Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ОАО "Жилищник", г. Смоленск, ОГРН 1076731017780 Сергеева П.В. - дов. от 26.06.2014
от заинтересованного лица - УФАС по Смоленской области, г. Смоленск, ОГРН 1026701444615 не явились
от третьих лиц:
ООО "СТК", г. Смоленск, ОГРН 1116732012100 не явились
МУП "Смоленсктеплосеть", г. Смоленск, ОГРН 1026701448850 не явились
Сыскова В.М. Сыскова В.М., Битюкова П.А. - дов. от 16.10.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилищник" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.12.2013 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А62-5345/2013,
установил:
открытое акционерное общество "Жилищник" (далее - ОАО "Жилищник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 07.08.2013 по делу N 04-01/09-2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сысков Вадим Михайлович, общество с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (ООО "СТК") и муниципальное унитарное предприятие "Смоленсктеплосеть" (МУП "Смоленсктеплосеть").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права.
В отзыве на жалобу УФАС оставить состоявшиеся судебные решения без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, Сысков В.М. и его представитель просили оставить решение и постановление без изменения.
УФАС, ООО "СТК" и МУП "Смоленсктеплосеть" надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Антимонопольный орган ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя Общества, Сыскова В.М. и его представителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в УФАС поступило заявление Сыскова В.М., проживающего в квартире 116 дома 26 по проспекту Гагарина города Смоленска, касающееся несоблюдения ОАО "Жилищник" порядка ценообразования при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Из представленных документов антимонопольным органом установлено, что Общество на основании заключенных с собственниками помещений договоров является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 26 по проспекту Гагарина в городе Смоленске. Дом оборудован крышной газовой котельной, производящей тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома (автономное отопление), не подключенного к сетям централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии с приказом управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Смоленска от 08.08.2002 N 29 "О приемке на баланс МУП "Смоленсктеплосеть" крышных и пристроенных газовых котельных" (далее - приказ N 29) крышная газовая котельная многоквартирного дома N 26 передана предприятию для производства тепловой энергии и технического обслуживания.
При расчете платы собственников помещений указанного дома за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) Общество использовало тарифы на тепловую энергию, установленные Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политики для МУП "Смоленсктеплосеть" (до 31.12.2012) и ООО "Смоленская ТСК" (с 01.01.2013), то есть тарифы, установленные для централизованных систем производства и передачи тепловой энергии.
При рассмотрении дела УФАС пришло к выводу о том, что при расчете платы за коммунальные услуги за отопление и горячее водоснабжение для собственников (нанимателей) многоквартирного дома N 26 Обществом нарушен порядок ценообразования, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), так как при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из реальных затрат на производство тепловой энергии с помощью автономных котлов без учета расходов на передачу тепловой энергии по тепловым сетям, потерь в тепловых сетях, аренду помещений для котлов и др., учитываемых департаментом при установлении тарифа для централизованных систем производства и транспортировки тепловой энергии (ранее действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (Правила N 307).
Аналогичная ситуация сложилась и с многоквартирным жилым домом N 76 по проспекту Гагарина в городе Смоленске.
Решением комиссии УФАС от 07.08.2013 (резолютивная часть оглашена 24.07.2013) по делу N 04-01/09-2013 действия Общества по расчету собственникам помещений в многоквартирных жилых домах NN 26 и 76 по проспекту Гагарина города Смоленска размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с нарушением установленного Правилами NN 307 и 354 порядка ценообразования признаны злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В тот же день Обществу выдано предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением, определении размера платы за предоставленные Обществом коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в соответствии с пунктом 54 Правил N 354, о неприменении размера платы, установленной не в соответствии с пунктом 54 Правил N 354.
Не соглашаясь с решением и предписанием УФАС, полагая, что они являются незаконными, нарушающими права и интересы Общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа Обществу в удовлетворении его требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).
Как установлено судами, приказом УФАС по Смоленской области от 18.02.2013 N 17/67 Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара: по услугам - управление многоквартирными жилыми домами за вознаграждение или на договорной основе в размере более чем тридцать пять процентов (65% в географических границах городской округ город Смоленск).
Таким образом, положение хозяйствующего субъекта - Общества признается доминирующим.
Осуществляя деятельность по управлению жилыми многоквартирными домами, Общество в соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) несет ответственность перед собственниками помещений многоквартирных домов за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данных домах и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства этих домов, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В связи с заключенным договором управления многоквартирным домом, а также на основании пунктов 8, 9 "а", 13 Правил N 354 Общество является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с положениями статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
Правилами N 354 и N 307 установлен порядок расчета платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению в многоквартирных домах, в том числе и при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома NN 26 и 76 по проспекту Гагарина в городе Смоленске оборудованы крышными газовыми котельными и не имеют централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Поэтому вывод судов о том, что крышные газовые котельные многоквартирных домов NN 26 и 76 являются общедомовым имуществом, право распоряжения которым принадлежит собственникам помещений данных домов, является верным.
