Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой А.Н.
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филипповой Н.А.
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8": Петровский Н.А., паспорт, доверенность от 19.11.2013 года;
- от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы": Арефьева Е.В., паспорт, доверенность от 28.04.2014 года N 06-12/3;
- от ответчика, муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск": не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 февраля 2014 года по делу N А71-13473/2013,
принятое судьей А.Р.Мелентьевой
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск"
об обязании обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества в многоквартирный дом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО УК "ЖРП N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском обязать общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") обеспечить подачу горячей воды в многоквартирный дом по адресу: г. Ижевск, ул. Дзержинского, 13 (до внешней стены многоквартирного дома) с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия на основании статей 8, 12, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (л.д. 5-9).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2014 года к участию в деле в качестве соответчика на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" (л.д. 118-120).
В судебных заседаниях 10.02.2014 года, 14.02.2014 года истец заявлял ходатайства об уточнении исковых требований, которые были рассмотрены в порядке статьи 159 АПК РФ и приняты судом в силу статьи 49 АПК РФ, в результате чего предметом рассмотрения суда первой инстанции явились требования ООО УК "ЖРП N 8" обязать ООО "УКС" и муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01.07.2014 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2014 года (резолютивная часть от 14.02.2014 года, судья А.Р.Мелентьева) исковые требования удовлетворены. Суд обязал муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" и ООО "УКС" обеспечить в срок не позднее 01 июля 2014 года подачу горячей воды с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Дзержинского, д. 13 (до внешней границы стены многоквартирного дома). С МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" за счет казны муниципального образования в пользу ООО УК "ЖРП N 8" взыскано 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. С ООО "УКС" в пользу ООО УК "ЖРП N 8" взыскано 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску (л.д. 136-143).
Ответчик, ООО "УКС", с решением суда первой инстанции не согласился по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Указывает, что причиной предоставления горячей воды ненадлежащего качества является отсутствие циркуляции горячего водоснабжения в тепловых сетях и во внутридомовой системе водоснабжения. Заявитель обращает внимание на то, что прокладка циркуляционного трубопровода до границ балансовой принадлежности с определенной долей вероятности может не обеспечить поставку горячей воды надлежащего качества конечному потребителю в отсутствие циркуляции внутридомовой системы водоснабжения. В связи с этим ООО "УКС" полагает, что суду необходимо было проанализировать ответственность истца за восстановление циркуляции внутридомовых инженерных сетей, которые в соответствии с пунктами 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), являются общим имуществом дома. Ссылаясь на положения статей 210, 539 ГК РФ, пункты 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, подпункт "д" пункта 2, пункт 5, подпункты "д", "ж", "и" пункта 10 Правил N 491, пункт 12 Приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункт 5.7 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализации зданий", Приказ Минрегионразвития от 02.09.2010 N 394 заявитель указывает, что на истца возложена обязанность самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, обеспечивать их постоянную готовность для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. Поскольку ООО "УКС" является арендатором квартальных тепловых сетей до внешней стены многоквартирных домов (граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), оно должно поставлять горячую воду надлежащего качества только до стены дома. На момент передачи собственником имущества в аренду на тепловых сетях циркуляция отсутствовала и проектом не была предусмотрена. В связи с этим заявитель приходит к выводу о том, что при доказанности факта отсутствия технической возможности подавать на указанный объект ресурс надлежащего качества, использование тепловых сетей по целевому назначению становится невозможным по независящим от арендатора причинам. В связи с изменением