Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При проведении проверки по факту обращения собственника жилого помещения в многоквартирном доме установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома проведено с нарушением действующего законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Чекурда А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Ланцовой М.В.,
судей Зубовой Е.А., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в судебном заседании <...> дело по апелляционной жалобе ответчиков В., С., представителя третьего лица Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства Ф. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 27.11.2014, которым постановлено:
"Исковые требования Государственной жилищной инспекции О. области удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <...> <...>, проведенного в форме заочного голосования, оформленного протоколом от <...> по следующим вопросам повестки дня:
N <...> Избрать непосредственный способ управления многоквартирным форме территориального общественного самоуправления домом в форме территориального общественного и обязать Совет дома уведомить об изменении способа управления в письменной форме юридических и физических лиц, с которыми были договорные отношения.
N <...> Собственникам помещений многоквартирного дома войти коллективным членом, в лице Председателя Совета дома с заключением договора о взаимодействии с Некоммерческим партнерством содействия самоорганизации граждан по месту жительства, размер членского взноса определить, как <...>% от тарифа за содержание и ремонт многоквартирного дома, необходимый для функционирования и развития региональной системы самоорганизации граждан.
N <...> Установить плату за содержание и ремонт жилья в размере <...> руб./кв. м. Определить порядок внесения платы за содержание и ремонт жилья в виде ежемесячного платежа безналичным перечислением по квитанциям Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
N <...> Организовать счет по сбору средств на капитальный ремонт <...> <...> в Сбербанке РФ на счете Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства".
Заслушав доклад судьи Зубовой Е.А., судебная коллегия О. областного суда
установила:
Государственная жилищная инспекция О. области обратилась в суд с иском к В., С. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указав, что государственной жилищной инспекцией, при проведении проверки по факту обращения собственника жилого помещения в многоквартирном <...> <...>, установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, проведенное в форме очного голосования путем принятия решений в письменной форме, проведено с нарушением действующего законодательства, в связи, с чем решения принятые на общем собрании, оформленные протоколом от <...>, недействительны.
Согласно протоколу от <...> собственниками принято решение отменить решение общего собрания дома о заключении договора управления многоквартирным домом с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищник 7" (далее ООО "УК Жилищник 7") и расторгнуть с ним договор с <...> (вопрос N 2); избран непосредственный способ управления многоквартирным домом в форме территориального общественного самоуправления (вопрос N 3), что противоречит ч. 2 ст. 161 ЖК РФ; принято решение, что собственники помещений многоквартирного дома обязаны войти коллективным членом, в лице Председателя Совета дома, с заключением "Договора о взаимодействии" с Некоммерческим партнерством содействия самоорганизации граждан по месту жительства, размер членского взноса определен, как <...>% от тарифа за содержание и ремонт многоквартирного дома, необходимый для функционирования и развития региональной системы самоорганизации граждан, что является прямым нарушением ст. 44 ЖК РФ. Кроме того, в протоколе от <...> нет сведений о причинах одностороннего отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом, нет сведений об управляющей организации, с которой будет заключен договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, нет сведений об одном собственнике, уполномоченном общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома, на вручение уведомления и получения технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом. В представленных документах нет сведений о направлении в течение пяти рабочих дней в орган исполнительной власти субъекта РФ уведомления о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Таким образом, решения собственников помещений многоквартирного <...> <...>, оформленные протоколом от <...>, приняты с нарушением норм действующего законодательства РФ.
Просила признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <...> <...>, проведенного в форме заочного голосования, оформленного протоколом от <...> по следующим вопросам повестки дня:
N <...> Избрать непосредственный способ управления многоквартирным форме территориального общественного самоуправления домом в форме территориального общественного и обязать Совет дома уведомить об изменении способа управления в письменной форме юридических и физических лиц, с которыми были договорные отношения.
N <...> Собственникам помещений многоквартирного дома войти коллективным членом, в лице Председателя Совета дома с заключением договора о взаимодействии с Некоммерческим партнерством содействия самоорганизации граждан по месту жительства, размер членского взноса определить, как <...>% от тарифа за содержание и ремонт многоквартирного дома, необходимый для функционирования и развития региональной системы самоорганизации граждан.
