Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014
текст постановления изготовлен в полном объеме 20 марта 2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи С.Н. Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства "Кубовинское" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2013 по делу N А45-20168/2013 (судья Г.М. Емельянова)
по заявлению муниципального унитарного предприятия Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства "Кубовинское" (ОГРН 1055475013990, ИНН 5433159294) к государственной жилищной инспекции Новосибирской области об оспаривании постановления,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства "Кубовинское" (далее - заявитель, Предприятие, МУП ДЕЗ ЖКХ "Кубовинское") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - Инспекция, административный орган) от 15.10.2013 N 765-13.
Решением суда от 30.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприятие обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Инспекции от 15.10.2013 N 765-13.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Предприятие не обязано предоставлять услуги газоснабжения; не имеется вины Предприятия в отсутствии газа в конкретных квартирах дома; техническое обслуживание внутридомового газового оборудования осуществляет ОАО "Сибирьгазсервис"; решениями суда общей юрисдикции установлено отсутствие у Предприятия технической возможности оказания услуги газоснабжения.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция не согласна с доводами Предприятия, считает решение суда законным и обоснованным.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании обращения жителей многоквартирного жилого дома N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области Инспекцией проведены мероприятия по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности многоквартирного жилого дома, по предоставлению коммунальных услуг.
В результате указанных мероприятий установлено необеспечение Предприятием предоставления коммунальной услуги по газоснабжению в квартирах N 63, 67, 70, 73, 77 с 19.02.2013 по 20.08.2013.
Установленные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении N 05-08-023/09 от 21.08.2013.
15.10.2013 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 765-13, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о наличии в действиях Предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения; отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом указанного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 11 Приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальная услуга по газоснабжению должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно, в течение всего года, допустимая продолжительность перерыва газоснабжения не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Согласно ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления (пункт 4.12 ГОСТ).
При этом поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем (пункт 4.12.2 ГОСТ).
В соответствии с подпунктом "Б" пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, в результате проверочных мероприятий установлено отсутствие в период с 19.02.2013 по 20.08.2013 газоснабжения в квартирах N 63, 67, 70, 73, 77 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области.
Данное обстоятельство указывает на событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении решения судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 128 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования (далее - внутриквартирное газовое оборудование) и внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил.
В силу положений пункта 129 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме:
- в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме;
- в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения.
Как следует из решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 03.10.2013 по делу N 2-3524/13, в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области газ получают жильцы за исключением тех, которые не заключили договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение.
Указанное обстоятельство является основанием для отказа в обеспечении газоснабжением.
В силу пункта 132 Правил предоставления коммунальных услуг помимо случаев, предусмотренных пунктом 117 настоящих Правил, приостановление подачи газа потребителям допускается в случае:
а) отказа потребителем в допуске исполнителя в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения контрольной проверки состояния внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования в порядке, установленном подпунктом "е" пункта 34 настоящих Правил, - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;
б) отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, указанных в пункте 131 настоящих Правил, - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Обществом указано, что собственник квартиры N 70 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области отказался от заключения договора на техническое обслуживание ВКГО, а также ограничил доступ в квартиру с целью осмотра внутриквартирного газопровода и установки заглушки на газопровод.
При этом в силу конструктивной особенности системы газоснабжения указанного дома (прохождение внутридомового газопровода через межэтажные перекрытия квартир внутри жилых помещений, отсутствие доступа из помещений общего пользования к местам присоединения внутриквартирных газопроводов к внутридомовым) невозможность обеспечения газом квартиры N 70 лишает газоснабжения квартиры N 63, 67, 73, 77.
Данные обстоятельства административным органом не опровергнуты.
В связи с этим отсутствие газоснабжения в указанных квартирах не может свидетельствовать о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Кроме того, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, установлено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (пункт 5). Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (пункт 7).
Как указано Обществом, собственником квартиры N 70 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области не заключен договор на поставку газа с ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск", которое является поставщиком природного газа в многоквартирный жилой дом N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области после технического переоснащения на иной способ подачи энергоносителя и его вида.
Административным органом указанное обстоятельство не оспаривается.
При таких обстоятельствах Общество было лишено возможности обеспечить подачу газа в квартиру N 70 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области и, соответственно, в квартиры N 63, 67, 73, 77.
