Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.02.2015 N 78-АПГ14-41

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. N 78-АПГ14-41


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Красильникова В.Б. на решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2014 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании пунктов 1.6, 2.7-1, 2.7-2, 5.3, 5.4 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

11 ноября 2009 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 1258 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" (далее - Постановление), которое официально опубликовано в Вестнике администрации Санкт-Петербурга, размещено на сайте Правительства Санкт-Петербурга и внесено в Реестр нормативных актов 20 ноября 2009 года (регистрационный N 8418). Постановлением утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме денежных выплат (далее - Положение).
Как следует из Постановления, оно принято в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20 мая 2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге".
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06 июня 2013 года N 383 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11 ноября 2009 года N 1258", официально опубликованном в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга и размещенном на сайте Правительства Санкт-Петербурга, внесены изменения в Положение. Пунктом 1.6 Положения в действующей редакции установлено, что денежная выплата предоставляется гражданину при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданином соглашения по ее погашению, заключенному между гражданином и управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 2.7-1 Положения предоставление денежных выплат гражданам, в отношении которых поступили сведения о наличии задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или несоблюдении соглашения по ее погашению приостанавливается с 1 числа месяца, в котором поступили указанные сведения. Предоставление денежных выплат возобновляется при погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданином соглашения по ее погашению, с даты приостановления денежной выплаты.
Пунктом 2.7-2 Положения установлено, что решение о приостановлении (возобновлении) предоставления денежных выплат оформляется распоряжением администрации района Санкт-Петербурга в течение 14 рабочих дней со дня установления обстоятельств, указанных в пунктах 6, 7 и 7-1 настоящего Положения, и направляется в Горцентр. О принятом решении информируются граждане в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. Решение о приостановлении предоставления денежных выплат направляется гражданину с указанием причины приостановления и порядка его обжалования.
Согласно пункту 5.3 Положения ГУП ВЦКП ЖХ ежемесячно обеспечивает передачу в электронном виде в Горцентр реестров граждан - получателей денежных выплат в текущем месяце с указанием сведений о наличии задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или несоблюдении соглашения по ее погашению.
Пунктом 5.4 Положения установлена обязанность Горцентра ежемесячно осуществлять проверку полноты заполнения сведений в реестрах граждан - получателей денежных выплат; обеспечивать перечисление денежных выплат; вносить в регистр сведения о размере денежных выплат, а также направлять в администрации районов Санкт-Петербурга сведения о наличии задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или несоблюдении соглашения по ее погашению, о погашении задолженности по оплате жилого помещения или коммунальных услуг или заключении и выполнении гражданином соглашения по ее погашению, поступившие из ГУП ВЦКП ЖХ.
Красильников В.Б. обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1.6, 2.7-1, 2.7-2, 5.3, 5.4 Положения в действующей редакции, полагая, что они нарушают права заявителя, гарантированные федеральным законом, на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Данные нормы ставят предоставление указанных мер социальной поддержки в зависимость от отсутствия задолженности по коммунальным платежам. В результате применения данных норм заявитель лишен мер социальной поддержки, поскольку за ним числится долг по коммунальным платежам, с которым он не согласен и который является предметом его спора с коммунальными службами.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемых норм Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральному закону от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене принятого по делу решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данному предмету могут приниматься нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьями 12 - 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определение порядка предоставления установленных законодательством мер социальной поддержки специально не отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации либо органов местного самоуправления. В связи с этим в соответствии с пунктом 9 статьи 13 и частью 2 статьи 14 ЖК РФ данные вопросы на территории города Санкт-Петербурга относятся к компетенции органов государственной власти указанного субъекта Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" от 21 мая 2009 года N 228-45 определена мера предоставления социальной поддержки в форме денежной выплаты.
Статьей 4 данного Закона установлено, что порядок предоставления денежных выплат в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется Правительством Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно признано, что Положение утверждено Правительством Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий данного органа государственной власти.
Обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статья 160 ЖК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Во исполнение данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пунктом 6 которых также предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Пункт 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 года N 228-45 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге" содержит аналогичную норму.
Учитывая изложенное, оспариваемые нормы, устанавливающие такое условие предоставления гражданам мер социальной поддержки, соответствуют вышеприведенным положениям жилищного законодательства.
В оспариваемых нормах устанавливается механизм реализации мер социальной поддержки. Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что данный механизм предоставления мер социальной поддержки, приостановления и возобновления таких мер является объективно обоснованным и не противоречащим федеральному законодательству.
Довод апелляционной жалобы о нарушении оспариваемыми положениями прав заявителя нельзя признать состоятельным, поскольку указанное выше условие предоставления мер социальной поддержки предусмотрено федеральным законодательством и Законом Санкт-Петербурга от 21 мая 2009 года N 228-45.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Персональные данные получателей мер социальной поддержки объективно необходимы указанным в Положении органам и организациям для выполнения возложенных на них законодательством функций, полномочий и обязанностей. В связи с этим в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 и статьей 7 названного Закона обработка персональных данных указанными органами и организациями может допускаться без согласия субъекта персональных данных.
Вопреки доводам апелляционной жалобы нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта из материалов дела не следует. Постановление принято Правительством Санкт-Петербурга в пределах его полномочий, предоставленных вышеприведенными законодательными актами и статьей 7 Закона Санкт-Петербурга "О Правительстве Санкт-Петербурга" от 06 июля 2009 года N 335-66. Проект постановления Правительства Санкт-Петербурга, содержащий оспариваемые нормы, прошел необходимые согласования и внесен на рассмотрение вице-губернатором Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года N 100.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на противоречие оспариваемых норм Конституции Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку дела о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разрешает Конституционный Суд Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации).
Другие доводы апелляционной жалобы со ссылкой на противоречие оспариваемых положений иным указанным заявителем нормативным актам, а также недопустимости проверки оспариваемых норм на предмет соответствия ЖК РФ основаны на ошибочном толковании материального права и оснований, по которым решение суда могло быть отменено, не содержат.
Нарушений норм процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела и могли бы служить поводом к отмене или изменению решения суда, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Красильникова В.Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)