Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2015 ПО ДЕЛУ N А52-3600/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N А52-3600/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Кутузовой И.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Услуги ЖКХ" на решение Арбитражного суда Псковской области от 25 декабря 2014 года по делу N А52-3600/2014 (судья Яковлев А.Э.),

установил:

открытое акционерное общество "Псковэнергосбыт" (1046000314238, ИНН 6027084016; город Псков, улица Заводская, дом 24; далее - ОАО "Псковэнергосбыт") обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Услуги ЖКХ" (ОГРН 1056000427801, ИНН 6027092730; город Псков, улица Новгородская, дом 8а; далее - ООО "Услуги ЖКХ") об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения от 26.05.2014 N 2-2014 к договору энергоснабжения от 05.10.2007 N 31-1085, путем принятия пункта 1 дополнительного соглашения в редакции истца, согласовывающего расчеты по договору в соответствии с установленными общедомовыми приборами учета электрической энергии в рамках Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и в порядке, указанном в приложении N 2 к договору, а также о взыскании судебных расходов в сумме 24 000 руб.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 25.12.2014 заявленные требования удовлетворены.
ООО "Услуги ЖКХ" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
ОАО "Псковэнергосбыт" в отзыве просит решение суда оставить без изменения.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по договору энергоснабжения от 05.10.2007 N 31-1085 (далее - Договор энергоснабжения; лист дела 11) ОАО "Псковэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) обязалось осуществлять продажу ООО "Услуги ЖКХ" (потребитель) электрической энергии и через привлеченных третьих лиц обеспечивать оказание услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, а ООО "Услуги ЖКХ" обязалось оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
Согласно условиям указанного договора ООО "Услуги ЖКХ" приобретает электрическую энергию в целях предоставления собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома коммунальной услуги.
Пунктом 7.1 Договора энергоснабжения установлено, что определение количества потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета электрической энергии, определенных Приложением N 2 к договору (лист дела 20).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон "Об энергосбережении") собственники помещений в многоквартирных домах в срок до 01.07.2012 должны обеспечить оснащение домов приборами учета электрической энергии, при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета.
В связи с тем, что в срок до 01.07.2012 ООО "Услуги ЖКХ" не выполнило указанные требования Закона "Об энергосбережении" по оснащению ряда объектов общедомовыми приборами учета электрической энергии, в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" сетевой компанией - открытым акционерным обществом "МРСК Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") были установлены общедомовые приборы учета электрической энергии на ряде объектов, что повлекло соответствующие изменения и уточнения в Приложении N 2 к Договору энергоснабжения (по перечню приборов учета, месту их нахождения, с добавлением формул и пояснений к ним, применяемых в расчетах объема электрической энергии, подлежащего оплате ответчиком).
Руководствуясь пунктом 10 статьи 13 Закона "Об энергосбережении", ОАО "МРСК Северо-Запада" 21.09.2012 направило в адрес ООО "Услуги ЖКХ" письмо, содержащее предложения об оснащении ряда объектов приборами учета энергетической энергии, а также проект договора на установку этих приборов (лист дела 21).
Поскольку на данное предложение ООО "Услуги ЖКХ" не отреагировало, то ОАО "МРСК Северо-Запада" 18.02.2013 направило повторное уведомление о планируемой установке приборов учета электрической энергии (лист дела 22). Это повторное уведомление также было оставлено без ответа.
Поскольку в срок до 01.07.2012 ООО "Услуги ЖКХ" не оснастило ряд домов общедомовыми приборами учета электрической энергии, то ОАО "МРСК Северо-Запада" осуществило установку общедомовых приборов учета электрической энергии на этих домах. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" установленные приборы учета были приняты в эксплуатацию 19.05.2014, что подтверждается актами допуска приборов в эксплуатацию (листы дела 24, 25).
