Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Власенко М.В., представитель по доверенности от 22.01.2013 N 06;
- от главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Поляков В.Н.., представитель по доверенности от 03.07.2013 N 01-30-6689;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 02.07.2013
по делу N А73-3168/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, далее - уполномоченный орган), являющемуся правопреемником государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края, о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 24.12.2012 N 3-872/44.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2013 по делу N А73-3168/2013 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 02.07.2013 по делу N А73-3168/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа против доводов апелляционной жалобы учреждения возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2013 по делу N А73-3168/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жильца дома N 4 "А" по пер.Батарейному г. Хабаровска государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского проведена внеплановая проверка содержания данного дома.
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения содержания жилого дома по пер. Батарейному, 4 "А" в г. Хабаровске, техническое состояние которого не соответствует пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, выражающиеся в том, что лифт в доме отключен как отработавший нормативный срок эксплуатации.
Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края в адрес учреждения 24.12.2012 вынесено предписание N 3-872/44, в соответствии с которым последнему предписано в срок до 10.03.2013 обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Оспаривая законность и обоснованность названного предписания, учреждение обратилось в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных учреждением требований. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) и статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) следует, что наймодателем является лицо, уполномоченное собственником жилого помещения государственного жилищного фонда.
В силу части 2 статьи 65 ЖК РФ и части 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Статья 16 Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее Закон о приватизации) возлагает на бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, модернизация жилых зданий, в том числе устройство лифтов относится к капитальному ремонту.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относится ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов" эксплуатация лифта представляет собой стадию жизненного цикла, включающая использование по назначению, осмотры, техническое обслуживание и ремонт лифта. Подпунктом 4 пункта 12 указанного постановления не допускается эксплуатация лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 настоящего технического регламента. При отсутствии в паспорте лифта сведений о назначенном сроке службы для лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.
Из пункта 12.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (далее Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) следует, что эксплуатирующая организация обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
В силу примечания раздела 12 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов следует, что владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.
Как следует из представленных в материалах дела технических паспортов и экспертиз промышленной безопасности на предмет продления срока безопасной эксплуатации лифтов NN 2009-07-21, 2009-07-22, 2009-07-23, в доме N 4 "А" по пер. Батарейному в г. Хабаровске установлены лифты 1976 года изготовления, которые находятся в состоянии, не допускающем их безопасную эксплуатацию, оборудование лифтов не имеет остаточного ресурса.
Как установлено судом второй инстанции, на момент окончания нормативных сроков эксплуатации вышеуказанных лифтов наймодателем жилых помещений было Федеральное государственное учреждение "Квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.07.2010 N 756 Федеральное государственное учреждение "Квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, учреждение является бывшим наймодателем жилых помещений дома N 4 "А" по пер. Батарейному в г. Хабаровске и обязано осуществить замену или модернизацию лифтов.
Реорганизация учреждения, в результате которой к нему были присоединены другие юридические лица, не повлияла на его обязанность, как бывшего наймодателя, осуществить капитальный ремонт.
Довод учреждения об отсутствии государственной регистрации за ним права оперативного управления, судом апелляционной инстанции отклоняется на том основании, что указанное обстоятельство не освобождает бывшего наймодателя от исполнения обязанности по замене и модернизации лифтов в силу указанных выше положений статьи 16 Закона о приватизации.
Доводы заявителя жалобы о том, что обязанность по содержанию жилищного фонда возлагается на собственников жилых помещений, апелляционный суд отклоняет. Исходя из системного толкования статьи 16 Закона о приватизации, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Таким образом, обязанность осуществлять капитальный ремонт дома N 4 "А" по пер. Батарейному в г. Хабаровске может быть возложена на управляющую компанию и собственников жилых помещений только на последующие капитальные ремонты после исполнения бывшим наймодателем обязательств по капитальному ремонту в многоквартирном доме.
