Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11326

Требование: О признании права на социальную помощь, обязании заключить договор на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, взыскании суммы социальной помощи.

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что занимаемое истцами жилое помещение стало непригодным для проживания в результате ведения горных работ на шахте. Истцы включены в дополнительный список граждан на приобретение жилья.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N 33-11326


Судья Литвишко Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Степановой Е.В.
судей Ковалева С.А., Важениной Н.С.
с участием прокурора Нишоновой Ф.А.
при секретаре Б.О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Партизанск Приморского края в интересах Б.Т., Б.А.Р., Б.Е., Б.Б., Б.А.Н., Б.О., Б.З. к администрации Партизанского городского округа Приморского края о признании права на социальную помощь, возложении обязанности заключить договор, взыскании суммы социальной помощи
по апелляционной жалобе представителя администрации Партизанского городского округа - О.,
- на решение Партизанского городского суда Приморского края от 16 сентября 2013 года, которым за Б.Т., Б.А.Р., Б.Е., Б.Б., Б.А.Н., Б.О. и Б.З. признано право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения;
- на администрацию Партизанского городского округа возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в силу заключить с Б.Т., Б.А.Р., Б.Е., Б.Б., Б.А.Н., Б.О. и Б.З. договор на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности из расчета на состав семьи из семи человек;
- с Министерства финансов РФ взыскана социальная выплата для приобретения жилого помещения в размере 5672331 руб. путем перечисления целевым назначением отделению по г. Партизанску Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на указанную выше семью, при реализации ими своего права на приобретение (строительство) жилья.
на Министерство финансов РФ возложена обязанность в случае изменения на день исполнения решения суда размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Приморскому краю для расчета размера указанной социальной выплаты, произвести перерасчет размера взыскиваемой социальной выплаты.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Ковалева С.А, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Партизанска обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ к администрации Партизанского городского округа Приморского края, Министерству финансов РФ в интересах Б.Т., Б.А.Р., Б.Е., Б.Б., Б.А.Н., Б.О. и Б.З. с названными выше исковыми требованиями указав, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что занимаемое истцами жилое помещение по адресу: <адрес> стало непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте "Центральная" ДОАО "Шахтоуправление Нагорное" ОАО "Приморскуголь". Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах от 13.07.2012 г. истцы включены в дополнительный список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте Центральная ДОАО "Шахтоуправление "Нагорное" ОАО "Приморскуголь" непригодным для проживания под N 395.
В связи с этим в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. N 428 истцы имеют право на получение социальной выплаты для приобретения другого жилья взамен вышеуказанного, размер которой, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Приморском крае по состоянию на 3 квартал 2013 г., составляет 5 672331 руб.
До настоящего времени в нарушение Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных названным выше Постановлением Правительства РФ, администрацией Партизанского городского округа не заключен с истцами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в соответствующий список граждан, с которыми подлежат заключению такие договоры истцы не включены, выделенных администрации из федерального бюджета денежных средств на эти цели на 2013 - 2014 гг. недостаточно для предоставления истцам социальной выплаты.
Прокурор, полагая нарушенными право истцов на получение гарантированной государством социальной помощи и конституционное право на жилище просит признать за истцами право на получение за счет федерального бюджета указанной выше социальной выплаты для приобретения жилого помещения; возложить на администрацию Партизанского городского округа обязанность включить истцов в список граждан, с которыми подлежит заключению договор на предоставление указанной выше социальной выплаты в текущем квартале 2013 г., согласовать указанный список с Министерством энергетики РФ, заключить с истцами указанный договор; взыскать с Министерства финансов РФ суммы указанной социальной выплаты, обязать перечислить указанную сумму целевым назначением отделению по г. Партизанску УФК по Приморскому краю; возложить на Министерство финансов РФ обязанность произвести перерасчет размера взыскиваемой социальной выплаты в случае изменения на день исполнения решения суда размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Приморскому краю для расчета размера указанной социальной выплаты.
В судебном заседании прокурор, Б.Т. и Б.Е. на иске настаивали.
Представитель администрации Партизанского городского округа против удовлетворения иска возражал, сославшись на недостаток средств направленных администрации на эти цели из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов на период 2013 - 2014 гг.
Судом постановлено вышеуказанное решение, на которое представителем администрации Партизанского городского округа подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения суда. По мнению заявителя, возлагая на администрацию обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, суд не учел установленный Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 г. порядок финансирования этих расходов. Требование прокурора о включении истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, удовлетворено безосновательно, поскольку истцы в такой список на момент рассмотрения спора уже были включены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 5 Федерального закона от 20.06.1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" установлено, что государственное регулирование и финансирование реструктуризации угольной промышленности включает в себя обеспечение дополнительной (сверх установленной законодательством) социальной поддержки работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), и других категорий лиц за счет средств этих организаций, а также средств федерального бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 предусматривает реализацию программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, предусматривающие их предоставление местным бюджетам за счет федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов (п. 1).
Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (п. 2 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (п. 8)
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан). Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья. В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином (п. 9 Правил).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более (п. 10 Правил).
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики РФ (п. 12 Правил).
Гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома (п. 13 Правил).