После ввода приборов учета в эксплуатацию ОАО "Псковэнергосбыт" письмом от 26.05.2014 N 861/ДО (получено ответчиком 04.06.2014; лист дела 9) направило в адрес ООО "Услуги ЖКХ" дополнительное соглашение от 26.05.2014 N 2-2014 к Договору энергоснабжения с предложением внести в договор изменения с учетом установленных и принятых в эксплуатацию приборов учета электрической энергии (лист дела 10). Ответа на это предложение истец не получил.
ОАО "Псковэнергосбыт" направило в адрес ООО "Услуги ЖКХ" претензию от 02.10.2014 N 1611/ДО с требованием подписать указанное дополнительное соглашение (лист дела 8). Претензия осталась без ответа.
Поскольку в досудебном порядке урегулировать возникшее разногласие по редакции дополнительного соглашения от 26.05.2014 N 2-2014 к Договору энергоснабжения с ответчиком не удалось, то ОАО "Псковэнергосбыт" обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя этот иск, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (пункт 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).
ООО "Услуги ЖКХ" является управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации, а не у собственников помещений жилого дома.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Пунктом 3 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным этим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Исходя из статьи 426 ГК РФ и статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" договор энергоснабжения в силу его публичности должен заключаться и исполняться в соответствии с правилами в сфере электроэнергетики, издаваемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 33 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии") договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме. При несогласии потребителя (покупателя) с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора. В силу пункта 39 данного постановления гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа.
Пунктом 42 Постановления N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии" предусмотрено, что договор энергоснабжения должен содержать порядок учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета и порядок взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, соответствующие требованиям раздела X настоящего постановления и включающие в том числе: порядок определения прибора учета, показания которого используются при определении объемов потребления электрической энергии, за которые осуществляются расчеты по договору.
В силу пункта 40 названного Постановления существенным условием договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) являются условия о порядке учета электрической энергии с использованием приборов учета и порядке взаимодействия сторон договора в процессе такого учета, характеристики приборов учета, имеющихся на дату заключения договора, а также обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению оборудования точек поставки по договору приборами учета и условия о порядке определения объема потребления электрической энергии в случае отсутствия приборов учета и в иных случаях, когда в соответствии с настоящим документом подлежат применению расчетные способы.
В рассматриваемом случае до обращения в суд ООО "Услуги ЖКХ" не направляло в адрес истца протокол разногласий по представленному истцом дополнительному соглашению от 26.05.2014 N 2-2014 к Договору энергоснабжения. Вместе с тем в представленной в материалы дела переписке усматривается, что истцом неоднократно принимались меры по урегулированию возникших разногласий, при этом ответчиком не заявлялись какие-либо возражения на досудебной стадии урегулирования этого спора.
В апелляционной жалобе ООО "Услуги ЖКХ" ссылается на то, что спорные многоквартирные дома подлежат капитальному ремонту и поэтому на них не распространяются требования статьи 13 Закона "Об энергосбережении".
Данные доводы являются необоснованными.
В силу части 1 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
Согласно части 1, пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом; к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (пункт 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (части 1 - 3 статьи 158 ЖК РФ).
Из названных норм следует, что решение о проведении капитального ремонта дома принимают собственники помещений на общем собрании или наймодатель жилого помещения по договору социального найма, они же осуществляют финансирование капитального ремонта.
В рассматриваемом случае в материалы дела не представлены доказательства принятия собственниками решений о проведении капитального ремонта в спорных домах.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2014 по делу N А21-3437/2013.
Кроме того, постановлением администрации Псковской области от 13.11.2014 N 495 (лист дела 75) утверждены Перечень и сроки проведения капитального ремонта имущества на территории Псковской области, в пунктах 793, 796 данного документа установлен срок капитального ремонта электросетевого оборудования в отношении дома 73а по ул. Н. Васильева (2021 - 2023 годы), в отношении дома 75б по ул. Н. Васильева (2024 - 2026 годы).
Таким образом, названные дома подлежат капитальному ремонту в 2023 - 2026 годы.
Между тем, как указано выше, в силу части 1 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
Ссылки ООО "Услуги ЖКХ" на акты технического состояния домов (листы дела 58 - 61) являются необоснованными.
