Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А., рассмотрев 11.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2014 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 (судьи Протас Н.И., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А26-8460/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 11, лит. В, ОГРН 1031000052335, ИНН 1001012709 (далее - ОАО "ПКС"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к товариществу собственников жилья "Ленина 28А", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 28, лит. А, ОГРН 1131001005585, ИНН 1001269616 (далее - ТСЖ), о взыскании 99 264 руб. 17 коп. задолженности по договору теплоснабжения за период с июня по август 2013 года и 1669 руб. 59 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.07.2014, ОАО "ПКС" в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней ОАО "ПКС", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, выводы судов о том, что плата за услуги отопления должна рассчитываться и уплачиваться только в течение отопительного периода, противоречат пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) и пункту 1 постановления Правительства Республики Карелия от 07.09.2012 N 279-П "О применении в 2012 - 2014 годах на территории Республики Карелия порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307" (далее - Постановление N 279-П).
ТСЖ в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Стороны надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, однако полномочных представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между ОАО "ПКС" (Энергоснабжающая организация) и ТСЖ (Абонент) заключен договор теплоснабжения от 11.04.2013 N 100-2-31-08436-01-01, по условиям которого Энергоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию и горячую воду в многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении Абонента, а Абонент - принимать и оплачивать тепловую энергию.
В спорном периоде общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме отсутствовал.
Расчет стоимости тепловой энергии за период с июня по август 2013 года произведен Энергоснабжающей организацией исходя из нормативов потребления, установленных решением сессии Петрозаводского городского Совета от 26.12.2007 N XXVI/XIV-194 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений" (далее - Решение N 194), и с использованием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Неисполнение ТСЖ обязательств по оплате тепловой энергии, поставленной на нужды отопления, послужило основанием для обращения ОАО "ПКС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали ОАО "ПКС" в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что плата за услуги отопления должна рассчитываться и вноситься только в течение отопительного периода.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Взаимоотношения сторон по поставке энергии регулируются нормами статей 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Предоставление коммунальных услуг гражданам, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в спорный период регулировались Правилами N 354.
Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами N 354, предписывает начислять плату за отопление только в отопительный период.
С момента вступления в силу Правил N 354 постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утратило силу, за исключением пунктов 15 - 28 и пунктов 1 - 4 Приложения N 2 Правил N 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя как норматив потребления тепловой энергии на отопление.
Решением N 194 утверждены нормативы потребления тепловой энергии. Согласно Решению N 194 норматив потребления тепловой энергии для многоквартирного дома, находящегося в управлении ТСЖ, составляет 0,016 Гкал/кв. м общей площади в месяц.
Суды со ссылкой на преамбулу Решения N 194 и пункт 18 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) сделали вывод о том, что согласно действующей в спорный период редакции Правил N 306 норматив потребления тепловой энергии устанавливается в расчете на отопительный период.
Вместе с тем суды не приняли во внимание, что в соответствии с Постановлением N 857 (в редакции, относящейся к рассматриваемому периоду) Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом особенностей. В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 (подпункт "б" пункта 1 Постановления N 857).
При рассмотрении дела стороны указывали, что пунктом 1 Постановления N 279-П предписано использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Республики Карелия по состоянию на 30.06.2012, то есть установленные Решением N 194.
Однако в нарушение требований статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суды не оценили приведенные сторонами доводы и не применили к спорным правоотношениям Постановление N 279-П, на которое ссылались лица, участвующие в деле.
Признав необоснованным взимание платы за отопление в течение летних месяцев, суды исходили из того, что в Решении N 194 не указано, каким способом определен норматив потребления тепловой энергии 0,016 Гкал/ кв. м (как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период, либо как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года).
