Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2013.
Полный текст постановления изготовлен 12.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Логиновой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "УЮТ - 8", г. Н.Новгород, на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2013 по делу N А43-23127/2012,
по иску открытого акционерного общества "Теплоэнерго", г. Н. Новгород (ОГРН 1065257065500, ИНН 5257087027), к товариществу собственников жилья "УЮТ-8", г. Н. Новгород (ОГРН 1085262009414, ИНН 5262231371), о взыскании 446 084 руб. 90 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - Лохматов Д.В. по доверенности от 15.03.2013 сроком действия до 31.12.2013, Соловьева С.И. по доверенности от 15.03.2013 сроком действия до 31.12.2013,
открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - истец, ОАО "Теплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "УЮТ-8" (далее - ответчик, ТСЖ "УЮТ-8") о взыскании 437 631 руб. 63 коп. задолженности по оплате тепловой энергии в горячей воде, поставленной в апреле - июле 2012 года в рамках исполнения договора от 27.08.2010 N 12237, 8453 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 23.08.2012, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с суммы долга, начиная с 24.08.2012 по день фактического исполнения обязательства исходя из ставки рефинансирования 8%.
Решением от 28.01.2013 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные исковые требования. Кроме того, взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 11 921 руб. 70 коп.
ТСЖ "УЮТ-8", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, истец не доказал объем поставленной тепловой энергии, поскольку не обосновал и не подтвердил норматив потребления, исходя из которого осуществил расчет стоимости отпускаемой тепловой энергии.
Не соглашаясь с расчетом предъявленной ко взысканию суммы задолженности, заявитель жалобы указал на наличие установленного в жилом доме N 217 по ул. Ванеева прибора учета тепловой энергии СПТ943.1, принятого на коммерческий учет. Передача данных прибора учета происходила ежедневно посредством GSM-модема Simens MC35i на центральный диспетчерский пункт ОАО "Теплоэнерго". На момент поверки названного прибора учета специализированной организацией ООО "Эталон-Р" были сняты его показания, начиная с 2009 (момент установки) по 2012 год. Таким образом, ответчик представил надлежащие доказательства ввода в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, а также принятие его ОАО "Теплоэнерго" в качестве расчетного.
Ответчик ссылается на неправомерность применения истцом в расчетах средневзвешенного тарифа, полагает, что должен применяться двухставочный тариф.
ТСЖ "УЮТ-8" не согласно с выводами арбитражного суда о том, что законодательством не предусмотрен официальный документ, в форме которого РСТ Нижегородской области полномочна давать разъяснения, в связи с чем письмо РСТ от 20.12.2011 N 516-658 обоснованно применялось истцом при выставлении счетов-фактур. По утверждению заявителя, названное письмо не включено в реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области, кроме того, тариф не установлен в законодательном порядке, следовательно, действующим является тариф, утвержденный решением РСТ от 30.11.2011 N 57/19. По расчету ответчика, за ТСЖ "УЮТ-8" имеется переплата, в связи с этим у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.08.2010 между ОАО "Теплоэнерго" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "УЮТ-8" (потребитель) заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 12237, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязуется отпустить потребителю, включая субабонентов, тепловую энергию в соответствии с согласованным месячным, квартальными и годовым планом отпуска тепловой энергии на границе раздела балансовой принадлежности и (или) эксплуатационной ответственности сторон в период с 01.08.2010 по 31.07.2011.
Расчеты по настоящему договору производятся потребителем в следующем порядке: платеж за расчетный период (месяц), за фактически отпущенную тепловую энергию производится потребителем в следующем за расчетным месяце (периоде) на основании счетов-фактур и платежных требований, выставляемых в безакцептном порядке. Окончательный срок оплаты - не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным. Срок оплаты по настоящему договору не зависит от срока и факта выставления счетов-фактур и/или платежных требований энергоснабжающей организацией (пункт 7 договора).
