Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" - Мантузова С.Е., доверенность от 21.07.2014 г., Татаринцева Т.И., доверенность от 13.05.2015 г.;
- от Государственной жилищной инспекции Самарской области - Федулов В.М., доверенность от 02.02.2015 г. N А-2002-ц;
- от общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - Самарина Н.Н., доверенность от 21.03.2014 г. N 2-736;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2015 года по делу N А55-2694/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система", г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", г. Самара,
о признании незаконным предписания,
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания N Робр-19784 от 24.11.2014 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания N Робр-19784 от 24.11.2014 г.
В апелляционной жалобе и в пояснениях к ней указывает, что судом при рассмотрении дела и вынесении решения неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, а также не применен закон - ГК РФ, регулирующий договорные отношения.
Податель жалобы ссылается на то, что услуги по содержанию (техническому обслуживанию) и услуги по предоставлению коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение) - это разные виды услуг и, следовательно, отсутствие предоставления непосредственно управляющей компанией одного из вида коммунальных услуг не снимает ответственности с управляющей компании за содержание (техническое обслуживание) внутридомовых сетей, по которым осуществляется подача энергоресурсов, как и не снимается ответственность с ресурсоснабжающей организации за содержание принадлежащих ей сетей независимо от того, с кем у ресурсоснабжающей организацией заключен договор: с управляющей компанией или с гражданами напрямую.
Податель жалобы считает, что судом не дана правовая оценка факту заключения гражданами с ресурсоснабжающей организацией прямых договоров, не исследовались представленные третьим лицом документы, подтверждающие заключение таких договоров, тогда как из представленных документов следует, что каждому гражданину присвоен лицевой счет, что свидетельствует о вступлении в договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией.
Податель жалобы ссылается на судебную практику, согласно которой при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или ТСЖ договорные отношения в силу закона (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 539, 540 ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах.
Податель жалобы считает, что при наличии прямых договоров между гражданами и ресурсоснабжающей организацией исполнение оспариваемого предписания невозможно без нарушения прав и законных интересов граждан, поскольку в этом случае требуется расторжение договора между гражданами и ресурсоснабжающей организацией, а такое расторжение возможно лишь по инициативе гражданина в силу ст. 546 ГК РФ, а также в силу публичности договора.
В судебном заседании представители ООО "Жилищно-коммунальная система" и ООО "Самарские коммунальные системы" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом 24.11.2014 года по результатам проведения внеплановой документарной проверки вынесено предписание N РОбр-19784, согласно которому заявителю предложено устранить в срок до 29.12.2014 года нарушений требований жилищного законодательства, а именно: отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению многоквартирных домов городского округа Самара, находящихся в управлении заявителя (л.д. 6).
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Жилищно-коммунальная система" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям.
Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Судом первой инстанции правильно учтено, что доказательств принятия собственниками помещений, расположенных в многоквартирных домах, решений о внесении платы за предоставленные коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации, суду не представлено.
Согласно п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Из указанной нормы закона следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "6" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 19 Правил, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Судом установлено, что заявитель осуществляет управление многоквартирными домами в отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора по холодному водоснабжению и водоотведению.
Судом правильно указано на то, что отсутствие у управляющей компании заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией по обеспечению коммунальными ресурсами жителей многоквартирных домов фактически свидетельствует о неисполнении управляющей компанией своих обязательств в рамках договоров управления многоквартирными домами.
Судом сделан правильный вывод о том, что довод заявителя о незаконности оспариваемого предписания ввиду наличия прямых договорных отношений между гражданами и ресурсоснабжающей организацией, является необоснованным и что в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом, в связи со следующим.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом - управление управляющей организацией, последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В соответствии с подпунктом а) пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354, "исполнитель" обязан (в т.ч.):
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
С учетом требований пунктов 13 и 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- подпункт д) - организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания (в т.ч.) заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- подпункт ж) - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги (в т.ч.):
- - оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- - осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в материалах дела не имеется. Следовательно, внесение платы жителями платы за коммунальные услуги (в т.ч. на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям и уклонение управляющей организации как фактического "исполнителя" коммунальной услуги от возложенной на нее действующим законодательством обязанности выставления собственникам жилых помещений, находящихся под управлением многоквартирных домов соответствующих платежных документов являются неправомерными, противоречат требованиям ЖК РФ и Правил N 354, а также условиям договоров управлений многоквартирными домами.
