Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица является вдовой участника ВОВ, она обратилась в администрацию района с заявлением, в котором просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, однако решением жилищной комиссии ей в этом было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Гонтарь Н.Ю., Михляевой Г.А.
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску прокурора Иглинского района РБ в интересах Н. к администрации МР Иглинский район РБ об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 08.07.2014 года, которым постановлено:
Иск Прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Н. удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 27 ноября 2012 года об отказе в постановке Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан поставить Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Н. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая в обоснование, что Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 года. 24 октября 2012 года она обратилась в администрацию района с заявлением, в котором просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, однако решением жилищной комиссии от 27 ноября 2012 года ей в этом было отказано со ссылкой на то, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, и жилой дом заявителя признан пригодным для дальнейшего проживания и отсутствии оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец полагает, что доводы жилищной комиссии являются необоснованными и незаконными, поскольку она собственником жилого помещения расположенного по адресу: РБ, адрес, не являлась, каких-либо действий по ухудшению своих жилищных условий не предпринимала и не могла предпринимать. С учетом изложенного просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии от 27 ноября 2012 года, которым Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ш. подал апелляционную жалобу, указав, что Министерство труда и социальной защиты населения РБ является одним из участников программы по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета, обязано соблюдать целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение жильем данной категории граждан, однако суд не привлек его к участию в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ Г., представителя Н. - В., представителя МР Иглинский район РБ М., судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания искового заявления усматривается, что истцом заявлены исковые требования в рамках реализации ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов от 7 мая 2008 года N 714.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 N 322, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании представленных администрациями муниципальных районов и городских округов РБ списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства, формирует республиканский список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановка гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства и включения его в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, влечет за собой включение его в соответствующий республиканский список, а впоследствии в проект сводного списка, который формируется Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре, и выдачу сертификата на строительство или приобретение жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с п. 2.7 вышеуказанного Порядка Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан направляется в Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре уточненный список получателей мер социальной поддержки. В этой связи Министерством осуществляется проверка документов граждан, вошедших в данный список на наличие у них права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 3 приведенного постановления Министерство труда и социальной защиты населения РБ ответственно за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан является заинтересованной стороной по делу, права и законные интересы которого затрагиваются оспариваемым решением.
Однако, при рассмотрении дела судом первой инстанции не были учтены вышеназванные обстоятельства в связи с чем Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан к участию в деле не было привлечено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, о чем вынесено определение от 12.03.2015 г..
Определением от 26.03.2015 года судебной коллегией принято к производству уточненное исковое заявление, в котором прокурор Иглинского района РБ просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 21.11.2012 года о признании дома по адресу: РБ, адрес, пригодным для проживания; признать незаконным акт обследования межведомственной комиссии от 21.11.2012 года дома по адресу: РБ. адрес; возложить на межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда провести повторную оценку жилого дома по адресу: РБ, адрес, на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение одного месяца; признать незаконным отказ администрации МР Иглинский район РБ в постановке на учет Н. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан поставить Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора Иглинского района РБ Мигранов Р.М. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель Н. В. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что заключение межведомственной комиссии не обоснованно и не законно, межведомственная комиссия на обследование жилого дома не приезжала.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ Г. исковое заявление не признала, пояснила, что дом, в котором живет истец, непригодным для проживания не признан. Отсутствие в нем коммуникаций не является основанием для удовлетворения требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
- Статьей 21 ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, включающие в себя, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом установлено, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
- В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В силу п. 8 указанного выше Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что Н., дата года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным 28.05.2012 года.
Как видно из выписки из домовой книги от 13.09.2012 года, Н. является владельцем дома, расположенного по адресу: РБ, адрес, общей площадью 38 кв. м, жилой площадью 24,3 кв. м. В жилом доме зарегистрированы с 03.11.1978 года: Н., с 06.07.2012 года: ФИО11 (внучка), ФИО12 (зять), ФИО13 (правнук).
Согласно сообщению ОУФМС России по РБ в Иглинском районе от 10.07.2014 года в спорном жилом доме зарегистрированы: Н., ФИО12, ФИО14.
По сведениям ГУП БТИ РБ право собственности на жилой дом зарегистрировано за Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону N ... от дата года.
Из технического паспорта дома, составленного 06.12.1995 года, год постройки дома не усматривается, износ дома составляет 34%.
