Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2014 ПО ДЕЛУ N А45-3712/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. по делу N А45-3712/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "МКС-Новосибирск" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июня 2014 года по делу N А45-3712/2014 (судья Полякова В.А.)
по заявлению закрытого акционерного общества "МКС-Новосибирск" к государственной жилищной инспекции Новосибирской области о признании незаконным предписания от 30.01.2014 г. N 05-09-123/21,

установил:

Закрытое акционерное общество "МКС-Новосибирск" (далее - ЗАО "МКС-Новосибирск", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - ГЖИ, ответчик, Инспекция) от 30.01.2014 года N 05-09-123/21.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июня 2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "МКС-Новосибирск" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие вины в действиях ЗАО "МКС-Новосибирск", выразившихся в предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, поскольку горячая вода ненадлежащего качества предоставляется ресурсоснабжающей организацией.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзывах на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 32 по улице Дмитрия Донского в городе Новосибирске находится в управлении и на обслуживании у ЗАО "МКС-Новосибирск" на основании договора управления многоквартирным домом N 03-11 от 01.01.2007 г.
Между собственниками дома N 32 по улице Дмитрия Донского города Новосибирска и ЗАО "МКС-Новосибирск" заключен договор управления. Согласно пункту 2.1.3 данного договора, ЗАО "МКС-Новосибирск" приняло на себя обязательства обеспечить собственников жилых помещений коммунальными услугами установленного уровня, качества и объема, соответствующих установленным нормативам потребления, в соответствии с пунктом 2.1.4 договора принимать меры к устранению недостатков качества коммунальных услуг в течение 5 дней с даты их обнаружения, а в случае если данные недостатки произошли по вине управляющей компании в течение 3 дней устранить их.
ЗАО "МКС-Новосибирск" приняты на себя обязанности по управлению и содержанию многоквартирного дома, в том числе обязанность по предоставлению коммунальных услуг гражданам надлежащего качества.
Впервые нарушение нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам и пользователям, проживающим в многоквартирном доме по улице Дмитрия Донского, дом 32, установлено 14.08.2013 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО "МКС-Новосибирск".
По результатам проведенной проверки выдано предписание об обеспечении нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям многоквартирного дома N 32 по улице Дмитрия Донского.
В период с 30.10.2013 г. по 30.01.2014 г. по результатам контрольных проверок, проведенных ГЖИ Новосибирской области в отношении ЗАО "МКС-Новосибирск", установлен факт неисполнения предписания в части непредоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения надлежащего уровня, выдано три предписания (05-09-090/99 от 30.10.2013 г, 05-09-123/32 от 10.12.2013 г., 05-09-123/21 от 30.01.2014 г.) об обеспечении предоставления коммунальной услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части горячего водоснабжения в квартире N 136 дома N 32 по улице Дмитрия Донского (с оформлением акта).
Считая предписание от 30.01.2014 года N 05-09-123/21 необоснованным, ЗАО "МКС - Новосибирск" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что ЗАО "МКС-Новосибирск" является организацией, которая взяла на себя ответственность за предоставление услуги горячего водоснабжения надлежащего качества. Доказательств принятия мер, направленных на обнаружение причин нарушения предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, восстановление режима предоставления коммунальных услуг Обществом не представлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании чего, ЗАО "МКС-Новосибирск" взяло на себя обязанности по управлению и содержанию многоквартирного дома, а значит и обязанность по предоставлению коммунальных услуг гражданам-потребителям.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых помещений (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дома и жилых домов, утвержденном Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 г. N 354.
Подпункт "б" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает, что горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнителем услуг, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, юридическое лицо ЗАО "МКС-Новосибирск", в соответствии с Правилами, является исполнителем коммунальных услуг, ответственным за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества потребителям данного жилого дома.
П. п. "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает условия предоставления коммунальных услуг, согласно которым предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктами 4 и 5 приложения N 1 Правил N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг по горячему водоснабжению: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года с допустимой продолжительностью перерыва подачи воды, обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) с допустимым отклонением температуры в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время - не более чем на 5°С, в дневное время - не более чем на 3°С.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (подпункт "а" пункт 149 Правил N 354).
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" с учетом пункта 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01) "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечить безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, непрерывность потребления (пункт 4.12 ГОСТ). При этом поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем (пункт 4.12.2 ГОСТ).
Подпункт "а" пункта 31 Правил N 354 устанавливает обязанности исполнителя: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
Материалами дела установлено, что в период с 14.08.2013 года по 30.01.2014 года по результатам контрольных проверок проведенных ГЖИ Новосибирской области установлено нарушение ЗАО "МКС-Новосибирск" Правил предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, нормативов предоставления коммунальной услуги, а именно подпунктов 31а, и, к, 108, 11 а, 112в, приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг Собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов".
