Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2013 ПО ДЕЛУ N А42-2908/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. по делу N А42-2908/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
- от заявителя: Кулеш О.И. - директор (приказ от 24.07.2012 N 1);
- от ответчика: не явились - извещены (уведомление N 18038);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21062/2013) ООО "Управляющая компания "ФЕНИКС" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.08.2013 по делу N А42-2908/2013 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "ФЕНИКС"
к Административной комиссии муниципального образования Кандалакшский район
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

ООО "Управляющая компания "ФЕНИКС" (184046, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Наймушина, д. 7, ОГРН 1125102000385, далее - ООО "УК "ФЕНИКС", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии муниципального образования Кандалакшский район (184046, Мурманская обл., г. Кандалакша, ул. Первомайская, д. 34. ОГРН 1065102000017, далее - Административная комиссия) от 10.04.2013 N 161 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8 Закона Мурманской области от 06.06.2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" и прекращении производства по административному делу.
Решением суда первой инстанции ООО "УК "ФЕНИКС" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "ФЕНИКС" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что в решении суда ошибочно указано, что снежные глыбы, причинившие вред здоровью несовершеннолетнему гражданину свисали с кромки крыши, тогда как они находились на ее поверхности. Представитель пояснил, что участок на кровле между смотровым окном и вентиляционной шахтой на склоне кровли убрать невозможно в связи с тем, что на кровле отсутствует возможность пристегнуть страховочный трос, кроме того, на кровле отсутствуют снегозадержатели или снегоулавливатели, которые предотвращают лавинный сход снега. По мнению общества, привлечению к административной ответственности подлежит ООО "Эталон Сервис", с которым у управляющей компании заключен договор на уборку мест общего пользования и придомовой территории.
Административная комиссия МО Кандалакшский район, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направила.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, прокуратурой г. Кандалакша проведена проверка фактов, изложенных в заявлении гражданки Панкрушевой Г.Г. по факту причинения ее несовершеннолетнему сыну телесных повреждений упавшей на него наледи, с кровли дома N 26А по улице Кировской в городе Кандалакша.
В ходе проверки установлено, что управление домом N 26 по улице Кировской осуществляет ООО "УК "ФЕНИКС" по договору от 20.12.2012 (с приложением N 1,3,4).
На основании протокола осмотра места происшествия от 24.03.2013, информации из медицинского учреждения от 24.03.2013, и.о. прокурора города Кандалакши 26.03.2013 вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО "УК "ФЕНИКС" дела об административном правонарушении N 4-99в-2013, предусмотренном статьей 8 Закона Мурманской области от 06.06.2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО).
Данное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки были направлены на рассмотрение в Административную комиссию МО Кандалакшский район.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, 10.04.2013 Административной комиссией МО Кандалакшский район, в присутствии представителя общества, вынесено постановление N 161 о привлечении ООО "УК "ФЕНИКС" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8 Закона N 401-01-ЗМО, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление им управляющей организацией на основании предусмотренного статьей 162 ЖК РФ договора управления многоквартирным домом, заключенного в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Подпунктом "б" статьи 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) установлено, что крыши многоквартирных домов входят в состав общего имущества и в соответствии со статьей 10 указанных Правил должны содержаться в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Пунктом 3.6.14 Правил предусмотрено, что накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы.
Согласно абз. 1, 2 п. 4.6.4.6 Правил, крыши с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега. Очистка от снега и льда крыш должна поручаться рабочим, знающим правила содержания кровли, имеющим допуск работы на высоте, и выполняться только деревянными лопатами.
Пунктом 4.6.1.23 (абз. 2, 6) Правил предусмотрено, что удаление наледей и сосулек с кровли производиться по мере необходимости. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
В соответствии с абз. 5 п. 4.8.10 Правил, козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега.
С учетом вышеизложенного, удаление снежных и ледяных глыб, сосулек с крыш жилых домов, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Судом первой инстанции установлено, что 20.12.2012 обществом, как управляющей компанией, заключен с собственниками помещений договор управления многоквартирным домом N 26А по улице Кировской в городе Кандалакша.
Согласно пунктам 2.1, 2.1.2, 3.11 приложения N 2 к данному договору на управляющую компанию возложена обязанность по удалению с крыш домов снег и наледь по мере необходимости.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод управляющей компании о заключении ей договора по уборке мест общего пользования и придомовой территории с ООО "Эталон Сервис", поскольку в силу действующего законодательства на последнее не возлагается бремя содержания соответствующего имущества, указанное лицо может нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей, при контроле со стороны управляющей компании качества порученных работ.
Таким образом, ответственное за надлежащее состояние и содержание общего имущества спорного дома, общество обязано по мере необходимости, то есть незамедлительно, предпринимать меры по удалению снежных и ледяных глыб, сосулек, свисающих с крыш подведомственного ему жилого дома, а неисполнение такой обязанности образует событие и состав правонарушения, предусмотренного статьей 8 Закона N 401-01-ЗМО.
Статьей 8 Закона N 401-01-ЗМО предусмотрено, что непринятие соответствующими службами мер к удалению снежных и ледяных глыб, сосулек, строительного инвентаря, фрагментов кровли и других предметов, свисающих со зданий, сооружений и их конструктивных элементов и создающих угрозу жизни и здоровью граждан, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Толкование статьи 8 Закона N 401-01-ЗМО, подразумевает ответственность организации в случае непринятия мер к удалению снежных и ледяных глыб, которые находятся в таком состоянии на поверхности кровель, что создают угрозу жизни и здоровью граждан. Заявитель, как организация, ответственная за содержание жилого дома, обязана регулярно выполнять очистку крыш от снега по мере его скопления в объемах, не превышающем установленные законодательством размеры, в целях недопущения накопления снега, образования наледи и сосулек на здании, тем более обязана немедленно, удалять образовавшуюся наледь и сосульки для обеспечения безопасного движения пешеходов и сохранности всех видов имущества, а также элементов здания, благоустройства и зеленых насаждений. Обязанность по проведению работ по очистке кровель от снега, уборке сосулек не ставится в зависимость от размера наледи и сосулек, а также наличия либо отсутствия опасности для жизни людей. Ограждение сигнальной лентой также не снимает обязанность по удалению наледи и сосулек.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что управляющая компания принимала все зависящие от нее меры по надлежащей и своевременной очистке крыши многоквартирного дома, в материалы дела не представлено. Обстоятельств объективной невозможности соблюдения обществом вышеуказанных правил и норм судом не установлено, а равно не установлено принятие заявителем каких-либо мер по их соблюдению. Напротив, общество осознает, что на двускатной крыше отсутствуют снегозадержатели и снегоулавители, которые предотвращают лавинный сход снега, что может повлечь негативные последствия для жизни, здоровья и имущества граждан.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности прокурором города Кандалакша и Административной комиссией не допущено.
В апелляционной жалобе общество полностью повторяет все доводы, изложенные в заявлении, которым суд первой инстанции дал полную и объективную оценку.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 августа 2013 года по делу N А42-2908/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "ФЕНИКС" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.Б.ЛОПАТО
И.Г.САВИЦКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)