Из материалов дела также следует, что 24.10.2012 года Н. обратилась с заявлением на имя главы администрации МР Иглинский район РБ о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма.
Как видно из протокола заседания жилищной комиссии МР Иглинский район РБ от 07.11.2012 года, постановлено назначить выезд межведомственной комиссии по обследованию и признанию жилого дома заявителя пригодным (непригодным) для проживания, при условии признания жилого помещения непригодным к проживанию поставить заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с актом обследования помещения от 21.11.2012 года жилой дом по адресу: РБ, адрес, признан пригодным для постоянного проживания, установлен общий износ дома на момент обследования 31,6%.
На основании указанного акта вынесено заключение от 21.11.2012 года о признании жилого дома по адресу: РБ, адрес, пригодным для проживания.
Постановлением главы администрации МР Иглинский район РБ от 23.11.2012 года N 11-4605, жилой дом по адресу: РБ, адрес, признан пригодным для проживания.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 08.04.2013) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
В силу п. 43 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 44 приведенного выше Постановления Правительства РФ установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в числе других определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Приложениями к акту обследования помещения, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, являются результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению межведомственной комиссии.
Как следует из акта и заключения межведомственной комиссии результаты инструментального контроля, лабораторных испытаний, исследований, заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций к ним не приложены, доказательства их проведения в материалах дела отсутствуют.
Из изложенного следует, что ни инструментальный контроль, ни лабораторные испытания не проводились. Мнение специалистов-экспертов, проектно-изыскательных и специализированных организаций при проведении обследования жилого дома и принятии решения межведомственной комиссией не испрашивались.
Судебная коллегия находит, что состояние инженерных систем жилого дома межведомственной комиссией не исследовалось, оценка соответствия их требованиям действующего законодательства специалистами - членами комиссии не давалась, поскольку в акте осмотра данные факты не нашли своего отражения.
Таким образом, доказательства того, что обследование проведено в соответствии с приведенными выше требованиями и акт обследования, а также заключение межведомственной комиссии от 21.11.2012 года в полной мере соответствуют требованиям указанного Положения, отсутствуют.
В связи с изложенным исковые требования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 21.11.2012 года и акта обследования межведомственной комиссии от 21.1.2012 года, обязании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципальной жилищного фонда провести повторную оценку жилого дома по адресу: РБ, адрес, на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Поскольку до проведения повторной оценки спорного жилого дома установить пригодность либо непригодность спорного дома для проживания не представляется возможным, то требования иска о признании незаконным отказа Администрации МР Иглинский район РБ в постановке Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий являются преждевременными, подлежат отклонению.
В соответствии требованиями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, суд вправе обязать соответствующий орган устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При этом суд не вправе подменять органы государственной власти, органы местного самоуправления и выносить решения, входящие в их компетенцию, а также предрешать существо принимаемого ими решения.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возложение обязанности на администрацию МР Иглинский район РБ поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Н. также преждевременным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит необходимым решение суда отменить, вынести новое решение, которым исковые требования прокурора Иглинского района РБ в интересах Н. к администрации МР Иглинский район РБ удовлетворить частично. Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 21.11.2012 года о признании дома по адресу: РБ, адрес, пригодным для проживания; признать незаконным акт обследования межведомственной комиссии от 21.11.2012 года дома по адресу: РБ, адрес. Возложить на межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда обязанность провести повторную оценку жилого дома по адресу: РБ, адрес, на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 08.07.2014 года отменить.
По делу принять новое решение.
Исковые требования прокурора Иглинского района РБ в интересах Н. к администрации МР Иглинский район РБ удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 21.11.2012 года о признании дома по адресу: РБ, адрес, пригодным для проживания.
Признать незаконным акт обследования межведомственной комиссии от 21.11.2012 года дома по адресу: РБ, адрес.
Возложить на межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда обязанность провести повторную оценку жилого дома по адресу: РБ, адрес, на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий
Н.М.
Мухаметова
Судьи
Н.Ю.ГОНТАРЬ
Г.А.МИХЛЯЕВА
Справка: судья Фарахутдинов М.Ф.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 02.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4025/2015
Требование: Об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица является вдовой участника ВОВ, она обратилась в администрацию района с заявлением, в котором просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, однако решением жилищной комиссии ей в этом было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. по делу N 33-4025/15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Гонтарь Н.Ю., Михляевой Г.А.