Данные акты не являются надлежащим документом, подтверждающим то обстоятельство, что дома являются ветхими, аварийными или подлежащими сносу.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Согласно пункту 7 данного Положения признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Решениями подобной межведомственной комиссии не являются акты технического состояния домов, на которые ссылается ООО "Услуги ЖКХ" (листы дела 58 - 61), так как они подписаны и утверждены самим ООО "Услуги ЖКХ".
ООО "Услуги ЖКХ" ссылается на ненадлежащее, по его мнению, место установки прибора учета - на внешней стороне стены домов, тогда как необходимо было установить приборы внутри дома.
Эти доводы являются необоснованными.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
Следовательно, в отсутствие акта эксплуатационной ответственности сторон и иного их соглашения общедомовые приборы учета должны быть установлены на границе балансовой принадлежности, которой является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 N ВАС-14620/10, от 12.08.2010 N ВАС-10804/10, от 24.11.2010 N ВАС-12283/10, от 15.04.2013 N ВАС-5041/13.
Частью 6 статьи 13 Закона "Об энергосбережении" установлено, что собственники обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частями 5, 9, 12 данной статьи 13 Закона предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирном жилом доме установить счетчики и не содержится указаний на освобождение от данной обязанности в отсутствие технической возможности, а при невыполнении собственниками этой обязанности предусмотрена принудительная установка приборов учета ресурсоснабжающей организацией.
Установка приборов учета на внешней стене домов не противоречит приведенным выше нормам права и не нарушает какие-либо права собственников на эксплуатацию домов.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что редакция дополнительного соглашения от 26.05.2014 N 2-2014 к Договору энергоснабжения, предложенная истцом, соответствует правилам и условиям заключения договора энергоснабжения, изложенным в Постановлении N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии". В связи с этим суд обоснованно в соответствии со статьями 445, 446 ГК РФ урегулировал разногласия сторон, возникшие при заключении указанного дополнительного соглашения, путем принятия пункта 1 дополнительного соглашения в редакции ОАО "Псковэнергосбыт", согласовывающего расчеты по договору в соответствии с установленными общедомовыми приборами учета электрической энергии в рамках Закона "Об энергосбережении" и в порядке, указанном в Приложении N 2 к Договору энергоснабжения.
Также суд первой инстанции в соответствии со статьями 101, 106, 110 АПК РФ взыскал в пользу истца судебные расходы в сумме 24 000 руб.
Доводы ООО "Услуги ЖКХ" о завышенном размере расходов по оплате услуг представителя в сумме 20 000 руб. являются необоснованными. Эти доводы чем-либо надлежаще не подтверждены.
При этом в силу части 1 статьи 65 АПК РФ с учетом разъяснений, данных Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 информационного письма от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" (далее - Информационное письмо N 121), бремя доказывания факта выплаты и размера судебных расходов возлагается на лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, а бремя доказывания чрезмерности расходов возлагается на другую сторону.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2008 N 18118/07, от 09.04.2009 N 6284/07 и от 25.05.2010 N 100/10.
В пункте 6 Информационного письма N 121 также указано, что независимо от способа определения размера вознаграждения (почасовая оплата, заранее определенная твердая сумма гонорара, абонентская плата, процент от цены иска) и условий его выплаты (например, только в случае положительного решения в пользу доверителя) суд, взыскивая фактически понесенные судебные расходы, оценивает их разумные пределы.
С учетом изложенного для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, основополагающими обстоятельствами выплаты данных расходов являются их реальность и разумность.
В рассматриваемом случае в отношении взысканной судом суммы расходов по оплате услуг представителя (20 000 руб.) в полной мере учтены критерии разумности, соразмерности и справедливости, соблюден баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, а также исследованы и объективно оценены имеющиеся в деле доказательства.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявление истца о взыскании судебных расходов.
В силу изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального и материального права судом не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 25 декабря 2014 года по делу N А52-3600/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Услуги ЖКХ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ

Судьи
И.В.КУТУЗОВА
А.В.ПОТЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)