Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2015 N 06АП-4794/2015 ПО ДЕЛУ N А73-5177/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. N 06АП-4794/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
- от ООО "Ремстрой-Хабаровск": Локтионова Ю.Ю., представитель по доверенности от 05.06.2015;
- от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России: Сироткин А.Ф., представитель по доверенности от 27.02.2015 N 29;
- от Минобороны России: Катухов К.С., представитель по доверенности от 04.02.2015 N 212/1/192,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 28.07.2015
по делу N А73-5177/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Трещевой В.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании 593 316,21 рублей,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой-Хабаровск" (ОГРН 1072723009391, г. Хабаровск) (далее - ООО "Ремстрой-Хабаровск") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, г. Хабаровск) (далее - ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва) (далее - Минобороны России) 593 316,21 рублей.
Требования мотивированы наличием задолженности по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Хабаровск, ул. Автобусная, 2а, ул. Мате Залки, 46, за период за период с 01.05.2012 по 01.04.2015.
До принятия судебного акта истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования: просил взыскать с ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России долг за период с 01.05.2012 по 17.06.2012 в сумме 26 178,18 рублей; за период с 18.06.2012 по 01.04.2015 в сумме 522 761,87 рублей - с ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, а при недостаточности средств - с Минобороны России.
Уточнение иска принято судом к рассмотрению.
Решением от 28.07.2015 иск в уточненном размере удовлетворен.
В апелляционной жалобе ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России считает судебный акт подлежащим отмене.
В обоснование указано на необоснованное применение судом тарифов, утвержденных решениями общих собраний собственников, неосведомленность о проведении указанных собраний, необходимость применения тарифов, установленных постановлением администрации г. Хабаровска; считает себя ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку у учреждения отсутствуют полномочия по осуществлению содержания имущества, находящегося в ведении Министерства обороны России.
Кроме того, ссылаясь на положения Федеральных законов N 94-ФЗ и N 44-ФЗ, полагает, что оплата содержания и управления общим имуществом МКД не может быть признана государственными нуждами.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ремстрой-Хабаровск" выразило несогласие с ее доводами, указав на непризнание недействительными решений общих собраний собственников МКД об утверждении тарифа на содержание и ремонт общего имущества, закрепление за ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России помещений на праве оперативного управления.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на ее удовлетворении, позиция которого поддержала представителем Минобороны России.
Возражая против доводов жалобы, представитель ООО "Ремстрой-Хабаровск" сослалась на их несостоятельность, дополнительно пояснила, что в расчет иска с 26.12.2012, учитывая изменения в законодательстве, не включена плата за капитальный ремонт общего имущества, в связи с чем сумма иска уменьшена при рассмотрении дела по существу.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Автобусная, 2а, ул. Мате Залки, 46, от 16.11.2007 и от 29.12.2007 избран способ управления домом посредством управляющей организации ООО "Ремстрой-Хабаровск".
31.08.2008 с собственниками заключены договоры управления N 38 и N 2, по условиям которых управляющая организация обязалась по поручению собственников управлять общим имуществом, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома определен в приложении N 3 к договорам управления.
В соответствии с пунктами 3.3.1, 4.6 договоров собственники помещений приняли на себя обязательство обеспечивать своевременное и полное внесение платы за услуги по настоящему договору в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим.
Пунктом 4.2 договоров, в случае не принятия собственниками решения по размеру платы за содержание и ремонт общего имущества на последующий год, с 1 января каждого года предусмотрена индексация платы на уровень инфляции, без внесения изменений в договор управления.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.12.2007 N 1900 жилые дома N 2а по ул. Автобусная, N 46 по ул. Мате Залки переданы в собственность муниципального образования "Город Хабаровск", за исключением помещений по ул. Автобусная, 2а - N 1 (9-35), общей площадью 474,5 кв. м, и помещений по ул. Мате Залки, 46 - N 1 (1-13), общей площадью 107 кв. м.
Согласно приказу Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 и передаточному акту к нему указанные помещения приняты в оперативное управление ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
В соответствии с условиями договоров управления в период с 01.05.2012 по 01.04.2015 ООО "Ремстрой-Хабаровск" оказаны услуги по управлению, ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов по ул. Автобусная, 2а и по ул. Мате Залки, 46 г. Хабаровска.
