Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2014 ПО ДЕЛУ N А33-15333/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2014 г. по делу N А33-15333/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "17" января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" января 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии: от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС"): Умнякова Н.В., представителя по доверенности от 20.05.2013 N 146; от ответчика (Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю): Киреева В.А. представителя по доверенности от 11.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" октября 2013 года по делу N А33-15333/2013, принятое судьей Чурилиной Е.М.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖИЛБЫТСЕРВИС" (ИНН 2461015299, ОГРН 1022401953298) (далее - ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608) (далее - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 19.08.2013 N 2253, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 19.08.2013 N 33.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнительными пояснениями, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Общество считает, что порядок ценообразования им нарушен не был, а вывод о самовольном изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества неправомерен, в частности указывает следующее:
- поскольку собственники не установили размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на общем собрании, плата устанавливается органами местного самоуправления. Указанный порядок ценообразования соответствует жилищному законодательству и следует из условий договора управления многоквартирным домом, которым специально предусмотрено соответствующее условие. Собственники, подписав договор данное условие согласовали.
- порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленный постановлением администрации г. Красноярска от 05.05.2008 N 245 не может применяться в рассматриваемой ситуации, поскольку предусматривает, что к заявлению об установлении платы прилагается, в том числе документ подтверждающий полномочия на представление интересов собственников, а также иные документы, которыми общество не располагает.
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложении судебного разбирательства в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю 19.06.2013 поступило обращение собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме N 28 по ул. Транзитная в г. Красноярске с жалобой на осуществление обществом сбора платы за услуги по содержанию многоквартирного дома в размере, не установленном собственниками.
На основании обращения должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю вынесено определение от 11.07.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В результате административного расследования установлено, что управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.09.2012 N 175. Взимаемый обществом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в указанном доме за январь, февраль, март, апрель, май, июнь и июль 2013 года установлен обществом без проведения общего собрания собственников помещений. На этом основании административный орган пришел к выводу о том, что обществом в одностороннем порядке принято решение о размерах платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме без учета интересов собственников помещений, что свидетельствует о нарушении порядка ценообразования.
По результатам административного расследования должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 08.08.2013 N 2526.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.08.2013 N 2253, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Ереминым А.Н., ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Кроме того заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Еремин А.Н. вынес представление от 19.08.2013 N 33 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и обязал к его исполнению ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС".
Согласно представлению от 19.08.2013 N 33 ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" надлежит предпринять меры по исключению из договора управления многоквартирным домом от 01.09.2012 N 175, заключенного с собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 28 по ул. Транзитная в г. Красноярске, положения, предусматривающего возможность определения стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, при отсутствии решения общего собрания, на основании решения органа местного самоуправления как для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.
Считая вышеназванные постановление и представление незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд апелляционной инстанции с учетом статей 28.3, 23.49 Кодекса, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Положения о Территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.01.2005 N 25, Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.02.2011 N 40, считает, что определение от 11.07.2013 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол об административном правонарушении от 08.08.2013 N 2526 составлены, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2, 29.7 Кодекса для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдена; права общества, установленные статьей 25.1 Кодекса, иные права, предусмотренные Кодексом, обеспечены.
Установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса предусмотрено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичное положение закреплено в пункте 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно которому при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" осуществляет управление многоквартирным домом N 28 по ул. Транзитная в г. Красноярске.
Следовательно, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в спорном многоквартирном доме должен быть определен на общем собрании собственников помещений.
Согласно платежным документам, выставленным за июнь и июль 2013 года, стоимость услуги по содержанию и ремонту жилого помещения составляет 16 рублей 88 копеек за 1 кв. м.
Доказательства проведения общего собрания собственников помещений жилого дома N 28 по ул. Транзитная в г. Красноярске и принятия собственниками решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
Изложенное свидетельствует о нарушении ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" порядка ценообразования, выразившемся во взимании платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере, не установленном собственниками многоквартирного дома.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе протоколом опроса потерпевшего по делу об административном правонарушении от 05.08.2013, платежными документами за июнь и июль 2013 года, протоколом об административном правонарушении от 08.08.2013 N 2526.
ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС", в том числе в апелляционной жалобе ссылается на договор управления 01.09.2012, в силу положений пункта 4.2 которого стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества утверждается решением общего собрания Собственников по предложению Управляющей компании и с 01.01.2012 по 31.12.2012 составляет 15 рублей 21 копейка. При отсутствии решения общего собрания Собственников стоимость работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества определяется на основании Решения органа местного самоуправления как для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.
Указывает, что поскольку собственники не утвердили размера платы за содержание и ремонт жилого помещения за спорные периоды (январь, февраль, март, апрель, май, июнь и июль 2013 года), общество правомерно установило тариф на услуги в соответствии с размерами тарифов, установленных Решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об утверждении размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске".
Суд апелляционной инстанции считает неправомерным указанный способ установления тарифов в связи со следующим.
Как уже отмечалось в силу положений части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, определение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрании собственников помещений в таком доме.
Таким образом, законодатель в качестве основного способа установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений закрепил исключительно принятие решения об этом на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает каких-либо изъятий в этой части по одностороннему и самостоятельному изменению управляющей организацией спорной платы.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Постановлением администрации г. Красноярска от 05.05.2008 N 245 утверждено Положение о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Согласно данному Положению размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в конкретном многоквартирном доме устанавливается правовым актом города по итогам рассмотрения городской комиссией заявления об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Вместе с тем в материалы дела не представлено доказательств установления органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме N 28 по ул. Транзитная в г. Красноярске в порядке, установленном частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" могло обратиться в орган местного самоуправления для установления последним размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, что им не было сделано.
