Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Норик Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Закирова Р.М., Давыдовой Т.Н.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 сентября 2012 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 17 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска и Обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" о возложении обязанности.
С учетом уточнений истица требовала возложить на Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" обязанность производить расчет компенсаций расходов (доплаты) не менее 50% от фактически произведенных начислений за жилье и коммунальные услуги, начиная с 1 сентября 2011 года и далее до изменения действующего законодательства с соблюдением порядка и условий перерасчета; на Управление социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска просила возложить обязанность выплачивать ей ежемесячную денежную выплату в размере 50% от фактически произведенных начислений за жилье и коммунальные услуги, начиная с 1 сентября 2011 года и далее до изменения действующего законодательства.
Дополнительно просила возместить понесенные судебные расходы, выразившиеся в оплате услуг нотариуса и услуг по копированию документов.
Свои требования обосновала тем, что является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, в ее собственности находится квартира, расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. ****, **** - ****, где она и проживает. На основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" она имеет право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50%. Такое право ей ранее предоставлялось. Однако с сентября 2011 года ей начисляется компенсация на оплату фактически произведенных платежей за жилье и коммунальные услуги в размере **** руб. 51 коп., несмотря на то, что размер ежемесячных платежей за жилье и коммунальные услуги составляет не менее **** руб., что не покрывает половины понесенных расходов (л.д. 82 - 83).
В судебном заседании истица Г. и ее представитель С. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснили, что действия ответчиков по приостановлению выплаты компенсации в связи с наличием у истицы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг являются незаконными и нарушают ее права как инвалида на предоставление льгот.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска Ш. иск не признала, указала, что в связи с изменением действующего законодательства с 1 июля 2011 года расчет суммы компенсации расходов осуществляется исходя из начисленных платежей по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. При этом гражданам, имеющим задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплата компенсации расходов в части начисленных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, по которым образовалась задолженность, приостанавливается. В соответствии со сведениями Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" у истицы имеется задолженность за период с января 2011 года по июнь 2012 года в размере **** руб. 63 коп., в связи с этим расчет и выплата компенсации осуществляется только по тем услугам, по которым такая задолженность отсутствует. При частичном погашении долга Г. производится перерасчет компенсации и перечисление денежных средств истице через почтовое отделение по ее месту жительства. Однако истица от получения начисленной компенсации отказывается и денежные средства возвращаются в адрес Управления.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" в судебном заседании участия не принимал, в представленном письменном отзыве просил отказать в иске (л.д. 25 - 26), указал, что в связи с изменениями в действующем законодательстве с 1 апреля 2010 года начисление за жилое помещение и коммунальные услуги производится в полном объеме с введением системы компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг взамен ранее предоставляемой 50-процентной скидки. Порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг установлены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области, в соответствии с которым назначение гражданину компенсаций расходов осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства гражданина.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска. Свои выводы суд мотивировал наличием у истицы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и правомерностью действий Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска по приостановлению компенсации расходов по тем услугам, по которым имеется задолженность.
В апелляционной жалобе Г. требует решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности.
Представители ответчиков о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, о причине неявки суд не известили, поэтому судебная коллегия на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения истицы Г., ее представителя С., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Российская Федерация в соответствии со статьей 28.2 названного Закона передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 года N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" (подпункт 9 пункта 1 статьи 3) органы социальной защиты населения г. Челябинска наделены государственными полномочиями в части предоставления мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг в форме компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг (денежных выплат).
В соответствии со статьей 1 Закона Челябинской области от 25 декабря 2008 года N 345-30 "О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции Закона Челябинской области от 23 июня 2011 года N 148-30) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, осуществляемых на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При этом порядок, условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Челябинской области.
Такой порядок был утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года N 230-П "О Положении о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области".
Как установлено судом первой инстанции, Г. является собственником однокомнатной квартиры N **** дома N **** по ул. **** г. Челябинска, зарегистрирована и проживает в ней с 06 июня 1980 года (л.д. 7, 73 - 74, 76 - 77).
Управление многоквартирным домом N **** по ул. **** г. Челябинска возложено на Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" (л.д. 48 - 54).
Судом также установлено, что Г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно (л.д. 6).
В соответствии с сальдовой ведомостью Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" по лицевому счету Г. за период с января 2011 года по июнь 2012 года имеется задолженность в размере **** руб. 63 коп. (л.д. 27 - 28).