Из пункта 7.1 следует, что потребитель оплачивает тепловую энергию по утвержденным тарифам, изменение которых не требует внесение изменений в договор.
Настоящий договор считается продленным на следующий год на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора (пункт 14 договора).
Во исполнение принятых обязательств по договору энергоснабжающая организация в период с апреля по июль 2012 года поставила потребителю тепловую энергию, предъявив для оплаты счета-фактуры от 30.04.2012 N 19229, от 31.05.2012 N 25514, от 30.06.2012 N 31857, от 31.07.2012 N 38004 на общую сумму 1 111 442 руб. 78 коп.
Наличие задолженности по оплате поставленной энергии явилось основанием истцу для обращения с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд. На момент рассмотрения спора долг составил 437 631 руб. 63 коп.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт поставки истцом спорной тепловой энергии. Конечными потребителями тепловой энергии, покупаемой ответчиком, являются жители многоквартирного жилого дома.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктами 3, 3.1 договора N 12237 сторонами спора установлено, что количество отпущенной потребителю тепловой энергии определяется на основании показаний расчетных приборов учета потребителя. При отсутствии приборов учета, а также при несоблюдении потребителем установленных настоящим договором сроков передачи показаний приборов учета в энергоснабжающую организацию (пункт 5.6.) количество отпущенной тепловой энергии определяется расчетным методом, исходя из теплового баланса системы теплоснабжения.
В подпункте 5.6.1 договора стороны согласовали условие, что потребитель обязан при наличии прибора учета предоставлять в Энергоснабжающую организацию в электронном виде (по электронной почте) копию журнала учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов учета, регистрирующих параметры теплоносителя в сроки не позднее 10-го, 20-го и 30-го числа отчетного месяца. В случае непредставления своевременно сведений о количестве потребленной тепловой энергии по приборам учета расчет тепловой энергии производится согласно пункту 3.1 договора.
Данное условие договора соответствует подпункту 3 пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которому осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с пунктом 9.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, в срок, определенный договором, потребитель обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журналов учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
По смыслу приведенных норм своевременное предоставление сведений по параметрам теплоносителя и по показаниям приборов учета необходимо для проведения расчетов с потребителями, а также в целях осуществления контроля качества тепловой энергии.
Заключая договор, ответчик принял на себя обязательство обеспечить передачу данных о потреблении тепловой энергии, теплоносителя в энергоснабжающую организацию в сроки, установленные в договоре.
Вместе с тем ответчик не представил суду доказательств направления истцу сведений, содержащихся в подпункте 5.6.1 договора в 2011 - 2012 годах ни в электронном, ни в ином виде.
При предъявлении истцом счетов-фактур с объемами, определенными расчетным способом, ответчик возражений истцу не направлял, претензии по отказу в принятии показаний приборов учета также не предъявлял.
Доводы заявителя о наличии исправных приборов учета со ссылкой на статью 544 Гражданского кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняется как не имеющие правового значения и не влияющие на правильность расчетов истца в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона "О теплоснабжении". Наличие исправных приборов учета само по себе не является основанием для перерасчета объема поставленной тепловой энергии при несоблюдении потребителем условий договора о своевременном предоставлении сведений. Нарушение условий договора влечет для ответчика негативные последствия.
Таким образом, при отсутствии информации об объеме поставленной тепловой энергии ОАО "Теплоэнерго" вправе определить объемы тепловой энергии расчетным путем в соответствии с условиями договора и положениями ФЗ "О теплоснабжении".
Количество потребленной тепловой энергии за спорный период времени в связи с отсутствием показаний приборов учета определено истцом расчетным путем:
- - по жилой части дома по нормативам (с учетом согласованной в договоре жилой площади дома);
- - по офисным помещениям с учетом тепловой нагрузки, согласованной в договоре;
- - по подогреву холодной воды (на нужды ГВС) по согласованной в договоре методике на основании нагрузки.
