Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2014 N 17АП-11643/2014-АК ПО ДЕЛУ N А50-724/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. N 17АП-11643/2014-АК

Дело N А50-724/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вихаревой М.М.,
при участии:
- от заявителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми - Кенцер А.Р., удостоверение, доверенность;
- от ответчика ООО "Речник-плюс" - Строгова А.А., паспорт, доверенность от 18.03.3014;
- от третьих лиц Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края - не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 июля 2014 года
по делу N А50-724/2014,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (ОГРН 1125902007043, ИНН 5902293883)
к обществу с ограниченной ответственностью "Речник-Плюс" (ОГРН 1045900355643, ИНН 5903046510)
третьи лица: Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140),
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1035900072966, ИНН 5902402035), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210)
о взыскании 2 465 000 руб.

установил:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Речник-Плюс" (далее - ответчик) о взыскании средств финансовой поддержки сумме 2 465 000 руб. 00 коп. (с учетом уточненных исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что ответчику выделена субсидия, которую в нарушение действующего законодательства ответчик перечислил со специального счета на депозитный счет что, по мнению истца, является нецелевым использованием денежных средств.
Истец, просит решение Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2014 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.09.2013 между ответчиком (исполнитель) и истцом (плательщик) заключен договор N 3/2013 долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора истец принял на себя обязательства предоставить на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города (в том числе за счет средств Фонда), средства финансовой поддержки Обществу на проведение капитального ремонта по замене лифтового оборудования в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, пр. Парковый, 13, на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах, в размере, предусмотренном договором.
Пунктом 1.2 договора установлено, что предоставление финансовой поддержки производится в соответствии с решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 "Об утверждении порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах" и Постановлением Администрации города Перми от 11.06.2013 N 481 "Об утверждении муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми на 2013 год".
Плательщик, наряду с другими правомочиями, осуществляет по условиям договора контроль за целевым и эффективным использованием средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт (пункт 2.2 договора).
Ответчик обеспечивает целевое и эффективное использование средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт; срок использования средств финансовой поддержки - до 15.11.2013 (пункт 3.1 договора).
Разделом 4 договора установлено, что общая стоимость капитального ремонта составляет 19 815 936 руб., размер финансовой поддержки из бюджета - 16 843 545,60 руб. (то есть 85% от стоимости ремонта), которая перечисляется в следующем порядке: первый платеж в сумме 7 165 665,39 руб. после представления заявки на долевое финансирование капитального ремонта; 3 782 639,25 руб. в случае поступления в бюджет города Перми средств Фонда. Оставшаяся сумма перечисляется после представления исполнителем отчета об использовании средств, а также платежного поручения, подтверждающего оплату собственниками и/или исполнителем за счет собственных (заемных) средств доли стоимости капитального ремонта в полном объеме.
В целях проведения работ по замене лифтового оборудования в многоквартирном доме N 13 на пр. Парковый, ответчиком 22.07.2013 заключены договоры с ООО "Лифт-Сервис" N 242-ПМ на выполнение работ по замене 12-ти лифтов, отработавших нормативный срок (включая поставку лифтового оборудования, демонтаж старых лифтов, монтаж новых и др.) и N 242-ПСД на разработку проектно-сметной документации по замене лифтов. Стоимость работ по первому договору согласована в размере 18 327 739,27 руб., по второму - 1 121 641,94 руб. Также в целях проведения капитального ремонта ответчиком заключен договор от 22.07.2013 с ООО "Доверенные лица" на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за работами по замене лифтов, стоимость которых согласована в сумме 366554,79 руб.
Истец во исполнение условий договора, после получения заявки перечислил 10 948 304,34 руб. на банковский счет ответчика, открытый ему специально в Приволжском филиале ОАО КБ "Восточный" для учета средств, выделенных на проведение капитального ремонта (далее - специальный банковский счет). В том числе 11.09.2013 на данный счет поступили средства финансовой поддержки из местного бюджета в сумме 7 165 665,39 руб. и 01.10.2013 средства Фонда в сумме 3 782 639,25 руб. (л.д. 46-47).
12.09.2013 ответчиком перечислены авансовые платежи в счет выполнения работ ООО "Лифт-Сервис" по договору N 242-ПСД в сумме 336 492,58 руб. и по договору N 242-ПМ в сумме 6 719 206,81 руб., а также ООО "Доверенные лица" по договору от 22.07.2014 в сумме 109 966 руб. (итого - 7 165 665,39 руб.). Кроме того, 12.09.2013 ответчик заключил депозитный договор с ОАО "Восточный экспресс банк" ("Время-Деньги" непополняемый) и перечислило 2 900 000 руб. со специального банковского счета на депозитный вклад (л.д. 48).
Выявленное обстоятельство послужило основанием для направления департаментом обществу требования о возврате финансовой поддержки от 18.10.2013 N СЭД-04-01-35-И-548. В требовании указано на обязанность Общества в течение 10 календарных дней осуществить возврат предоставленных средств финансовой поддержки в сумме 10 948 304,34 руб.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Истец просит взыскать с ответчика 85% от средств, перечисленных на депозит.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из недоказанности нецелевого расходования обществом средств финансовой поддержки.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) регламентирована деятельность фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок расходования средств фонда урегулирован ст. 20 Закона N 185-ФЗ, в соответствии с которой контроль за использованием средств фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета (ч. 1.1). Проверку использования средств фонда в соответствии с ч. 1.1 указанной статьи проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ч. 1.2). Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет средств фонда производится с учетом требований, установленных ч. 5 ст. 15 Закона N 185-ФЗ, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации (ч. 9).