N <...> Установить плату за содержание и ремонт жилья в размере <...> руб./кв. м. Определить порядок внесения платы за содержание и ремонт жилья в виде ежемесячного платежа безналичным перечислением по квитанциям Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
N <...> Организовать счет по сбору средств на капитальный ремонт <...> <...> в Сбербанке РФ на счете Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
В судебном заседании представители истца по доверенности М., К.М.С. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик В. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что <...> собственниками помещений в их многоквартирном доме проведено общее собрание, которым устранены все претензии Государственной жилищной инспекции О. области, <...> заключен с ООО "Альтернатива" договор N <...> управления многоквартирным домом, и в настоящее время отсутствует предмет спора.
Ответчик С. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о слушании дела.
Представитель третьего лица ООО "УК Жилищник 7" по доверенности К.М.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о слушании дела.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят ответчики С., В. и представитель НП содействия самоорганизации граждан по месту жительства Ф., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считают, что судом не установлено, какие права и законные интересы жителей многоквартирного дома были нарушены решением общего собрания собственников помещений. Ссылаясь на ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, ч. 3 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного управления", указывают, что территориальное общественное самоуправление может осуществлять свою деятельность в пределах многоквартирного жилого дома. Считают, что законодателем не может быть регламентирована форма вступления гражданина в некоммерческое партнерство, так как это является ущемлением его прав и свобод. Указывают, что членские взносы в размере <...>%, поступающие в некоммерческое партнерство установлены непосредственно для содержания и ремонта общего имущества дома. Полагают, что в данной ситуации следует руководствоваться аналогией закона, поскольку в случае избрания формы правления - ТСЖ, не все собственники помещений являются членами ТСЖ, однако следуют принятым товариществом решениям. Отмечают, что установление платы за содержание и ремонт общего имущество по квитанциям некоммерческого партнерства основано на "Договоре о взаимодействия" и решении большинства собственников помещений. Цитируя положения п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, указывают, что открытие счета в ОАО "Сбербанк России" для сбора средств на капитальный ремонт, является законным и не нарушает прав собственников. Отмечают, что заключение "Договора о взаимодействии" способствовало значительной экономии средств собственников помещений, поскольку были напрямую заключены соглашения с юридическими и физическими лицами для осуществления обслуживания многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика В., представителя третьего лица НП содействия самоорганизации граждан по месту жительства Ф. поддержавших жалобу, представителя истца К. и представителя третьего лица ООО "УК Жилищник 7" К.О., возражавших против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Согласно п. 13 ч. 1 Постановления Правительства О. области от <...> N 23-п "Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории О. области" и Положения о Госжилинспекции, утвержденным Указом Г.О. области от <...> N <...> "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы О. области" государственная жилищная инспекция О. области осуществляет региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соответствием деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории О. области, установленным законодательством требованиям.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции О. области, утвержденным Указом Г.О. области от <...> N <...> к функциям инспекции относится жилищный надзор, а именно предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к:
1) жилым помещениям, их использованию и содержанию;
2) использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
3) формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
5) созданию и деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
6) энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 настоящего Кодекса, является основанием для проведения проверки.
Согласно ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в случаях выявления нарушений порядка выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
На основании ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
- В силу п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом;
- В соответствии со ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
По п. 3 ст. 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
В соответствии с п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании поступившего в Государственную жилищную инспекцию О. области обращения нанимателя жилого помещения в многоквартирном жилом <...> П. о нарушении порядка выбора способа управления многоквартирным домом, проведена проверка.
Задачей проверки являлось установление правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения от <...> о выборе способа управления многоквартирного дома и иных вопросов, принятых собранием.
Так, согласно протоколу собрания собственников помещений многоквартирного <...> <...> от <...> на повестку дня общего собрания собственников были поставлены следующие вопросы:
1) Избрание председателя и секретаря собрания, избрание членов счетной комиссии.
2) Отмена решения общего собрания о заключении Договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома с ООО "УК Жилищник 7" и расторжение договора.
