Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "28" января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "04" февраля 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2014 года по делу N А12-28461/2014 (судья Маслова И.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14, ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
заинтересованные лица: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго" (400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15, ИНН 3434000288, ОГРН 1023403433767), Банит Татьяна Ивановна (Волгоградская область, Светлоярский район, ст. Чапурники)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
без участия в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго", Банит Татьяны Ивановны (почтовые уведомления NN 97806-97810 приобщены к материалам дела)
установил:
Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция) N 703 от 06.05.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2014 года по делу N А12-28461/2014 в удовлетворении требований ОАО "Волгоградэнергосбыт" отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Волгоградэнергосбыт" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в порядке статьи 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго", Банит Татьяны Ивановны, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградский области по итогам проверки соблюдения ОАО "Волгоградэнергосбыт" требований жилищного законодательства и жалобы о ненадлежащем качестве поставляемой электроэнергии в жилой дом N 4 по ул. Зеленая, ст. Чапурники Светлоярского района, Волгоградской области, результаты которой отражены в акте от N 703 от 06.05.2014, вынесла предписание от N 703 от 06.05.2014, которым возложила на общество обязанность к 20.06.2014 принять меры по установлению причин отклонения напряжения от действующих федеральных стандартов, по устранению этих причин и обеспечению предоставления потребителю коммунальной услуги электроснабжение надлежащего качества, во исполнение требований подпункта а) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), представить документы, подтверждающие качество предоставляемой коммунальной услуги - электроснабжение.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
В силу подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 149 Правил N 354 установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В пункте 10 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закреплено, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92), отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Пунктом 5.2 "Отклонение напряжения" ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения" предусмотрено, что отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/-10 от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение).
Как следует из материалов дела между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (Заказчик) и ОАО "МРСК Юга" (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 425 от 28.12.2012, по условиям пункта 2.1. которого Исполнитель обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям (покупателям) Заказчика.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) с Банит Т.И. (потребитель) заключен договор энергоснабжения граждан-потребителей N 40222004326 от 15.11.2007, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется подавать потребителю в пределах 3 кВт максимальной мощности на электрооборудование, расположенное по адресу: ст. Чапурники, ул. Зеленая, 4, в необходимом ему количестве электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих регламентов требованиям ГОСТ 13109-97, на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Таким образом, ОАО "Волгоградэнергосбыт" как исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению приняло на себя обязательства по поставке электроэнергии конкретным потребителям, получает от потребителей плату за оказание коммунальной услуги по электроснабжению, в связи с чем, в соответствии с пунктом 149 Правил N 354 несет ответственность за нарушение качества предоставленной услуги.
В ходе проверки административным органом установлено, что качество электроэнергии, подаваемой по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, ст. Чапурники, ул. Зеленая, д. 4, по установившемуся отклонению напряжения не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97, что подтверждается протоколом N 50-13 испытаний электрической энергии по показателям качества, составленным испытательной лабораторией по качеству электрической энергии ОАО "Волгоградэнергосбыт".
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что общество, являясь исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в нарушение требований пункта 10 приложения N 1 к Правилам N 354 не обеспечило предоставление коммунальных услуг надлежащего качества потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, ст. Чапурники, ул. Зеленая, д. 4.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что предоставление услуги ненадлежащего качества осуществляется поставщиком электроэнергии - ОАО "МРСК Юга", являющемся исполнителем по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.12.2012 N 425, в связи с чем ОАО "Волгоградэнергосбыт", являясь лишь покупателем электроэнергии, поставляемой конечным потребителям, лишено возможности устранения выявленных нарушений в установленные сроки.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Правилами N 354 ответственность за качество предоставляемой услуги возлагается на исполнителя коммунальной услуги, которым в рассматриваемом случае является ОАО "Волгоградэнергосбыт", а не на третьих лиц.
Факт поставки ресурсоснабжающей организацией электроэнергии, не соответствующей требованиям, установленным к ее качеству, не освобождает ОАО "Волгоградэнергосбыт" от обязанности оказывать жильцам жилого дома коммунальную услугу электроснабжения надлежащего качества, отвечающую требованиям нормативных документов.
Как установлено пунктом 149 Правил N 354 именно на исполнителя коммунальных услуг возложена ответственность, в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг потребителям.
Указанные положения соответствуют закрепленному в пункте 31 Правил N 354 правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Довод заявителя о том, что административным органом к проведению проверки привлечена испытательная лаборатория по качеству электрической энергии ОАО "Волгоградэнергосбыт", что свидетельствует о грубом нарушении инспекцией требований к проведению проверки, влечет недействительность результатов проверки подлежит отклонению.
Частью 6 статьи 12 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Указанная норма закона имеет своей целью обеспечить получение объективного экспертного заключения, исключив возможные злоупотребления со стороны проверяемого лица.