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона N 185-ФЗ направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно ч. 2 ст. 18 и п. 2 ч. 6 ст. 20 Закона N 185-ФЗ, могут использоваться только на проведение работ, указанных в ч. 3 рассматриваемой статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в п. 1 ч. 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены ч. 3 рассматриваемой статьи, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Как предусмотрено ст. 23, 23.1 Закона N 185-ФЗ, выявление фондом по результатам мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов нецелевого использования средств фонда влечет приостановление предоставления финансовой поддержки (п. 2 ч. 1 ст. 23), и, в случае неустранения субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием данного нарушения в течение четырех месяцев со дня принятия правлением фонда решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда или решения об установлении факта невыполнения указанных условий, возврат в фонд субъектом Российской Федерации в срок, установленный законодателем (п. 1 ч. 1 ст. 23.1).
Возврат средств фонда в данном случае осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1134 утверждены Правила возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Правила).
В соответствии с п. 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1134, при рассмотрении вопроса о возврате финансовой поддержки, предоставленной за счет средств названного Фонда, следует исходить из того, что нецелевым в том числе является использование указанных средств на цели, не соответствующие целям, определенным региональными адресными программами, для реализации которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, включая направление средств Фонда на банковские депозиты, приобретение активов, осуществление расходов без документального обоснования таких расходов, а также на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в нарушение требований, установленных ч. 5 ст. 15 и ч. 9 ст. 20 Закона N 185-ФЗ, и на проведение мероприятий в отношении многоквартирных домов, не включенных в региональную адресную программу.
Решением Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 утвержден Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок N 74, Порядок).
Согласно пункту 8.2 Порядка N 74 в случае нецелевого использования финансовой поддержки, а также нарушения заявителем условий предоставления финансовой поддержки, установленных Порядком и договором о долевом финансировании, средства подлежат возврату в бюджет города Перми.
При этом, указанные положения не конкретизирует, какие средства подлежат возврату в бюджет города - использованные не по целевому назначению или средства финансовой поддержки в полном объеме, в том числе и направленные на цели, предусмотренные законодательством.
Как следует из статьи 20 Закона N 185-ФЗ, а также пункта 6 Порядка N 74, ТСЖ или иные управляющие организации открывают отдельный банковский счет, на который орган местного самоуправления будет перечислять средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома (часть 6 ст. 20); аккумулируют на данном счете средства, перечисляемые собственниками помещений в многоквартирном доме на долевое финансирование капитального ремонта (пункт 6.4 Порядка N 74); производят оплату работ за счет данных средств на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (часть 9 ст. 20). Частью 11 ст. 20 предусмотрено, что размещенные на отдельном банковском счете средства могут быть использованы также на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств.
Согласно части 12 этой же статьи, ТСЖ или иные управляющие организации не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 этой статьи.
Перечисление ответчиком на депозит 2 900 000 руб. с банковского счета, открытого специально для операций со средствами на проведение капитального ремонта, является нарушением установленного порядка расходования средств Фонда (ст. 20 Закона N 185-ФЗ, пункт 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1134).
Между тем перечисление ответчиком денежных средств на депозит само по себе не является основанием для возврата средств финансовой поддержки в бюджет города.
Представленными доказательствами подтверждается и истцом не оспаривается, что перечисленные денежные средства израсходованы ответчиком на цели, предусмотренные Законом N 185-ФЗ и Порядком N 74, следовательно, в случае удовлетворения требований истца фактически изъятию подлежат собственные средства ответчика, что не соответствует требованиям соразмерности и индивидуализации ответственности.
В рассматриваемом случае ответчик устранил имевшее место нарушение использования средств финансовой поддержки. Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что 27.09.2013 средства в сумме 2 900 000 руб. возвращены на этот счет и направлены на оплату выполненных работ по капитальному ремонту.
Более того, перечисление истцом второго (и последнего) платежа по договору долевого финансирования свидетельствует о признании им того факта, что ответчиком соблюдены условия договора и бюджетные средства израсходованы на цели, предусмотренные нормативными актами (пункт 4.3.4 договора долевого финансирования от 05.09.2013 N 3/2013).
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о целевом использовании ответчиком средств финансовой поддержки.
Кроме того, требования истец не подлежат удовлетворению и по тому основанию, что истец не является финансовым органом, которому предоставлено право на применения мер бюджетного принуждения, а упомянутые положения Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1134, распространяются на взаимоотношения Фонда и непосредственных получателей - субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но не на отношения по оказанию финансовой поддержки ТСЖ и управляющим организациям, при этом договором N 3/2013 от 05 сентября 2013 такое основание возврата прямо не предусмотрено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований правомерно отказано. Доводы истца выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2014 года по делу N А50-724/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
В.Г.ГОЛУБЦОВ

Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Г.Н.ГУЛЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)