3) Избрание непосредственного способа управления многоквартирным домом и информирование об изменении способа управления в письменной форме юридических и физических лиц, с которыми были договорные отношения.
4) Избрание Совета дома (подтверждения полномочий): Председателя и членов Совета.
5) Избрание Уполномоченного дома, доверенного лица, представлять интересы собственников помещений многоквартирного дома с третьими лицами.
6) Избрание ревизионной комиссии в составе: председателя и членов.
7) Вступление коллективным членом, в лице Председателя Совета дома, с заключением Договора о взаимодействии в Некоммерческое партнерство содействия самоорганизации граждан по месту жительства с определением размера членского взноса.
8) Поручение Некоммерческому партнерству содействия самоорганизации граждан по месту жительства организацию самоуправления в интересах собственников помещений многоквартирного дома.
9) Установление платы за содержание и ремонт жилья.
10) Определение места (адреса) хранения протоколов общих собраний, решений собственников по вопросам поставленным на голосование, технической документации на жилой дом.
11) Определение порядка и сроков проведения Общих собраний.
12) Определение способа информирования о проведении Общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решениях.
13) Утверждение списка общего имущества дома.
14) Организовать счет по сбору средств на капитальный ремонт дома в Сбербанке РФ на счет НП содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
В ходе проверки <...> Государственной жилищной инспекцией установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, проведенное в форме очного голосования путем принятия решений в письменной форме, проведено с нарушением действующего законодательства.
Обращаясь в суд с иском Государственная жилищная инспекция ссылается на необходимость признания недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что неправомерные решения общего собрания собственников помещений в доме нарушают права жильцов на владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Из протокола собрания от <...> следует, что собственниками многоквартирного дома отменено решение общего собрания о заключении Договора управления многоквартирным домом с ООО "УК Жилищник 7" и расторгнут договор <...>, а также избран непосредственный способ управления многоквартирным домом в форме территориального общественного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Приведенный перечень способов управления многоквартирным домом является исчерпывающим.
Таким образом суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что такой способ управления многоквартирным домом как территориальное общественное самоуправление законом не предусмотрен. Из анализа принятых решений следует, что собственники фактически не изменяли способ управления их многоквартирным домом, а передали функции управляющей компании иному юридическому лицу - Некоммерческому партнерству содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
Вместе с тем, данная организация является некоммерческой и в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от <...> N 7-ФЗ не может иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределять полученную прибыль между участниками.
С учетом этого, взимать плату с собственников жилых домов за содержание и ремонт жилья и выполнять функции управляющей компании Некоммерческое партнерство содействия самоорганизации граждан по месту жительства не вправе.
В соответствии с ФЗ N 82-ФЗ от 19.05.1995 г. "Об общественных объединениях" членство и деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
Пункт 10 Постановления Правительства N <...> от <...> предусматривает, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ".
Вопросы членства в некоммерческих организациях, утверждения размера выплачиваемых членских взносов из денежных средств, предназначенных на содержание и ремонт многоквартирного дома, не относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; 1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; (1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; 3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания исчерпывающий, и в нем отсутствует принятие решения по членству в каких-либо некоммерческих организациях, и взиманию какой-либо платы, в связи с чем доводы жалобы о применении в данном случае аналогии закона являются необоснованными и подлежат отклонению.
Что касается решения общего собрания собственников домов об открытии специальных банковских счетов по сбору средств на капитальный ремонт, то в силу ч. 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья или осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, либо региональный оператор. Сбор средств на капитальный ремонт домов "на расчетном счете Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства" противоречит положениям ЖК РФ.
Согласно п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ N <...> от <...> в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение пяти рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Между тем в протоколе от <...> не усматривается сведений об изменении способа управления многоквартирным домом, "непосредственный способ управления в форме территориального общественного самоуправления" ЖК РФ не предусмотрен, нет сведений о причинах одностороннего отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом, нет сведений об управляющей организации, с которой будет заключен договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, нет сведений об одном собственнике, уполномоченном общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома, на вручение уведомления и получения технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом. В представленных документах нет сведений о направлении в течение пяти рабочих дней в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Таким образом, решения собственников помещений многоквартирного <...>, оформленные Протоколом от <...> приняты с нарушением норм действующего законодательства РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд правомерно признал решение общего собрания собственников помещений, оформленные протоколом от <...> по вопросам 3, 7, 9, 14 недействительными.
