Судебные решения, арбитраж
Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: Орган местного самоуправления отказал обществу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Дудкиной О.В., Кузнецова В.В.
при участии:
от заявителя Михайлова В.Ю., дов. от 12.01.2015
от заинтересованных лиц:
от Министерства строительного комплекса Московской области Черненко А.М., дов. от 25.12.2014 N 107
рассмотрев 25 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда Московской области
от 12 марта 2015 года,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 08 июня 2015 года,
принятое судьями Мищенко Е.А., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по заявлению ЖСК "Восход-15" к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным решения
третье лицо Правительство Московской области
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Восход-15" (далее - ЖСК "Восход-15", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация) и Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Администрация Раменского района, министерство) и просил признать незаконным решение администрации об отказе в выдаче кооперативу разрешения на строительство многоквартирного жилого дома переменной этажности по адресу Московская область, г. Раменское. ул. Стахановская, поз. 40А. Также просил обязать министерство выполнить обязательства, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а именно, выдать кооперативу разрешение на строительство многоквартирного жилого дома переменной этажности по вышеуказанному адресу на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0000000:120670 общей площадью 2977 кв. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Московской области.
Решением названного арбитражного суда от 12.03.2015, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015, заявленное по делу требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель министерства поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель кооператива просил жалобу отклонить, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы в установленном законом порядке, поскольку информация о принятии жалобы к производству суда кассационной инстанции размещена 11.07.2015 на официальном сайте суда в сети интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, ЖСК "Восход-15" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:120670 площадью 2977 кв. м с разрешенным использованием "под многоэтажное жилищное строительство" по адресу Московская область, г. Раменское.
Постановлением Администрации Раменского района от 14.03.2014 N 377-п был утвержден градостроительный план указанного земельного участка.
ООО "Межрегиональный центр экспертизы" подготовлено положительное заключение экспертизы N 2-1-005-14 на объект капитального строительства - жилой дом переменной этажности по адресу Московская область, г. Раменское, ул. Стахановская, поз. 40А.
24.10.2014 ЖСК "Восход-15" обратился в Администрацию Раменского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома переменной этажности строительной позиции N 40А по вышеуказанному адресу.
Администрация письмом N 6854 отказала в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Кооператив оспорил данный отказ в судебном порядке.
В силу статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схемы планировочной организации земельного участка, схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, проект организации строительства объекта капитального строительства, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В силу части 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 названной статьи документов.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что для выдачи разрешения на строительство кооператив представил все предусмотренные законодательством документы, а именно, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка от 14.03.2014; постановление Администрации Раменского района от 14.03.2014 об утверждении ГПЗУ; проектную документацию на строительство жилого дома, согласованную с начальником УАиГ: пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, генеральный план (со сводным планом инженерных сетей), проект организации строительства, положительное заключение экспертизы, водоснабжения, канализования, электроснабжения, телевидения; проект планировки территории; постановление Главы Раменского района Московской области об утверждении проекта планировки территории на жилую группу; учредительные документы ЖСК "Восход-15".
Как указали суды, перечисленные документы представляют собой полный пакет документов для предъявления в уполномоченный орган при обращении за выдачей разрешения на строительство, предусмотренный частью 7 статьи 51 ГрК РФ. Доказательства обратного суде не представлено.
Основанием для отказа администрации в выдаче кооперативу разрешения на строительство явилось отсутствие документов предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ. При этом не указано, какие именно документы не представлены заявителем.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды двух инстанций пришли к выводу о незаконности оспоренного по делу отказа администрации в выдаче кооперативу разрешения на строительство.
Вместе с тем, обязывая Министерство строительного комплекса Московской области выдать кооперативу требуемое разрешение на строительство, суды двух инстанций исходили из того, что в соответствии с положениями Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", постановления Правительства Московской области от 03.10.2013 N 786/44 (в редакции от 31.10.2014) "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области" на территории Московской области с 01.01.2015 произошло перераспределение полномочий между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, в соответствии с которым вопросы выдачи и продления разрешений на строительство отнесены к компетенции Министерства строительного комплекса Московской области.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов двух инстанций соответствующим требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 01.09.2015 N Ф05-10465/2015 ПО ДЕЛУ N А41-75973/2014
Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления, об обязании выдать разрешение на строительство.Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: Орган местного самоуправления отказал обществу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. по делу N А41-75973/14
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Дудкиной О.В., Кузнецова В.В.
