Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Закутской С.А.,
судей Быкова В.П., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Водоканал Московской области" (ОАО "ВМО", ОГРН: 1115027003310, ИНН: 5056011395): представитель не явился, извещен;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управдом-С" (ООО "Управдом-С", ОГРН: 1105044002920, ИНН: 5044075605): Козлова И.А., приказ N 10 от 16 марта 2015 года, паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом-С" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу N А41-73068/14, принятое судьей Солдатовым Р.С., по иску открытого акционерного общества "Водоканал Московской области" к обществу с ограниченной ответственностью "Управдом-С" о взыскании денежных средств,
установил:
открытое акционерное общество "Водоканал Московской области" (ОАО "ВМО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управдом-С" (ООО "Управдом-С") о взыскании задолженности в размере 958 229 руб. 53 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска в сумме 22 164 руб. 59 коп.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил взыскать с ответчика задолженность по договору водоснабжения и водоотведения N 30/Т/114-1111 от 01.10.2011 г. в размере 239 890 руб. 24 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 22 164 руб. 59 коп.
Арбитражный суд Московской области решением от 23 марта 2015 года удовлетворил заявленные ОАО "ВМО" требования в полном объеме с учетом их уточнения.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Управдом-С" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с неправильным применением норм материального права.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ОАО "ВМО", обращаясь в арбитражный суд с заявленными требованиями, указало, что на основании заключенного сторонами спора договора водоснабжения и водоотведения N 30/Т/114-1111 от 01 октября 2011 года ОАО "ВМО" в период с мая 2014 года по август 2014 года оказало ООО "Управдом-С" услуги, предусмотренные данным договором, на общую сумму 958 229 руб. 53 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг, счетами и счетами-фактурами.
Ответчик в установленные договором сроки оказанные ему услуги не оплатил, в результате чего задолженность ответчика на момент рассмотрения спора составила 239 890 руб. 24 коп.
ООО "Управдом-С" добровольно имеющуюся задолженность не погасило, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, объем сточных вод, принятых от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, принимается организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения, в связи с чем выставленные истцом счета являются обоснованными.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ООО "Управдом-С" об отложении судебного заседания, в связи с чем лишил ответчика права на защиту своих интересов и на представление документов в обоснование своей правовой позиции.
Также заявитель апелляционной жалобы сослался на то, что расчет истца произведен как сумма показаний общедомовых приборов учета на ГВС и ХВС, тогда как в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, данный объем должен рассчитываться как сумма объемов горячей и холодной воды на основании показаний индивидуальных приборов учета.
Кроме того, заявитель указывает, что ООО "Управдом-С" неоднократно предлагало ОАО "ВМО" осуществить проверку установленных ИПУ, однако истец данные проверки не производил.
В судебном заседании представитель ООО "Управдом-С" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения, применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, 01 октября 2011 года ОАО "ВМО" (поставщик) и ООО "Управдом-С" (абонент) заключили договор водоснабжения и водоотведения N 30/Т/114-1111 от 01.10.2011 г., в соответствии с условиями которого поставщик обязался оказать абоненту услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод абонента, а абонент обязался оплатить оказанные услуги.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что на основании заключенного сторонами спора договора водоснабжения и водоотведения N 30/Т/114-1111 от 01 октября 2011 года ОАО "ВМО" в период с мая 2014 года по август 2014 года оказало ООО "Управдом-С" услуги, предусмотренные данным договором, на общую сумму 958 229 руб. 53 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг, счетами и счетами-фактурами и ответчиком не оспаривается.
Как следует из материалов дела, между сторонами спора возникли разногласия относительно определения объема оказанных услуг по водоотведению и их стоимости.
Как установлено судом, ОАО "ВМО" в заявленный ко взысканию период поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, при этом данные дома не были оборудованы общедомовыми приборами учета сточных вод.
ОАО "ВМО" осуществляло свои расчеты, исходя из того, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом: объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
В связи с вышеизложенным объем воды, поступившей в многоквартирные дома, определен истцом по показаниям общедомовых приборов учета ГВС и ХВС.
Между тем, правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилые дома в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, в соответствии с которым с 01.06.2013 коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается и плата за нее не взимается.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункты 1 и 36 Правил N 354). При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения.
