Судебные решения, арбитраж
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Землемерова О.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2014 года апелляционную жалобу Л. на решение Раменского городского суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу по заявлению Л. о признании незаконными решений Центральной жилищной комиссии ФСО России и жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Л., представителя войсковой части 16660 - С.,
Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Центральной жилищной комиссии (далее - ЦЖК) ФСО России и жилищной комиссии (далее - ЖК) войсковой части <данные изъяты> о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий.
В обоснование заявления указал, что с 01.08.1990 по 20.09.2001 он проходил военную службу по контракту; в 1995 году был поставлен на очередь на получение жилья как нуждающийся. В период прохождения военной службы ему было предоставлено жилое помещение на основании ордера от 27.08.1996 N 48/3. Решением ЦЖК ФСО России от 22.03.2012 N 2 и решением ЖК войсковой части <данные изъяты> от 10.04.2012, с которыми он был ознакомлен только в январе 2013 года, он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как утративший основание, которое давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Указанные решения считает незаконными, поскольку как лицо, проработавшее в войсковой части более десяти лет, в соответствии с положениями ст. 108 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не может быть выселен из служебного помещения без предоставления другого жилья. Ранее ему неоднократно выдавался жилищный сертификат на получение жилого помещения, который он не смог реализовать. Кроме того, заинтересованные лица пропустили срок исковой давности (3 года) на снятие его с очереди, - он уволен с военной службы более 11 лет назад.
В судебном заседании Л. и его представитель заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ФСО России в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения, в которых в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку предусмотренных законом оснований для предоставления жилья Л. как бывшему военнослужащему не имеется.
Представитель войсковой части <данные изъяты> просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Раменского городского суда Московской области от 21 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований Л. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене данного решения.
Проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Разрешая возникший спор, суд установил, что Л. проходил военную службу в период с 01.08.1990 по 20.09.2001. В связи с прохождением военной службы по контракту Л. было предоставлено жилое помещение - комната N 12 по адресу: Московская область, <данные изъяты> что подтверждается представленным в материалы дела ордером. Участники процесса пояснили судебной коллегии, что комната расположена в помещении бывшей учебной казармы, приспособленной под общежитие.
В 1995 году Л. был поставлен на учет как военнослужащий, нуждающийся в постоянном жилье.
Приказом командира войсковой части N <данные изъяты> от 20.09.2001 N 114 он был уволен в запас за невыполнение условий контракта, календарная выслуга на момент увольнения составляла 11 лет 01 месяц и 19 дней.
Решением ЦЖК ФСО России от 22.03.2012 Л. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; такое же решение приняла на своем заседании 10.04.2012 ЖК войсковой части N <данные изъяты>; в качестве основания для снятия указано на утрату заявителем оснований, которые давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения Л. с военной службы) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно пункту 13 статьи 15 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявитель Л., будучи уволенным из рядов Вооруженных Сил РФ в связи с невыполнением условий контракта и имея выслугу 11 лет, к указанной выше категории граждан не относится, соответственно, с увольнением в 2001 году он утратил право на получение жилого помещения для постоянного проживания.
В этой связи суд правомерно указал, что оспариваемые решения жилищных комиссий военных органов прав и охраняемых законом интересов Л. не нарушают.
Также суд правомерно учел, что Л. пропустил предусмотренный ст. 256 ГПК РФ срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения ЦЖК ФСО России от 22.03.2012 N 2 о снятии его с жилищного учета: о данном решении заявителю стало известно не позднее 16.04.2012, в суд с настоящим заявлением он обратился только в феврале 2013 года; при этом доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявления Л.
Довод апелляционной жалобы Л. о том, что он не пропустил срок на обжалование решения ЖК войсковой части <данные изъяты> от 10.04.2012, поскольку узнал о нем только в январе 2013 года, хотя и заслуживает внимание, однако не опровергает правомерность постановленного по делу решения.
Довод апелляционной жалобы о пропуске заинтересованными лицами срока исковой давности в вопросе снятия заявителя с учета нуждающихся в жилом помещении является несостоятельным: исковая давность - срок для защиты нарушенного права в судебном порядке. В данном случае заинтересованные лица, реализуя свои административные полномочия, правомерно сняли заявителя с учета как лицо, не имеющее оснований для обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Срок, предусмотренный ч. 2 ст. 56 ЖК для принятия решения о снятии гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях, носит организационный характер и распространяется исключительно на орган, обладающий соответствующими полномочиями.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Раменского городского суда Московской области от 21 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4373/2014
Разделы:Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу N 33-4373/2014
Судья: Землемерова О.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Бакулина А.А.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2014 года апелляционную жалобу Л. на решение Раменского городского суда Московской области от 21 мая 2013 года по делу по заявлению Л. о признании незаконными решений Центральной жилищной комиссии ФСО России и жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Л., представителя войсковой части 16660 - С.,
установила:
Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Центральной жилищной комиссии (далее - ЦЖК) ФСО России и жилищной комиссии (далее - ЖК) войсковой части <данные изъяты> о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий.