при участии:
от заявителя Михайлова В.Ю., дов. от 12.01.2015
от заинтересованных лиц:
от Министерства строительного комплекса Московской области Черненко А.М., дов. от 25.12.2014 N 107
рассмотрев 25 августа 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда Московской области
от 12 марта 2015 года,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 08 июня 2015 года,
принятое судьями Мищенко Е.А., Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
по заявлению ЖСК "Восход-15" к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным решения
третье лицо Правительство Московской области
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Восход-15" (далее - ЖСК "Восход-15", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация) и Министерству строительного комплекса Московской области (далее - Администрация Раменского района, министерство) и просил признать незаконным решение администрации об отказе в выдаче кооперативу разрешения на строительство многоквартирного жилого дома переменной этажности по адресу Московская область, г. Раменское. ул. Стахановская, поз. 40А. Также просил обязать министерство выполнить обязательства, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а именно, выдать кооперативу разрешение на строительство многоквартирного жилого дома переменной этажности по вышеуказанному адресу на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0000000:120670 общей площадью 2977 кв. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Московской области.
Решением названного арбитражного суда от 12.03.2015, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015, заявленное по делу требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель министерства поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель кооператива просил жалобу отклонить, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы в установленном законом порядке, поскольку информация о принятии жалобы к производству суда кассационной инстанции размещена 11.07.2015 на официальном сайте суда в сети интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, ЖСК "Восход-15" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:120670 площадью 2977 кв. м с разрешенным использованием "под многоэтажное жилищное строительство" по адресу Московская область, г. Раменское.
Постановлением Администрации Раменского района от 14.03.2014 N 377-п был утвержден градостроительный план указанного земельного участка.
ООО "Межрегиональный центр экспертизы" подготовлено положительное заключение экспертизы N 2-1-005-14 на объект капитального строительства - жилой дом переменной этажности по адресу Московская область, г. Раменское, ул. Стахановская, поз. 40А.
24.10.2014 ЖСК "Восход-15" обратился в Администрацию Раменского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома переменной этажности строительной позиции N 40А по вышеуказанному адресу.
Администрация письмом N 6854 отказала в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ.
Кооператив оспорил данный отказ в судебном порядке.
В силу статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 названной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схемы планировочной организации земельного участка, схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, проект организации строительства объекта капитального строительства, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
В силу части 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 названной статьи документов.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что для выдачи разрешения на строительство кооператив представил все предусмотренные законодательством документы, а именно, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка от 14.03.2014; постановление Администрации Раменского района от 14.03.2014 об утверждении ГПЗУ; проектную документацию на строительство жилого дома, согласованную с начальником УАиГ: пояснительную записку, схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, генеральный план (со сводным планом инженерных сетей), проект организации строительства, положительное заключение экспертизы, водоснабжения, канализования, электроснабжения, телевидения; проект планировки территории; постановление Главы Раменского района Московской области об утверждении проекта планировки территории на жилую группу; учредительные документы ЖСК "Восход-15".
Как указали суды, перечисленные документы представляют собой полный пакет документов для предъявления в уполномоченный орган при обращении за выдачей разрешения на строительство, предусмотренный частью 7 статьи 51 ГрК РФ. Доказательства обратного суде не представлено.
Основанием для отказа администрации в выдаче кооперативу разрешения на строительство явилось отсутствие документов предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ. При этом не указано, какие именно документы не представлены заявителем.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды двух инстанций пришли к выводу о незаконности оспоренного по делу отказа администрации в выдаче кооперативу разрешения на строительство.
Вместе с тем, обязывая Министерство строительного комплекса Московской области выдать кооперативу требуемое разрешение на строительство, суды двух инстанций исходили из того, что в соответствии с положениями Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", постановления Правительства Московской области от 03.10.2013 N 786/44 (в редакции от 31.10.2014) "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области" на территории Московской области с 01.01.2015 произошло перераспределение полномочий между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, в соответствии с которым вопросы выдачи и продления разрешений на строительство отнесены к компетенции Министерства строительного комплекса Московской области.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов двух инстанций соответствующим требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)