В рассматриваемом случае самим обществом, а именно его структурным подразделением - испытательной лабораторией по качеству электрической энергии, установлен факт нарушения требований, предъявляемых к качеству поставляемой потребителям электроэнергии. При этом объективность экспертного заключения заявителем под сомнение не ставится.
Суд апелляционной инстанции также считает несостоятельным довод заявителя о том, что ОАО "Волгоградэнергосбыт" не является собственником электросетевого оборудования, по которому потребителям передается электроэнергия, в связи с чем, не имеет возможности каким-либо образом воздействовать на качество поставляемого ОАО "МРСК Юга" ресурса.
В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике общество как субъект электроэнергетики, обеспечивающий поставку электрической энергии ее потребителям, отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
За оказание коммунальной услуги электроснабжения общество получает от конечных потребителей (граждан) плату.
Законодательство об электроэнергетике не ставит качество поставляемых услуг по передаче электрической энергии в зависимость от оснований владения объектами электросетевого хозяйства.
Ссылка ОАО "Волгоградэнергосбыт" на то, что 27.02.2014 заявитель обращался в адрес филиала ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" о принятии мер по нормализации качества электроэнергии у потребителя в соответствии с договором от 28.12.2012 N 425 оказания услуг по передаче энергии, не освобождает от обязанности исполнить законное предписание административного органа.
Потребитель, проживающий по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, ст. Чапурники, ул. Зеленая, д. 4 обратился в ОАО "Волгоградэнергосбыт" по вопросу отсутствия энергоснабжения во всем доме, с требованием устранить неисправность и возобновить электроснабжение.
Данное заявление направлено ОАО "Волгоградэнергосбыт" для рассмотрения в адрес сетевой организации вместо принятия необходимых мер по устранению причин отключения и восстановления энергоснабжения.
В соответствии с абз. 3 п. 150 Правил, исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действие (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Обществом не представлено доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих ему выполнить требования Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Учитывая изложенное суд первой инстанции полно, всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Поскольку при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2014 года по делу N А12-28461/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2015 N 12АП-12756/2014 ПО ДЕЛУ N А12-28461/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. по делу N А12-28461/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "28" января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "04" февраля 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2014 года по делу N А12-28461/2014 (судья Маслова И.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (400001, г. Волгоград, ул. Козловская, 14, ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
заинтересованные лица: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго" (400066, г. Волгоград, пр. Ленина, 15, ИНН 3434000288, ОГРН 1023403433767), Банит Татьяна Ивановна (Волгоградская область, Светлоярский район, ст. Чапурники)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
без участия в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго", Банит Татьяны Ивановны (почтовые уведомления NN 97806-97810 приобщены к материалам дела)
установил:
Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция) N 703 от 06.05.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2014 года по делу N А12-28461/2014 в удовлетворении требований ОАО "Волгоградэнергосбыт" отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Волгоградэнергосбыт" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области в порядке статьи 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала - "Волгоградэнерго", Банит Татьяны Ивановны, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградский области по итогам проверки соблюдения ОАО "Волгоградэнергосбыт" требований жилищного законодательства и жалобы о ненадлежащем качестве поставляемой электроэнергии в жилой дом N 4 по ул. Зеленая, ст. Чапурники Светлоярского района, Волгоградской области, результаты которой отражены в акте от N 703 от 06.05.2014, вынесла предписание от N 703 от 06.05.2014, которым возложила на общество обязанность к 20.06.2014 принять меры по установлению причин отклонения напряжения от действующих федеральных стандартов, по устранению этих причин и обеспечению предоставления потребителю коммунальной услуги электроснабжение надлежащего качества, во исполнение требований подпункта а) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), представить документы, подтверждающие качество предоставляемой коммунальной услуги - электроснабжение.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31 Правил N 354).
В силу подпункта "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 149 Правил N 354 установлено, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В пункте 10 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закреплено, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92), отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Пунктом 5.2 "Отклонение напряжения" ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения" предусмотрено, что отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/-10 от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение).
Как следует из материалов дела между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (Заказчик) и ОАО "МРСК Юга" (Исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 425 от 28.12.2012, по условиям пункта 2.1. которого Исполнитель обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям (покупателям) Заказчика.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) с Банит Т.И. (потребитель) заключен договор энергоснабжения граждан-потребителей N 40222004326 от 15.11.2007, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется подавать потребителю в пределах 3 кВт максимальной мощности на электрооборудование, расположенное по адресу: ст. Чапурники, ул. Зеленая, 4, в необходимом ему количестве электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих регламентов требованиям ГОСТ 13109-97, на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Таким образом, ОАО "Волгоградэнергосбыт" как исполнитель коммунальной услуги по электроснабжению приняло на себя обязательства по поставке электроэнергии конкретным потребителям, получает от потребителей плату за оказание коммунальной услуги по электроснабжению, в связи с чем, в соответствии с пунктом 149 Правил N 354 несет ответственность за нарушение качества предоставленной услуги.
