Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-539/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу N 33-539/2013


Судья Ватолина Ю.А.

город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Казанцевой Н.К.,
судей Половниковой Л.П. и Ивашуровой С.В.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Ивашуровой С.В. дело по апелляционной жалобе К.Е. на решение Калужского районного суда Калужской области от 29 ноября 2012 года по делу по иску К.Е. к открытому акционерному обществу "К" и обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Ч" о признании незаконным расчета потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет стоимости электроэнергии, компенсации морального вреда и по встречному иску открытого акционерного общества "К" к К.Е., К.Л., К.С. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию,
установила:

17 октября 2012 года К.Е. обратился в суд с иском к ОАО "К" и ООО УО "Ч", с учетом последующих уточнений просил признать незаконным расчет потребленной электроэнергии, производимый ответчиками за общедомовые нужды по установленному прибору учета электроэнергии, по квартире, расположенной по адресу: <...>, обязать ответчиков произвести перерасчет стоимости электроэнергии по общедомовым нуждам за период с 01.05.2011 г. по настоящее время по нормативу потребления из расчета 7 кВт/ч в месяц за одного человека, взыскать компенсацию морального вреда в сумме <...> руб., а также судебные издержки.
В обоснование исковых требований указал, что установка прибора учета электроэнергии по общедомовым нуждам произведена незаконно, без решения общего собрания собственников помещений, платежи по общедомовым нуждам начислены ответчиками неправильно, чем нарушены его права как потребителя.
12 ноября 2012 года ОАО "К" предъявлен в суде встречный иск к К.Е., К.Л. и К.С. о взыскании в солидарном порядке задолженности за потребленную электроэнергию в сумме <...> руб., пени - <...> руб., а также расходов по уплате государственной пошлины, в обоснование которого указано о ненадлежащем исполнении ответчиками по встречному иску обязанности по оплате за электроэнергию.
В судебном заседании К.Е. исковые требования поддержал, против удовлетворения встречного иска возражал, ссылаясь на отсутствие задолженности.
Представитель ОАО "К" В. первоначальный иск не признала, встречный иск поддержала.
Представитель ответчика по первоначальному иску ООО УО "Ч" М. первоначальный иск не признала.
Ответчики по встречному иску К.Л. и К.С. в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица ОАО "М" Р. возражала против удовлетворения первоначального иска.
Представитель третьего лица Городской Управы города Калуги в судебное заседание не явился.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 29 ноября 2012 года постановлено:
- К.Е. в удовлетворении исковых требований к ОАО "К" и ООО УО "Ч" о признании незаконным расчета потребленной электроэнергии на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет стоимости электроэнергии, компенсации морального вреда отказать;
- встречные исковые требования ОАО "К" к К.Е., К.Л., К.С. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию удовлетворить частично;
- взыскать с К.Е., К.Л., К.С. задолженность за потребленную электроэнергию в сумме <...> рублей <...> копеек в солидарном порядке, а также расходы по госпошлине в размере <...> рублей в равных долях;
- в удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе К.Е. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении первоначальных исковых требований.
Выслушав объяснения К.Е., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя ОАО "К" Х., возражавшей против отмены решения суда, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, К.Е., К.Л. и К.С., будучи нанимателями квартиры по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из домовой книги от 08.11.2012 г. и договором социального найма жилого помещения от 10.06.2005 г. N 32046, являются потребителями коммунальных услуг.
Способом управления указанного жилого дома является управление управляющей организацией ООО УО "Ч" на основании договора управления от 11.02.2008 г. N 03-13/12-08 г.
Гарантирующим поставщиком электроэнергии является ОАО "К" на основании заключенного с ООО УО "Ч" договора энергоснабжения от 15.06.2010 г.
28 декабря 2010 года по заявке ООО УО "Ч" в многоквартирном доме N <...> подрядной организацией, привлеченной ОАО "М", был установлен за счет денежных средств ОАО "М" общедомовой прибор учета электрической энергии, что подтверждается актом установки от 28.12.2010 г., по которому с мая 2011 года производятся расчеты за объемы электроэнергии на общедомовые нужды.
В связи с установкой общедомового прибора учета к договору энергоснабжения между ОАО "К" и ООО УО "Ч" подписано дополнительное соглашение от 25.03.2011 г.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов (часть 3 статьи 9).
Согласно части 5 статьи 13 названного Федерального закона до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Вместе с тем обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы включает в себя также то, что в соответствии с частью 9 статьи 13 того же Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В связи с этим установка общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме N <...> подрядной организацией, привлеченной ОАО "М", произведена в соответствии с вышеуказанными требованиями, установленными Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам.
Таким образом, указанными Правилами предусмотрена возможность начисления исполнителем коммунальных услуг оплаты за предоставленные гражданам коммунальные услуги - "электроэнергию общедомовые нужды", установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 23) с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсов исходя из показаний приборов общедомового учета.
Указание в пункте 22 Правил на обязанность потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета согласуется с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Применительно к приведенным положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, а также Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530, оспариваемый К.Е. расчет потребленной электроэнергии и последующее взимание платы за приобретенную электрическую энергию исходя из показаний имеющегося общедомового прибора ее учета полностью им соответствуют.
Доказательства, которые могли бы послужить основанием для вывода о неисправности или неправильном учете электроэнергии установленным прибором, в деле отсутствуют.
Поскольку судом установлено, что ОАО "К" начислена плата за оказанную К.Е. коммунальную услугу "электроэнергия общедомовые нужды", обязанность по оплате которой потребителем предусмотрена действующим законодательством, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании несостоятельными доводов К.Е. о возможности внесения оплаты исходя из нормативов потребления.
При вышеуказанных обстоятельствах суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения первоначального иска.
Разрешая заявленные требования по встречному иску, суд, установив, что расчет подлежащей оплате суммы, произведенный с использованием общедомового прибора учета, является правильным, а оплата потребленной электроэнергии К.Е. произведена в размере меньшем, чем указано в квитанциях, руководствуясь положениями статей 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к верному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения встречных исковых требований ОАО "К".
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергали бы правильность выводов суда и могли бы служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Калужского районного суда Калужской области от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)