Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2015 ПО ДЕЛУ N А67-7472/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2015 г. по делу N А67-7472/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Эм О.С. по доверенности от 12.01.2015 (до 31.12.2015),
от заинтересованного лица: Черновой Т.А. по доверенности от 01.09.2014 (на 1 год),
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 19 декабря 2014 г. по делу N А67-7472/2013 (судья Ю.М. Сулимская)
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184, г. Томск, ул. Котовского, 19,)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944, г. Томск, пр. Кирова, 41)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "УК Ремстройбыт" (ИНН 7017143271, ОГРН 1067017141256, г Томск, ул. Розы Люксембург, д 76, оф. 1,); Бабушкин В.И., г. Томск
о признании незаконным предписания от 13.11.2013 N 2966/1

установил:

Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным предписания от 13.11.2013 N 2966/1 Департамента жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области (далее - департамент).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бабушкин Владимир Иванович и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремстройбыт" (далее - ООО "УК "Ремстройбыт", управляющая компания).
Решением от 19.12.2014 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как полагает заявитель жалобы, при отсутствии договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией необоснованным является вывод суда о том, что обязанность по предоставлению собственникам и пользователям помещений коммунальных услуг лежит на управляющей компании.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, указывая на обоснованность и законность принятого по делу судебного акта, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представили.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего из прокуратуры Ленинского района города Томска обращения Бабушкина В.И. департаментом проведена внеплановая документарная проверка общества, в ходе которой установлено отсутствие у ОАО "Томскэнергосбыт" правовых оснований для выставления гражданам, проживающим по адресу: город Томск, улица Розы Люксембург, 92, в счетах-квитанциях платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
По результатам проверки департаментом составлен акт и выдано предписание от 13.11.2013 N 2966/1 (далее - предписание), в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 15.12.2013 устранить допущенное нарушение требований законодательства путем исключения начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН из счетов-квитанций собственников квартир по указанному адресу.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества.
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Департамент в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, целью деятельности Департамента является создание для населения Томской области комфортных условий проживания в соответствии с установленными в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства стандартами.
Задачами деятельности указанного выше органа государственной власти Томской области являются, в том числе, обеспечение надежности и эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Томской области; 2) эффективное осуществление государственного жилищного надзора на территории Томской области.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществу по результатам проверки вменяется нарушение положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 31 Правил N 354, выразившееся в выставлении гражданам, проживающим по адресу: город Томск, улица Розы Люксембург, 92, в счетах-квитанциях платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Проанализировав положения частей 7, 7.1 статьи 155, частей 2.3, 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 8 - 10, подпункта "г" пункта 31 Правил N 354, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что управление многоквартирным домом N 92 по улице Розы Люксембург в городе Томске осуществляется ООО "УК "Ремстройбыт" на основании договора от 23.10.2007, которым предусмотрено предоставление собственникам коммунальной услуги по электроснабжению. Взаимоотношения управляющей компании и ОАО "Томскэнергосбыт" по поставке электроэнергии урегулированы договором от 26.06.2006 N 1887, дополнительными к нему соглашениями от 01.09.2008 и от 02.08.2011.
Наличие договорных отношений по поставке электроэнергии с ООО "УК "Ремстройбыт" подтверждаются также счетами-извещениями за июль 2013, где ООО "УК "Ремстройбыт" указано как исполнитель, а ОАО "Томскэнергосбыт" как ресурсоснабжающая организация (том 1, листы дела 51, 56).
Учитывая изложенное, выводы арбитражного суда о нарушении обществом части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 31 Правил N 354 и наличии у департамента оснований для выдачи оспариваемого предписания являются правомерными.
Поддерживая вывод суда, отклонившего ссылку ОАО "Томскэнергосбыт" на соглашение от 13.08.2013, которым с 01.06.2013 расторгнут договор от 13.08.2013 N 1887, суд апелляционной инстанции исходит из того, что с момента введения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации части 7.1, исключена возможность внесения ресурсоснабжающим организациям платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом приведенных норм и установленных судом фактических обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ОДН) вносится собственниками помещений в адрес управляющей, а не ресурсоснабжающей организации, и общество не вправе было начислять и получать оплату за вышеуказанный ресурс непосредственно с жильцов.
Обратного ОАО "Томскэнергосбыт" в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
Содержащееся в оспариваемом предписании требование направлено на устранение выявленного в ходе проверки нарушения путем прекращения совершения обществом действий, противоречащих требованиям части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 31 Правил N 354, что не противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы подателя жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которых у апелляционного суда не имеется.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Излишне уплаченная ОАО "Томскэнергосбыт" государственная пошлина в сумме 500 рублей по платежному поручению от 21.01.2015 N 391 подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333. 40 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (ред. от 22.10.2014)).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 19.12.2014 по делу N А67-7472/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184, г. Томск, ул. Котовского, 19) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 500 рублей по платежному поручению от 21.01.2015 N 391.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
И.И.БОРОДУЛИНА

Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
Л.Е.ХОДЫРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)