Доказательств по установленному законодательством порядку изменению договоров управлений (часть 8 статьи 162 ЖК РФ, глава 29 ГК РФ) в части исключения предоставления собственникам помещений коммунальных услуг по холодному водоснабжению помещений и водоотведению заявитель не представил - протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с повестками дня по данному вопросу; приложения к договорам управлений с положениями по изменению обязательств по предоставлению указанных коммунальных услуг; протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с повестками дня по вопросу внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) в ООО "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС"); договор (соглашение) о привлечении ООО "СКС" в качестве платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц в соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ, договор уступки прав требования и т.д.
Доказательств о выборе ООО "СКС" в качестве новой управляющей организации, о возложении на ООО "СКС" обязательств по содержанию сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (абзац 2 части 11 статьи 161 ЖК РФ), также не представлено.
Заявитель в настоящее время продолжает деятельность по управлению многоквартирными домами г.о. Самара, договоры управлений не расторгнуты и продолжают действовать.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Как следует из пункта 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 постановления N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Решений общих собраний собственников помещений о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в материалах дела не имеется. Следовательно, внесение жителями дома платы за коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям и уклонение ООО "Жилищно-коммунальная система" как фактического исполнителя коммунальной услуги от возложенной на него действующим законодательством обязанности выставления собственникам жилых помещений находящихся под его управлением многоквартирного дома соответствующих платежных документов, являются неправомерными, противоречат требованиям ЖК РФ и Правил N 354, а также условиям договора управления многоквартирным домом.
Довод об отсутствии в договоре управления многоквартирным домом обязанности управляющей компании обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения верно признан несостоятельным, так как соответствующая обязанность императивно закреплена за управляющей компанией и подразумевается вне зависимости от указания в договоре управления. Ссылка заявителя на положения ГК РФ, регламентирующие свободу договора, обоснованно отклонена в связи с тем, что в данном случае необходимо руководствоваться императивными положениями ЖК РФ.
Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой - Определение Верховного суда Российской Федерации от 06.07.2015 г. по делу N 310-КГ14-8259, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.03.2015 г. по делу N А17-4293/2014 и др.
Ссылка подателя жалобы на правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации N 301-КГ15-155 от 03.03.2015 года, является также необоснованной, поскольку предметом спора по вышеуказанному делу является правомерность начисления управляющей компанией начислений за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома, а не обязанность управляющей компании по заключению договоров энергоснабжения (водоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями и надлежащему исполнению своих обязательств по договорам управления многоквартирными домами и обеспечению граждан коммунальными услугами надлежащего качества.
В данном случае заключение заявителем договора с ресурсоснабжающей организацией не приведет к расторжению прямых договоров с собственниками жилья, так как доказательства наличия таких договоров, заключенных собственниками в письменном виде, в материалы дела не представлены. Наличие лицевых счетов и оплата по ним населением не свидетельствует о волеизъявлении собственников о заключении договора именно непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, а не с заявителем, с которым заключен договор управления жилым домом, заключение заявителем договора с ресурсоснабжающей организацией будет являться исполнением возложенной на него законом обязанности.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2015 года по делу N А55-2694/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2015 N 11АП-8093/2015 ПО ДЕЛУ N А55-2694/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. по делу N А55-2694/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" - Мантузова С.Е., доверенность от 21.07.2014 г., Татаринцева Т.И., доверенность от 13.05.2015 г.;
- от Государственной жилищной инспекции Самарской области - Федулов В.М., доверенность от 02.02.2015 г. N А-2002-ц;
- от общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - Самарина Н.Н., доверенность от 21.03.2014 г. N 2-736;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2015 года по делу N А55-2694/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система", г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы", г. Самара,
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания N Робр-19784 от 24.11.2014 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная система" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания N Робр-19784 от 24.11.2014 г.