санитарно-эпидемиологических норм, состояние изношенности сетей невозможно было определить до момента начала эксплуатации сетей. Ссылаясь на пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", заявитель указывает, что на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды надлежащего качества. В связи с отсутствием циркуляционного трубопровода ООО "УКС" не имеет технической возможности для исполнения обязательств по поставке ГВС надлежащего качества. Осуществление прокладки циркуляционных трубопроводов возможно в рамках ежегодной ремонтной компании по техническому перевооружению объектов инженерной инфраструктуры города Ижевска. В утвержденном на 2014 год перечне работы по прокладке циркуляционного трубопровода к многоквартирному дому N 13 по ул. Дзержинского г. Ижевска не предусмотрены, в связи с чем осуществить соответствующие работы в межотопительный период не представляется возможным. Данные работы по реконструкции и перевооружению являются неотделимыми улучшениями, существенно повлияют на сроки отключения ГВС в многоквартирных домах, в связи с чем будет нарушено действующее законодательство.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, ООО УК "ЖРП N 8", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что выполнение работ по восстановлению циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в доме требует совместных действий со стороны собственника тепловых сетей и их арендатора. Установленный срок выполнения комплекса необходимых мероприятий (до 01.07.2014 года) обоснованно выбран с учетом окончания отопительного сезона 2013-2014 годов и начала нового отопительного сезона 2014-2015 годов.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск", письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, в связи с чем судом жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды имущества (долгосрочный) от 25.12.2008 N 1 (л.д. 96-99), договора аренды имущества (краткосрочный) N 518 от 05.12.2007 года (л.д. 100-106) ООО "УКС" является арендатором имущества МО "город Ижевск", связанного с обеспечением потребителей тепловой энергией и горячей водой на территории г. Ижевска, осуществляет производство бесперебойную передачу тепловой энергии и горячей воды, эксплуатацию и обслуживанию отопительной инфраструктуры г. Ижевска.
ООО УК "ЖРП N 8" является управляющей организацией, оказывающей предоставление коммунальных услуг в отношении ряда многоквартирных домов, расположенных в г. Ижевске, в том числе, в многоквартирный дом N 13 по ул. Дзержинского, что подтверждается протокол общего собрания собственников помещений от 30.12.2011 (л.д. 12-13) и договором управления от 01.01.2012 N 23/13 (л.д. 14-24).
Договор между ООО "УКС" и ООО УК "ЖРП N 8" не заключен по причине не урегулирования разногласий, что подтверждается письмами истца от 12.03.2013 N 500 (л.д. 25), от 08.07.2013 N 1700 (л.д. 26).
13.09.2013 года, 29.10.2013 года, 15.11.2013 года комиссией в составе представителей собственников помещений многоквартирного дома и управляющей организации проведены замеры температуры горячей воды, поставляемой ООО "УКС" на вводе в жилой дом, о чем составлены акты N 633, N 785, N 853 (л.д. 27-29), согласно которым температура горячей воды на вводе в многоквартирный дом составила 41 и 43 градусов Цельсия.
Согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии дома N 13 по ул. Дзержинского г. Ижевска, допущенного в эксплуатацию в установленном порядке (акты повторного допуска от 16.09.2013, от 03.11.2013 - л.д. 73-74), температура горячей воды, поставляемой ООО "УКС" в многоквартирный дом, не превышала 50 градусов Цельсия (л.д. 33-58).
Неоднократные обращения ООО УК "ЖРП N 8" к ООО "УКС" с требованием восстановить подачу горячей воды надлежащего качества (с соблюдением температурного режима), претензия от 02.10.2013 N 2012 (л.д. 30), телефонограммы (л.д. 31-32) оставлены последним без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что обоснованность требований ООО УК "ЖРП N 8" понудить ответчиков поставлять в многоквартирный жилой дом коммунальный ресурс надлежащего качества документально подтверждена.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителей истца и ответчика в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Требование об обязании ответчиков обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01.07.2014 года заявлено истцом на основании абзаца 7 статьи 12 ГК РФ, предусматривающего защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Факт наличия между сторонами фактических договорных отношений по поставке ресурсов, регулируемых параграфом 6 главы 30 ГК РФ, сторонами не оспаривается.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).
Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункт 1.3).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.4).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электроснабжения, а также информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Поскольку общедомовой прибор учета фиксирует температуру подаваемой горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон; представленные в материалы дела ведомости учета параметров теплопотребления, акты N 633, N 785, N 853 (л.д. 27-29) свидетельствуют о поставке энергоресурса ненадлежащего качества с нарушением температурного режима горячей воды, подаваемой на нужды населения, что противоречит требованиям статьи 542 ГК РФ и СанПиН 2.1.4.2496-09, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обоснованность требований истца о понуждении ответчиков поставлять в спорный многоквартирный дом коммунальный ресурс надлежащего качества документально подтверждена.
Как следует из материалов дела, ООО "УКС" в соответствии с договором аренды имущества (долгосрочный) от 25.12.2008 N 1, договором аренды имущества (краткосрочный) N 518 от 05.12.2007 года, заключенным с Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска, является арендатором муниципальных объектов отопительной инфраструктуры.
В силу пунктов 3.3.3 договоров аренды N 1 от 25.12.2008 года, N 518 от 05.12.2007 года арендатор (ООО "УКС") имеет право производить с письменного согласия Арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В Положении об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 30.10.2007 N 314 содержится перечень функций указанного Управления, среди которых - согласование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2.7).
Как следует из материалов дела, договором аренды от 05.12.2007 года N 518 на ООО "УКС" возложена обязанность по бесперебойному обеспечению потребителей г. Ижевска горячей водой, для этого ООО "УКС" вправе производить капитальный и текущий ремонт, а также реконструкцию отопительной инфраструктуры.
В данном случае реконструкция тепловых сетей предполагает устройство циркуляционного трубопровода, что является неотделимыми улучшениями. Условиями договора аренды предусмотрено, что неотделимые улучшения системы тепловых сетей должны производиться только с письменного согласия собственника имущества.
Статья 210 ГК РФ возлагает бремя содержания имущества на его собственника.
Выполнение работ по восстановлению циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в спорный дом требует совместных действий со стороны собственника сетей и их арендатора.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта поставки ответчиком - ООО "УКС" ресурса ненадлежащего качества, что является нарушением статьи 542 ГК РФ, и правомерно удовлетворил требования ООО УК "ЖРП N 8" обязать ООО "УКС" и МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01.07.2014 года.
Довод ООО "УКС о том, что прокладка циркуляционного трубопровода до границ балансовой принадлежности с определенной долей вероятности может не обеспечить поставку горячей воды надлежащего качества конечному потребителю в отсутствие циркуляции внутридомовой системы водоснабжения, основан на предположении, в порядке статьи 65 АПК РФ не подтвержден конкретными доказательствами.
Ссылка заявителя на то, что суду необходимо было проанализировать ответственность ООО УК "ЖРП N 8" за восстановление циркуляции внутридомовых инженерных сетей, поскольку ООО "УКС" является арендатором квартальных тепловых сетей до внешней стены многоквартирных домов (граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), должно поставлять горячую воду надлежащего качества только до стены дома, основанием к отмене судебного акта суда первой инстанции не является с учетом заявленных истцом требований.
Довод о том, что ООО "УКС" не имеет технической возможности для исполнения обязательств по поставке ГВС надлежащего качества в срок до 01.07.2014 года, поскольку в рамках ежегодной ремонтной компании по техническому перевооружению объектов инженерной инфраструктуры города Ижевска на 2014 год работы по прокладке циркуляционного трубопровода к многоквартирному дому N 13 по ул. Дзержинского г. Ижевска не предусмотрены, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Ответчик при указанных им обстоятельствах не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта по правилам статьи 324 АПК РФ при наличии для этого оснований, установленных процессуальным законом.
С учетом изложенного решение суда от 20.02.2014 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит. Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2014 года по делу N А71-13473/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
С.А.ЯРИНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2014 N 17АП-4534/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А71-13473/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. N 17АП-4534/2014-ГК
Дело N А71-13473/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой А.Н.
судей Назаровой В.Ю., Яринского С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филипповой Н.А.