В указанных жилых домах ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения площадью 474,5 кв. м и 107 кв. м.
Невнесение платы за содержание и ремонт общедомового имущества многоквартирных домов явилось основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", регулирование отношений собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 ГК РФ, статьей 36 Жилищного кодекса РФ.
На основании пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Как следует из материалов дела, в оперативном управлении ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России находятся помещения площадью 474,5 кв. м и 107 кв. м, расположенные по ул. Автобусная, 2а и по ул. Мате Залки, 46 г. Хабаровска.
Факт оказания услуг подтвержден договорами на содержание общего имущества многоквартирных домов от 31.03.2008, отчетами о выполненных работах текущего ремонта за спорный период, в которых указаны наименования работ, объем и их стоимость.
Согласно уточненному расчету истца задолженность за указанный выше период составила 549 480,05 рублей.
Расчет долга произведен, с учетом доли ответчика в праве собственности, путем умножения площади помещения на тариф, утвержденный решениями собственников МКД, на количество месяцев оказания услуг.
Общая площадь спорных помещений в МКД по ул. Автобусная, 2а принята истцом, исходя из данных технического паспорта домовладения от 11.01.2011, которая составила 471,8 кв. м.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества, произведенный в соответствии с решениями собственников помещений, составил: с 01.05.2012 по 25.12.2012 - 29,21 рублей за 1 кв. м, с 26.12.2012 по 31.12.2013 - 25,70 рублей, с 01.01.2014 по 31.01.2015 - 26,99 рублей, с 01.02.2015 по 01.04.2015 - 28,07 рублей.
При этом, с учетом изменений законодательства (Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступивший в силу с 26.12.2012), с 26.12.2012 плата за капитальный ремонт истцом в расчет не включена, в связи с чем истец до принятия судебного акта уменьшил сумму иска на размер платы за капитальный ремонт МКД.
Апелляционным судом уточненный расчет ООО "Ремстрой-Хабаровск" проверен и признан верным.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции, установив отсутствие оплаты за оказанные в период с 01.05.2012 по 01.04.2015 услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов, правомерно возложил обязанность по внесению указанной платы на ответчиков, пропорционально доле в праве собственности.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном применении тарифов, утвержденных решениями общих собраний собственников, со ссылкой на неосведомленность о проведении указанных собраний и необходимость применения тарифов, установленных постановлением администрации г. Хабаровска, подлежит отклонению на основании части 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, согласно которой решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Кроме того, в соответствии с пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, поскольку решениями собственников помещений от 22.11.2009 и от 18.12.2009 установлен размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, а пунктом 4.2 договоров управления предусмотрена индексация платы на уровень инфляции с 1 января каждого года, без внесения изменений в договор управления, данный размер платы является обязательным для всех собственников помещений.
Позиция заявителя жалобы, касающаяся определения ненадлежащего ответчика по иску, поскольку у учреждения отсутствуют полномочия по осуществлению содержания имущества, находящегося в ведении Министерства обороны России, является несостоятельной, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, учреждение, обладая вещным правом на нежилое помещение в спорном доме, обязано нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего дома в целом. Указанная обязанность возникла у учреждения в силу положений статей 36, 158 Жилищного кодекса РФ и норм статей 249, 296 ГК РФ (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2011 N ВАС-3145/11).
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно пункту 71 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным силам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, факт того, что спорные функциональные помещения переданы в оперативное управление ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России, и в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" не передавались, спорные объекты относятся к имуществу вооруженных сил.
С учетом норм статей 123.22, 399 ГК РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, содержания Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", возложение субсидиарной ответственности за неисполнение обязательства основным должником на собственника имущества - Российскую Федерацию в лице Минобороны России как главного распорядителя бюджетных средств является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы, со ссылкой на положения Федеральных законов N 94-ФЗ и N 44-ФЗ, о том, что оплата содержания и управления общим имуществом МКД не может быть признана государственными нуждами, отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и отсутствии правовых основания для ее удовлетворения.
По указанным основаниям решение суда, основанное на правильном применении норм права и надлежащей оценке представленных доказательств, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2015 по делу N А73-5177/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА

Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)