Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Милошенко Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Новоселовой Е.Г., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре П.О.Н.,
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по городу Рубцовску на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Т. к Управлению социальной защиты населения по городу Рубцовску о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить субсидию.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
установила:
прокурор города Рубцовска обратился в суд в интересах Т. с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Рубцовску, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложить обязанность предоставить Т. субсидию.
В обоснование требований указал, что Т., является инвалидом, проживает по адресу: <адрес> Алтайского края и имеет право на получение субсидии по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
ДД.ММ.ГГ ответчиком отказано в получении субсидии за декабрь 2013 года и январь 2014 года в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по статье расходов "целевой сбор на установку теплосчетчика" в размере 1 912, 30 рублей и отсутствием соглашения по ее погашению.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора удовлетворены и постановлено.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по городу Рубцовску в предоставлении Т. субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2013 года, январь 2014 года.
Обязать Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску предоставить Т. субсидию по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2013 года, январь 2014 года.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований суд, проанализировав положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, пришел к выводу, что задолженность материального истца по оплате "целевого сбора на установку счетчика ОПУ - теплосчетчика" в размере 1 912, рублей 30 коп. не относится к плате за жилое помещение и коммунальным услугам.
В апелляционной жалобе ответчика содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии решения об отказе истцам в иске.
В качестве доводов незаконности судебного акта ответчик указал на неправильно определенную судом природу задолженности материального истца Т. по оплате целевого сбора на установку общего прибора учета, как не относящуюся к плате за жилье, поскольку расходы по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета отнесены к содержанию общего имущества, а соответственно входят в плату за жилье.
В письменных возражениях прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ)
Судом установлено, что Т. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, проживает в принадлежащем на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Т. отказано по причине наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В выписке из лицевого счета, с которой Т. обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГ о предоставлении субсидии за квартиру и коммунальные услуги по адресу: <адрес> Алтайского края указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ имеется задолженность по строке "целевой сбор на установку теплосчетчика", сумма задолженности составляет 1912,30 рублей, иных задолженностей не имеется.
В силу положений ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) порядок предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как обоснованно указал суд, в силу части 5 ст. 159 ЖК РФ и пункта 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 (далее - Правила N 761) субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно п. 29 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.05.2006 N 58/403 (далее - Методические рекомендации), граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они на момент обращения с заявлением о получении субсидии не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги:
- - за истекший и/или предшествующие ему прожитые месяцы - при обращении с заявлением с десятого числа по последнее число текущего месяца;
- - за месяц, предшествующий истекшему, и/или более ранние прожитые месяцы - при обращении с заявлением с первого до десятого числа текущего месяца.
В соответствии с п. 31 Методических рекомендаций граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности или заключения соглашения с кредиторами о ее погашении: с управляющей организацией - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией. Заключение указанных соглашений не входит в полномочия уполномоченных органов.
Факт наличия у Т. задолженности в размере 1 912,30 рублей по внесению целевого сбора за установку общедомового прибора учета, размер которого определен общим решения собственников многоквартирного дома, истцами не оспорен и подтвержден копией лицевого счета. Данная задолженность указана в лицевом счете за октябрь 2013 года, с заявлением о предоставлении субсидии на очередной период Т. обратилась 26.11.2013.
Правовое значение для правильного разрешения спора о законности действий ответчика, к полномочиям которого отнесено назначение субсидий, имеет разрешения вопроса о назначении целевого сбора, задолженность по оплате которого имеется у материального истца.
Из содержания ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещения для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в соответствии со ст. 156 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. (далее Правила N 491)
Из системного анализа положений пунктов 11, 16, 30 Правил N 491 следует, что содержание общего имущества, которое осуществляется собственниками жилых помещений за счет собственных средств, в том числе с использованием предоставленных им субсидий, включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, расходы по уплате целевого взноса на установку коллективного прибора учета тепловой энергии относятся к расходам по содержанию общего имущества многоквартирного дома и как следствие относятся к плате за жилое помещение в силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ.
В связи с чем, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований материального и процессуального истцов, которыми оспаривалась законность действий уполномоченного органа по предоставлению государственных мер социальной защиты.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору города Рубцовска Алтайского края в интересах Т. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5289/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N 33-5289/2014
Судья: Милошенко Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Новоселовой Е.Г., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре П.О.Н.,
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления социальной защиты населения по городу Рубцовску на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Т. к Управлению социальной защиты населения по городу Рубцовску о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить субсидию.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
установила:
прокурор города Рубцовска обратился в суд в интересах Т. с иском к Управлению социальной защиты населения по городу Рубцовску, в котором просил признать незаконным отказ в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложить обязанность предоставить Т. субсидию.