Арбитражный апелляционный суд также отмечает следующее.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг настоящие Правила регулируют, в том числе отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В рамках реализуемой в Новосибирской области долгосрочной целевой программы "Развитие газификации территорий населенных пунктов Новосибирской области на 2012 - 2016 годы" предусмотрено оснащение населенных пунктов подачей природного газа. Применительно к поселку Красный Яр, ранее газифицированного и обеспечиваемого сжиженным газом, оснащение возможно в виде перевода на другой энергоноситель - природный газ. Ранее коммунальной услугой газоснабжение (сжиженный газ) поселок обеспечивало Предприятие на основании заключенных договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Начиная с декабря 2012 года в рамках работ по техническому переоснащению на иной способ подачи энергоносителя и его вида, администрацией Кубовинского сельского Совета и Предприятием проводилась работа по оповещению населения поселка о предстоящих изменениях в условиях газоснабжения и обеспечения коммунальными услугами; население неоднократно уведомлялось о переходе газоснабжения поселка на природный газ.
Постановлением главы администрации Кубовинского сельского Совета от 19.02.2013 N 62а в существующую схему теплоснабжения поселка Красный Яр внесены изменения - осуществлен перевод на газоснабжение природным газом.
Владельцами квартир многоквартирного жилого дома N 30 в поселке Красный Яр заключены договоры на поставку газа с ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск". Между Предприятием и собственниками квартир многоквартирного жилого дома N 30 в поселке Красный Яр заключены новые договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг, не содержащие услуг по газоснабжению. Оплата газоснабжения Предприятию потребителями не осуществляется.
Доказательств обратного административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что с февраля 2013 года Предприятие не является исполнителем коммунальной услуги газоснабжения в смысле Правил предоставления коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляет лишь содержание внутридомового газового оборудования.
При этом отсутствие газоснабжения в квартирах N 70, 63, 67, 73, 77 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области не связано с ненадлежащим исполнением Предприятием обязанностей по содержанию внутридомового газового оборудования, а обусловлено несоблюдением потребителями, в частности, собственником квартиры N 70 Правил предоставления коммунальных услуг и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения влечет прекращение административного производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, постановление Инспекции от 15.10.2013 N 765-13 является незаконным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Предприятием требований.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2013 по делу N А45-20168/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 15.10.2013 N 765-13.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2014 ПО ДЕЛУ N А45-20168/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. по делу N А45-20168/2013
резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014
текст постановления изготовлен в полном объеме 20 марта 2014
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи С.Н. Хайкиной
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства "Кубовинское" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2013 по делу N А45-20168/2013 (судья Г.М. Емельянова)
по заявлению муниципального унитарного предприятия Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства "Кубовинское" (ОГРН 1055475013990, ИНН 5433159294) к государственной жилищной инспекции Новосибирской области об оспаривании постановления,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства "Кубовинское" (далее - заявитель, Предприятие, МУП ДЕЗ ЖКХ "Кубовинское") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - Инспекция, административный орган) от 15.10.2013 N 765-13.
Решением суда от 30.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприятие обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Инспекции от 15.10.2013 N 765-13.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Предприятие не обязано предоставлять услуги газоснабжения; не имеется вины Предприятия в отсутствии газа в конкретных квартирах дома; техническое обслуживание внутридомового газового оборудования осуществляет ОАО "Сибирьгазсервис"; решениями суда общей юрисдикции установлено отсутствие у Предприятия технической возможности оказания услуги газоснабжения.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция не согласна с доводами Предприятия, считает решение суда законным и обоснованным.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании обращения жителей многоквартирного жилого дома N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области Инспекцией проведены мероприятия по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности многоквартирного жилого дома, по предоставлению коммунальных услуг.
В результате указанных мероприятий установлено необеспечение Предприятием предоставления коммунальной услуги по газоснабжению в квартирах N 63, 67, 70, 73, 77 с 19.02.2013 по 20.08.2013.
Установленные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении N 05-08-023/09 от 21.08.2013.
15.10.2013 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 765-13, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о наличии в действиях Предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения; отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объектом указанного правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 11 Приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальная услуга по газоснабжению должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно, в течение всего года, допустимая продолжительность перерыва газоснабжения не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.
Согласно ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления (пункт 4.12 ГОСТ).
При этом поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем (пункт 4.12.2 ГОСТ).
В соответствии с подпунктом "Б" пункта 122 Правил предоставления коммунальных услуг действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, в результате проверочных мероприятий установлено отсутствие в период с 19.02.2013 по 20.08.2013 газоснабжения в квартирах N 63, 67, 70, 73, 77 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области.
Данное обстоятельство указывает на событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Вместе с тем, при вынесении решения судом первой инстанции не учтено следующее.