Для оплаты приобретенного жилья гражданин представляет в орган местного самоуправления шахтерского города или поселка договор купли-продажи, явившийся основанием для государственной регистрации права на приобретенное жилое помещение, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
Для уплаты средств в размере цены договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома участник долевого строительства представляет в орган местного самоуправления шахтерского города или поселка договор участия в долевом строительстве, имеющий государственную регистрацию (без государственной регистрации может быть представлен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, разрешение на строительство которого получено до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") (п. 14 Правил).
В соответствии приведенным порядком необходимым условием предоставления социальной выплаты является включение гражданина в список граждан, подлежащих переселению утвержденный органами местного самоуправления и согласованный с Минэнерго РФ, а также его отказ от прав на занимаемое жилое помещение в пользу органа местного самоуправления. Взаимные обязательства сторон при оказании государством содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого закрепляются в договоре, заключаемом органом местного самоуправления и гражданами, включенными в список после определения размера социальной выплаты органом местного самоуправления по согласованию с Минэнерго РФ.
Из материалов дела следует, что истцы на основании протокола N пр от 13.07.2012 г. совещания по вопросу уточнения списков граждан для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, утвержденного Минэнерго РФ, включены в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте шахта "Центральная" ДОАО "Шахтоуправление "Нагорное" непригодным для проживания по критериям безопасности (1 семья 7 человек, 126 кв. м) (л.д. 24 - 28).
Право истцов на получение социальной выплаты на приобретение жилья ответчиками не оспаривается. Однако, до настоящего времени администрацией ПГО в нарушение названных Правил размер социальной выплаты по согласованию с Минэнерго РФ не рассчитан, договор с истцами не заключен, социальная выплата не предоставлена.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал за истцами право на социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков и возложил на администрацию обязанность по заключению с истцами договора о предоставлении этой выплаты, исходя из факта включения истцов в списки списков граждан, подлежащих переселению.
То обстоятельство, что размер межбюджетного трансферта предоставленного за счет средств федерального бюджета администрации Партизанского городского округа на 2013 - 2014 гг. не позволяет произвести социальную выплату истцам основанием для ограничения их права на получение гарантированной государством социальной помощи не является.
Отсутствие финансирования данной выплаты на день рассмотрения судом спора не препятствует органу местного самоуправления произвести ее расчет в установленном названными выше Правилами порядке, согласовать его с Минэнерго РФ и заключить с истцами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что решение суда в части взыскания с Минфина РФ 5 672331 руб. в качестве социальной выплаты в пользу истцов, а также возложения на Минфин РФ обязанности по перерасчету социальной выплаты принято без учета установленного Правительством РФ порядка и условий предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Удовлетворяя требования прокурора к Минфину РФ о взыскании 5 672331 руб., суд в нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ не сослался на закон и не привел мотивов, по которым счел Минфин РФ надлежащим ответчиком по этому требованию.
Однако, в соответствии с установленным Правительством РФ в Правилах предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков порядком финансирования мероприятий по оказанию содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого федеральным исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение средствами межбюджетных трансфертов из федерального бюджета местным бюджетам, является Министерство энергетики РФ, а не Министерство финансов РФ. Удовлетворяя это требование к Минфину РФ, суд по существу изменил установленный законодательством порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, что нельзя признать правильным.
В то же время требований к Минэнерго РФ по данному делу прокурором не заявлено, оно привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, а не ответчика.
Настоящий иск предъявлен также к администрации Партизанского городского округа, на которую названными Правилами возложена обязанность по предоставлению социальной выплаты в целях содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого за счет межбюджетных трансфертов. В связи с этим имеются основания для удовлетворения требования прокурора к администрации о взыскании в пользу истцов социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направляемых в бюджет Партизанского городского округа на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Требование прокурора о взыскании в пользу истцов социальной выплаты в сумме 5 672331 руб. до заключения истцами договора купли-продажи жилого помещения или договора долевого участия в строительстве удовлетворено быть не может, поскольку данная сумма является предельным размером социальной выплаты, рассчитанным в соответствии с п. 9 Правил по состоянию на 3 квартал 2013 г. Однако, в соответствии с приведенными выше положениями Правил оплата за счет социальной выплаты приобретения гражданами жилья взамен ветхого (сносимого) осуществляется при подтверждении факта приобретения в собственность конкретного жилого помещения в пределах его стоимости по соответствующему договору. Поскольку доказательств приобретения истцами за указанную сумму жилого помещения, отвечающего по площади критериям, определенным в протоколе N пр от 13.07.2012 г. не содержат, взыскание ее в пользу истцов преждевременно.
Кроме того, взыскивая конкретную сумму социальной выплаты и возлагая обязанность по ее перерасчету на день выплаты, суд не учел, что размер данной выплаты в соответствии с названными выше Правилами рассчитывается однократно и после заключения договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков и в дальнейшем перерасчету не подлежит.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения в указанной части.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,

определила:

Решение Партизанского городского суда Приморского края от 16 сентября 2013 года в части требований прокурора к Минфину РФ о взыскании социальной выплаты 5672331 руб. на семью, состоящую из семи человек Б.Т., Б.А.Р., Б.Е., Б.Б., Б.А.Н., Б.О. и Б.З., возложении обязанности по перерасчету суммы социальной выплаты отменить, принять в этой части новое решение.
Обязать администрацию Партизанского городского округа предоставить Б.Т., Б.А.Р., Б.Е., Б.Б., Б.А.Н., Б.О., Б.З., на семью из 7 человек социальную выплату для приобретения (строительства) жилья площадью 126 кв. м взамен сносимого за счет средств федерального бюджета направляемых бюджету Пограничного городского округа на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков для содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах.
В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ отказать полностью.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Партизанского городского округа - О. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)