Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Носкова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Кузьминой О.Ю., Щегольковой Е.Ю.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
22 февраля 2013 года
дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Ярославской области на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 5 декабря 2012 года, которым постановлено:
В иске Государственной жилищной инспекции Ярославской области к Товариществу собственников жилья "<данные изъяты>" о признании недействительным протокола общего собрания собственников жилых помещений от 16 декабря 2008 года и ликвидации Товарищества собственников жилья "<данные изъяты>" отказать.
Заслушав доклад судьи Щегольковой Е.Ю., судебная коллегия
установила:
16 декабря 2008 года решением собственников квартир многоквартирного жилого дома <адрес> в указанном жилом доме создано товарищество собственников жилья "<данные изъяты>".
ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию по Ярославской области обратилась собственник квартиры <адрес> П. с заявлением о проверке правомерности создания ТСЖ.
В ходе проверки Государственная жилищная инспекция по Ярославской области выявила нарушения требований жилищного законодательства при проведении общего собрания, которым принято решение о создании ТСЖ. По результатам проверки данным органом ДД.ММ.ГГГГ составлен акт.
Руководствуясь положениями ст. 20 Жилищного кодекса РФ, ст. 61 Гражданского кодекса РФ, Государственная жилищная инспекция Ярославской области обратилась в суд с иском ТСЖ "<данные изъяты>" о признании недействительным протокола общего собрания собственников жилых помещений от 16 декабря 2008 года, расположенных по <адрес> и ликвидации ТСЖ "<данные изъяты>".
На предварительном судебном заседании 20.11.2012 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены В.В., А., К.Л., Г. как инициаторы собрания 16.12.2008 г.
На предварительном судебном заседании 05.12.2012 г. в качестве соответчика привлечен к участию в деле вновь избранный председатель ТСЖ К.С.
В ходе указанного судебного заседания представителем В.В., А. и ее представителем, К.Л., представителем К.С. заявлено о пропуске срока исковой давности Государственной жилищной инспекцией для предъявления данного иска. Срок исковой давности исчислялся ответчиками с момента создания ТСЖ, когда собственникам квартир многоквартирного жилого дома стало известно о нарушении их прав созданием ТСЖ. Иск инспекцией заявлен фактически в интересах указанных лиц, так как фактом создания ТСЖ затрагиваются только их права и законные интересы.
Представитель Государственной жилищной инспекции по Ярославской области, представитель ТСЖ П. полагали, что начало течения срока исковой давности ответчиками исчислено неверно, поскольку истцом по данному делу является Государственная жилищная инспекция по Ярославской области, о нарушениях требований жилищного законодательства указанному органу стало известно в октябре 2012 года при проведении проверки по жалобе П. С этого момента начал течь срок исковой давности для предъявления данных требований. Иск подан в пределах срока исковой давности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального и процессуального права. Из жалобы следует, что судом сделаны неверные выводы об обращении с настоящим иском инспекцией в интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома. Инспекция не наделена таким правом. Она обращается с данным иском как надзирающий орган. В связи с этим срок исковой давности исчислять с момента, когда собственникам стало известно и нарушении их прав созданием ТСЖ, неверно.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав представителя Государственной жилищной инспекции Ярославской области С.Н., представителя ТСЖ "<данные изъяты>" П., ее представителя С.Л., В.Н. в поддержание жалобы, представителя В.В. по доверенности С.А. в возражение против жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии с ч. 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса РФ в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.
При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Рассматривая возражения ответчиков по иску по мотиву пропуска срока для его предъявления, суд нашел основания для удовлетворения данных возражений и отказа в удовлетворении исковых требований. При этом, суд по существу согласился с правовой позицией ответчиков и исходил из того, что иск Государственной жилищной инспекцией заявлен фактически в интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Собственники квартир, в том числе П., по жалобе которой было проведена проверка законности создания ТСЖ, знали или могли знать о нарушении своих прав и законных интересов с момента создания ТСЖ - с 16 декабря 2008 года. При таких обстоятельствах, применяя положения ст. ст. 196 - 200 Гражданского кодекса РФ, суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления данных требований.