Письмом от 19.07.2013 N 4-3315 администрация г. Смоленска сообщила, что крышные газовые котельные вышеуказанных домов не являются муниципальной собственностью и к централизованной системе теплоснабжения не подключены.
Поэтому передача указанных котельных на баланс МУП "Смоленсктеплосеть" в соответствии с приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Смоленска от 08.08.2002 N 29 не изменяет статуса жителей многоквартирных домов как собственников данного имущества. Собственники многоквартирных домов не принимали решение о передаче крышных котельных на баланс МУП "Смоленсктеплосеть".
Суды сделали правильный вывод о том, что при отсутствии у МУП "Смоленсктеплосеть" и ООО "Смоленская ТСК" тепловых сетей, соединяющих котельные установки многоквартирных домов N 26 и N 76 с теплопотребляющими установками потребителей в этих домах, применение Обществом при расчете платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для собственников (нанимателей) помещений указанных домов тарифа на тепловую энергию, установленного Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политики для МУП "Смоленсктеплосеть" (до 01.01.2013) и ООО "Смоленская ТСК" (с 01.01.2013) является незаконным, поскольку услугу по передаче тепловой энергии собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов данные организации не оказывают.
Коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) предоставляются потребителям дома Обществом с помощью общедомового имущества (автономных котлов), потребляющего для этих целей коммунальные ресурсы (холодная вода, газ).
Таким образом, применяемый Обществом расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для собственников (нанимателей) многоквартирных домов NN 26 и 76 нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, что выражается в применении иного расчета платы за оказанные коммунальные услуги, чем это установлено статьей 157 ЖК РФ, пунктом 54 Правил N 354.
Поэтому УФАС по праву усмотрело в действиях ОАО "Жилищник" злоупотребление доминирующим положением, являющееся недопустимым в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, и обоснованно вынесла предписание.
При таких обстоятельствах суд верно отказал ОАО "Жилищник" в удовлетворении его требований.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу N А62-5345/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 21.08.2014 ПО ДЕЛУ N А62-5345/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. по делу N А62-5345/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ОАО "Жилищник", г. Смоленск, ОГРН 1076731017780 Сергеева П.В. - дов. от 26.06.2014
от заинтересованного лица - УФАС по Смоленской области, г. Смоленск, ОГРН 1026701444615 не явились
от третьих лиц:
ООО "СТК", г. Смоленск, ОГРН 1116732012100 не явились
МУП "Смоленсктеплосеть", г. Смоленск, ОГРН 1026701448850 не явились
Сыскова В.М. Сыскова В.М., Битюкова П.А. - дов. от 16.10.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилищник" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.12.2013 (судья Печорина В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А62-5345/2013,
установил:
открытое акционерное общество "Жилищник" (далее - ОАО "Жилищник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 07.08.2013 по делу N 04-01/09-2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сысков Вадим Михайлович, общество с ограниченной ответственностью "Смоленская теплосетевая компания" (ООО "СТК") и муниципальное унитарное предприятие "Смоленсктеплосеть" (МУП "Смоленсктеплосеть").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права.
В отзыве на жалобу УФАС оставить состоявшиеся судебные решения без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, Сысков В.М. и его представитель просили оставить решение и постановление без изменения.
УФАС, ООО "СТК" и МУП "Смоленсктеплосеть" надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Антимонопольный орган ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя Общества, Сыскова В.М. и его представителя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в УФАС поступило заявление Сыскова В.М., проживающего в квартире 116 дома 26 по проспекту Гагарина города Смоленска, касающееся несоблюдения ОАО "Жилищник" порядка ценообразования при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Из представленных документов антимонопольным органом установлено, что Общество на основании заключенных с собственниками помещений договоров является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом N 26 по проспекту Гагарина в городе Смоленске. Дом оборудован крышной газовой котельной, производящей тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения многоквартирного дома (автономное отопление), не подключенного к сетям централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии с приказом управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Смоленска от 08.08.2002 N 29 "О приемке на баланс МУП "Смоленсктеплосеть" крышных и пристроенных газовых котельных" (далее - приказ N 29) крышная газовая котельная многоквартирного дома N 26 передана предприятию для производства тепловой энергии и технического обслуживания.
При расчете платы собственников помещений указанного дома за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) Общество использовало тарифы на тепловую энергию, установленные Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политики для МУП "Смоленсктеплосеть" (до 31.12.2012) и ООО "Смоленская ТСК" (с 01.01.2013), то есть тарифы, установленные для централизованных систем производства и передачи тепловой энергии.