Действующее законодательство ставит порядок расчетов между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией в зависимость от порядка расчетов между исполнителем коммунальных услуг и населением, следовательно, указанные порядки расчетов не могут быть различными.
Для истца установлен двухставочный тариф, который не может быть применен к населению, поскольку согласно приложениям к Правилам N 307 при расчете платы за тепловую энергию применяется единый тариф. В связи с изложенным расчет стоимости поставленной тепловой энергии правомерно определен истцом исходя из средневзвешенной стоимости тепловой энергии.
Применение же двухставочного тарифа возможно в спорный период только по отношению к нежилым помещениям.
Средневзвешенная стоимость тепловой энергии на спорный период составила 1297,92 руб./Гкал, что подтверждается экспертным заключением по тарифному делу.
В соответствии с Положением "О Региональной службе по тарифам Нижегородской области", утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 N 171, Региональная служба по тарифам Нижегородской области является:
- - органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования тарифов;
- - уполномоченным органом Нижегородской области по установлению предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Нижегородской области.
Одной из задач данного государственного органа является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности) (пункт 2.6 Положения).
В силу пункта 4.6 Положения РСТ вправе проводить проверки обоснованности установления, применения и изменения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Пунктом 4.7 Положения предусмотрено право РСТ давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Арбитражный суд правильно указал, что законодательством не предусмотрен официальный документ, в форме которого Региональная служба по тарифам Нижегородской области уполномочена давать такие разъяснения, в связи с этим истец обоснованно производил расчет стоимости поставленной теплоэнергии с учетом письма РСТ по Нижегородской области от 20.12.2011 N 516-658.
Норматив потребления услуг на отопление для многоквартирных жилых домов утвержден постановлением администрации города Н. Новгорода от 29.06.2009 N 3019.
В пункте 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил дано определение нормативу потребления коммунальных услуг - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах.
Согласно пункту 9 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса (размер платы за отопление рассчитывается исходя из отапливаемой площади жилого помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного органом местного самоуправления и тарифа на тепловую энергию).
Таким образом, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного ТСЖ в целях его потребления жителями управляемого ТСЖ жилого дома должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам учитываются при расчете размера плата за соответствующие коммунальные услуги.
В действующих Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.06, под "нормативом" понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Согласно формулам расчета норматива на отопление данный норматив представляет собой 1/12 часть годового потребления тепловой энергии (п. 3 приложения к Правилам N 306). Из этого следует, что норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.
Корректировка количества поставленной тепловой энергии по окончании календарного года в случае определения количества потребленной тепловой энергии расчетным способом и по нормативам Правилами в действующей редакции не предусмотрена.
Также несостоятелен довод заявителя о неправильности определения объема тепловой энергии для приготовления горячей воды.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду.
Согласно разделу VIII Основ ценообразования тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Федеральная служба по тарифам в письмах от 27.05.2009 N ДС-3523/5 и от 16.09.2009 N НБ-6515/5 "Об установлении тарифов на горячую воду" указала, что согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса при условии осуществления непосредственного производства горячей воды.
Следовательно, если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду.
Разъяснения по применению тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги при открытой системе теплоснабжения и применении вышеуказанных тарифов даны в письме Министерства регионального развития Российской Федерации N 8166-РМ/07 от 02.05.2007, в котором указано, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения приготовление горячей воды в многоквартирном доме осуществляется с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (локального источника теплоты, бойлера, разбавлением теплоносителя холодной водой при открытой системе теплоснабжения и другими способами).
В силу пункта 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемое для приготовления горячей воды.
Для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению услуг по горячему водоснабжению, тариф на горячую воду не устанавливается.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" вид тарифа на горячее водоснабжение непосредственно зависит от типа системы теплоснабжения.
В частности, в пункте 7 названного приказа предусмотрено, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (открытая схема теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Как установлено судом и не оспаривает ответчик, ОАО "Теплоэнерго" не осуществляет централизовано снабжение ТСЖ "УЮТ-8" горячей водой, а поставляет тепловую энергию на подогрев воды.