При этом Г. не отрицалось, что оплата жилья и коммунальных услуг за указанный период производилась ею не в полном объеме, в частности, по графам "лифт", "уборка двора", "ремонт и обслуживание" оплата не вносилась: лифтом она не пользуется, услуги по уборке двора не оказываются, как не производится и ремонт многоквартирного дома. Остальные услуги она оплачивает в размере 50%, так как такое право ей предоставлено Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Установив наличие задолженности у истицы по оплате услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ и пунктом 18 Положения о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года N 230-П, сделал правильный вывод о правомерности приостановления компенсирования расходов в части начисленных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
Доводы Г. относительно неправомерности действий управляющей компании по начислению платежей и коммунальных услуг исходя из действующих тарифов без учета фактически потребленных услуг, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 30, статьями 37 - 39 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из содержания и буквального толкование указанных выше норм следует, что собственник жилого помещения обязан нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в состав которого по Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, включаются лифты и лифтовые шахты, без учета фактического пользования лифтом.
Речь в данном случае, идет не о потреблении каких-либо услуг, которыми житель дома не пользуется, как ошибочно понимается истцом, а о содержании общего имущества в многоквартирном доме, обязанность которого установлена законом для каждого собственника общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 10 статьи 156 Жилищного кодекса РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Эти Правила устанавливают основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1).
Согласно пунктам 15 и 16 указанных Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
На основании пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" по результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
В случае подтверждения факта ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Ссылка истца на правомерный с ее стороны отказ от оплаты услуг по уборке двора также не может быть принята во внимание, так как порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, который бы давал основание для перерасчета платы за коммунальные услуги, определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, требующими составления соответствующего акта.
Поскольку истицей таких актов не представлено, оснований для возложения обязанности на Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" по перерасчету платы за содержание и ремонт жилого помещения, также как и платы за уборку двора, а, следовательно, и размера компенсации, нет.
Что касается доводов истицы о том, что Обществом с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" в нарушение действующего законодательства не производится расчет - суммы компенсации расходов, то они также являются несостоятельными.
Так; в силу, пункта 3 Положения о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года N 230-П, расчет размера компенсации расходов осуществляется организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчет размера платы за жилые помещения и коммунальные услуги (далее именуются - исполнители) на основании договоров, заключаемых сроком на один финансовый год.
При этом льготополучатель не является стороной по такому договору и не наделен полномочиями по осуществлению контроля за его исполнением.
В рамках получения денежных выплат в счет компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг лицо, претендующее на получение льгот, вступает в правоотношения с органом местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области, в данном случае - с органом социальной защиты населения администрации района в г. Челябинске, которым и производится соответствующая выплата.
Согласно абзацу второму пункта 3 названного Положения расчет размера компенсации расходов также может осуществляться органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области на основании сведений о размере фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых исполнителями, а при отсутствии указанных сведений - на основании предоставляемых гражданами платежных документов, подтверждающих размер платежей за жилые помещения и коммунальные услуги.
Таким образом, при наличии разногласий в правильности определения размера компенсации расходов льготополучатель вправе обратиться в орган местного самоуправления, предоставив платежные документы, подтверждающие фактический размер платежей за жилые помещения и коммунальные услуги, для перерасчета компенсации.
Поэтому расчет компенсаций расходов, производимый в силу абзаца первого пункта 3 Положения организацией, осуществляющей расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не имеет для льготополучателя решающего значения, поскольку ответственность за правильность определения размера компенсации несет орган местного самоуправления, в данном случае - Управление социальной защиты населения.
Согласно постановлению губернатора Челябинской области от 18 января, 2010 года N 11 "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме в Челябинской области" с 01 апреля 2010 года введена система компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг взамен ранее предоставляемой 50% скидки на оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с этим начисление за жилое помещение и коммунальные услуги производится в полном объеме, и поставщик услуг (управляющая компания) не направляет квитанции на оплату услуг с указанием скидки в 50%.
Доводы жалобы Г. об отсутствии доказательств со стороны Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска, подтверждающих факт осуществления ежемесячных денежных выплат за фактически произведенные начисления за жилое помещение и коммунальные услуги, подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленными в материалы дела письменными доказательствами: письмом Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска от 20 сентября 2011 года за N 7939 (л.д. 19), разовыми поручениями (л.д. 21 - 23), пояснениями истицы, указавшей, что она отказалась от получения денежных выплат в связи с их незначительным размером.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, анализ представленных суду доказательств, их оценка подробно изложены в обжалуемом решении суда. Оснований для отмены судебного решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 17 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.09.2012 ПО ДЕЛУ N 11-7170/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 сентября 2012 г. по делу N 11-7170/2012
Судья: Норик Е.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Закирова Р.М., Давыдовой Т.Н.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 сентября 2012 года в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Г. на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 17 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Г. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска и Обществу с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" о возложении обязанности.
