Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ДЕЛУ N 33-2212/2014

Требование: О признании незаконным и отмене решения комиссии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица является вдовой участника ВОВ. Ей ответчиком отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-2212/2014


Судья: Крепышев А.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: Зайнуллиной Г.К.
судей: Демяненко О.В., Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре: В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан З.
на решение Бураевского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковые требования Х.Р. ФИО19 к общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения комиссии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Отменить уведомление администрации муниципального района адрес РБ от дата N 259, как незаконное.
Признать Х.Р. ФИО20 нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию MP адрес РБ поставить Х.Р. ФИО21 ФИО22 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия

установила:

Х.Р. обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения Тангатаровский сельсовет муниципального района адрес РБ и Администрации муниципального района адрес РБ о признании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным по следующим основаниям.
Х.Р., дата года рождения, является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, ФИО23, дата года рождения. В дата году Х-ны построили дом в д. адрес РБ, по адрес. дата ФИО24 скончался. По сей день Х.Р. проживает по адресу: д. адрес РБ, адрес. В дата года Х.Р. обратилась в Администрацию сельского поселения Тангатаровский сельсовет муниципального района адрес с просьбой признать ее, вдову участника ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь в обоснование требований на то, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. Дом в д. адрес РБ не благоустроен, фактически пришел в негодное для проживания состояние, согласно данным технического паспорта по состоянию на дата износ дома составляет..., дом не газифицирован, отопление индивидуальное печное не поддерживает надлежащую температуру зимой, пол холодный, окна постоянно продувает. В доме отсутствует система водяного отопления, водопровод, канализация. По состоянию своего здоровья она не в состоянии носить дрова и топить печь. Х.Р. другого жилья не имеет. При обращении в общественную комиссию по жилищным вопросам при сельском поселении Тангатаровский сельсовет муниципального района адрес РБ, было вынесено решение, согласно которому Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания при Администрации муниципального района адрес РБ, обследовав дом по адрес дер. Воткурзя составила акт и заключение о признании помещения отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и пригодным для проживания, в связи с чем отказала в постановке на учет. Х.Р. считает решение комиссии незаконным и просит его отменить, обязать ответчика признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий для постановки на учет.
Суд вынес вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан З. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что Х.Р. является собственником жилого помещения, площадь которого превышает учетную норму для признания граждан нуждающимися в жилом помещении. Суду не представлены данные о том, что в составе семьи Х.Р. имеются больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Признание жилого помещения непригодным для проживания относится исключительно к компетенции межведомственной комиссии, которая признала дом Х.Р. пригодным для постоянного проживания. В обоснование принятого решения судом положено недопустимое доказательство - заключение оценщика Я.
Х.Р., представители Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Тангатаровский сельсовет муниципального района муниципального района адрес РБ, УНД ГУ МЧС России по РБ, ГУП "БТИ РБ", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представили в суд заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Х.Р. - Г.З. (доверенность от дата), полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 8 ФЗ "О ветеранах" государственная политика в отношении ветеранов предусматривает выделение из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 вышеназванного Закона, предусматривается обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и требования для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. ст. 52, 53 Жилищного кодекса РФ.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение).
Согласно пунктам 7, 42 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 33 вышеуказанного Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения).
В соответствии с п. 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05 ноября 1985 года N 529 к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся:
- - каменные дома с физическим износом свыше 70%;
- - деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Х.Р. является нуждающейся в жилом помещении и обязал администрацию MP адрес РБ поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что согласно удостоверению от дата отдела социальной защиты населения адрес РБ Х.Р. является ветераном Великой Отечественной войны.
Супруг истицы Х.Г., как следует из справки отдела ВК РБ по адрес от дата N N..., воевал в составе... с дата по дата. Х.Г., дата года рождения, умер дата (свидетельство о смерти...).
Х.Р. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: адрес <...>, адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата... Х.Р. зарегистрирована и проживает в указанном жилом доме.