Судом обоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что собственниками помещений в многоквартирном доме <...> проведено внеочередное общее собрание, на котором выбран способ управления многоквартирным домом в форме управляющей организации ООО "Альтернатива", поскольку последствия принятого собранием от <...> является оплата взносов в Некоммерческое партнерство содействия самоорганизации граждан по месту жительства за период с <...> по <...>, что является незаконным.
В дополнениях к апелляционной жалобе, принятых судом апелляционной инстанции, авторы жалобы ссылаются на превышение истцом своих полномочий при проведении проверки, на непривлечение Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства к участию в проверке, полагают, что истец не вправе обжаловать в суд вопросы проведения собрания, избрания способа управления, гражданка П. вправе сама обратиться с заявлением в суд. Кроме того, 6-месячный срок для обжалования решения собрания пропущен.
Доводы жалобы, дополнений к ней не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, эти доводы повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего отмену постановленного судом решения не влекут.
Положения п. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ о подаче заявления собственника жилого помещения в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении, в рассматриваемом случае не применяются, поскольку иск заявлен другим лицом.
Компетенция истца при проведении проверки в отношении ООО "УК Жилищник-7" судом первой инстанции проверялась, нарушений не установлено, представителем ООО "УК Жилищник-7" законность действий истца в суде не оспаривалась, возможность участия в проверке иных лиц, не имеющих отношения к деятельности проверяемой организации, законодательством не предусмотрена.
Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда первой инстанции, доводы жалобы и дополнения к ней не содержат.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ПО ДЕЛУ N 33-870/2015
Требование: О признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При проведении проверки по факту обращения собственника жилого помещения в многоквартирном доме установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома проведено с нарушением действующего законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-870/2015
Председательствующий: Чекурда А.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Ланцовой М.В.,
судей Зубовой Е.А., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в судебном заседании <...> дело по апелляционной жалобе ответчиков В., С., представителя третьего лица Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства Ф. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 27.11.2014, которым постановлено:
"Исковые требования Государственной жилищной инспекции О. области удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <...> <...>, проведенного в форме заочного голосования, оформленного протоколом от <...> по следующим вопросам повестки дня:
N <...> Избрать непосредственный способ управления многоквартирным форме территориального общественного самоуправления домом в форме территориального общественного и обязать Совет дома уведомить об изменении способа управления в письменной форме юридических и физических лиц, с которыми были договорные отношения.
N <...> Собственникам помещений многоквартирного дома войти коллективным членом, в лице Председателя Совета дома с заключением договора о взаимодействии с Некоммерческим партнерством содействия самоорганизации граждан по месту жительства, размер членского взноса определить, как <...>% от тарифа за содержание и ремонт многоквартирного дома, необходимый для функционирования и развития региональной системы самоорганизации граждан.
N <...> Установить плату за содержание и ремонт жилья в размере <...> руб./кв. м. Определить порядок внесения платы за содержание и ремонт жилья в виде ежемесячного платежа безналичным перечислением по квитанциям Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
N <...> Организовать счет по сбору средств на капитальный ремонт <...> <...> в Сбербанке РФ на счете Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства".
Заслушав доклад судьи Зубовой Е.А., судебная коллегия О. областного суда
установила:
Государственная жилищная инспекция О. области обратилась в суд с иском к В., С. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указав, что государственной жилищной инспекцией, при проведении проверки по факту обращения собственника жилого помещения в многоквартирном <...> <...>, установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, проведенное в форме очного голосования путем принятия решений в письменной форме, проведено с нарушением действующего законодательства, в связи, с чем решения принятые на общем собрании, оформленные протоколом от <...>, недействительны.
