Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7994/2014

Требование: Об обжаловании представления прокурора, признании его незаконным.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Заявитель считает представление незаконным, поскольку при проведении прокурорской проверки заявитель не привлекался для дачи пояснений, возражений, представления необходимых документов, которые свидетельствовали бы о том, что закон он не нарушал, это не привело бы к внесению обжалуемого представления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу N 33-7994


Судья: Ковалева Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Жельнио Е.С.,
судей Моргунова Ю.В., Верхотуровой И.В.,
секретаре З.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению председателя товарищества собственников жилья "Тихий дом" Б. об обжаловании представления прокурора Краснофлотского района города Хабаровска, признании его незаконным, по апелляционной жалобе Б. на решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 02 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., объяснения представителя ТСЖ "Тихий дом" Б. - П., прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия

установила:

Председатель ТСЖ "Тихий дом" Б. обратилась в суд с заявлением об обжаловании представления прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска об устранении нарушений закона, внесенным ДД.ММ.ГГГГ г., признании его незаконным.
В обоснование предъявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска внесено представление, в котором на нее возложена обязанность по привлечению виновных в нарушении требований закона, должностных лиц к дисциплинарной ответственности, и не указаны способы устранения нарушений закона. Считает представление незаконным, поскольку при проведении прокурорской проверки она не привлекалась для дачи пояснений, возражений, представления необходимых документов, которые свидетельствовали о том, что закон она не нарушала и не привело бы к внесению обжалуемого представления.
Решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 02.10.2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе председатель ТСЖ "Тихий дом" Б. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявления. Указывает, что в представлении прокурора указано о нарушениях, связанных с неполным перечислением денежных средств МУП "Водоканал", которые были устранены добровольно. В представлении указано о необходимости проведения ремонта штукатурного слоя в подъездах дома, но председатель Правления ТСЖ не имеет полномочий по распределению поступивших денежных средств на цели, не согласованные с Правлением ТСЖ либо общим собранием собственников многоквартирного дома. Протоколами общего собрания собственников помещений и членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ. было принято решение об утверждении иных работ по текущему и капитальному ремонту дома. Выполнение работ по ремонту подъездов не утверждалось, в связи с необходимостью проведения иных работ в первоочередном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверка законности решения суда первой инстанции осуществлена судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, осудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Прокурор в целях реализации возложенных на него Федеральным законом полномочий осуществляет свою деятельность, руководствуясь установленным порядком рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры (статья 10).
При наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, прокурор вносит соответствующее представление или приносит протест (пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 24).
Разрешая спор по существу, суд сделал вывод о том, что оснований для признания представления незаконным не имеется, сославшись на то, что проведенная проверка была проведена по поступившему обращению гражданина Ч., и приняты меры прокурорского реагирования в пределах предоставленных прокурору полномочий. Факты, изложенные в представлении прокурора, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения данного заявления, а именно не полное перечисление денежных средств ТСЖ "Тихий дом" ресурсоснабжающей организации МУП г. Хабаровска "Водоканал", а также то, что требуется ремонт подъездов многоквартирного дома <адрес>
Между тем, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении судом норм материального права, а решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, и преследует цель понудить организации и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке, силой принудительного исполнения оно не обладает.
Между тем, основанием внесения представления прокурором является фактическое установление фактов нарушений закона.
Материалами дела установлено, что многоквартирный дом <адрес> находятся в управлении ТСЖ "Тихий дом", созданном общим собранием собственником помещений указанного дома в 2012 году.
Прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска в адрес председателя ТСЖ "Тихий дом" Б. вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ "Об устранении нарушений закона" о безотлагательном рассмотрении представления, о принятии мер по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих, привлечения виновных в нарушении требований закона, должностных лиц к дисциплинарной ответственности, с обязанностью о результатах принятия мер сообщить прокурору в письменной форме.
