Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2015 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сотов И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.,
при участии:
от истца: представитель Малышева И.И. по доверенности от 03.10.2014,
от ответчика: представитель Колесник К.Г. по доверенности от 16.02.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2014 по делу N А56-71252/2014 (судья Калинина Л.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятого
по иску Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга",
к ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
о взыскании 125 374 руб. 52 коп.
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (далее - ответчик) о взыскании 124 301 рубля 64 копеек задолженности по договорам N 11-601786-ЖФ-ВС от 20.06.2013 г. за период с 01.05.2014 г. по 31.08.2014 г. и N 11-556861-ЖФ-ВО от 01.07.2013 г. за период с 01.06.2014 г. по 31.08.2014 г. и 1 072 рублей 88 копеек пеней, начисленных по состоянию на 06.10.2014 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2014 с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" взыскано 124 301 рубль 64 копейки задолженности, 1 072 рубля 88 копеек пеней и 4 761 рубль 23 копейки расходов по оплате госпошлины.
В апелляционной жалобе ответчик просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на неполное исследование судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование своих апелляционных доводов податель жалобы ссылается на то, что счета истца необоснованно завышены на объем услуг по водоотведению на общедомовые нужды.
В этой связи, по мнению ответчика, при выставлении счетов по объемам коммунальной услуги по водоотведению в многоквартирном доме следует исходить из объемов водоотведения жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме без учета объемов водоотведения на общедомовые нужды.
Также податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не были приняты во внимание доводы ответчика о необходимости в соответствии соглашения между сторонами зачисления поступающих от населения денежных средств в оплату платежных периодов, предшествующих отчетному месяцу, указанному в отчете (платежных поручениях) ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", что соответственно влечет вывод о погашении (отсутствии) задолженности перед истцом за заявленный период.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор N 11-601786-ЖФ-ВС от 20.06.2013 г., согласно которому истец обязался осуществлять отпуск питьевой воды, а ответчик принял на себя обязательства по оплате оказанных услуг.
Истец надлежащим образом выполнял свои обязательства по договору, однако ответчик в нарушение п. 3.6 договора не оплатил оказанные ему услуги, в связи с чем у него образовалась задолженность за период с 01.05.2014 г. по 31.08.2014 г. в размере 64 796 рублей 98 копеек.
Истец в соответствии с п. 3.7 договора начислил ответчику пени за несвоевременную оплату услуг по договору в размере 700 рублей 74 копейки за период с 26.06.2014 г. по 06.10.2014 г.
Также между истцом и ответчиком был заключен договор N 11-556861-ЖФ-ВО от 01.07.2013 г., согласно которому истец обязался осуществлять прием сточных вод и загрязняющих веществ, а ответчик принял на себя обязательства по оплате оказанных услуг.
Истец надлежащим образом выполнял свои обязательства по договору, однако ответчик в нарушение п. 3.6 договора не оплатил оказанные ему услуги, в связи с чем у него образовалась задолженность за период с 01.06.2014 г. по 31.08.2014 г. в размере 59 504 рубля 66 копеек.
Истец в соответствии с п. 3.7 договора начислил ответчику пени за несвоевременную оплату услуг по договору в размере 372 рубля 14 копеек за период с 25.07.2014 г. по 06.10.2014 г.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующими обстоятельствами:
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354, утвержденные Постановлением Правительства от 06.05.2011 и вступившие в действие с 01 сентября 2012 года.
Кроме того согласно пункту 3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, их положения не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, которые регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
На основании пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из пункта 29 Правил N 306 исключен абз. 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 года из указанного пункта Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, с 01.06.2013 года норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен.
Вместе с тем, следует отметить, что отменен норматив и порядок определения норматива на ОДН, а не плата за водоотведение.
Согласно условий заключенного сторонами договора, объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.
1 января 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу части 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения данного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Частью 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения. Положения данной нормы Закона N 416-ФЗ носят императивный характер. Нормы Закона N 416-ФЗ имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты.
Таким образом, отмена нормативов на водоотведение на ОДН в силу указанных норм не отменяет саму необходимость оплаты этих услуг.
Доводы ответчика относительно зачисления денежных средств ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" в оплату платежных периодов, предшествующих отчетному месяцу, ввиду заключения между сторонами соглашения о том, что с июля 2011 года, поступающие через ГУП "ВЦКП ЖХ" денежные средства населения должны зачисляться в оплату месяца, предшествующего отчетному, не принимаются судом, поскольку ответчиком не представлено доказательств о согласовании сторонами изменения порядка учета, поступающих денежных средств по спорным договорам, при том, что наличие и размер задолженности надлежащим образом ответчиком не опровергнуты, а сверка расчетов между сторонами не проводилась.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, а также не находит оснований и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2014 г. по делу N А56-71252/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" из бюджета РФ 1 000 руб. излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
И.В.СОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2015 ПО ДЕЛУ N А56-71252/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. по делу N А56-71252/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2015 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сотов И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Тутаевым В.В.,
при участии:
от истца: представитель Малышева И.И. по доверенности от 03.10.2014,
от ответчика: представитель Колесник К.Г. по доверенности от 16.02.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2014 по делу N А56-71252/2014 (судья Калинина Л.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятого
по иску Государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга",
к ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
о взыскании 125 374 руб. 52 коп.