Пунктом 128 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования (далее - внутриквартирное газовое оборудование) и внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил.
В силу положений пункта 129 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.
Пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме:
- в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме;
- в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения.
Как следует из решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 03.10.2013 по делу N 2-3524/13, в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области газ получают жильцы за исключением тех, которые не заключили договоры на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение.
Указанное обстоятельство является основанием для отказа в обеспечении газоснабжением.
В силу пункта 132 Правил предоставления коммунальных услуг помимо случаев, предусмотренных пунктом 117 настоящих Правил, приостановление подачи газа потребителям допускается в случае:
а) отказа потребителем в допуске исполнителя в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение для проведения контрольной проверки состояния внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования в порядке, установленном подпунктом "е" пункта 34 настоящих Правил, - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;
б) отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования, указанных в пункте 131 настоящих Правил, - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Обществом указано, что собственник квартиры N 70 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области отказался от заключения договора на техническое обслуживание ВКГО, а также ограничил доступ в квартиру с целью осмотра внутриквартирного газопровода и установки заглушки на газопровод.
При этом в силу конструктивной особенности системы газоснабжения указанного дома (прохождение внутридомового газопровода через межэтажные перекрытия квартир внутри жилых помещений, отсутствие доступа из помещений общего пользования к местам присоединения внутриквартирных газопроводов к внутридомовым) невозможность обеспечения газом квартиры N 70 лишает газоснабжения квартиры N 63, 67, 73, 77.
Данные обстоятельства административным органом не опровергнуты.
В связи с этим отсутствие газоснабжения в указанных квартирах не может свидетельствовать о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Кроме того, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, установлено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (пункт 5). Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (пункт 7).
Как указано Обществом, собственником квартиры N 70 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области не заключен договор на поставку газа с ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск", которое является поставщиком природного газа в многоквартирный жилой дом N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области после технического переоснащения на иной способ подачи энергоносителя и его вида.
Административным органом указанное обстоятельство не оспаривается.
При таких обстоятельствах Общество было лишено возможности обеспечить подачу газа в квартиру N 70 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области и, соответственно, в квартиры N 63, 67, 73, 77.
Арбитражный апелляционный суд также отмечает следующее.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг настоящие Правила регулируют, в том числе отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В рамках реализуемой в Новосибирской области долгосрочной целевой программы "Развитие газификации территорий населенных пунктов Новосибирской области на 2012 - 2016 годы" предусмотрено оснащение населенных пунктов подачей природного газа. Применительно к поселку Красный Яр, ранее газифицированного и обеспечиваемого сжиженным газом, оснащение возможно в виде перевода на другой энергоноситель - природный газ. Ранее коммунальной услугой газоснабжение (сжиженный газ) поселок обеспечивало Предприятие на основании заключенных договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Начиная с декабря 2012 года в рамках работ по техническому переоснащению на иной способ подачи энергоносителя и его вида, администрацией Кубовинского сельского Совета и Предприятием проводилась работа по оповещению населения поселка о предстоящих изменениях в условиях газоснабжения и обеспечения коммунальными услугами; население неоднократно уведомлялось о переходе газоснабжения поселка на природный газ.
Постановлением главы администрации Кубовинского сельского Совета от 19.02.2013 N 62а в существующую схему теплоснабжения поселка Красный Яр внесены изменения - осуществлен перевод на газоснабжение природным газом.
Владельцами квартир многоквартирного жилого дома N 30 в поселке Красный Яр заключены договоры на поставку газа с ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск". Между Предприятием и собственниками квартир многоквартирного жилого дома N 30 в поселке Красный Яр заключены новые договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг, не содержащие услуг по газоснабжению. Оплата газоснабжения Предприятию потребителями не осуществляется.
Доказательств обратного административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что с февраля 2013 года Предприятие не является исполнителем коммунальной услуги газоснабжения в смысле Правил предоставления коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляет лишь содержание внутридомового газового оборудования.
При этом отсутствие газоснабжения в квартирах N 70, 63, 67, 73, 77 в многоквартирном жилом доме N 30 в поселке Красный Яр Новосибирской области не связано с ненадлежащим исполнением Предприятием обязанностей по содержанию внутридомового газового оборудования, а обусловлено несоблюдением потребителями, в частности, собственником квартиры N 70 Правил предоставления коммунальных услуг и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения влечет прекращение административного производства по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, постановление Инспекции от 15.10.2013 N 765-13 является незаконным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Предприятием требований.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.12.2013 по делу N А45-20168/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 15.10.2013 N 765-13.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)