В настоящее время Закон о теплоснабжении не регулирует отношения с участием теплоснабжающих организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании открытыми системами теплоснабжения (горячего водоснабжения), с использованием которых осуществляется горячее водоснабжение, что подтверждается статьями 20 и 22 Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", согласно которым изменения в Закон о теплоснабжении, распространяющие его действие на отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), вводятся в действие с 01.01.2013.
Поскольку тепловая энергия использовалась ответчиком для приготовления коммунального ресурса горячей воды с помощью внутридомового инженерного оборудования, то размер платы за тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в доме должен рассчитываться исходя из утвержденных тарифов на тепловую энергию в совокупности с учетом отпущенного объема этого коммунального ресурса.
Как не оспаривается сторонами, норматив на подогрев 1 куб. м воды не установлен, и не предусмотрен законодательством, в связи с этим истец использовал формулу определения количества потребленной тепловой энергии на подогрев, согласованную сторонами в договоре, исходя из тепловых нагрузок на горячее водоснабжение, что не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку данный вопрос законодательством не урегулирован, стороны вправе определить порядок в договоре.
Ответчик иного способа определения объема тепловой энергии на подогрев в случае отсутствия показаний приборов учета не представил.
Такие составляющие расчета истца, как площадь дома, количество зарегистрированных граждан, ответчиком не оспаривались.
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде и до принятия постановления по делу истец ОАО "Теплоэнерго" заявлением от 02.04.2013 отказался от иска в части взыскания основного долга в сумме 6827 руб. 31 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 руб. 46 коп. в связи с частичной оплатой ответчиком долга.
Принимая во внимание, что согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска, а также учитывая, что отказ ОАО "Теплоэнерго" от иска не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц, отказ принимается судом апелляционной инстанции.
Соответственно, в части взыскания долга в сумме 6827 руб. 31 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 руб. 46 коп. решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, в отсутствие доказательств погашения имеющейся задолженности суд апелляционной инстанции считает правомерным взыскать с ТСЖ "УЮТ-8" в пользу ОАО "Теплоэнерго" долг в сумме 430 804 руб. 32 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 23.08.2012 в сумме 8437 руб. 81 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами с суммы долга, начиная с 24.08.2012 по день фактического исполнения обязательства, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка 8% годовых.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2013 по делу N А43-23127/2012 в части взыскания долга в сумме 6827 руб. 31 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 руб. 46 коп. отменить, производство по делу в указанной части прекратить в связи с отказом истца от иска.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2013 по делу N А43-23127/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "УЮТ-8", г. Н. Новгород, - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "УЮТ-8", г. Н. Новгород, в пользу открытого акционерного общества "Теплоэнерго", г. Н. Новгород, долг в сумме 430 804 руб. 32 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 23.08.2012 в сумме 8437 руб. 81 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами с суммы долга, начиная с 24.08.2012 по день фактического исполнения обязательства, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка 8% годовых.
Взыскать с товарищества собственников жилья "УЮТ-8", г. Н. Новгород, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 11 921 руб. 70 коп. за рассмотрение иска.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2013 ПО ДЕЛУ N А43-23127/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу N А43-23127/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2013.
Полный текст постановления изготовлен 12.04.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Логиновой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "УЮТ - 8", г. Н.Новгород, на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2013 по делу N А43-23127/2012,
по иску открытого акционерного общества "Теплоэнерго", г. Н. Новгород (ОГРН 1065257065500, ИНН 5257087027), к товариществу собственников жилья "УЮТ-8", г. Н. Новгород (ОГРН 1085262009414, ИНН 5262231371), о взыскании 446 084 руб. 90 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - Лохматов Д.В. по доверенности от 15.03.2013 сроком действия до 31.12.2013, Соловьева С.И. по доверенности от 15.03.2013 сроком действия до 31.12.2013,
установил:
открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - истец, ОАО "Теплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "УЮТ-8" (далее - ответчик, ТСЖ "УЮТ-8") о взыскании 437 631 руб. 63 коп. задолженности по оплате тепловой энергии в горячей воде, поставленной в апреле - июле 2012 года в рамках исполнения договора от 27.08.2010 N 12237, 8453 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 23.08.2012, а также процентов за пользование чужими денежными средствами с суммы долга, начиная с 24.08.2012 по день фактического исполнения обязательства исходя из ставки рефинансирования 8%.