Ссылка учреждения на приказ Министра обороны Российской Федерации N 205/6338 от 22.06.2012 по включению в план капитального ремонта на 2012 год спорного лифтового хозяйства судом первой инстанции отклонена обоснованно, с указанием на отсутствие доказательств проведения соответствующего ремонта.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2013 по делу N А73-3168/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2013 N 06АП-4177/2013 ПО ДЕЛУ N А73-3168/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. N 06АП-4177/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Власенко М.В., представитель по доверенности от 22.01.2013 N 06;
- от главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: Поляков В.Н.., представитель по доверенности от 03.07.2013 N 01-30-6689;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 02.07.2013
по делу N А73-3168/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
к главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, далее - уполномоченный орган), являющемуся правопреемником государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края, о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 24.12.2012 N 3-872/44.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2013 по делу N А73-3168/2013 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 02.07.2013 по делу N А73-3168/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа против доводов апелляционной жалобы учреждения возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2013 по делу N А73-3168/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением жильца дома N 4 "А" по пер.Батарейному г. Хабаровска государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского проведена внеплановая проверка содержания данного дома.
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения содержания жилого дома по пер. Батарейному, 4 "А" в г. Хабаровске, техническое состояние которого не соответствует пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, выражающиеся в том, что лифт в доме отключен как отработавший нормативный срок эксплуатации.
Государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края в адрес учреждения 24.12.2012 вынесено предписание N 3-872/44, в соответствии с которым последнему предписано в срок до 10.03.2013 обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Оспаривая законность и обоснованность названного предписания, учреждение обратилось в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных учреждением требований. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) и статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) следует, что наймодателем является лицо, уполномоченное собственником жилого помещения государственного жилищного фонда.
В силу части 2 статьи 65 ЖК РФ и части 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Статья 16 Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее Закон о приватизации) возлагает на бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3 приложения N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, модернизация жилых зданий, в том числе устройство лифтов относится к капитальному ремонту.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относится ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов" эксплуатация лифта представляет собой стадию жизненного цикла, включающая использование по назначению, осмотры, техническое обслуживание и ремонт лифта. Подпунктом 4 пункта 12 указанного постановления не допускается эксплуатация лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 настоящего технического регламента. При отсутствии в паспорте лифта сведений о назначенном сроке службы для лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.
Из пункта 12.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов" (далее Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) следует, что эксплуатирующая организация обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
В силу примечания раздела 12 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов следует, что владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.
Как следует из представленных в материалах дела технических паспортов и экспертиз промышленной безопасности на предмет продления срока безопасной эксплуатации лифтов NN 2009-07-21, 2009-07-22, 2009-07-23, в доме N 4 "А" по пер. Батарейному в г. Хабаровске установлены лифты 1976 года изготовления, которые находятся в состоянии, не допускающем их безопасную эксплуатацию, оборудование лифтов не имеет остаточного ресурса.
Как установлено судом второй инстанции, на момент окончания нормативных сроков эксплуатации вышеуказанных лифтов наймодателем жилых помещений было Федеральное государственное учреждение "Квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 05.07.2010 N 756 Федеральное государственное учреждение "Квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании изложенного, учреждение является бывшим наймодателем жилых помещений дома N 4 "А" по пер. Батарейному в г. Хабаровске и обязано осуществить замену или модернизацию лифтов.
Реорганизация учреждения, в результате которой к нему были присоединены другие юридические лица, не повлияла на его обязанность, как бывшего наймодателя, осуществить капитальный ремонт.
Довод учреждения об отсутствии государственной регистрации за ним права оперативного управления, судом апелляционной инстанции отклоняется на том основании, что указанное обстоятельство не освобождает бывшего наймодателя от исполнения обязанности по замене и модернизации лифтов в силу указанных выше положений статьи 16 Закона о приватизации.
Доводы заявителя жалобы о том, что обязанность по содержанию жилищного фонда возлагается на собственников жилых помещений, апелляционный суд отклоняет. Исходя из системного толкования статьи 16 Закона о приватизации, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения. Таким образом, обязанность осуществлять капитальный ремонт дома N 4 "А" по пер. Батарейному в г. Хабаровске может быть возложена на управляющую компанию и собственников жилых помещений только на последующие капитальные ремонты после исполнения бывшим наймодателем обязательств по капитальному ремонту в многоквартирном доме.
Ссылка учреждения на приказ Министра обороны Российской Федерации N 205/6338 от 22.06.2012 по включению в план капитального ремонта на 2012 год спорного лифтового хозяйства судом первой инстанции отклонена обоснованно, с указанием на отсутствие доказательств проведения соответствующего ремонта.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2013 по делу N А73-3168/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)