При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о водоснабжении положения этого закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Правила определения объема коммунальных услуг урегулированы указанными нормами ЖК РФ, поэтому доводы водоканала, основанные на нормах Закона о водоснабжении (в том числе на пункте 11 статьи 20, обязывающей рассчитывать объем отведенных сточных вод по объему водоснабжения из всех источников), несостоятельны.
Контррасчет объема оказанных услуг по водоотведению и их стоимости произведен ООО "Управдом-С" как сумма объемов холодной и горячей воды, поставленной в жилые и нежилые помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период либо по нормативам потребления.
Данный контррасчет соответствует вышеуказанным норма права, а также позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 17 апреля 2015 года по делу N А36-733/2014.
Ссылку ОАО "ВМО" на то, что показания индивидуальных расчетов, на которые ссылается ответчик, не могут быть приняты истцом, поскольку у истца отсутствует возможность поверить их работоспособность, сроки проверки, установить все ли собственники предоставляют показания, в какой период снимались показания, в то время как разница в показаниях общедомовых приборов учета и индивидуальных составляет до 40%, арбитражный апелляционный суд не может признать состоятельной.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на организации, снабжающие ресурсами, возложена обязанность по установке, замене и эксплуатации приборов учета, в том числе индивидуальных, в случае обращения к ним потребителей (части 9, 12 статьи 13 названного Закона).
Законом не предусмотрено обязательное участие ресурсоснабжающей организации в приемке в эксплуатацию установленных (в том числе силами других исполнителей) приборов учета.
Правилами N 354 предусмотрено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81).
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг, в данном случае - ООО "Управдом-С", предоставляя показания индивидуальных приборов учета, несет за них ответственность.
Показания индивидуальных приборов учета, количественный состав проживающих в квартирах, не оборудованных приборами учета, площади помещений предоставляются в соответствии с Правилами исполнителем коммунальных услуг, а, следовательно, подписанные им документы, содержащие такие сведения, являются легитимными, пока не опровергнуто их содержание.
Возражения истца по таким сведениям могли быть обоснованными в случаях обнаружения при проверках недостоверных сведений.
Порядок участия ресурсоснабжающей организации в снятии показаний индивидуальных приборов учета определяется договором между ней и исполнителем коммунальной услуги и не предусматривает ежемесячных проверок.
В материалах дела не имеется доказательств, что показания индивидуальных приборов учета, по которым с гражданами производятся расчеты, недостоверны.
Пунктом 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет ("е"); осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета) ("е1"); принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях ("ж").
Более того, в перечне документов, которые исполнитель коммунальных услуг обязан представить ресурсоснабжающей организации и которые определены Правилами N 124, акты ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета не указаны.
Пунктом 8 Правил N 124 ресурсоснабжающей организации запрещено требовать от исполнителя представления документов, не предусмотренных этими Правилами.
Учитывая вышеизложенное, ответчик не обязан представлять истцу документы, подтверждающие приемку индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, а возражения по показаниям индивидуальных приборов учета должны быть основаны на конкретных сведениях, противоречащих установленным при плановой проверке показаниям.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ООО "Управдом-С" оплатило оказанные ему услуги как сумму объемов холодной и горячей воды, поставленной в жилые и нежилые помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период либо по нормативам потребления, при этом согласно контррасчету суммы иска задолженности у ответчика не имеется.
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения требований ОАО "ВМО" не имеется, поскольку расчеты стоимости и объема оказанных истцом услуг не соответствуют действующему законодательству.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции при вынесении судебного акта неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 2 ст. 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, пунктом 1 части 2 статьи 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу N А41-73068/14 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Водоканал Московской области" отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Водоканал Московской области" госпошлину по иску в размере 14 366 рублей 59 копеек из средств федерального бюджета.