При рассмотрении дела УФАС пришло к выводу о том, что при расчете платы за коммунальные услуги за отопление и горячее водоснабжение для собственников (нанимателей) многоквартирного дома N 26 Обществом нарушен порядок ценообразования, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), так как при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из реальных затрат на производство тепловой энергии с помощью автономных котлов без учета расходов на передачу тепловой энергии по тепловым сетям, потерь в тепловых сетях, аренду помещений для котлов и др., учитываемых департаментом при установлении тарифа для централизованных систем производства и транспортировки тепловой энергии (ранее действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (Правила N 307).
Аналогичная ситуация сложилась и с многоквартирным жилым домом N 76 по проспекту Гагарина в городе Смоленске.
Решением комиссии УФАС от 07.08.2013 (резолютивная часть оглашена 24.07.2013) по делу N 04-01/09-2013 действия Общества по расчету собственникам помещений в многоквартирных жилых домах NN 26 и 76 по проспекту Гагарина города Смоленска размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с нарушением установленного Правилами NN 307 и 354 порядка ценообразования признаны злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В тот же день Обществу выдано предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением, определении размера платы за предоставленные Обществом коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в соответствии с пунктом 54 Правил N 354, о неприменении размера платы, установленной не в соответствии с пунктом 54 Правил N 354.
Не соглашаясь с решением и предписанием УФАС, полагая, что они являются незаконными, нарушающими права и интересы Общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа Обществу в удовлетворении его требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).
Как установлено судами, приказом УФАС по Смоленской области от 18.02.2013 N 17/67 Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара: по услугам - управление многоквартирными жилыми домами за вознаграждение или на договорной основе в размере более чем тридцать пять процентов (65% в географических границах городской округ город Смоленск).
Таким образом, положение хозяйствующего субъекта - Общества признается доминирующим.
Осуществляя деятельность по управлению жилыми многоквартирными домами, Общество в соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) несет ответственность перед собственниками помещений многоквартирных домов за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данных домах и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства этих домов, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В связи с заключенным договором управления многоквартирным домом, а также на основании пунктов 8, 9 "а", 13 Правил N 354 Общество является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с положениями статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
Правилами N 354 и N 307 установлен порядок расчета платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению в многоквартирных домах, в том числе и при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома NN 26 и 76 по проспекту Гагарина в городе Смоленске оборудованы крышными газовыми котельными и не имеют централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры; помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Поэтому вывод судов о том, что крышные газовые котельные многоквартирных домов NN 26 и 76 являются общедомовым имуществом, право распоряжения которым принадлежит собственникам помещений данных домов, является верным.
Письмом от 19.07.2013 N 4-3315 администрация г. Смоленска сообщила, что крышные газовые котельные вышеуказанных домов не являются муниципальной собственностью и к централизованной системе теплоснабжения не подключены.
Поэтому передача указанных котельных на баланс МУП "Смоленсктеплосеть" в соответствии с приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Смоленска от 08.08.2002 N 29 не изменяет статуса жителей многоквартирных домов как собственников данного имущества. Собственники многоквартирных домов не принимали решение о передаче крышных котельных на баланс МУП "Смоленсктеплосеть".
Суды сделали правильный вывод о том, что при отсутствии у МУП "Смоленсктеплосеть" и ООО "Смоленская ТСК" тепловых сетей, соединяющих котельные установки многоквартирных домов N 26 и N 76 с теплопотребляющими установками потребителей в этих домах, применение Обществом при расчете платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для собственников (нанимателей) помещений указанных домов тарифа на тепловую энергию, установленного Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политики для МУП "Смоленсктеплосеть" (до 01.01.2013) и ООО "Смоленская ТСК" (с 01.01.2013) является незаконным, поскольку услугу по передаче тепловой энергии собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов данные организации не оказывают.
Коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) предоставляются потребителям дома Обществом с помощью общедомового имущества (автономных котлов), потребляющего для этих целей коммунальные ресурсы (холодная вода, газ).
Таким образом, применяемый Обществом расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению для собственников (нанимателей) многоквартирных домов NN 26 и 76 нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, что выражается в применении иного расчета платы за оказанные коммунальные услуги, чем это установлено статьей 157 ЖК РФ, пунктом 54 Правил N 354.
Поэтому УФАС по праву усмотрело в действиях ОАО "Жилищник" злоупотребление доминирующим положением, являющееся недопустимым в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, и обоснованно вынесла предписание.
При таких обстоятельствах суд верно отказал ОАО "Жилищник" в удовлетворении его требований.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.12.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу N А62-5345/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)