Согласно протоколу от <...> собственниками принято решение отменить решение общего собрания дома о заключении договора управления многоквартирным домом с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищник 7" (далее ООО "УК Жилищник 7") и расторгнуть с ним договор с <...> (вопрос N 2); избран непосредственный способ управления многоквартирным домом в форме территориального общественного самоуправления (вопрос N 3), что противоречит ч. 2 ст. 161 ЖК РФ; принято решение, что собственники помещений многоквартирного дома обязаны войти коллективным членом, в лице Председателя Совета дома, с заключением "Договора о взаимодействии" с Некоммерческим партнерством содействия самоорганизации граждан по месту жительства, размер членского взноса определен, как <...>% от тарифа за содержание и ремонт многоквартирного дома, необходимый для функционирования и развития региональной системы самоорганизации граждан, что является прямым нарушением ст. 44 ЖК РФ. Кроме того, в протоколе от <...> нет сведений о причинах одностороннего отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом, нет сведений об управляющей организации, с которой будет заключен договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, нет сведений об одном собственнике, уполномоченном общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома, на вручение уведомления и получения технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом. В представленных документах нет сведений о направлении в течение пяти рабочих дней в орган исполнительной власти субъекта РФ уведомления о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Таким образом, решения собственников помещений многоквартирного <...> <...>, оформленные протоколом от <...>, приняты с нарушением норм действующего законодательства РФ.
Просила признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <...> <...>, проведенного в форме заочного голосования, оформленного протоколом от <...> по следующим вопросам повестки дня:
N <...> Избрать непосредственный способ управления многоквартирным форме территориального общественного самоуправления домом в форме территориального общественного и обязать Совет дома уведомить об изменении способа управления в письменной форме юридических и физических лиц, с которыми были договорные отношения.
N <...> Собственникам помещений многоквартирного дома войти коллективным членом, в лице Председателя Совета дома с заключением договора о взаимодействии с Некоммерческим партнерством содействия самоорганизации граждан по месту жительства, размер членского взноса определить, как <...>% от тарифа за содержание и ремонт многоквартирного дома, необходимый для функционирования и развития региональной системы самоорганизации граждан.
N <...> Установить плату за содержание и ремонт жилья в размере <...> руб./кв. м. Определить порядок внесения платы за содержание и ремонт жилья в виде ежемесячного платежа безналичным перечислением по квитанциям Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
N <...> Организовать счет по сбору средств на капитальный ремонт <...> <...> в Сбербанке РФ на счете Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
В судебном заседании представители истца по доверенности М., К.М.С. заявленные требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик В. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что <...> собственниками помещений в их многоквартирном доме проведено общее собрание, которым устранены все претензии Государственной жилищной инспекции О. области, <...> заключен с ООО "Альтернатива" договор N <...> управления многоквартирным домом, и в настоящее время отсутствует предмет спора.
Ответчик С. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о слушании дела.
Представитель третьего лица ООО "УК Жилищник 7" по доверенности К.М.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о слушании дела.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят ответчики С., В. и представитель НП содействия самоорганизации граждан по месту жительства Ф., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считают, что судом не установлено, какие права и законные интересы жителей многоквартирного дома были нарушены решением общего собрания собственников помещений. Ссылаясь на ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, ч. 3 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного управления", указывают, что территориальное общественное самоуправление может осуществлять свою деятельность в пределах многоквартирного жилого дома. Считают, что законодателем не может быть регламентирована форма вступления гражданина в некоммерческое партнерство, так как это является ущемлением его прав и свобод. Указывают, что членские взносы в размере <...>%, поступающие в некоммерческое партнерство установлены непосредственно для содержания и ремонта общего имущества дома. Полагают, что в данной ситуации следует руководствоваться аналогией закона, поскольку в случае избрания формы правления - ТСЖ, не все собственники помещений являются членами ТСЖ, однако следуют принятым товариществом решениям. Отмечают, что установление платы за содержание и ремонт общего имущество по квитанциям некоммерческого партнерства основано на "Договоре о взаимодействия" и решении большинства собственников помещений. Цитируя положения п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, указывают, что открытие счета в ОАО "Сбербанк России" для сбора средств на капитальный ремонт, является законным и не нарушает прав собственников. Отмечают, что заключение "Договора о взаимодействии" способствовало значительной экономии средств собственников помещений, поскольку были напрямую заключены соглашения с юридическими и физическими лицами для осуществления обслуживания многоквартирного дома.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика В., представителя третьего лица НП содействия самоорганизации граждан по месту жительства Ф. поддержавших жалобу, представителя истца К. и представителя третьего лица ООО "УК Жилищник 7" К.О., возражавших против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
Согласно п. 13 ч. 1 Постановления Правительства О. области от <...> N 23-п "Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории О. области" и Положения о Госжилинспекции, утвержденным Указом Г.О. области от <...> N <...> "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы О. области" государственная жилищная инспекция О. области осуществляет региональный государственный жилищный надзор, а также контроль за соответствием деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории О. области, установленным законодательством требованиям.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции О. области, утвержденным Указом Г.О. области от <...> N <...> к функциям инспекции относится жилищный надзор, а именно предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к:
1) жилым помещениям, их использованию и содержанию;
2) использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
3) формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
5) созданию и деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
6) энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 настоящего Кодекса, является основанием для проведения проверки.