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8": Петровский Н.А., паспорт, доверенность от 19.11.2013 года;
- от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы": Арефьева Е.В., паспорт, доверенность от 28.04.2014 года N 06-12/3;
- от ответчика, муниципального образования "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск": не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20 февраля 2014 года по делу N А71-13473/2013,
принятое судьей А.Р.Мелентьевой
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (ОГРН 1111840012767, ИНН 1840003344)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470), муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск"
об обязании обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества в многоквартирный дом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖРП N 8" (далее - ООО УК "ЖРП N 8", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском обязать общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") обеспечить подачу горячей воды в многоквартирный дом по адресу: г. Ижевск, ул. Дзержинского, 13 (до внешней стены многоквартирного дома) с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия на основании статей 8, 12, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (л.д. 5-9).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2014 года к участию в деле в качестве соответчика на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" (л.д. 118-120).
В судебных заседаниях 10.02.2014 года, 14.02.2014 года истец заявлял ходатайства об уточнении исковых требований, которые были рассмотрены в порядке статьи 159 АПК РФ и приняты судом в силу статьи 49 АПК РФ, в результате чего предметом рассмотрения суда первой инстанции явились требования ООО УК "ЖРП N 8" обязать ООО "УКС" и муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01.07.2014 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2014 года (резолютивная часть от 14.02.2014 года, судья А.Р.Мелентьева) исковые требования удовлетворены. Суд обязал муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "город Ижевск" и ООО "УКС" обеспечить в срок не позднее 01 июля 2014 года подачу горячей воды с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Дзержинского, д. 13 (до внешней границы стены многоквартирного дома). С МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" за счет казны муниципального образования в пользу ООО УК "ЖРП N 8" взыскано 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. С ООО "УКС" в пользу ООО УК "ЖРП N 8" взыскано 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску (л.д. 136-143).
Ответчик, ООО "УКС", с решением суда первой инстанции не согласился по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Указывает, что причиной предоставления горячей воды ненадлежащего качества является отсутствие циркуляции горячего водоснабжения в тепловых сетях и во внутридомовой системе водоснабжения. Заявитель обращает внимание на то, что прокладка циркуляционного трубопровода до границ балансовой принадлежности с определенной долей вероятности может не обеспечить поставку горячей воды надлежащего качества конечному потребителю в отсутствие циркуляции внутридомовой системы водоснабжения. В связи с этим ООО "УКС" полагает, что суду необходимо было проанализировать ответственность истца за восстановление циркуляции внутридомовых инженерных сетей, которые в соответствии с пунктами 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), являются общим имуществом дома. Ссылаясь на положения статей 210, 539 ГК РФ, пункты 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, подпункт "д" пункта 2, пункт 5, подпункты "д", "ж", "и" пункта 10 Правил N 491, пункт 12 Приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункт 5.7 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализации зданий", Приказ Минрегионразвития от 02.09.2010 N 394 заявитель указывает, что на истца возложена обязанность самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, обеспечивать их постоянную готовность для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества. Поскольку ООО "УКС" является арендатором квартальных тепловых сетей до внешней стены многоквартирных домов (граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), оно должно поставлять горячую воду надлежащего качества только до стены дома. На момент передачи собственником имущества в аренду на тепловых сетях циркуляция отсутствовала и проектом не была предусмотрена. В связи с этим заявитель приходит к выводу о том, что при доказанности факта отсутствия технической возможности подавать на указанный объект ресурс надлежащего качества, использование тепловых сетей по целевому назначению становится невозможным по независящим от арендатора причинам. В связи с изменением санитарно-эпидемиологических норм, состояние изношенности сетей