С учетом уточнений истица требовала возложить на Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" обязанность производить расчет компенсаций расходов (доплаты) не менее 50% от фактически произведенных начислений за жилье и коммунальные услуги, начиная с 1 сентября 2011 года и далее до изменения действующего законодательства с соблюдением порядка и условий перерасчета; на Управление социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска просила возложить обязанность выплачивать ей ежемесячную денежную выплату в размере 50% от фактически произведенных начислений за жилье и коммунальные услуги, начиная с 1 сентября 2011 года и далее до изменения действующего законодательства.
Дополнительно просила возместить понесенные судебные расходы, выразившиеся в оплате услуг нотариуса и услуг по копированию документов.
Свои требования обосновала тем, что является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, в ее собственности находится квартира, расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. ****, **** - ****, где она и проживает. На основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" она имеет право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50%. Такое право ей ранее предоставлялось. Однако с сентября 2011 года ей начисляется компенсация на оплату фактически произведенных платежей за жилье и коммунальные услуги в размере **** руб. 51 коп., несмотря на то, что размер ежемесячных платежей за жилье и коммунальные услуги составляет не менее **** руб., что не покрывает половины понесенных расходов (л.д. 82 - 83).
В судебном заседании истица Г. и ее представитель С. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснили, что действия ответчиков по приостановлению выплаты компенсации в связи с наличием у истицы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг являются незаконными и нарушают ее права как инвалида на предоставление льгот.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска Ш. иск не признала, указала, что в связи с изменением действующего законодательства с 1 июля 2011 года расчет суммы компенсации расходов осуществляется исходя из начисленных платежей по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. При этом гражданам, имеющим задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплата компенсации расходов в части начисленных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, по которым образовалась задолженность, приостанавливается. В соответствии со сведениями Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" у истицы имеется задолженность за период с января 2011 года по июнь 2012 года в размере **** руб. 63 коп., в связи с этим расчет и выплата компенсации осуществляется только по тем услугам, по которым такая задолженность отсутствует. При частичном погашении долга Г. производится перерасчет компенсации и перечисление денежных средств истице через почтовое отделение по ее месту жительства. Однако истица от получения начисленной компенсации отказывается и денежные средства возвращаются в адрес Управления.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" в судебном заседании участия не принимал, в представленном письменном отзыве просил отказать в иске (л.д. 25 - 26), указал, что в связи с изменениями в действующем законодательстве с 1 апреля 2010 года начисление за жилое помещение и коммунальные услуги производится в полном объеме с введением системы компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг взамен ранее предоставляемой 50-процентной скидки. Порядок и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг установлены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области, в соответствии с которым назначение гражданину компенсаций расходов осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства гражданина.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска. Свои выводы суд мотивировал наличием у истицы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и правомерностью действий Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска по приостановлению компенсации расходов по тем услугам, по которым имеется задолженность.
В апелляционной жалобе Г. требует решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности.
Представители ответчиков о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции надлежащим образом извещены, о причине неявки суд не известили, поэтому судебная коллегия на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения истицы Г., ее представителя С., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Российская Федерация в соответствии со статьей 28.2 названного Закона передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 года N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан" (подпункт 9 пункта 1 статьи 3) органы социальной защиты населения г. Челябинска наделены государственными полномочиями в части предоставления мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг в форме компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг (денежных выплат).
В соответствии со статьей 1 Закона Челябинской области от 25 декабря 2008 года N 345-30 "О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" (в редакции Закона Челябинской области от 23 июня 2011 года N 148-30) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, осуществляемых на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При этом порядок, условия предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Челябинской области.
Такой порядок был утвержден постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года N 230-П "О Положении о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области".
Как установлено судом первой инстанции, Г. является собственником однокомнатной квартиры N **** дома N **** по ул. **** г. Челябинска, зарегистрирована и проживает в ней с 06 июня 1980 года (л.д. 7, 73 - 74, 76 - 77).
Управление многоквартирным домом N **** по ул. **** г. Челябинска возложено на Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" (л.д. 48 - 54).
Судом также установлено, что Г. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно (л.д. 6).
В соответствии с сальдовой ведомостью Общества с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" по лицевому счету Г. за период с января 2011 года по июнь 2012 года имеется задолженность в размере **** руб. 63 коп. (л.д. 27 - 28).