Довод ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" о том, что Положение о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на их общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденное постановлением администрации г. Красноярска от 05.05.2008 N 245, в данном случае не могло быть применено обществом, является необоснованным.
Указанным нормативным актом предусмотрено, что заявление об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения подается заинтересованными лицами в департамент городского хозяйства администрации города Красноярска. При этом из его содержания не следует, что таким лицом не может быть управляющая компания.
В материалы дела не представлено доказательств того, что ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" пыталось обратиться в орган местного самоуправления, и что последним было отказано в установлении размера платы.
Суд апелляционной инстанции также считает, что применение обществом тарифов, установленных решением Красноярского городского совета депутатов от 28.12.2005 N В-160 "Об утверждении размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске", является необоснованным.
Из содержания данного решения следует, что Красноярским городским советом депутатов утверждены тарифы только за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Ссылка общества на положения договора управления от 01.09.2012 судом не принимается.
По мнению суда апелляционной инстанции, принцип свободы условий договора, закрепленный статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть применим к договору управления многоквартирным жилым домом.
Данный принцип закреплен нормами гражданского законодательства как основополагающий принцип предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что правовая конструкция управления многоквартирным домом предназначена, прежде всего, для обеспечения жилищных прав домовладельцев, а не расширения сферы оказания предпринимательских услуг. Поэтому указание в договоре на акт органа местного самоуправления, которым будет устанавливаться для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, не заменяет предусмотренные Жилищным кодексом способы установления платы.
Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяя отношения, регулируемые гражданским законодательством, говорит, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
При этом согласно части 3 данной статьи, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В то же время из статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации не указан в числе источников жилищного законодательства. Его нормы не применяются к тем отношениям, которые урегулированы нормами жилищного законодательства.
Вопрос о порядке определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, как было сказано, определен в статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная норма является императивной, не предусматривает отступления от предписанного порядка. Соответственно стороны не могут, ссылаясь на свободу договора, выбирать иные правила поведения.
Статья 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяя основные начала жилищного законодательства, закрепляет, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
То есть принципы, на которых основывается жилищное законодательство, и преследуемые им цели отличаются от указанных в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации и потому принципы, закрепленные последним, не могут переноситься в сферу жилищных правоотношений.
Из части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации прямо указывает, что все действия по реализации жилищных прав граждане могут совершать только в пределах, предусмотренных Кодексом. Значит, отступление от предписанных им правил недопустимо.
При таких условиях, ссылка общества на вышеуказанное решение Красноярского городского Совета депутатов, а также положения договора управления, является необоснованной.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" при отсутствии предусмотренных законом оснований, самостоятельно установило плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, материалами данного дела подтверждается нарушение обществом порядка ценообразования, выразившееся в начислении и предъявлении к оплате потребителям стоимости услуг за содержание и ремонт помещения в размере, не определенном на общем собрании собственником помещений в данном доме, а также в установленном порядке органом местного самоуправления.
Суд апелляционной приходит к выводу о доказанности в действиях (бездействии) ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что у ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" отсутствовала возможность для соблюдения установленных требований жилищного законодательства.
Так в силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В материалы дела не представлено доказательств того, что ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" пыталось обратиться в орган местного самоуправления, и что последним было отказано в установлении размера платы.
Кроме того, в случае неустановления собственниками платы, ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" не было лишено возможности отказаться от исполнения договора от 01.09.2012 N 175.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что вина ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" является доказанной.
Учитывая изложенное, основания для привлечения ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.6 Кодекса, имеются.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 4.1 Кодекса установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Поскольку санкция установленная частью 2 статьи 14.6 Кодекса не предусматривает возможности выбора размера административного наказания, административный орган правомерно привлек общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 Кодекса признаков малозначительности административного правонарушения, судом не установлены.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от 19.08.2013 N 2253 является законным, основания для признания его незаконным отсутствуют.
Общество оспаривает также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 19.08.2013 N 33, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Ереминым А.Н. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Указанным представлением административный орган обязал ООО "УК "ЖИЛБЫТСЕРВИС" принять меры по исключению из договора управления многоквартирным домом от 01.09.2012 N 175 положения, предусматривающего возможность определения стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества при отсутствии решения общего собрания, на основании решения органа местного самоуправления как для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей 29.13 Кодекса предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Исходя из пункта 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения должны быть вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое представление соответствует этому требованию.
Представление от 19.08.2013 N 33 вынесено заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Ереминым А.Н., то есть уполномоченным должностным лицом.
В представлении от 19.08.2013 N 33 отражено выявленное нарушение. В качестве причин и условий способствовавшим нарушению указано на содержание пункта 4.2 договора управления многоквартирным домом, предусматривающего возможность определения стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества на основании решения органа местного самоуправления как для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.
Принимая во внимание вышеуказанные выводы суда, а также пояснения общества о том, что оно руководствовалось именно положениями договора управления многоквартирным домом от 01.09.2012 N 175, суд исходит из того, что оспариваемое представление вынесено с соблюдением требований части 1 статьи 29.13 Кодекса и направлено на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований является законным и обоснованным, оснований для его отмены и изменения в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" октября 2013 года по делу N А33-15333/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)