Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-8499/13

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-8499/13


Председательствующий: Мосолова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей областного суда Зубовой Е.А., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании от <...> дело по апелляционной жалобе П.Я. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено: "Исковые требования П.Я. к Казенному учреждению Омской области "Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании выплаты субсидии, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

П.Я. обратился в суд с иском к КУ Омской области "Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - КУ Омской области "МЦПГиМУ"), указав, что <...> обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в чем ему было отказано. Мотивом отказа послужило предоставление им неполных сведений о наличии доходов, <...>. Просил суд признать решение ответчика от <...> недействительным, взыскать невыплаченную субсидию <...> компенсацию морального вреда <...>, расходы по госпошлине <...>.
В судебном заседании истец П.Я. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика КУ Омской области "МЦПГиМУ" З. иск не признала, пояснила, что истцом предоставлены неполные сведения о своих доходах.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе П.Я. просит решение суда отменить, ссылается на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права. Отмечает, что разницу между суммой субсидии за сентябрь 2012 г. по февраль 2013 г., полученными доходами и расходами на оплату коммунальных услуг, он покрыл за счет имеющихся у него сбережений. Полагает, что имеет право на субсидию, поскольку доход за сентябрь 2012 г. по февраль 2013 г., исходя из которого, определяется его право на субсидию, позволяет ее получить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 120 - 122).
Проверив дело, заслушав П.Я., поддержавшего доводы жалобы, представителя КУ Омской области "МЦПГиМУ" З., полагавшую решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда находит решение суда подлежащим отмене по пунктам 1, 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ.
По смыслу статей 56, 196 ГПК РФ суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований П.Я. к КУ Омской области "МЦПГиМУ" о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании выплаты субсидии, взыскании компенсации морального вреда, суд исходил из того, что П.Я. не может быть отнесен к социально незащищенным слоям населения, так как им не представлено доказательств наличия у него права на получение социальной поддержки от государства на оплату жилья и коммунальных услуг, поэтому решение ответчика от <...> об отказе П.Я. в предоставлении субсидии на оплату содержания жилья и коммунальных услуг по причине наличия в представленных им документах недостоверных сведений является правомерным.
Кроме того, судом первой инстанции отклонены все доводы П.Я. о его материальном положении и источнике дохода, указано на отсутствие сведений о ранее полученных П.Я. доходах, обеспечивающих существование с получением ежемесячного дохода ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения страны.
С данными выводами суда судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В силу части 7 указанной статьи, порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 указанных Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в частности: а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. б) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
При этом пункт 10 Правил устанавливает, что не допускается требовать от граждан иные документы.
В соответствии с пунктом 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).
На основании пункта 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257), с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан.
Как следует из материалов дела, П.Я. <...> обратился в филиал КУ Омской области "ЦСВиМТО по г. Омску "ЦСВиМТО ЦАО г. Омска" за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, представив заявление и пакет документов, в том числе, <...>
Как следует из подпунктов 1, 2 пункта 2.3.2 Устава КУ Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержденного распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от <...> N 240-р, Учреждение осуществляет прием заявлений на предоставление субсидий с прилагаемыми документами и принимает решение о предоставлении гражданам субсидий или об отказе в их предоставлении и осуществляет расчет субсидий в порядке, установленном законодательством, и в соответствии с региональными стандартами стоимости жилищно-коммунальных услуг и нормативной площади жилого помещения.
Таким образом, П.Я. подал в уполномоченный орган в установленном порядке заявление на предоставление субсидии, к которому приложил все необходимые документы, в том числе и сведения о доходах.
