Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2013 ПО ДЕЛУ N А21-10758/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. по делу N А21-10758/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Блиновой Л.В., Кудина А.Г., рассмотрев 22.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-23" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.01.2013 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А21-10758/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-23", место нахождения: 236029, г. Калининград, Нарвская ул., д. 53, кв. 1а, ОГРН 1113926040909 (далее - ООО "ЖЭУ-23", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области (далее - Инспекция, Служба) от 30.10.2012 о назначении Обществу административного наказания по делу об административном правонарушении N 4462 по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде взыскания 210 000 руб. штрафа.
Решением от 15.01.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 03.04.2013 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ЖЭУ-23", ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты.
Общество указывает на то, что в его пользовании не находятся контейнерные площадки.
Податель жалобы считает, что у него отсутствует обязанность устанавливать урны у каждого подъезда многоквартирного дома, поскольку собственники обслуживаемых Обществом многоквартирных домов не принимали на общем собрании решений о строительстве или закупке новых объектов благоустройства и их финансировании.
ООО "ЖЭУ-23" считает, что подвергнуто необоснованно высокому штрафу в размере 210 000 руб. Податель жалобы отмечает, что оспариваемое постановление не содержит обоснования для применения к Обществу штрафа в указанном размере, вменяемое административное правонарушение совершено впервые, а отягчающие обстоятельства отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере благоустройства установила, что по адресам (ул. Горького, 140 - 146, 175 (N 165 - 175) и 209 (N 209 - 211); ул. Сибирякова, 26; Нарвская ул., 81 и 85) на контейнерных площадках не установлено ограждение с трех сторон; у входов в подъезды отсутствуют урны, тем самым ООО "ЖЭУ-23" нарушило пункты 3.6.6, 4.2.2, 4.4 и 4.6 Правил санитарного содержания и благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 24.12.2008 N 346 (далее - Правила), о чем составлен акт от 23.10.2012 фиксации выявленного административного правонарушения.
По факту выявленного правонарушения административным органом 26.10.2012 в присутствии представителя Общества Ярмошник И.Г. составлен протокол N 0002154 об административном правонарушении и приложена фототаблица.
По результатам проверки Инспекция 30.10.2012 вынесла постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 4462, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде взыскания 210 000 руб. штрафа.
ООО "ЖЭУ-23" оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, установив в действиях Общества состав вменяемого ему административного правонарушения. При этом суды не установили процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, нарушение утвержденных правил санитарного содержания и благоустройства территорий, в том числе правил уборки территорий; правил строительства, установки, содержания архитектурных объектов малых форм; правил озеленения и содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования; правил размещения и эксплуатации знаково-информационных систем (вывесок, указателей, витрин, афиш, объявлений, адресных указателей улиц, домов, зданий, сооружений и других знаково-информационных систем, не относящихся к наружной рекламе); правил содержания и эксплуатации дорожных покрытий и тротуаров, дорожных ограждений, знаков, светофоров, отсутствие или нарушение дорожной разметки; правил проведения дорожных и (или) ремонтно-восстановительных работ; содержание уличного и внутриквартального освещения в неисправном состоянии - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.6.6 Правил предусмотрено, что на всех площадях и улицах, у подъездов многоквартирных домов, в скверах, парках, зонах отдыха, на вокзалах, рынках, остановках городского и пригородного транспорта, в других общественных местах; должны быть установлены урны для мусора:
- а) организациями по обслуживанию жилищного фонда, арендаторами, застройщиками и т.д. - зданий жилищного фонда;
- б) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свои деятельность на территории города, - у входа и выхода зданий, строений, сооружений, помещении офисов и т.д., а также на остановочных комплексах, в т.ч. при совмещенном с ним расположении принадлежащих им на правах, предусмотренных действующим законодательством;
- в) собственниками (арендаторами согласно условиям заключенных договоров) объектов мелкорозничной (торговой) сети и предприятий общественного питания, при отсутствии торгового зала - непосредственно возле объекта;
- г) на территории скверов, парков, пляжей, набережных - в местах, удобных для сбора ТБО организацией, определенной по результатам торгов, в рамках заключенного контракта муниципальным заказчиком на выполнение этих работ.
Эскиз и цветовое решение урн, расположенных на центральных магистралях (территориях), определяются администрацией городского округа "Город Калининград". Урны следует очищать от мусора в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раз в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать (в летний период). Окраску урны следует выполнять не реже одного раза в год.