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску прокурора Иглинского района РБ в интересах Н. к администрации МР Иглинский район РБ об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 08.07.2014 года, которым постановлено:
Иск Прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Н. удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 27 ноября 2012 года об отказе в постановке Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Обязать Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан поставить Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Н. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая в обоснование, что Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 года. 24 октября 2012 года она обратилась в администрацию района с заявлением, в котором просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, однако решением жилищной комиссии от 27 ноября 2012 года ей в этом было отказано со ссылкой на то, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, и жилой дом заявителя признан пригодным для дальнейшего проживания и отсутствии оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истец полагает, что доводы жилищной комиссии являются необоснованными и незаконными, поскольку она собственником жилого помещения расположенного по адресу: РБ, адрес, не являлась, каких-либо действий по ухудшению своих жилищных условий не предпринимала и не могла предпринимать. С учетом изложенного просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии от 27 ноября 2012 года, которым Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ш. подал апелляционную жалобу, указав, что Министерство труда и социальной защиты населения РБ является одним из участников программы по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета, обязано соблюдать целевое использование средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение жильем данной категории граждан, однако суд не привлек его к участию в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ Г., представителя Н. - В., представителя МР Иглинский район РБ М., судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания искового заявления усматривается, что истцом заявлены исковые требования в рамках реализации ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов от 7 мая 2008 года N 714.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 N 322, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании представленных администрациями муниципальных районов и городских округов РБ списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления Республики Башкортостан по месту жительства, формирует республиканский список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановка гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства и включения его в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, влечет за собой включение его в соответствующий республиканский список, а впоследствии в проект сводного списка, который формируется Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре, и выдачу сертификата на строительство или приобретение жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с п. 2.7 вышеуказанного Порядка Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан направляется в Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре уточненный список получателей мер социальной поддержки. В этой связи Министерством осуществляется проверка документов граждан, вошедших в данный список на наличие у них права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 3 приведенного постановления Министерство труда и социальной защиты населения РБ ответственно за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан является заинтересованной стороной по делу, права и законные интересы которого затрагиваются оспариваемым решением.
Однако, при рассмотрении дела судом первой инстанции не были учтены вышеназванные обстоятельства в связи с чем Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан к участию в деле не было привлечено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, о чем вынесено определение от 12.03.2015 г..
Определением от 26.03.2015 года судебной коллегией принято к производству уточненное исковое заявление, в котором прокурор Иглинского района РБ просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 21.11.2012 года о признании дома по адресу: РБ, адрес, пригодным для проживания; признать незаконным акт обследования межведомственной комиссии от 21.11.2012 года дома по адресу: РБ. адрес; возложить на межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда провести повторную оценку жилого дома по адресу: РБ, адрес, на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение одного месяца; признать незаконным отказ администрации МР Иглинский район РБ в постановке на учет Н. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан поставить Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора Иглинского района РБ Мигранов Р.М. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель Н. В. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что заключение межведомственной комиссии не обоснованно и не законно, межведомственная комиссия на обследование жилого дома не приезжала.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ Г. исковое заявление не признала, пояснила, что дом, в котором живет истец, непригодным для проживания не признан. Отсутствие в нем коммуникаций не является основанием для удовлетворения требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
- Статьей 21 ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, включающие в себя, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом установлено, что члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
- В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны" обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В силу п. 8 указанного выше Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (не пригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (не пригодными) для проживания граждан.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что Н., дата года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным 28.05.2012 года.
Как видно из выписки из домовой книги от 13.09.2012 года, Н. является владельцем дома, расположенного по адресу: РБ, адрес, общей площадью 38 кв. м, жилой площадью 24,3 кв. м. В жилом доме зарегистрированы с 03.11.1978 года: Н., с 06.07.2012 года: ФИО11 (внучка), ФИО12 (зять), ФИО13 (правнук).
Согласно сообщению ОУФМС России по РБ в Иглинском районе от 10.07.2014 года в спорном жилом доме зарегистрированы: Н., ФИО12, ФИО14.
По сведениям ГУП БТИ РБ право собственности на жилой дом зарегистрировано за Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону N ... от дата года.