В апелляционной жалобе и в пояснениях к ней указывает, что судом при рассмотрении дела и вынесении решения неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для дела, а также не применен закон - ГК РФ, регулирующий договорные отношения.
Податель жалобы ссылается на то, что услуги по содержанию (техническому обслуживанию) и услуги по предоставлению коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение) - это разные виды услуг и, следовательно, отсутствие предоставления непосредственно управляющей компанией одного из вида коммунальных услуг не снимает ответственности с управляющей компании за содержание (техническое обслуживание) внутридомовых сетей, по которым осуществляется подача энергоресурсов, как и не снимается ответственность с ресурсоснабжающей организации за содержание принадлежащих ей сетей независимо от того, с кем у ресурсоснабжающей организацией заключен договор: с управляющей компанией или с гражданами напрямую.
Податель жалобы считает, что судом не дана правовая оценка факту заключения гражданами с ресурсоснабжающей организацией прямых договоров, не исследовались представленные третьим лицом документы, подтверждающие заключение таких договоров, тогда как из представленных документов следует, что каждому гражданину присвоен лицевой счет, что свидетельствует о вступлении в договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией.
Податель жалобы ссылается на судебную практику, согласно которой при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или ТСЖ договорные отношения в силу закона (ст. 39 ФЗ "Об электроэнергетике", ст. ст. 539, 540 ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах.
Податель жалобы считает, что при наличии прямых договоров между гражданами и ресурсоснабжающей организацией исполнение оспариваемого предписания невозможно без нарушения прав и законных интересов граждан, поскольку в этом случае требуется расторжение договора между гражданами и ресурсоснабжающей организацией, а такое расторжение возможно лишь по инициативе гражданина в силу ст. 546 ГК РФ, а также в силу публичности договора.
В судебном заседании представители ООО "Жилищно-коммунальная система" и ООО "Самарские коммунальные системы" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом 24.11.2014 года по результатам проведения внеплановой документарной проверки вынесено предписание N РОбр-19784, согласно которому заявителю предложено устранить в срок до 29.12.2014 года нарушений требований жилищного законодательства, а именно: отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией по холодному водоснабжению и водоотведению многоквартирных домов городского округа Самара, находящихся в управлении заявителя (л.д. 6).
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Жилищно-коммунальная система" обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям.
Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Судом первой инстанции правильно учтено, что доказательств принятия собственниками помещений, расположенных в многоквартирных домах, решений о внесении платы за предоставленные коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации, суду не представлено.
Согласно п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Из указанной нормы закона следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "6" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 19 Правил, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Судом установлено, что заявитель осуществляет управление многоквартирными домами в отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора по холодному водоснабжению и водоотведению.
Судом правильно указано на то, что отсутствие у управляющей компании заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией по обеспечению коммунальными ресурсами жителей многоквартирных домов фактически свидетельствует о неисполнении управляющей компанией своих обязательств в рамках договоров управления многоквартирными домами.
Судом сделан правильный вывод о том, что довод заявителя о незаконности оспариваемого предписания ввиду наличия прямых договорных отношений между гражданами и ресурсоснабжающей организацией, является необоснованным и что в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом, в связи со следующим.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом - управление управляющей организацией, последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В соответствии с подпунктом а) пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354, "исполнитель" обязан (в т.ч.):
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
С учетом требований пунктов 13 и 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 (далее - Правила N 416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- подпункт д) - организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания (в т.ч.) заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- подпункт ж) - организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги (в т.ч.):
- - оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- - осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в материалах дела не имеется. Следовательно, внесение платы жителями платы за коммунальные услуги (в т.ч. на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям и уклонение управляющей организации как фактического "исполнителя" коммунальной услуги от возложенной на нее действующим законодательством обязанности выставления собственникам жилых помещений, находящихся под управлением многоквартирных домов соответствующих платежных документов являются неправомерными, противоречат требованиям ЖК РФ и Правил N 354, а также условиям договоров управлений многоквартирными домами.