Проанализировав данные документы, ответчик отказал истцу в предоставлении субсидии по причине наличия в предоставленных документах недостоверных сведений в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от <...> N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в соответствии с которым, представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Наличие недостоверных сведений в представленных истцом документах уполномоченный орган мотивировал тем, что из представленных им документов было установлено, что заявитель нигде не работает, единственным источником его дохода является доход от сдачи внаем ? доли жилого помещения принадлежащего заявителю по праву собственности, в размере <...>. При наличии задекларированного заявителем дохода с сентября 2012 г. по февраль 2013 г. в размере <...> размер представленной субсидии за тот же период составил 6 <...>, из которых заявитель израсходовал на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сумму <...>.
В обоснование указанной разницы между суммой субсидий за период с сентября 2012 г. по февраль 2013 г., полученными доходами и расходами на оплату коммунальных услуг истец указывал, что он покрывал ее за счет имеющихся у него небольших сбережений, что и было подтверждено П.Я. при рассмотрении настоящего гражданского дела в суде первой инстанции, указавшим на наличие у него сбережений в размере <...> (протокол судебного заседания от <...> л.д. 103 - 107).
Тот факт, что у П.Я. имелись сбережения, часть из которых он тратил на оплату коммунальных услуг, не позволяет прийти к категоричному выводу о недостоверных сведений о доходах в представленных истцом документах.
Пункт 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусматривает право уполномоченных органов проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель ответчика КУ Омской области "МЦПГиМУ" - З. пояснила, что доказательствами недостоверности сведений в представленных истцом документах не располагает.
В ходе судебного разбирательства такие доказательства ответчиком также не были представлены.
Из сообщения ГУ - ОРО ФСС РФ от <...> следует, что сведениями о суммах заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях, которые включались в базу для начисления страховых взносов на индивидуальный расчетный счет П.Я. за период с <...> по <...> этот орган не располагает.
Согласно данных ИФНС России N <...> по ЦАО г. Омска от <...>, сведениями о доходах П.Я. за 2012 г. не располагает.
Полученный истцом доход подтвержден договором от <...>, заключенным между П.Я. и его сестрой П.Л. предметом которого является аренда <...> (л.д. 30).
Таким образом, факт недостоверности сведений в представленных истцом документах не установлен, оснований для отказа в предоставлении субсидии не имелось.
Согласно расчету ответчика в случае предоставления П.Я. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <...> до <...> ее размер составил бы <...> (л.д. 88).
Данный расчет был подтвержден в суде апелляционной инстанции представителем ответчика и не оспаривался истцом.
Порядок предоставления субсидий и перечисления их получателям установлен указанными выше Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <...>г. N 761, дополнительного подтверждения его судебным решением в виде взыскания денежных сумм в пользу истца не требуется.
Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает рассмотрение дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. С целью осуществления предоставленных процессуальных полномочий суд апелляционной инстанции наделен правом самостоятельной оценки имеющихся в деле, а также дополнительно представленных доказательств (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ).
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения, которым считает необходимым удовлетворить исковые требования П.Я. в части, признав незаконным решение ответчика от <...> об отказе в предоставлении П.Я. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязав его предоставить П.Я. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <...> до <...> в размере <...>.
По правилам ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последним расходы по госпошлине в размере <...> (л.д. 2 - 3).
В остальной части иск удовлетворению не подлежит.
Казенное учреждение не относится к перечню органов, на которые распространяются положения Федерального закона РФ от <...> N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", поэтому в рамках указанного закона моральный вред с ответчика взыскан быть не может, как и не может он быть взыскан по нормам гражданского законодательства, поскольку в силу положений ст. ст. 151, 1099 ГК РФ, взыскание компенсации морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. А Жилищным кодексом РФ, регулирующим отношения по предоставлению субсидий, компенсация морального вреда не предусмотрена.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,

определила:

решение Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> отменить, принять новое решение по делу.
Признать незаконным решение Казенного учреждения Омской области "Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" от 19.03.2013 г. об отказе в предоставлении П.Я. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать Казенное учреждение Омской области "Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставить П.Я. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период <...>.
Взыскать с Казенного учреждения Омской области "Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в пользу П.Я. расходы по госпошлине в размере <...>.
В остальной части иска отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)