Из технического паспорта дома, составленного 06.12.1995 года, год постройки дома не усматривается, износ дома составляет 34%.
Из материалов дела также следует, что 24.10.2012 года Н. обратилась с заявлением на имя главы администрации МР Иглинский район РБ о принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма.
Как видно из протокола заседания жилищной комиссии МР Иглинский район РБ от 07.11.2012 года, постановлено назначить выезд межведомственной комиссии по обследованию и признанию жилого дома заявителя пригодным (непригодным) для проживания, при условии признания жилого помещения непригодным к проживанию поставить заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с актом обследования помещения от 21.11.2012 года жилой дом по адресу: РБ, адрес, признан пригодным для постоянного проживания, установлен общий износ дома на момент обследования 31,6%.
На основании указанного акта вынесено заключение от 21.11.2012 года о признании жилого дома по адресу: РБ, адрес, пригодным для проживания.
Постановлением главы администрации МР Иглинский район РБ от 23.11.2012 года N 11-4605, жилой дом по адресу: РБ, адрес, признан пригодным для проживания.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 08.04.2013) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.
В силу п. 43 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Пунктом 44 приведенного выше Постановления Правительства РФ установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в числе других определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Приложениями к акту обследования помещения, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, являются результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению межведомственной комиссии.
Как следует из акта и заключения межведомственной комиссии результаты инструментального контроля, лабораторных испытаний, исследований, заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций к ним не приложены, доказательства их проведения в материалах дела отсутствуют.
Из изложенного следует, что ни инструментальный контроль, ни лабораторные испытания не проводились. Мнение специалистов-экспертов, проектно-изыскательных и специализированных организаций при проведении обследования жилого дома и принятии решения межведомственной комиссией не испрашивались.
Судебная коллегия находит, что состояние инженерных систем жилого дома межведомственной комиссией не исследовалось, оценка соответствия их требованиям действующего законодательства специалистами - членами комиссии не давалась, поскольку в акте осмотра данные факты не нашли своего отражения.
Таким образом, доказательства того, что обследование проведено в соответствии с приведенными выше требованиями и акт обследования, а также заключение межведомственной комиссии от 21.11.2012 года в полной мере соответствуют требованиям указанного Положения, отсутствуют.
В связи с изложенным исковые требования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии от 21.11.2012 года и акта обследования межведомственной комиссии от 21.1.2012 года, обязании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципальной жилищного фонда провести повторную оценку жилого дома по адресу: РБ, адрес, на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Поскольку до проведения повторной оценки спорного жилого дома установить пригодность либо непригодность спорного дома для проживания не представляется возможным, то требования иска о признании незаконным отказа Администрации МР Иглинский район РБ в постановке Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий являются преждевременными, подлежат отклонению.
В соответствии требованиями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, суд вправе обязать соответствующий орган устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При этом суд не вправе подменять органы государственной власти, органы местного самоуправления и выносить решения, входящие в их компетенцию, а также предрешать существо принимаемого ими решения.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возложение обязанности на администрацию МР Иглинский район РБ поставить на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Н. также преждевременным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит необходимым решение суда отменить, вынести новое решение, которым исковые требования прокурора Иглинского района РБ в интересах Н. к администрации МР Иглинский район РБ удовлетворить частично. Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 21.11.2012 года о признании дома по адресу: РБ, адрес, пригодным для проживания; признать незаконным акт обследования межведомственной комиссии от 21.11.2012 года дома по адресу: РБ, адрес. Возложить на межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда обязанность провести повторную оценку жилого дома по адресу: РБ, адрес, на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47. В удовлетворении остальной части иска отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 08.07.2014 года отменить.
По делу принять новое решение.
Исковые требования прокурора Иглинского района РБ в интересах Н. к администрации МР Иглинский район РБ удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 21.11.2012 года о признании дома по адресу: РБ, адрес, пригодным для проживания.
Признать незаконным акт обследования межведомственной комиссии от 21.11.2012 года дома по адресу: РБ, адрес.
Возложить на межведомственную комиссию по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда обязанность провести повторную оценку жилого дома по адресу: РБ, адрес, на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Председательствующий
Н.М.
Мухаметова
Судьи
Н.Ю.ГОНТАРЬ
Г.А.МИХЛЯЕВА
Справка: судья Фарахутдинов М.Ф.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)