При этом Г. не отрицалось, что оплата жилья и коммунальных услуг за указанный период производилась ею не в полном объеме, в частности, по графам "лифт", "уборка двора", "ремонт и обслуживание" оплата не вносилась: лифтом она не пользуется, услуги по уборке двора не оказываются, как не производится и ремонт многоквартирного дома. Остальные услуги она оплачивает в размере 50%, так как такое право ей предоставлено Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Установив наличие задолженности у истицы по оплате услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и коммунальных услуг, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ и пунктом 18 Положения о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года N 230-П, сделал правильный вывод о правомерности приостановления компенсирования расходов в части начисленных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
Доводы Г. относительно неправомерности действий управляющей компании по начислению платежей и коммунальных услуг исходя из действующих тарифов без учета фактически потребленных услуг, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 30, статьями 37 - 39 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, доля которых определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Из содержания и буквального толкование указанных выше норм следует, что собственник жилого помещения обязан нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в состав которого по Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, включаются лифты и лифтовые шахты, без учета фактического пользования лифтом.
Речь в данном случае, идет не о потреблении каких-либо услуг, которыми житель дома не пользуется, как ошибочно понимается истцом, а о содержании общего имущества в многоквартирном доме, обязанность которого установлена законом для каждого собственника общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 10 статьи 156 Жилищного кодекса РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Эти Правила устанавливают основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1).
Согласно пунктам 15 и 16 указанных Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
На основании пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" по результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
В случае подтверждения факта ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Ссылка истца на правомерный с ее стороны отказ от оплаты услуг по уборке двора также не может быть принята во внимание, так как порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, который бы давал основание для перерасчета платы за коммунальные услуги, определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, требующими составления соответствующего акта.
Поскольку истицей таких актов не представлено, оснований для возложения обязанности на Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" по перерасчету платы за содержание и ремонт жилого помещения, также как и платы за уборку двора, а, следовательно, и размера компенсации, нет.
Что касается доводов истицы о том, что Обществом с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района г. Челябинска" в нарушение действующего законодательства не производится расчет - суммы компенсации расходов, то они также являются несостоятельными.
Так; в силу, пункта 3 Положения о порядке назначения отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, рассчитанной на основании фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в Челябинской области, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года N 230-П, расчет размера компенсации расходов осуществляется организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчет размера платы за жилые помещения и коммунальные услуги (далее именуются - исполнители) на основании договоров, заключаемых сроком на один финансовый год.
При этом льготополучатель не является стороной по такому договору и не наделен полномочиями по осуществлению контроля за его исполнением.
В рамках получения денежных выплат в счет компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг лицо, претендующее на получение льгот, вступает в правоотношения с органом местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области, в данном случае - с органом социальной защиты населения администрации района в г. Челябинске, которым и производится соответствующая выплата.
Согласно абзацу второму пункта 3 названного Положения расчет размера компенсации расходов также может осуществляться органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Челябинской области на основании сведений о размере фактических начислений на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемых исполнителями, а при отсутствии указанных сведений - на основании предоставляемых гражданами платежных документов, подтверждающих размер платежей за жилые помещения и коммунальные услуги.
Таким образом, при наличии разногласий в правильности определения размера компенсации расходов льготополучатель вправе обратиться в орган местного самоуправления, предоставив платежные документы, подтверждающие фактический размер платежей за жилые помещения и коммунальные услуги, для перерасчета компенсации.
Поэтому расчет компенсаций расходов, производимый в силу абзаца первого пункта 3 Положения организацией, осуществляющей расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не имеет для льготополучателя решающего значения, поскольку ответственность за правильность определения размера компенсации несет орган местного самоуправления, в данном случае - Управление социальной защиты населения.
Согласно постановлению губернатора Челябинской области от 18 января, 2010 года N 11 "О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме в Челябинской области" с 01 апреля 2010 года введена система компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг взамен ранее предоставляемой 50% скидки на оплату жилья и коммунальных услуг. В связи с этим начисление за жилое помещение и коммунальные услуги производится в полном объеме, и поставщик услуг (управляющая компания) не направляет квитанции на оплату услуг с указанием скидки в 50%.
Доводы жалобы Г. об отсутствии доказательств со стороны Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска, подтверждающих факт осуществления ежемесячных денежных выплат за фактически произведенные начисления за жилое помещение и коммунальные услуги, подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленными в материалы дела письменными доказательствами: письмом Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска от 20 сентября 2011 года за N 7939 (л.д. 19), разовыми поручениями (л.д. 21 - 23), пояснениями истицы, указавшей, что она отказалась от получения денежных выплат в связи с их незначительным размером.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, анализ представленных суду доказательств, их оценка подробно изложены в обжалуемом решении суда. Оснований для отмены судебного решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от 17 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)