Судебная коллегия находит, что мотивы, по которым суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, не основаны на обстоятельствах дела и нормах материального закона, которые регулируют спорные правоотношения. Вместе с тем, вывод суда о пропуске данного срока является правильным, а потому оснований к отмене данного решения не имеется. В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, кроме прочего, к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086, главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Таким образом, осуществляя проверку законности создания ТСЖ и обращаясь в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания собственников квартир многоквартирного жилого дома о создании ТСЖ и ликвидации ТСЖ, Государственная жилищная инспекция действует как надзирающий орган в интересах государства и законности.
Вывод о том, что Государственная жилищная инспекция действует в интересах неопределенного круга лиц или определенного круга собственников квартир многоквартирного жилого дома, сделан судом неверно, не соответствует приведенным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность Инспекции.
В то же время, в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Обязательность государственной регистрации ТСЖ как юридического лица предусмотрена ст. 136 Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "<данные изъяты>" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц при его создании 26 декабря 2008 года. С указанного времени государству в лице его уполномоченных органов стало известно о создании товарищества. С указанного времени компетентный орган вправе был проверить законность создания юридического лица.
В соответствии со ст. ст. 196, 200 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что государство в лице своих уполномоченных органов должно было узнать о нарушении жилищного закона при создании ТСЖ "<данные изъяты>" при уведомлении этим лицом уполномоченных государственных органов о его создании.
То обстоятельство, что у Государственной жилищной инспекции возникло право на проверку законности создания ТСЖ и обращения в суд с требованиями об устранении нарушений при создании ТСЖ, в том числе путем ликвидации товарищества, со вступлением в действие дополнений и изменений в статью 20 Жилищного кодекса РФ с 1 августа 2011 года, правового значения не имеет.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, с момента регистрации ТСЖ данным правом обладал иной уполномоченный государством орган - налоговая инспекция.
Исходя из указанных обстоятельств, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственной жилищной инспекции не находит. Учитывая интересы устойчивости экономических отношений и гражданского оборота, определять начало течения срока исковой давности для предъявления иска о ликвидации юридического лица, осуществляющего деятельность более трех лет, с возникновением у надзирающего органа полномочий по проверке законности его создания и обращения заинтересованного гражданина о проведении данной проверки, необоснованно.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ярославской области на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 5 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-737/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 февраля 2013 г. по делу N 33-737/2013
Судья: Носкова И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Ломтевой Л.С.
судей Кузьминой О.Ю., Щегольковой Е.Ю.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
22 февраля 2013 года
дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Ярославской области на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 5 декабря 2012 года, которым постановлено:
В иске Государственной жилищной инспекции Ярославской области к Товариществу собственников жилья "<данные изъяты>" о признании недействительным протокола общего собрания собственников жилых помещений от 16 декабря 2008 года и ликвидации Товарищества собственников жилья "<данные изъяты>" отказать.
Заслушав доклад судьи Щегольковой Е.Ю., судебная коллегия
установила:
16 декабря 2008 года решением собственников квартир многоквартирного жилого дома <адрес> в указанном жилом доме создано товарищество собственников жилья "<данные изъяты>".
ДД.ММ.ГГГГ в Государственную жилищную инспекцию по Ярославской области обратилась собственник квартиры <адрес> П. с заявлением о проверке правомерности создания ТСЖ.
В ходе проверки Государственная жилищная инспекция по Ярославской области выявила нарушения требований жилищного законодательства при проведении общего собрания, которым принято решение о создании ТСЖ. По результатам проверки данным органом ДД.ММ.ГГГГ составлен акт.
Руководствуясь положениями ст. 20 Жилищного кодекса РФ, ст. 61 Гражданского кодекса РФ, Государственная жилищная инспекция Ярославской области обратилась в суд с иском ТСЖ "<данные изъяты>" о признании недействительным протокола общего собрания собственников жилых помещений от 16 декабря 2008 года, расположенных по <адрес> и ликвидации ТСЖ "<данные изъяты>".
На предварительном судебном заседании 20.11.2012 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены В.В., А., К.Л., Г. как инициаторы собрания 16.12.2008 г.
На предварительном судебном заседании 05.12.2012 г. в качестве соответчика привлечен к участию в деле вновь избранный председатель ТСЖ К.С.
В ходе указанного судебного заседания представителем В.В., А. и ее представителем, К.Л., представителем К.С. заявлено о пропуске срока исковой давности Государственной жилищной инспекцией для предъявления данного иска. Срок исковой давности исчислялся ответчиками с момента создания ТСЖ, когда собственникам квартир многоквартирного жилого дома стало известно о нарушении их прав созданием ТСЖ. Иск инспекцией заявлен фактически в интересах указанных лиц, так как фактом создания ТСЖ затрагиваются только их права и законные интересы.