невозможно было определить до момента начала эксплуатации сетей. Ссылаясь на пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", заявитель указывает, что на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды надлежащего качества. В связи с отсутствием циркуляционного трубопровода ООО "УКС" не имеет технической возможности для исполнения обязательств по поставке ГВС надлежащего качества. Осуществление прокладки циркуляционных трубопроводов возможно в рамках ежегодной ремонтной компании по техническому перевооружению объектов инженерной инфраструктуры города Ижевска. В утвержденном на 2014 год перечне работы по прокладке циркуляционного трубопровода к многоквартирному дому N 13 по ул. Дзержинского г. Ижевска не предусмотрены, в связи с чем осуществить соответствующие работы в межотопительный период не представляется возможным. Данные работы по реконструкции и перевооружению являются неотделимыми улучшениями, существенно повлияют на сроки отключения ГВС в многоквартирных домах, в связи с чем будет нарушено действующее законодательство.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, ООО УК "ЖРП N 8", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что выполнение работ по восстановлению циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в доме требует совместных действий со стороны собственника тепловых сетей и их арендатора. Установленный срок выполнения комплекса необходимых мероприятий (до 01.07.2014 года) обоснованно выбран с учетом окончания отопительного сезона 2013-2014 годов и начала нового отопительного сезона 2014-2015 годов.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик, МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск", письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание явку представителя не обеспечил, в связи с чем судом жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды имущества (долгосрочный) от 25.12.2008 N 1 (л.д. 96-99), договора аренды имущества (краткосрочный) N 518 от 05.12.2007 года (л.д. 100-106) ООО "УКС" является арендатором имущества МО "город Ижевск", связанного с обеспечением потребителей тепловой энергией и горячей водой на территории г. Ижевска, осуществляет производство бесперебойную передачу тепловой энергии и горячей воды, эксплуатацию и обслуживанию отопительной инфраструктуры г. Ижевска.
ООО УК "ЖРП N 8" является управляющей организацией, оказывающей предоставление коммунальных услуг в отношении ряда многоквартирных домов, расположенных в г. Ижевске, в том числе, в многоквартирный дом N 13 по ул. Дзержинского, что подтверждается протокол общего собрания собственников помещений от 30.12.2011 (л.д. 12-13) и договором управления от 01.01.2012 N 23/13 (л.д. 14-24).
Договор между ООО "УКС" и ООО УК "ЖРП N 8" не заключен по причине не урегулирования разногласий, что подтверждается письмами истца от 12.03.2013 N 500 (л.д. 25), от 08.07.2013 N 1700 (л.д. 26).
13.09.2013 года, 29.10.2013 года, 15.11.2013 года комиссией в составе представителей собственников помещений многоквартирного дома и управляющей организации проведены замеры температуры горячей воды, поставляемой ООО "УКС" на вводе в жилой дом, о чем составлены акты N 633, N 785, N 853 (л.д. 27-29), согласно которым температура горячей воды на вводе в многоквартирный дом составила 41 и 43 градусов Цельсия.
Согласно показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии дома N 13 по ул. Дзержинского г. Ижевска, допущенного в эксплуатацию в установленном порядке (акты повторного допуска от 16.09.2013, от 03.11.2013 - л.д. 73-74), температура горячей воды, поставляемой ООО "УКС" в многоквартирный дом, не превышала 50 градусов Цельсия (л.д. 33-58).
Неоднократные обращения ООО УК "ЖРП N 8" к ООО "УКС" с требованием восстановить подачу горячей воды надлежащего качества (с соблюдением температурного режима), претензия от 02.10.2013 N 2012 (л.д. 30), телефонограммы (л.д. 31-32) оставлены последним без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что обоснованность требований ООО УК "ЖРП N 8" понудить ответчиков поставлять в многоквартирный жилой дом коммунальный ресурс надлежащего качества документально подтверждена.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителей истца и ответчика в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Требование об обязании ответчиков обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01.07.2014 года заявлено истцом на основании абзаца 7 статьи 12 ГК РФ, предусматривающего защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Факт наличия между сторонами фактических договорных отношений по поставке ресурсов, регулируемых параграфом 6 главы 30 ГК РФ, сторонами не оспаривается.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).
Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункт 1.3).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.4).
Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электроснабжения, а также информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Поскольку общедомовой прибор учета фиксирует температуру подаваемой горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон; представленные в материалы дела ведомости учета параметров теплопотребления, акты N 633, N 785, N 853 (л.д. 27-29) свидетельствуют о поставке энергоресурса ненадлежащего качества с нарушением температурного режима горячей воды, подаваемой на нужды населения, что противоречит требованиям статьи 542 ГК РФ и СанПиН 2.1.4.2496-09, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обоснованность требований истца о понуждении ответчиков поставлять в спорный многоквартирный дом коммунальный ресурс надлежащего качества документально подтверждена.
Как следует из материалов дела, ООО "УКС" в соответствии с договором аренды имущества (долгосрочный) от 25.12.2008 N 1, договором аренды имущества (краткосрочный) N 518 от 05.12.2007 года, заключенным с Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска, является арендатором муниципальных объектов отопительной инфраструктуры.
В силу пунктов 3.3.3 договоров аренды N 1 от 25.12.2008 года, N 518 от 05.12.2007 года арендатор (ООО "УКС") имеет право производить с письменного согласия Арендодателя неотделимые улучшения арендованного имущества.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества (пункт 4 статьи 24 указанного Закона).
Кроме того, частью 1 статьи 24 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам статьей 24 Закона N 416-ФЗ изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
В Положении об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 30.10.2007 N 314 содержится перечень функций указанного Управления, среди которых - согласование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2.7).
Как следует из материалов дела, договором аренды от 05.12.2007 года N 518 на ООО "УКС" возложена обязанность по бесперебойному обеспечению потребителей г. Ижевска горячей водой, для этого ООО "УКС" вправе производить капитальный и текущий ремонт, а также реконструкцию отопительной инфраструктуры.
В данном случае реконструкция тепловых сетей предполагает устройство циркуляционного трубопровода, что является неотделимыми улучшениями. Условиями договора аренды предусмотрено, что неотделимые улучшения системы тепловых сетей должны производиться только с письменного согласия собственника имущества.
Статья 210 ГК РФ возлагает бремя содержания имущества на его собственника.
Выполнение работ по восстановлению циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в спорный дом требует совместных действий со стороны собственника сетей и их арендатора.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта поставки ответчиком - ООО "УКС" ресурса ненадлежащего качества, что является нарушением статьи 542 ГК РФ, и правомерно удовлетворил требования ООО УК "ЖРП N 8" обязать ООО "УКС" и МО "город Ижевск" в лице Администрации МО "город Ижевск" обеспечить подачу коммунального ресурса (горячей воды) надлежащего качества в срок до 01.07.2014 года.
Довод ООО "УКС о том, что прокладка циркуляционного трубопровода до границ балансовой принадлежности с определенной долей вероятности может не обеспечить поставку горячей воды надлежащего качества конечному потребителю в отсутствие циркуляции внутридомовой системы водоснабжения, основан на предположении, в порядке статьи 65 АПК РФ не подтвержден конкретными доказательствами.
Ссылка заявителя на то, что суду необходимо было проанализировать ответственность ООО УК "ЖРП N 8" за восстановление циркуляции внутридомовых инженерных сетей, поскольку ООО "УКС" является арендатором квартальных тепловых сетей до внешней стены многоквартирных домов (граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), должно поставлять горячую воду надлежащего качества только до стены дома, основанием к отмене судебного акта суда первой инстанции не является с учетом заявленных истцом требований.
Довод о том, что ООО "УКС" не имеет технической возможности для исполнения обязательств по поставке ГВС надлежащего качества в срок до 01.07.2014 года, поскольку в рамках ежегодной ремонтной компании по техническому перевооружению объектов инженерной инфраструктуры города Ижевска на 2014 год работы по прокладке циркуляционного трубопровода к многоквартирному дому N 13 по ул. Дзержинского г. Ижевска не предусмотрены, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Ответчик при указанных им обстоятельствах не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта по правилам статьи 324 АПК РФ при наличии для этого оснований, установленных процессуальным законом.
С учетом изложенного решение суда от 20.02.2014 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит. Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2014 года по делу N А71-13473/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Судьи
В.Ю.НАЗАРОВА
С.А.ЯРИНСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)