Я. проживающей в <адрес> перерасчет по услуге уборка лестничных клеток за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на сумму <данные изъяты>., по услуге уборка придомовой территории- за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на сумму <данные изъяты>.
На ООО "Управляющая компания "УправДом" возложена обязанность проводить в доме по <адрес> сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц.
С ООО "УК "УправДом" в пользу О.Я. взыскана компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>., штраф в сумме <данные изъяты> за услуги представителя <данные изъяты>
С ООО "УК "УправДом" в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере <данные изъяты>
В апелляционной жалобе ответчик ООО "УК "УправДом" оспаривает законность и обоснованность решения суда в части возложения на него обязанности производить в доме по <адрес> в <адрес> мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей выполнять не реже одного раза в месяц. В качестве доводов жалобы ссылается на то, что в соответствии с п. п. 17, 31, 35 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования; решение общего собрания собственников помещений в доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации; размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам, качеству услуг и работ. Услуга в виде уборки мест общего пользования является платной. По квитанциям жильцы оплачивают только те услуги, которые определены решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГ, которым установлен тариф на содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом из расчета на 1 кв. м общей площади в размере <данные изъяты> из которых <данные изъяты>. на статью- уборка лестничных клеток, что предусматривает подметание лестничных клеток два раза в неделю. Следовательно, требования истца, касающиеся производить мойку пола лестничных площадок и маршей, мокрую уборку всех поверхностей не реже одного раза в месяц в тариф договором не включена, собственниками не оплачивается. Ссылка в решении суда на минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 несостоятельна, так как в соответствии с п. 2 указанного постановления Перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления, то есть после 20 апреля 2013 года.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, своих представителей не направили.
Представитель ответчика просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
При изложенных обстоятельствах, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по основаниям ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец О.Я. является собственником ? доли в праве собственности на <адрес>.
Управление названным многоквартирным домом осуществляет ООО "Управляющая компания "УправДом" с ДД.ММ.ГГ, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 16).
Собственниками многоквартирного дома в рамках ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации заключен договор управления домом по <адрес>, из содержания которого усматривается, что целью управления домом является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества дома.
В соответствии с разделом 2 договора, управляющая компания обязана оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с действующими нормативными документами, Перечнем работ и услуг с учетом утвержденного общим собранием собственников дома. Работы и услуги, не вошедшие в перечень, выполняются и оплачиваются в соответствии с дополнительным соглашением сторон.
Согласно п. 2.2.5 договора, управляющая компания вправе вносить на общее собрание собственников предложения о пересмотре размера оплаты за содержание и ремонт дома.
Тарифы на содержание жилья в указанном многоквартирном доме установлены собранием собственников ДД.ММ.ГГ, в соответствии с расчетом оплачивается за содержание жилья <данные изъяты>. за кв. м в месяц, в том числе за уборку лестничных клеток <данные изъяты>кв. м.
ДД.ММ.ГГ между ООО "УК "УправДом" и ООО "Энерго СантехСервис" заключен договор на предоставление услуг, в том числе по своевременной и качественной уборке лестничных клеток подъездов в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.08.2-12 г. в соответствии с приложением NN 1,2 к договору, где в приложении N 2 установлена периодичность по санитарному содержанию подъездов и перечень выполняемых работ.
Как установлено судом, определенная в договоре периодичность названных работ и перечень работ не соответствуют требованиям норм, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170. Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в ДД.ММ.ГГ уборка в подъездах N 1 и 2 в <адрес> вообще не проводилась.
Удовлетворяя исковые требования О.Я. в части возложения обязанности на ООО "УК "УправДом" проводить в доме по <адрес> сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов не реже чем через пять дней, стен - не менее двух раз в год, мокрую уборку всех поверхностей не реже одного раза в месяц, суд первой инстанции верно руководствовался положениями ст. ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также обязанность управляющей организации по договору управления по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
При этом Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение сохранности и содержание жилищного фонда; требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Указанные Правила (п. п. 1.8, 3.2.2, 3.2.7) предусматривают, что эксплуатация жилищного фонда включает в себя его санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования; обязанность обслуживающей организации обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток, нормативный температурно-влажностный режим, а также периодичность работ, выполняемых при уборке лестничных клеток. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
Кроме того, с 20 апреля 2013 года вступил в действие Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства от 03 апреля 2013 года N 290.
В силу п. 23 указанного Постановления, к числу минимальных услуг и работ отнесены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытье окон.
Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, установлен законодательно. Поэтому все работы, предусмотренные в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда должны выполняться управляющими компаниями в обязательном порядке вне зависимости от того, предусмотрены они в договоре или нет. В договоре управления многоквартирным домом перечень работ не может быть уменьшен по сравнению с перечнем, установленным законодательно.
Таким образом, обязанность управляющей организации предоставлять услугу по уборке и санитарно-гигиенической очистке помещений общего пользования является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, входит в состав обязательных услуг, предоставляемых управляющей организацией при управлении многоквартирным домом, и не зависит от волеизъявления сторон договора.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы ответчика о том, что собственники многоквартирного дома оплачивают только уборку лестничных клеток, включающую подметание 2 раза в неделю, то есть ту услугу, которая определена решением общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГ и установлен тариф из расчета на 1 кв. м общей площади в размере <данные изъяты> руб., из которых <данные изъяты>. на статью "уборка лестничных клеток", по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (п. 31 Правил).
Поскольку услуги по санитарной уборке мест общего пользования отнесены к услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, то исходя из анализа приведенных норм права, плата за данные услуги должна производиться за счет средств, вносимых собственниками в счет платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из объяснений ответчика и не оспаривается стороной истца, тариф на содержание, текущий ремонт и управление многоквартирным домом из расчета на 1 кв. м общей площади в размере <данные изъяты>. определен решением общего собрания собственников многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГ, из указанного тарифа на статью "уборка лестничных клеток" отнесено <данные изъяты>.
Иного решения общего собрания собственников дома, в том числе о составе затрат, либо об ином расходовании взимаемых с жильцов сумм, включенных в размер платы, в материалах дела не имеется.
Поскольку услуга по уборке лестничных клеток входит в состав обязательных при управлении многоквартирным домом, является частью содержания общего имущества и не зависит от волеизъявления сторон договора, управляющей организацией взимается плата за оказание данной услуги из расчета <данные изъяты> за 1 кв. м, поэтому виды проводимых санитарных работ по уборке лестничных клеток и их периодичность должны соответствовать Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда РФ, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного постановления, то есть после 20 апреля 2013 года, на законность выводов суда не влияет, поскольку объем работ и их периодичность, возложенная судом на ответчика, соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда РФ, утвержденных Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г., которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части подробно мотивированы в судебном решении, являются правильными, с ними соглашается суд апелляционной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Поскольку решение суда в остальной части сторонами не оспаривается, то в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его законность и обоснованность судебной коллегией не проверяется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика ООО "Управляющая компания "УправДом" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 октября 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)