Доказательств по установленному законодательством порядку изменению договоров управлений (часть 8 статьи 162 ЖК РФ, глава 29 ГК РФ) в части исключения предоставления собственникам помещений коммунальных услуг по холодному водоснабжению помещений и водоотведению заявитель не представил - протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с повестками дня по данному вопросу; приложения к договорам управлений с положениями по изменению обязательств по предоставлению указанных коммунальных услуг; протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с повестками дня по вопросу внесения платы за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) в ООО "Самарские коммунальные системы" (далее - ООО "СКС"); договор (соглашение) о привлечении ООО "СКС" в качестве платежного агента, осуществляющего деятельность по приему платежей физических лиц в соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ, договор уступки прав требования и т.д.
Доказательств о выборе ООО "СКС" в качестве новой управляющей организации, о возложении на ООО "СКС" обязательств по содержанию сетей инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (абзац 2 части 11 статьи 161 ЖК РФ), также не представлено.
Заявитель в настоящее время продолжает деятельность по управлению многоквартирными домами г.о. Самара, договоры управлений не расторгнуты и продолжают действовать.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
Как следует из пункта 13 Правил, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 разъяснено, что при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, последняя на основании подпунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно, исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 постановления N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, общество на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Решений общих собраний собственников помещений о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в материалах дела не имеется. Следовательно, внесение жителями дома платы за коммунальные услуги (в том числе на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям и уклонение ООО "Жилищно-коммунальная система" как фактического исполнителя коммунальной услуги от возложенной на него действующим законодательством обязанности выставления собственникам жилых помещений находящихся под его управлением многоквартирного дома соответствующих платежных документов, являются неправомерными, противоречат требованиям ЖК РФ и Правил N 354, а также условиям договора управления многоквартирным домом.
Довод об отсутствии в договоре управления многоквартирным домом обязанности управляющей компании обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения верно признан несостоятельным, так как соответствующая обязанность императивно закреплена за управляющей компанией и подразумевается вне зависимости от указания в договоре управления. Ссылка заявителя на положения ГК РФ, регламентирующие свободу договора, обоснованно отклонена в связи с тем, что в данном случае необходимо руководствоваться императивными положениями ЖК РФ.
Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой - Определение Верховного суда Российской Федерации от 06.07.2015 г. по делу N 310-КГ14-8259, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.03.2015 г. по делу N А17-4293/2014 и др.
Ссылка подателя жалобы на правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации N 301-КГ15-155 от 03.03.2015 года, является также необоснованной, поскольку предметом спора по вышеуказанному делу является правомерность начисления управляющей компанией начислений за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома, а не обязанность управляющей компании по заключению договоров энергоснабжения (водоснабжения) с ресурсоснабжающими организациями и надлежащему исполнению своих обязательств по договорам управления многоквартирными домами и обеспечению граждан коммунальными услугами надлежащего качества.
В данном случае заключение заявителем договора с ресурсоснабжающей организацией не приведет к расторжению прямых договоров с собственниками жилья, так как доказательства наличия таких договоров, заключенных собственниками в письменном виде, в материалы дела не представлены. Наличие лицевых счетов и оплата по ним населением не свидетельствует о волеизъявлении собственников о заключении договора именно непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, а не с заявителем, с которым заключен договор управления жилым домом, заключение заявителем договора с ресурсоснабжающей организацией будет являться исполнением возложенной на него законом обязанности.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 мая 2015 года по делу N А55-2694/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)