Вместе с тем, как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, суды должны были исследовать вопрос о том, какую долю величина утвержденного Решением N 194 норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимого для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, поскольку этот вопрос имеет существенное значение для оценки обоснованности применявшегося ОАО "ПКС" расчета стоимости тепловой энергии за спорный период.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Судами не применены нормы права, подлежащие применению. В связи с этим судебные акты на основании пункта 3 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и объективно установить фактические обстоятельства и, оценив доводы сторон, приведенные ими в подтверждение своих требований и возражений, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А26-8460/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
Е.О.МАТЛИНА
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2014 ПО ДЕЛУ N А26-8460/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А26-8460/2013
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А., рассмотрев 11.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2014 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 (судьи Протас Н.И., Есипова О.И., Зотеева Л.В.) по делу N А26-8460/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 11, лит. В, ОГРН 1031000052335, ИНН 1001012709 (далее - ОАО "ПКС"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к товариществу собственников жилья "Ленина 28А", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 28, лит. А, ОГРН 1131001005585, ИНН 1001269616 (далее - ТСЖ), о взыскании 99 264 руб. 17 коп. задолженности по договору теплоснабжения за период с июня по август 2013 года и 1669 руб. 59 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.07.2014, ОАО "ПКС" в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней ОАО "ПКС", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, выводы судов о том, что плата за услуги отопления должна рассчитываться и уплачиваться только в течение отопительного периода, противоречат пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857) и пункту 1 постановления Правительства Республики Карелия от 07.09.2012 N 279-П "О применении в 2012 - 2014 годах на территории Республики Карелия порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307" (далее - Постановление N 279-П).
ТСЖ в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Стороны надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, однако полномочных представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между ОАО "ПКС" (Энергоснабжающая организация) и ТСЖ (Абонент) заключен договор теплоснабжения от 11.04.2013 N 100-2-31-08436-01-01, по условиям которого Энергоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию и горячую воду в многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении Абонента, а Абонент - принимать и оплачивать тепловую энергию.
В спорном периоде общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме отсутствовал.
Расчет стоимости тепловой энергии за период с июня по август 2013 года произведен Энергоснабжающей организацией исходя из нормативов потребления, установленных решением сессии Петрозаводского городского Совета от 26.12.2007 N XXVI/XIV-194 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление жилых помещений" (далее - Решение N 194), и с использованием Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Неисполнение ТСЖ обязательств по оплате тепловой энергии, поставленной на нужды отопления, послужило основанием для обращения ОАО "ПКС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали ОАО "ПКС" в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на то, что плата за услуги отопления должна рассчитываться и вноситься только в течение отопительного периода.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, исходя из следующего.
Взаимоотношения сторон по поставке энергии регулируются нормами статей 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Предоставление коммунальных услуг гражданам, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в спорный период регулировались Правилами N 354.
Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный Правилами N 354, предписывает начислять плату за отопление только в отопительный период.
С момента вступления в силу Правил N 354 постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утратило силу, за исключением пунктов 15 - 28 и пунктов 1 - 4 Приложения N 2 Правил N 307 в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя как норматив потребления тепловой энергии на отопление.
Решением N 194 утверждены нормативы потребления тепловой энергии. Согласно Решению N 194 норматив потребления тепловой энергии для многоквартирного дома, находящегося в управлении ТСЖ, составляет 0,016 Гкал/кв. м общей площади в месяц.
Суды со ссылкой на преамбулу Решения N 194 и пункт 18 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) сделали вывод о том, что согласно действующей в спорный период редакции Правил N 306 норматив потребления тепловой энергии устанавливается в расчете на отопительный период.
Вместе с тем суды не приняли во внимание, что в соответствии с Постановлением N 857 (в редакции, относящейся к рассматриваемому периоду) Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом особенностей. В частности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 (подпункт "б" пункта 1 Постановления N 857).
При рассмотрении дела стороны указывали, что пунктом 1 Постановления N 279-П предписано использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Республики Карелия по состоянию на 30.06.2012, то есть установленные Решением N 194.
Однако в нарушение требований статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суды не оценили приведенные сторонами доводы и не применили к спорным правоотношениям Постановление N 279-П, на которое ссылались лица, участвующие в деле.
Признав необоснованным взимание платы за отопление в течение летних месяцев, суды исходили из того, что в Решении N 194 не указано, каким способом определен норматив потребления тепловой энергии 0,016 Гкал/ кв. м (как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящаяся на этот отопительный период, либо как часть общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимой для отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, приходящегося на каждый из 12 месяцев года).
Вместе с тем, как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 8413/11, суды должны были исследовать вопрос о том, какую долю величина утвержденного Решением N 194 норматива составляет от общегодового нормативного количества тепловой энергии, необходимого для бесперебойного круглосуточного отопления многоквартирного жилого дома в течение отопительного периода, поскольку этот вопрос имеет существенное значение для оценки обоснованности применявшегося ОАО "ПКС" расчета стоимости тепловой энергии за спорный период.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты при неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Судами не применены нормы права, подлежащие применению. В связи с этим судебные акты на основании пункта 3 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, полно и объективно установить фактические обстоятельства и, оценив доводы сторон, приведенные ими в подтверждение своих требований и возражений, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А26-8460/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
Е.О.МАТЛИНА
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)