Согласно пункту 3.6.8. Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны содержать придомовые территории в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также настоящими Правилами, в том числе обеспечивать:
- 1) регулярную уборку и систематическое наблюдение за санитарным состоянием придомовой территории;
- 7) установку урн для мусора у входов в подъезды и у скамеек, их своевременную очистку.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ЖЭУ-23" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Между тем в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 16 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях по эпизоду неустановки урн у подъездов домов по адресам: ул. Горького, 140 - 146, 175 (N 165 - 175) и 209 (N 209 - 211), ул. Сибирякова, 26, Нарвская ул., 81 и 85.
Кроме того, административный орган привлек ООО "ЖЭУ-23" к административной ответственности за то, что по указанным адресам на контейнерных площадках не установлено ограждение с трех сторон.
Суды первой и апелляционной инстанций так же поддержали данный вывод Инспекции.
Между тем кассационная инстанция считает, что данный вывод является ошибочным в связи со следующим.
Пунктом 2.35 Правил предусмотрено, что объектами малых архитектурных форм и элементы внешнего благоустройства являются в том числе контейнеры и контейнерные площадки.
Согласно пункту 4.2.1 Правил юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны заключить договор на вывоз ТБО, в том числе КГО, со специализированной организацией, обеспечив сбор отходов в контейнеры на специально оборудованных площадках, расположенных на основных территориях, в том числе в контейнеры, установленные на территории домовладения, или договор на оказание услуг по организации сбора и вывоза ТБО, в том числе КГО, с организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, которые являются пользователями места размещения контейнеров (места сбора ТБО (КГО) или контейнерной площадки) по согласованию с администрацией района, на территории которого они (место сбора ТБО (КГО), контейнерная площадка) находятся.
В силу пункта 4.2.2 Правил юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны установить на контейнерной площадке контейнеры в достаточном количестве, обеспечивающем норму накопления твердых бытовых отходов (ТБО). Ответственность за техническое и санитарное состояние контейнеров, контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий несет их пользователь.
В соответствии с пунктом 4.4. Правил размещение контейнерных площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства многоквартирных домов, а также нежилых зданий. В сложившейся застройке контейнеры для сбора ТБО размещаются (устанавливаются) в местах сбора ТБО/на специально оборудованных контейнерных площадках. Тип ограждения контейнерной площадки определяется администрацией. Количество мест сбора ТБО, контейнерных площадок, контейнеров на них должно соответствовать утвержденным нормам накопления ТБО. Размер места сбора ТБО, контейнерной площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В силу пункта 4.6. Правил контейнерная площадка должна иметь водонепроницаемое покрытие (бетонное, асфальтовое и т.п.), ограждение с трех сторон, подъездной путь для специализированного транспорта.
Согласно пункту 7.1 Правил установка (размещение) объектов малых архитектурных форм, элементов внешнего благоустройства допускается лишь с разрешения комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке. Помимо предоставленных эскизных проектов объектов малых архитектурных форм, в состав проекта должен быть включен генеральный план земельного участка с указанием границ обязательного благоустройства и санитарного содержания данного участка.
Таким образом, указанные Правила предполагают возможность привлечения к ответственности за отсутствие ограждения с трех сторон именно на контейнерных площадках, а не в местах сбора ТБО (КГО).
При этом контейнерная площадка как объект малой архитектурной формы должна размещаться лишь с разрешения Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" и по проектам, согласованным в установленном порядке.
Ссылка судов на то обстоятельство, что наличие контейнерных площадок подтверждается договором на оказание услуг от 01.06.2012 N 32/у, является необоснованной, поскольку содержащиеся в договоре сведения о наличии контейнерных площадок не свидетельствует о том, что данные площадки соответствуют требованиям, предъявляемым к контейнерным площадкам по смыслу Правил.
Таким образом, в данном случае выводы судов о правомерности привлечения Общества к ответственности по эпизоду отсутствия ограждения контейнерных площадок основаны на недостаточно исследованных обстоятельствах.
Кроме того, административный орган назначил Обществу наказание по части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в виде взыскания 210 000 руб. штрафа.
Между тем в силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как указано в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В данном случае суды не установили, учитывались ли Инспекцией положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при определении размера наказания с учетом минимального и максимального предела санкций, предусмотренных частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях и не дали соответствующей оценки доводам Общества в этой части.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении и постановлении судов основаны на недостаточно исследованных доказательствах, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежит установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи и на основании их правовой оценки вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 по делу N А21-10758/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
Л.В.БЛИНОВА
А.Г.КУДИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)