В обоснование требований указал, что Т., является инвалидом, проживает по адресу: <адрес> Алтайского края и имеет право на получение субсидии по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
ДД.ММ.ГГ ответчиком отказано в получении субсидии за декабрь 2013 года и январь 2014 года в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по статье расходов "целевой сбор на установку теплосчетчика" в размере 1 912, 30 рублей и отсутствием соглашения по ее погашению.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора удовлетворены и постановлено.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по городу Рубцовску в предоставлении Т. субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2013 года, январь 2014 года.
Обязать Управление социальной защиты населения по городу Рубцовску предоставить Т. субсидию по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за декабрь 2013 года, январь 2014 года.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований суд, проанализировав положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, пришел к выводу, что задолженность материального истца по оплате "целевого сбора на установку счетчика ОПУ - теплосчетчика" в размере 1 912, рублей 30 коп. не относится к плате за жилое помещение и коммунальным услугам.
В апелляционной жалобе ответчика содержится просьба об отмене решения суда первой инстанции и принятии решения об отказе истцам в иске.
В качестве доводов незаконности судебного акта ответчик указал на неправильно определенную судом природу задолженности материального истца Т. по оплате целевого сбора на установку общего прибора учета, как не относящуюся к плате за жилье, поскольку расходы по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета отнесены к содержанию общего имущества, а соответственно входят в плату за жилье.
В письменных возражениях прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ)
Судом установлено, что Т. является инвалидом второй группы по общему заболеванию, проживает в принадлежащем на праве собственности жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Т. отказано по причине наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В выписке из лицевого счета, с которой Т. обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГ о предоставлении субсидии за квартиру и коммунальные услуги по адресу: <адрес> Алтайского края указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ имеется задолженность по строке "целевой сбор на установку теплосчетчика", сумма задолженности составляет 1912,30 рублей, иных задолженностей не имеется.
В силу положений ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) порядок предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как обоснованно указал суд, в силу части 5 ст. 159 ЖК РФ и пункта 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 (далее - Правила N 761) субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно п. 29 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.05.2006 N 58/403 (далее - Методические рекомендации), граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они на момент обращения с заявлением о получении субсидии не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги:
- - за истекший и/или предшествующие ему прожитые месяцы - при обращении с заявлением с десятого числа по последнее число текущего месяца;
- - за месяц, предшествующий истекшему, и/или более ранние прожитые месяцы - при обращении с заявлением с первого до десятого числа текущего месяца.
В соответствии с п. 31 Методических рекомендаций граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности или заключения соглашения с кредиторами о ее погашении: с управляющей организацией - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией. Заключение указанных соглашений не входит в полномочия уполномоченных органов.
Факт наличия у Т. задолженности в размере 1 912,30 рублей по внесению целевого сбора за установку общедомового прибора учета, размер которого определен общим решения собственников многоквартирного дома, истцами не оспорен и подтвержден копией лицевого счета. Данная задолженность указана в лицевом счете за октябрь 2013 года, с заявлением о предоставлении субсидии на очередной период Т. обратилась 26.11.2013.
Правовое значение для правильного разрешения спора о законности действий ответчика, к полномочиям которого отнесено назначение субсидий, имеет разрешения вопроса о назначении целевого сбора, задолженность по оплате которого имеется у материального истца.
Из содержания ст. 154 ЖК РФ следует, что плата за жилое помещения для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в соответствии со ст. 156 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. (далее Правила N 491)
Из системного анализа положений пунктов 11, 16, 30 Правил N 491 следует, что содержание общего имущества, которое осуществляется собственниками жилых помещений за счет собственных средств, в том числе с использованием предоставленных им субсидий, включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Таким образом, расходы по уплате целевого взноса на установку коллективного прибора учета тепловой энергии относятся к расходам по содержанию общего имущества многоквартирного дома и как следствие относятся к плате за жилое помещение в силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ.
В связи с чем, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований материального и процессуального истцов, которыми оспаривалась законность действий уполномоченного органа по предоставлению государственных мер социальной защиты.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору города Рубцовска Алтайского края в интересах Т. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)