Представитель Государственной жилищной инспекции по Ярославской области, представитель ТСЖ П. полагали, что начало течения срока исковой давности ответчиками исчислено неверно, поскольку истцом по данному делу является Государственная жилищная инспекция по Ярославской области, о нарушениях требований жилищного законодательства указанному органу стало известно в октябре 2012 года при проведении проверки по жалобе П. С этого момента начал течь срок исковой давности для предъявления данных требований. Иск подан в пределах срока исковой давности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального и процессуального права. Из жалобы следует, что судом сделаны неверные выводы об обращении с настоящим иском инспекцией в интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома. Инспекция не наделена таким правом. Она обращается с данным иском как надзирающий орган. В связи с этим срок исковой давности исчислять с момента, когда собственникам стало известно и нарушении их прав созданием ТСЖ, неверно.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав представителя Государственной жилищной инспекции Ярославской области С.Н., представителя ТСЖ "<данные изъяты>" П., ее представителя С.Л., В.Н. в поддержание жалобы, представителя В.В. по доверенности С.А. в возражение против жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований к отмене решения суда апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии с ч. 6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса РФ в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.
При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Рассматривая возражения ответчиков по иску по мотиву пропуска срока для его предъявления, суд нашел основания для удовлетворения данных возражений и отказа в удовлетворении исковых требований. При этом, суд по существу согласился с правовой позицией ответчиков и исходил из того, что иск Государственной жилищной инспекцией заявлен фактически в интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Собственники квартир, в том числе П., по жалобе которой было проведена проверка законности создания ТСЖ, знали или могли знать о нарушении своих прав и законных интересов с момента создания ТСЖ - с 16 декабря 2008 года. При таких обстоятельствах, применяя положения ст. ст. 196 - 200 Гражданского кодекса РФ, суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности для предъявления данных требований.
Судебная коллегия находит, что мотивы, по которым суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, не основаны на обстоятельствах дела и нормах материального закона, которые регулируют спорные правоотношения. Вместе с тем, вывод суда о пропуске данного срока является правильным, а потому оснований к отмене данного решения не имеется. В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, кроме прочего, к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086, главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Таким образом, осуществляя проверку законности создания ТСЖ и обращаясь в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания собственников квартир многоквартирного жилого дома о создании ТСЖ и ликвидации ТСЖ, Государственная жилищная инспекция действует как надзирающий орган в интересах государства и законности.
Вывод о том, что Государственная жилищная инспекция действует в интересах неопределенного круга лиц или определенного круга собственников квартир многоквартирного жилого дома, сделан судом неверно, не соответствует приведенным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность Инспекции.
В то же время, в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Обязательность государственной регистрации ТСЖ как юридического лица предусмотрена ст. 136 Жилищного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "<данные изъяты>" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц при его создании 26 декабря 2008 года. С указанного времени государству в лице его уполномоченных органов стало известно о создании товарищества. С указанного времени компетентный орган вправе был проверить законность создания юридического лица.
В соответствии со ст. ст. 196, 200 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что государство в лице своих уполномоченных органов должно было узнать о нарушении жилищного закона при создании ТСЖ "<данные изъяты>" при уведомлении этим лицом уполномоченных государственных органов о его создании.
То обстоятельство, что у Государственной жилищной инспекции возникло право на проверку законности создания ТСЖ и обращения в суд с требованиями об устранении нарушений при создании ТСЖ, в том числе путем ликвидации товарищества, со вступлением в действие дополнений и изменений в статью 20 Жилищного кодекса РФ с 1 августа 2011 года, правового значения не имеет.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, с момента регистрации ТСЖ данным правом обладал иной уполномоченный государством орган - налоговая инспекция.
Исходя из указанных обстоятельств, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственной жилищной инспекции не находит. Учитывая интересы устойчивости экономических отношений и гражданского оборота, определять начало течения срока исковой давности для предъявления иска о ликвидации юридического лица, осуществляющего деятельность более трех лет, с возникновением у надзирающего органа полномочий по проверке законности его создания и обращения заинтересованного гражданина о проведении данной проверки, необоснованно.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ярославской области на решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 5 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)