Согласно ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в случаях выявления нарушений порядка выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
На основании ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
- В силу п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом;
- В соответствии со ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
По п. 3 ст. 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
В соответствии с п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании поступившего в Государственную жилищную инспекцию О. области обращения нанимателя жилого помещения в многоквартирном жилом <...> П. о нарушении порядка выбора способа управления многоквартирным домом, проведена проверка.
Задачей проверки являлось установление правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения от <...> о выборе способа управления многоквартирного дома и иных вопросов, принятых собранием.
Так, согласно протоколу собрания собственников помещений многоквартирного <...> <...> от <...> на повестку дня общего собрания собственников были поставлены следующие вопросы:
1) Избрание председателя и секретаря собрания, избрание членов счетной комиссии.
2) Отмена решения общего собрания о заключении Договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома с ООО "УК Жилищник 7" и расторжение договора.
3) Избрание непосредственного способа управления многоквартирным домом и информирование об изменении способа управления в письменной форме юридических и физических лиц, с которыми были договорные отношения.
4) Избрание Совета дома (подтверждения полномочий): Председателя и членов Совета.
5) Избрание Уполномоченного дома, доверенного лица, представлять интересы собственников помещений многоквартирного дома с третьими лицами.
6) Избрание ревизионной комиссии в составе: председателя и членов.
7) Вступление коллективным членом, в лице Председателя Совета дома, с заключением Договора о взаимодействии в Некоммерческое партнерство содействия самоорганизации граждан по месту жительства с определением размера членского взноса.
8) Поручение Некоммерческому партнерству содействия самоорганизации граждан по месту жительства организацию самоуправления в интересах собственников помещений многоквартирного дома.
9) Установление платы за содержание и ремонт жилья.
10) Определение места (адреса) хранения протоколов общих собраний, решений собственников по вопросам поставленным на голосование, технической документации на жилой дом.
11) Определение порядка и сроков проведения Общих собраний.
12) Определение способа информирования о проведении Общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решениях.
13) Утверждение списка общего имущества дома.
14) Организовать счет по сбору средств на капитальный ремонт дома в Сбербанке РФ на счет НП содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
В ходе проверки <...> Государственной жилищной инспекцией установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, проведенное в форме очного голосования путем принятия решений в письменной форме, проведено с нарушением действующего законодательства.
Обращаясь в суд с иском Государственная жилищная инспекция ссылается на необходимость признания недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что неправомерные решения общего собрания собственников помещений в доме нарушают права жильцов на владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Из протокола собрания от <...> следует, что собственниками многоквартирного дома отменено решение общего собрания о заключении Договора управления многоквартирным домом с ООО "УК Жилищник 7" и расторгнут договор <...>, а также избран непосредственный способ управления многоквартирным домом в форме территориального общественного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Приведенный перечень способов управления многоквартирным домом является исчерпывающим.