ЗАО "МКС - Новосибирск" выдано три предписания (05-09-090/99 от 30.10.2013 г., 05-09-123/32 от 10.12.2013 г., 05-09-123/21 от 30.01.2014 года) об обеспечении предоставления коммунальной услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ в части горячего водоснабжения в квартире N 136 дома N 32 по ул. Дмитрия Донского. Все предписания не исполнены ЗАО "МКС-Новосибирск".
ЗАО "МКС-Новосибирск" нарушило правила предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, нормативы предоставления коммунальной услуги, а именно пп. 31а, и, к, 108, 11а, 112в, приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354.
В силу пунктов 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в РФ", п. 11 пп. 2 Положения "О государственной жилищной инспекции Новосибирской области", утвержденного Постановлением Губернатора НСО от 23.04.2012 г. N 208-п, в целях соблюдения порядка предоставления коммунальных услуг закреплено право инспекции проводить мероприятия по контролю и инспекционные обследования любого подконтрольного объекта, независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности, в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением, а также право инспекции выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Законные предписания должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), обусловлены содержанием их полномочий, определенных законодательством РФ.
Законодатель, в соответствии с п. 39 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, возлагает обязанность проведения государственного жилищного надзора, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных жилищным законодательством, на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, таким органом в Новосибирской области является ГЖИ НСО. То есть, при нарушении технических регламентов и норм, определяющих требования к содержанию общего имущества МКД, управляющая организация несет не только гражданско-правовую ответственность перед собственниками, но и административную ответственность в порядке, установленном КоАП РФ.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании чего, ГЖИ НСО обоснованно выдало и направило в адрес ЗАО "МКС-Новосибирск" предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений Правил предоставления коммунальных услуг.
Доводы Общества о том, что в действиях ЗАО "МКС-Новосибирск" отсутствует вина в предоставлении коммунальной услуги не надлежащего качества, поскольку температура горячей воды не надлежащего качества предоставляется ресурсоснабжающей организацией, не принимаются во внимание судом и не свидетельствовать об отсутствии оснований выдачи оспариваемого предписания.
В рассматриваемом случае предметом заявленных требований является именно законность предписания, а не привлечение Общества к административной ответственности за неисполнение предписания либо за совершение правонарушения, выразившегося в нарушении установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами, в связи с чем доводы апеллянта об отсутствии у него вины в допущенных нарушениях признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В связи с чем довод апеллянта об отсутствии вины в ненадлежащем качестве коммунальной услуги не может служить доказательством незаконности предписания; отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности, на что ссылается апеллянт с учетом состоявшихся судебных актов по другому делу, само по себе не влечет освобождения этой компании как исполнителя коммунальных услуг от обязанности оказывать жильцам многоквартирного дома коммунальную услугу горячего водоснабжения надлежащего качества, отвечающую санитарным и техническим требованиям, нарушение которых послужило основанием выдачи оспариваемого предписания.
Положения пункта 76 Правил предоставления коммунальных услуг означают возложение на исполнителя коммунальных услуг ответственности в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг гражданам. Эти положения соответствуют закрепленному в пункте 49 Правил предоставления коммунальных услуг правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, самостоятельно производить или приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для их жизни, здоровья и не причиняющие вреда их имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором управления.
Признание незаконным предписания в данном случае по существу освободит Общество от обязанности по соблюдению санитарных и технических требований к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг и без достаточных оснований обременит потребителей коммунальных услуг необходимостью обращаться за защитой своих прав и законных интересов к иным лицам, с которыми они не связаны никакими правовыми отношениями.
Указанная позиция согласуется с выводами, изложенными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2012 N 15417/11.
При этом, как отмечено выше, ЗАО "МКС-Новосибирск" является организацией, которая взяла на себя ответственность за предоставление услуги горячего водоснабжения надлежащего качества. Доказательств принятия мер, направленных на обнаружение причин нарушения предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, на восстановление режима предоставления коммунальных услуг, ЗАО "МКС-Новосибирск" в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено. Управляющая компания не обращалась в суд о понуждении ресурсоснабжающей организации исполнять условия договора на подачу тепловой энергии в горячей воде, при том, что договор в полном объеме между ними не исполнялся и переписка между сторонами договора не привела к положительным результатам, а потребители продолжали получать услугу горячего водоснабжения не надлежащего качества, при этом производили оплату в полном объеме как за услугу надлежащего качества.
Таким образом, ЗАО "МКС-Новосибирск" не обеспечило соблюдение вышеуказанных Правил и не предприняло все возможные меры для обеспечения соблюдения требований по предоставлению коммунальной услуги потребителям многоквартирного дома.
Доказательств своевременного принятия мер по надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на управляющую организацию жилищным законодательством и предписанием государственного органа жилищного надзора, в материалы дела не представлено.
При вынесении решения, суд в полном объеме исследовал доказательства, имеющие значения для дела, пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июня 2014 года по делу N А45-3712/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА

Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)