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (далее - ответчик) о взыскании 124 301 рубля 64 копеек задолженности по договорам N 11-601786-ЖФ-ВС от 20.06.2013 г. за период с 01.05.2014 г. по 31.08.2014 г. и N 11-556861-ЖФ-ВО от 01.07.2013 г. за период с 01.06.2014 г. по 31.08.2014 г. и 1 072 рублей 88 копеек пеней, начисленных по состоянию на 06.10.2014 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2014 с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" взыскано 124 301 рубль 64 копейки задолженности, 1 072 рубля 88 копеек пеней и 4 761 рубль 23 копейки расходов по оплате госпошлины.
В апелляционной жалобе ответчик просит обжалуемое решение отменить, ссылаясь на неполное исследование судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование своих апелляционных доводов податель жалобы ссылается на то, что счета истца необоснованно завышены на объем услуг по водоотведению на общедомовые нужды.
В этой связи, по мнению ответчика, при выставлении счетов по объемам коммунальной услуги по водоотведению в многоквартирном доме следует исходить из объемов водоотведения жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме без учета объемов водоотведения на общедомовые нужды.
Также податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не были приняты во внимание доводы ответчика о необходимости в соответствии соглашения между сторонами зачисления поступающих от населения денежных средств в оплату платежных периодов, предшествующих отчетному месяцу, указанному в отчете (платежных поручениях) ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство", что соответственно влечет вывод о погашении (отсутствии) задолженности перед истцом за заявленный период.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционного суда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор N 11-601786-ЖФ-ВС от 20.06.2013 г., согласно которому истец обязался осуществлять отпуск питьевой воды, а ответчик принял на себя обязательства по оплате оказанных услуг.
Истец надлежащим образом выполнял свои обязательства по договору, однако ответчик в нарушение п. 3.6 договора не оплатил оказанные ему услуги, в связи с чем у него образовалась задолженность за период с 01.05.2014 г. по 31.08.2014 г. в размере 64 796 рублей 98 копеек.
Истец в соответствии с п. 3.7 договора начислил ответчику пени за несвоевременную оплату услуг по договору в размере 700 рублей 74 копейки за период с 26.06.2014 г. по 06.10.2014 г.
Также между истцом и ответчиком был заключен договор N 11-556861-ЖФ-ВО от 01.07.2013 г., согласно которому истец обязался осуществлять прием сточных вод и загрязняющих веществ, а ответчик принял на себя обязательства по оплате оказанных услуг.
Истец надлежащим образом выполнял свои обязательства по договору, однако ответчик в нарушение п. 3.6 договора не оплатил оказанные ему услуги, в связи с чем у него образовалась задолженность за период с 01.06.2014 г. по 31.08.2014 г. в размере 59 504 рубля 66 копеек.
Истец в соответствии с п. 3.7 договора начислил ответчику пени за несвоевременную оплату услуг по договору в размере 372 рубля 14 копеек за период с 25.07.2014 г. по 06.10.2014 г.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующими обстоятельствами:
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, к спорным правоотношениям подлежат применению Правила N 354, утвержденные Постановлением Правительства от 06.05.2011 и вступившие в действие с 01 сентября 2012 года.
Кроме того согласно пункту 3 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, их положения не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, которые регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В рамках отношений, регулируемых Правилами N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
Таким образом, размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
На основании пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 из пункта 29 Правил N 306 исключен абз. 2 следующего содержания: "Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды".
В предшествующих редакциях пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена в частности коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 года из указанного пункта Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Следовательно, с 01.06.2013 года норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен.
Вместе с тем, следует отметить, что отменен норматив и порядок определения норматива на ОДН, а не плата за водоотведение.
Согласно условий заключенного сторонами договора, объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.
1 января 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В силу части 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения данного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Частью 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения. Положения данной нормы Закона N 416-ФЗ носят императивный характер. Нормы Закона N 416-ФЗ имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты.
Таким образом, отмена нормативов на водоотведение на ОДН в силу указанных норм не отменяет саму необходимость оплаты этих услуг.
Доводы ответчика относительно зачисления денежных средств ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" в оплату платежных периодов, предшествующих отчетному месяцу, ввиду заключения между сторонами соглашения о том, что с июля 2011 года, поступающие через ГУП "ВЦКП ЖХ" денежные средства населения должны зачисляться в оплату месяца, предшествующего отчетному, не принимаются судом, поскольку ответчиком не представлено доказательств о согласовании сторонами изменения порядка учета, поступающих денежных средств по спорным договорам, при том, что наличие и размер задолженности надлежащим образом ответчиком не опровергнуты, а сверка расчетов между сторонами не проводилась.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, а также не находит оснований и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 266, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2014 г. по делу N А56-71252/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" из бюджета РФ 1 000 руб. излишне уплаченной госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
И.В.СОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)