На заявление Х.Р. о постановке ее на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, распоряжением главы Администрации муниципального района адрес РБ от дата N... назначена межведомственная комиссия.
дата проведено обследование жилого дома, составлено заключение о признании жилого помещения по вышеуказанному адресу пригодным для постоянного проживания. Распоряжением главы Администрации муниципального района адрес РБ от дата N... данный акт утвержден.
Уведомлением администрации муниципального района адрес РБ от дата N... Х.Р. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку жилой дом, в котором она проживает, в установленном порядке аварийным не признан.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из заключения специалиста- члена общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" ИП Я. от дата N N..., согласно которому величина физического износа обследуемого жилого дома по адресу: адрес, <...>, адрес, составляет...%, а также из заключения начальника ОНД адрес УНД ГУ МЧС России по РБ Г.И., где указано, что дальнейшая эксплуатация здания расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, без проведения капитального ремонта может привести к возникновению пожара.
Ввиду наличия в деле противоречивых заключений на предмет пригодности спорного жилого дома для проживания, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ЗАО "Региональное бюро независимой экспертизы и оценки "Стандарт".
Как следует из заключения эксперта ЗАО "Региональное бюро независимой экспертизы и оценки "Стандарт" от дата, степень физического износа жилого дома, расположенного по адресу: РБ, Бураевский район, деревня Воткурзя, адрес, в настоящее время составляет...%. По состоянию на дата степень физического износа жилого дома должна была составлять...%, так как с момента обследования представителями общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации муниципального района адрес РБ до обследования экспертом ЗАО "РБНЭО "Стандарт" прошло... месяцев и значительных изменений произойти не могло. Текущее состояние основных несущих конструкций указанного жилого дома в настоящее время характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения. При замене пострадавших конструктивных элементов существует вероятность обрушения жилого дома. По состоянию на дата состояние основных несущих конструкций указанного жилого дома существенно измениться не могло, так как с момента обследования представителями общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации муниципального района адрес РБ до обследования экспертом ЗАО "РБНЭО "Стандарт" прошло 7 месяцев.
Каких-либо оснований не доверять заключению судебной строительно-технической экспертизы у судебной коллегии оснований не имеется. Экспертиза проведена уполномоченной организацией, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, ответы, на поставленные судом вопросы, сформулированы четко и являются однозначными.
При таких обстоятельствах отказ Администрации сельского поселения Тангатаровский сельсовет муниципального района муниципального района адрес Республики Башкортостан в признании Х.Р. нуждающейся в жилом помещении, изложенный в письме от дата N... не может быть признан законным и обоснованным.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно признал Х.Р. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязал администрацию MP адрес РБ поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из резолютивной части решения, суд удовлетворил исковые требования Х.Р. к общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения комиссии, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Между тем, каких либо требований к общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Х.Р. не заявлялось. Ответчиками по рассматриваемому делу были привлечены Администрация сельского поселения Тангатаровский сельсовет муниципального района муниципального района адрес Республики Башкортостан и Администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан.
В связи с чем решение суда подлежит изменению с изложением резолютивной части в следующей редакции: Признать незаконным отказ Администрации сельского поселения Тангатаровский сельсовет муниципального района муниципального района адрес Республики Башкортостан в признании Х.Р. нуждающейся в жилом помещении, изложенный в письме от дата N N... Признать Х.Р. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан поставить Х.Р. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Х.Р. является собственником жилого помещения, площадь которого превышает учетную норму для признания граждан нуждающимися в жилом помещении, а также то, что суду не представлены данные о том, что в составе семьи Х.Р. имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не влекут отмены правильного по сути решения суда, поскольку судом установлено, материалами дела подтверждено, что истица проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Бураевского районного суда Республики Башкортостан от дата изменить, изложив в следующей редакции.
Признать незаконным отказ Администрации сельского поселения Тангатаровский сельсовет муниципального района муниципального района адрес Республики Башкортостан в признании Х.Р. ФИО25 нуждающейся в жилом помещении, изложенный в письме от дата N N....
Признать Х.Р. ФИО27 нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан поставить Х.Р. ФИО26 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Председательствующий
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА

Судьи
О.В.ДЕМЯНЕНКО
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)