Взыскать с открытого акционерного общества "Водоканал Московской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управдом-С" госпошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Председательствующий
С.А.ЗАКУТСКАЯ
Судьи
В.П.БЫКОВ
Э.С.МИРИШОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2015 N 10АП-3650/2015 ПО ДЕЛУ N А41-73068/14
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. по делу N А41-73068/14
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Закутской С.А.,
судей Быкова В.П., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Водоканал Московской области" (ОАО "ВМО", ОГРН: 1115027003310, ИНН: 5056011395): представитель не явился, извещен;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управдом-С" (ООО "Управдом-С", ОГРН: 1105044002920, ИНН: 5044075605): Козлова И.А., приказ N 10 от 16 марта 2015 года, паспорт;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управдом-С" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу N А41-73068/14, принятое судьей Солдатовым Р.С., по иску открытого акционерного общества "Водоканал Московской области" к обществу с ограниченной ответственностью "Управдом-С" о взыскании денежных средств,
установил:
открытое акционерное общество "Водоканал Московской области" (ОАО "ВМО") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управдом-С" (ООО "Управдом-С") о взыскании задолженности в размере 958 229 руб. 53 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска в сумме 22 164 руб. 59 коп.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил взыскать с ответчика задолженность по договору водоснабжения и водоотведения N 30/Т/114-1111 от 01.10.2011 г. в размере 239 890 руб. 24 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 22 164 руб. 59 коп.
Арбитражный суд Московской области решением от 23 марта 2015 года удовлетворил заявленные ОАО "ВМО" требования в полном объеме с учетом их уточнения.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Управдом-С" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также с неправильным применением норм материального права.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ОАО "ВМО", обращаясь в арбитражный суд с заявленными требованиями, указало, что на основании заключенного сторонами спора договора водоснабжения и водоотведения N 30/Т/114-1111 от 01 октября 2011 года ОАО "ВМО" в период с мая 2014 года по август 2014 года оказало ООО "Управдом-С" услуги, предусмотренные данным договором, на общую сумму 958 229 руб. 53 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг, счетами и счетами-фактурами.
Ответчик в установленные договором сроки оказанные ему услуги не оплатил, в результате чего задолженность ответчика на момент рассмотрения спора составила 239 890 руб. 24 коп.
ООО "Управдом-С" добровольно имеющуюся задолженность не погасило, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в случае отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, объем сточных вод, принятых от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, принимается организацией, осуществляющей водоотведение, равным объему воды, поданной в этот многоквартирный дом из всех источников централизованного водоснабжения, в связи с чем выставленные истцом счета являются обоснованными.
Заявитель апелляционной жалобы, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ООО "Управдом-С" об отложении судебного заседания, в связи с чем лишил ответчика права на защиту своих интересов и на представление документов в обоснование своей правовой позиции.
Также заявитель апелляционной жалобы сослался на то, что расчет истца произведен как сумма показаний общедомовых приборов учета на ГВС и ХВС, тогда как в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, данный объем должен рассчитываться как сумма объемов горячей и холодной воды на основании показаний индивидуальных приборов учета.
Кроме того, заявитель указывает, что ООО "Управдом-С" неоднократно предлагало ОАО "ВМО" осуществить проверку установленных ИПУ, однако истец данные проверки не производил.
В судебном заседании представитель ООО "Управдом-С" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения, применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, 01 октября 2011 года ОАО "ВМО" (поставщик) и ООО "Управдом-С" (абонент) заключили договор водоснабжения и водоотведения N 30/Т/114-1111 от 01.10.2011 г., в соответствии с условиями которого поставщик обязался оказать абоненту услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод абонента, а абонент обязался оплатить оказанные услуги.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что на основании заключенного сторонами спора договора водоснабжения и водоотведения N 30/Т/114-1111 от 01 октября 2011 года ОАО "ВМО" в период с мая 2014 года по август 2014 года оказало ООО "Управдом-С" услуги, предусмотренные данным договором, на общую сумму 958 229 руб. 53 коп., что подтверждается представленными в материалы дела актами об оказании услуг, счетами и счетами-фактурами и ответчиком не оспаривается.
Как следует из материалов дела, между сторонами спора возникли разногласия относительно определения объема оказанных услуг по водоотведению и их стоимости.
Как установлено судом, ОАО "ВМО" в заявленный ко взысканию период поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, при этом данные дома не были оборудованы общедомовыми приборами учета сточных вод.
ОАО "ВМО" осуществляло свои расчеты, исходя из того, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом: объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения.
В связи с вышеизложенным объем воды, поступившей в многоквартирные дома, определен истцом по показаниям общедомовых приборов учета ГВС и ХВС.