Как следует из содержания представления, прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ЖКХ по обращению гражданина Ч. В ходе проведенной проверки выявлено, что денежные средства в размере <данные изъяты>., уплаченные собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> за предоставленные в 2013 г. услуги, переведены ТСЖ "Тихий дом" на счет ресурсоснабжающей организации (МУП г. Хабаровска "Водоканал") не в полном объеме, в размере <данные изъяты>
Представленный прокурору акт ревизионной комиссии ТСЖ "Тихий дом" от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., и выводы ревизора о причинах образования задолженности ТСЖ перед МУП г. Хабаровска "Водоканал" за холодное водоснабжение и водоотведение: в декабре 2013 г. был довыставлен счет, полученная от жильцов сумма не перечислена в полном объеме МУП г. Хабаровска "Водоканал" в связи с имеющимися разногласиями по выставленным начислениям за период июнь 2012 г. - декабрь 2012 г., признаны прокурором несостоятельными со ссылкой на то, что денежные средства, полученные от потребителей, должны быть перечислены в полном объеме ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре РФ" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Однако в силу п. 2 ст. 26 данного Федерального закона прокурор не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов.
Как следует из вышеназванного акта ревизионной комиссии ТСЖ "Тихий дом" финансовая деятельность ТСЖ в проверяемый период признана удовлетворительной, задолженность перед МУП города Хабаровска "Водоканал" погашалась в 2014 г. ежемесячно по графику, предложено не нарушать сроков расчета в 2014 г. (л.д. 20, 21). Согласно справке о состоянии расчетов между ТСЖ "Тихий дом" и МУП г. Хабаровска "Водоканал" на ДД.ММ.ГГГГ г., задолженность по выставленным счетам за 2013 г. отсутствует (л.д. 51).
Таким образом, прокурором не представлены доказательства того, что действия председателя ТСЖ "Тихий дом" повлекли нарушение прав граждан-потребителей на качественное и бесперебойное обеспечение ресурсами, гарантированных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", отношения между ТСЖ "Тихий дом" и МУП города Хабаровска "Водоканал" урегулированы договором, в связи с чем чего констатация прокурором нарушения условия договора между двумя хозяйствующими субъектами, является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность ТСЖ "Тихий дом".
Также в ходе проведенной проверки проведен осмотр помещений общего пользования (подъездов) выше указанного многоквартирного дома, и выявлены нарушения требований, установленных Правилами содержания общего имущества многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, а именно стены в осмотренных подъездах имеют отслоения штукатурно-покрасочного слоя.
Прокурор указал, что названное нарушение допущено вследствие непринятия должностными лицами ТСЖ "Тихий дом" мер к обеспечению безопасных и благоприятных условия для проживания граждан.
Статья 161 Жилищного кодекса РФ прямо гласит, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого в соответствии с п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ отнесен вопрос о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, ТСЖ в силу прямого указания закона обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме, несет ответственность за несоблюдение указанных требований.
Из протокола правления ТСЖ "Тихий дом" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рассматривался вопрос о сроках проведения косметического ремонта 8 подъезда дома в связи с жалобами Ч. в государственные органы, констатировано о нецелесообразности проведения косметического ремонта подъезда до выполнения запланированных работ, связанных с ремонтом кровли, электромонтажными и сантехническими работами по замене окон. Принято решение вынести на рассмотрение собрания собственников вопрос о выполнении работ по ремонту кровли, электромонтажных и сантехнических работ, работ по замене окон в подъездах (л.д. 24).
Согласно протоколу очередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, проведенного в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержден порядок ремонта межпанельных швов, ремонт и окраска фасада, ремонт стояков и розлива ХВС и ГВС (л.д. 41, 54).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что виды работ, порядок и очередность текущего ремонта многоквартирного дома были одобрены собственниками. Решения собственников в настоящее время не оспорены, являются действующими, следовательно, являются обязательными для всех собственников.
Доказательства того, что не проведение в срочном порядке работ по восстановлению штукатурного слоя в подъезде дома создает угрозу жизни или здоровью людей или может причинить существенный имущественный вред, не представлено, в связи с чем предписание прокурора в адрес председателя ТСЖ, не может быть признано правомерным.
Выводы суда первой инстанции сделаны без учета указанных выше норм материального права и установленных фактических обстоятельств по делу, а оспариваемое представление нарушает права и законные интересы заявителя, что является основанием к признанию его незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Краснофлотского районного суда города Хабаровска от 02 октября 2014 года отменить и принять новое решение.
Признать незаконным представление прокурора Краснофлотского района города Хабаровска Пантелеева К.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устранении нарушений законодательства", вынесенное в адрес председателя ТСЖ "Тихий дом" Б.

Председательствующий
Е.С.ЖЕЛЬНИО

Судьи
Ю.В.МОРГУНОВ
И.В.ВЕРХОТУРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)