В обоснование заявления указал, что с 01.08.1990 по 20.09.2001 он проходил военную службу по контракту; в 1995 году был поставлен на очередь на получение жилья как нуждающийся. В период прохождения военной службы ему было предоставлено жилое помещение на основании ордера от 27.08.1996 N 48/3. Решением ЦЖК ФСО России от 22.03.2012 N 2 и решением ЖК войсковой части <данные изъяты> от 10.04.2012, с которыми он был ознакомлен только в январе 2013 года, он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как утративший основание, которое давало ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Указанные решения считает незаконными, поскольку как лицо, проработавшее в войсковой части более десяти лет, в соответствии с положениями ст. 108 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не может быть выселен из служебного помещения без предоставления другого жилья. Ранее ему неоднократно выдавался жилищный сертификат на получение жилого помещения, который он не смог реализовать. Кроме того, заинтересованные лица пропустили срок исковой давности (3 года) на снятие его с очереди, - он уволен с военной службы более 11 лет назад.
В судебном заседании Л. и его представитель заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ФСО России в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения, в которых в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку предусмотренных законом оснований для предоставления жилья Л. как бывшему военнослужащему не имеется.
Представитель войсковой части <данные изъяты> просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Раменского городского суда Московской области от 21 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований Л. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене данного решения.
Проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Разрешая возникший спор, суд установил, что Л. проходил военную службу в период с 01.08.1990 по 20.09.2001. В связи с прохождением военной службы по контракту Л. было предоставлено жилое помещение - комната N 12 по адресу: Московская область, <данные изъяты> что подтверждается представленным в материалы дела ордером. Участники процесса пояснили судебной коллегии, что комната расположена в помещении бывшей учебной казармы, приспособленной под общежитие.
В 1995 году Л. был поставлен на учет как военнослужащий, нуждающийся в постоянном жилье.
Приказом командира войсковой части N <данные изъяты> от 20.09.2001 N 114 он был уволен в запас за невыполнение условий контракта, календарная выслуга на момент увольнения составляла 11 лет 01 месяц и 19 дней.
Решением ЦЖК ФСО России от 22.03.2012 Л. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; такое же решение приняла на своем заседании 10.04.2012 ЖК войсковой части N <данные изъяты>; в качестве основания для снятия указано на утрату заявителем оснований, которые давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения Л. с военной службы) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно пункту 13 статьи 15 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что заявитель Л., будучи уволенным из рядов Вооруженных Сил РФ в связи с невыполнением условий контракта и имея выслугу 11 лет, к указанной выше категории граждан не относится, соответственно, с увольнением в 2001 году он утратил право на получение жилого помещения для постоянного проживания.
В этой связи суд правомерно указал, что оспариваемые решения жилищных комиссий военных органов прав и охраняемых законом интересов Л. не нарушают.
Также суд правомерно учел, что Л. пропустил предусмотренный ст. 256 ГПК РФ срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения ЦЖК ФСО России от 22.03.2012 N 2 о снятии его с жилищного учета: о данном решении заявителю стало известно не позднее 16.04.2012, в суд с настоящим заявлением он обратился только в феврале 2013 года; при этом доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отказе в удовлетворении заявления Л.
Довод апелляционной жалобы Л. о том, что он не пропустил срок на обжалование решения ЖК войсковой части <данные изъяты> от 10.04.2012, поскольку узнал о нем только в январе 2013 года, хотя и заслуживает внимание, однако не опровергает правомерность постановленного по делу решения.
Довод апелляционной жалобы о пропуске заинтересованными лицами срока исковой давности в вопросе снятия заявителя с учета нуждающихся в жилом помещении является несостоятельным: исковая давность - срок для защиты нарушенного права в судебном порядке. В данном случае заинтересованные лица, реализуя свои административные полномочия, правомерно сняли заявителя с учета как лицо, не имеющее оснований для обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Срок, предусмотренный ч. 2 ст. 56 ЖК для принятия решения о снятии гражданина с учета нуждающихся в жилых помещениях, носит организационный характер и распространяется исключительно на орган, обладающий соответствующими полномочиями.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 21 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)