Между тем, правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилые дома в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, в соответствии с которым с 01.06.2013 коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается и плата за нее не взимается.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункты 1 и 36 Правил N 354). При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения.
При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о водоснабжении положения этого закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Правила определения объема коммунальных услуг урегулированы указанными нормами ЖК РФ, поэтому доводы водоканала, основанные на нормах Закона о водоснабжении (в том числе на пункте 11 статьи 20, обязывающей рассчитывать объем отведенных сточных вод по объему водоснабжения из всех источников), несостоятельны.
Контррасчет объема оказанных услуг по водоотведению и их стоимости произведен ООО "Управдом-С" как сумма объемов холодной и горячей воды, поставленной в жилые и нежилые помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период либо по нормативам потребления.
Данный контррасчет соответствует вышеуказанным норма права, а также позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 17 апреля 2015 года по делу N А36-733/2014.
Ссылку ОАО "ВМО" на то, что показания индивидуальных расчетов, на которые ссылается ответчик, не могут быть приняты истцом, поскольку у истца отсутствует возможность поверить их работоспособность, сроки проверки, установить все ли собственники предоставляют показания, в какой период снимались показания, в то время как разница в показаниях общедомовых приборов учета и индивидуальных составляет до 40%, арбитражный апелляционный суд не может признать состоятельной.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на организации, снабжающие ресурсами, возложена обязанность по установке, замене и эксплуатации приборов учета, в том числе индивидуальных, в случае обращения к ним потребителей (части 9, 12 статьи 13 названного Закона).
Законом не предусмотрено обязательное участие ресурсоснабжающей организации в приемке в эксплуатацию установленных (в том числе силами других исполнителей) приборов учета.
Правилами N 354 предусмотрено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81).
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг, в данном случае - ООО "Управдом-С", предоставляя показания индивидуальных приборов учета, несет за них ответственность.
Показания индивидуальных приборов учета, количественный состав проживающих в квартирах, не оборудованных приборами учета, площади помещений предоставляются в соответствии с Правилами исполнителем коммунальных услуг, а, следовательно, подписанные им документы, содержащие такие сведения, являются легитимными, пока не опровергнуто их содержание.
Возражения истца по таким сведениям могли быть обоснованными в случаях обнаружения при проверках недостоверных сведений.
Порядок участия ресурсоснабжающей организации в снятии показаний индивидуальных приборов учета определяется договором между ней и исполнителем коммунальной услуги и не предусматривает ежемесячных проверок.
В материалах дела не имеется доказательств, что показания индивидуальных приборов учета, по которым с гражданами производятся расчеты, недостоверны.
Пунктом 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет ("е"); осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета) ("е1"); принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях ("ж").
Более того, в перечне документов, которые исполнитель коммунальных услуг обязан представить ресурсоснабжающей организации и которые определены Правилами N 124, акты ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета не указаны.
Пунктом 8 Правил N 124 ресурсоснабжающей организации запрещено требовать от исполнителя представления документов, не предусмотренных этими Правилами.
Учитывая вышеизложенное, ответчик не обязан представлять истцу документы, подтверждающие приемку индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, а возражения по показаниям индивидуальных приборов учета должны быть основаны на конкретных сведениях, противоречащих установленным при плановой проверке показаниям.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
ООО "Управдом-С" оплатило оказанные ему услуги как сумму объемов холодной и горячей воды, поставленной в жилые и нежилые помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период либо по нормативам потребления, при этом согласно контррасчету суммы иска задолженности у ответчика не имеется.
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения требований ОАО "ВМО" не имеется, поскольку расчеты стоимости и объема оказанных истцом услуг не соответствуют действующему законодательству.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции при вынесении судебного акта неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 2 ст. 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, пунктом 1 части 2 статьи 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу N А41-73068/14 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Водоканал Московской области" отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Водоканал Московской области" госпошлину по иску в размере 14 366 рублей 59 копеек из средств федерального бюджета.
Взыскать с открытого акционерного общества "Водоканал Московской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управдом-С" госпошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб.
Председательствующий
С.А.ЗАКУТСКАЯ
Судьи
В.П.БЫКОВ
Э.С.МИРИШОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)