В ходе проверки административным органом установлено, что качество электроэнергии, подаваемой по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, ст. Чапурники, ул. Зеленая, д. 4, по установившемуся отклонению напряжения не соответствует требованиям ГОСТ 13109-97, что подтверждается протоколом N 50-13 испытаний электрической энергии по показателям качества, составленным испытательной лабораторией по качеству электрической энергии ОАО "Волгоградэнергосбыт".
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что общество, являясь исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, в нарушение требований пункта 10 приложения N 1 к Правилам N 354 не обеспечило предоставление коммунальных услуг надлежащего качества потребителям, проживающим по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, ст. Чапурники, ул. Зеленая, д. 4.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что предоставление услуги ненадлежащего качества осуществляется поставщиком электроэнергии - ОАО "МРСК Юга", являющемся исполнителем по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.12.2012 N 425, в связи с чем ОАО "Волгоградэнергосбыт", являясь лишь покупателем электроэнергии, поставляемой конечным потребителям, лишено возможности устранения выявленных нарушений в установленные сроки.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Правилами N 354 ответственность за качество предоставляемой услуги возлагается на исполнителя коммунальной услуги, которым в рассматриваемом случае является ОАО "Волгоградэнергосбыт", а не на третьих лиц.
Факт поставки ресурсоснабжающей организацией электроэнергии, не соответствующей требованиям, установленным к ее качеству, не освобождает ОАО "Волгоградэнергосбыт" от обязанности оказывать жильцам жилого дома коммунальную услугу электроснабжения надлежащего качества, отвечающую требованиям нормативных документов.
Как установлено пунктом 149 Правил N 354 именно на исполнителя коммунальных услуг возложена ответственность, в том числе и за выбор контрагента, поставляющего коммунальные ресурсы, используемые исполнителем коммунальных услуг в целях предоставления названных услуг потребителям.
Указанные положения соответствуют закрепленному в пункте 31 Правил N 354 правовому статусу исполнителя коммунальных услуг как лица, обязанного, с одной стороны, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, а с другой стороны, предоставлять потребителям коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Довод заявителя о том, что административным органом к проведению проверки привлечена испытательная лаборатория по качеству электрической энергии ОАО "Волгоградэнергосбыт", что свидетельствует о грубом нарушении инспекцией требований к проведению проверки, влечет недействительность результатов проверки подлежит отклонению.
Частью 6 статьи 12 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Указанная норма закона имеет своей целью обеспечить получение объективного экспертного заключения, исключив возможные злоупотребления со стороны проверяемого лица.
В рассматриваемом случае самим обществом, а именно его структурным подразделением - испытательной лабораторией по качеству электрической энергии, установлен факт нарушения требований, предъявляемых к качеству поставляемой потребителям электроэнергии. При этом объективность экспертного заключения заявителем под сомнение не ставится.
Суд апелляционной инстанции также считает несостоятельным довод заявителя о том, что ОАО "Волгоградэнергосбыт" не является собственником электросетевого оборудования, по которому потребителям передается электроэнергия, в связи с чем, не имеет возможности каким-либо образом воздействовать на качество поставляемого ОАО "МРСК Юга" ресурса.
В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике общество как субъект электроэнергетики, обеспечивающий поставку электрической энергии ее потребителям, отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
За оказание коммунальной услуги электроснабжения общество получает от конечных потребителей (граждан) плату.
Законодательство об электроэнергетике не ставит качество поставляемых услуг по передаче электрической энергии в зависимость от оснований владения объектами электросетевого хозяйства.
Ссылка ОАО "Волгоградэнергосбыт" на то, что 27.02.2014 заявитель обращался в адрес филиала ОАО "МРСК Юга" - "Волгоградэнерго" о принятии мер по нормализации качества электроэнергии у потребителя в соответствии с договором от 28.12.2012 N 425 оказания услуг по передаче энергии, не освобождает от обязанности исполнить законное предписание административного органа.
Потребитель, проживающий по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, ст. Чапурники, ул. Зеленая, д. 4 обратился в ОАО "Волгоградэнергосбыт" по вопросу отсутствия энергоснабжения во всем доме, с требованием устранить неисправность и возобновить электроснабжение.
Данное заявление направлено ОАО "Волгоградэнергосбыт" для рассмотрения в адрес сетевой организации вместо принятия необходимых мер по устранению причин отключения и восстановления энергоснабжения.
В соответствии с абз. 3 п. 150 Правил, исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действие (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Обществом не представлено доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих ему выполнить требования Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Учитывая изложенное суд первой инстанции полно, всесторонне исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Поскольку при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2014 года по делу N А12-28461/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)