Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2015 N 09АП-55888/2014 ПО ДЕЛУ N А40-139255/14

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2015 г. N 09АП-55888/2014

Дело N А40-139255/14

Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ "Жилищник района Филевский парк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2014 по делу N А40-139255/14, принятое в порядке упрощенного производства судьей Головачевой Ю.Л. (119-1168),
по заявлению ГБУ "Жилищник района Филевский парк"
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы
о признании незаконными и отмене постановлений
при участии:
- от заявителя: Ступин А.Н. по доверенности от 04.03.2014;
- от ответчика: Кандеев А.А. по доверенности от 18.02.2015;
- Черчинцев П.В. по доверенности от 14.01.2015;

- установил:

ГБУ "Жилищник района Филевский парк" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной жилищной инспекции г. Москвы (далее - административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 05.08.2014. N 08-999/14-95, 08-991/14-95, 08-992/14-95, 08-993\\14-95, 08-994/14-95, 08-995/14-95, 08-996/14-95, 08-997/14-95, 08-998/14-95, 08-981/14-95,08-982/14-95, 08-983/14-95, 08-984/14-95, 08-985/14-95, 08-986/14-95, 08-987/14-95, 08-988/14-95, 08-989/14-95, 08-990\\14-95, 08-971/14-95, 08-972/14-95, 08-973/14-95, 08-974/14-95, 08-975/95, 08-976\\14-95, 08-977/14-95, 08-978/14-95. 08-979/14-95, 08-980/14, 08-980/14-95, 08-950/14-95, 08-951/14-95, 08-952/14-95, 08-953/14-95, 08-954/14-95. 08-955/14-95, 08-956/14-95, 08-957/14-95, 08-958/14-95, 08-959/14-95, 08-960/14-95, 08-961/14-95, 08-962/14-95, 08-963/14-95, 08-964/14-95, 08-965/14-95, 08-966/14-95, 08-967/14-95, 08-968/14-95, 08-969/14-95, 08-970/14-95, 08-484/14-95, 08-483/14-95, 08-482/14-95, 08-1001/14-95.
Указанными постановлениями учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. по каждому постановлению.
Решением суда от 27.11.2014 учреждению отказано в признании незаконными отмене оспариваемых постановлений.
Учреждение не согласилось с решением суда и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами жалобы не согласился, просил оставить ее без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей учреждения и административного органа, приходит к следующим выводам.
Диспозицией ч. 4 ст. 9.16 является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах
Учреждение является управляющей организацией, которая осуществляет свою деятельность на основании Жилищного кодекса РФ, устава, иных нормативных правовых актов РФ. Учреждение является организацией, ответственной за содержание жилых домов, расположенных по указанным в оспариваемых постановлениях адресах.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (далее ОПУ) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Часть 6 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 устанавливает, что до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Данные требования закона не исполнены, в жилых домах не установлены необходимые приборы учета.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В силу части 5 статьи 13 указанного Закона в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Вина учреждения, с учетом положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует вина учреждения, поскольку собственники квартир не инициировали вопрос об установлении приборов учета отклоняются судом апелляционной инстанции.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация является специализированной организацией, которая выбрана собственниками в целях обеспечения соблюдения норм действующего законодательства при содержании жилого дома в интересах самих жильцов.
При этом, управляющая организация не предприняла необходимые меры для обеспечения выполнения указанных требований законодательства.
В части применения положений ст. ст. 11, 13, п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 к спорным правоотношениям апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта: 1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
В п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 речь идет о требованиях, предъявляемых к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
В ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 сказано, что требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должны включать в себя: 1) показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении; 2) требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям; 3) требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
Как изложено выше, общество применительно к ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а не за несоблюдение требований энергетической эффективности.
Из содержания ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 следует, что требования оснащенности многоквартирных домов приборами учета не есть требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Следовательно, к рассматриваемому спору не применимы положения ч. 2 ст. 11, п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009.
Об условиях обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы сказано в ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009.
Следовательно, к рассматриваемому спору применимы положения ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009.
Порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2014 по делу N А40-139255/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Судья
Д.Е.ЛЕПИХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)