Таким образом суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что такой способ управления многоквартирным домом как территориальное общественное самоуправление законом не предусмотрен. Из анализа принятых решений следует, что собственники фактически не изменяли способ управления их многоквартирным домом, а передали функции управляющей компании иному юридическому лицу - Некоммерческому партнерству содействия самоорганизации граждан по месту жительства.
Вместе с тем, данная организация является некоммерческой и в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от <...> N 7-ФЗ не может иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределять полученную прибыль между участниками.
С учетом этого, взимать плату с собственников жилых домов за содержание и ремонт жилья и выполнять функции управляющей компании Некоммерческое партнерство содействия самоорганизации граждан по месту жительства не вправе.
В соответствии с ФЗ N 82-ФЗ от 19.05.1995 г. "Об общественных объединениях" членство и деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
Пункт 10 Постановления Правительства N <...> от <...> предусматривает, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 ЖК РФ".
Вопросы членства в некоммерческих организациях, утверждения размера выплачиваемых членских взносов из денежных средств, предназначенных на содержание и ремонт многоквартирного дома, не относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; 1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; (1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; 3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания; 4) выбор способа управления многоквартирным домом; 4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания исчерпывающий, и в нем отсутствует принятие решения по членству в каких-либо некоммерческих организациях, и взиманию какой-либо платы, в связи с чем доводы жалобы о применении в данном случае аналогии закона являются необоснованными и подлежат отклонению.
Что касается решения общего собрания собственников домов об открытии специальных банковских счетов по сбору средств на капитальный ремонт, то в силу ч. 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья или осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, либо региональный оператор. Сбор средств на капитальный ремонт домов "на расчетном счете Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства" противоречит положениям ЖК РФ.
Согласно п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ N <...> от <...> в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение пяти рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Между тем в протоколе от <...> не усматривается сведений об изменении способа управления многоквартирным домом, "непосредственный способ управления в форме территориального общественного самоуправления" ЖК РФ не предусмотрен, нет сведений о причинах одностороннего отказа от исполнения договора управления многоквартирным домом, нет сведений об управляющей организации, с которой будет заключен договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, нет сведений об одном собственнике, уполномоченном общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома, на вручение уведомления и получения технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом. В представленных документах нет сведений о направлении в течение пяти рабочих дней в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Таким образом, решения собственников помещений многоквартирного <...>, оформленные Протоколом от <...> приняты с нарушением норм действующего законодательства РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд правомерно признал решение общего собрания собственников помещений, оформленные протоколом от <...> по вопросам 3, 7, 9, 14 недействительными.
Судом обоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что собственниками помещений в многоквартирном доме <...> проведено внеочередное общее собрание, на котором выбран способ управления многоквартирным домом в форме управляющей организации ООО "Альтернатива", поскольку последствия принятого собранием от <...> является оплата взносов в Некоммерческое партнерство содействия самоорганизации граждан по месту жительства за период с <...> по <...>, что является незаконным.
В дополнениях к апелляционной жалобе, принятых судом апелляционной инстанции, авторы жалобы ссылаются на превышение истцом своих полномочий при проведении проверки, на непривлечение Некоммерческого партнерства содействия самоорганизации граждан по месту жительства к участию в проверке, полагают, что истец не вправе обжаловать в суд вопросы проведения собрания, избрания способа управления, гражданка П. вправе сама обратиться с заявлением в суд. Кроме того, 6-месячный срок для обжалования решения собрания пропущен.
Доводы жалобы, дополнений к ней не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, эти доводы повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную ими в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего отмену постановленного судом решения не влекут.
Положения п. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ о подаче заявления собственника жилого помещения в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении, в рассматриваемом случае не применяются, поскольку иск заявлен другим лицом.
Компетенция истца при проведении проверки в отношении ООО "УК Жилищник-7" судом первой инстанции проверялась, нарушений не установлено, представителем ООО "УК Жилищник-7" законность действий истца в суде не оспаривалась, возможность участия в проверке иных лиц, не имеющих отношения к деятельности проверяемой организации, законодательством не предусмотрена.
Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции и могли бы повлиять на выводы суда первой инстанции, доводы жалобы и дополнения к ней не содержат.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)