Решением от 28.01.2013 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные исковые требования. Кроме того, взыскал с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 11 921 руб. 70 коп.
ТСЖ "УЮТ-8", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, истец не доказал объем поставленной тепловой энергии, поскольку не обосновал и не подтвердил норматив потребления, исходя из которого осуществил расчет стоимости отпускаемой тепловой энергии.
Не соглашаясь с расчетом предъявленной ко взысканию суммы задолженности, заявитель жалобы указал на наличие установленного в жилом доме N 217 по ул. Ванеева прибора учета тепловой энергии СПТ943.1, принятого на коммерческий учет. Передача данных прибора учета происходила ежедневно посредством GSM-модема Simens MC35i на центральный диспетчерский пункт ОАО "Теплоэнерго". На момент поверки названного прибора учета специализированной организацией ООО "Эталон-Р" были сняты его показания, начиная с 2009 (момент установки) по 2012 год. Таким образом, ответчик представил надлежащие доказательства ввода в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, а также принятие его ОАО "Теплоэнерго" в качестве расчетного.
Ответчик ссылается на неправомерность применения истцом в расчетах средневзвешенного тарифа, полагает, что должен применяться двухставочный тариф.
ТСЖ "УЮТ-8" не согласно с выводами арбитражного суда о том, что законодательством не предусмотрен официальный документ, в форме которого РСТ Нижегородской области полномочна давать разъяснения, в связи с чем письмо РСТ от 20.12.2011 N 516-658 обоснованно применялось истцом при выставлении счетов-фактур. По утверждению заявителя, названное письмо не включено в реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области, кроме того, тариф не установлен в законодательном порядке, следовательно, действующим является тариф, утвержденный решением РСТ от 30.11.2011 N 57/19. По расчету ответчика, за ТСЖ "УЮТ-8" имеется переплата, в связи с этим у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения предъявленного иска.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.08.2010 между ОАО "Теплоэнерго" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "УЮТ-8" (потребитель) заключен договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 12237, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация обязуется отпустить потребителю, включая субабонентов, тепловую энергию в соответствии с согласованным месячным, квартальными и годовым планом отпуска тепловой энергии на границе раздела балансовой принадлежности и (или) эксплуатационной ответственности сторон в период с 01.08.2010 по 31.07.2011.
Расчеты по настоящему договору производятся потребителем в следующем порядке: платеж за расчетный период (месяц), за фактически отпущенную тепловую энергию производится потребителем в следующем за расчетным месяце (периоде) на основании счетов-фактур и платежных требований, выставляемых в безакцептном порядке. Окончательный срок оплаты - не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным. Срок оплаты по настоящему договору не зависит от срока и факта выставления счетов-фактур и/или платежных требований энергоснабжающей организацией (пункт 7 договора).
Из пункта 7.1 следует, что потребитель оплачивает тепловую энергию по утвержденным тарифам, изменение которых не требует внесение изменений в договор.
Настоящий договор считается продленным на следующий год на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора (пункт 14 договора).
Во исполнение принятых обязательств по договору энергоснабжающая организация в период с апреля по июль 2012 года поставила потребителю тепловую энергию, предъявив для оплаты счета-фактуры от 30.04.2012 N 19229, от 31.05.2012 N 25514, от 30.06.2012 N 31857, от 31.07.2012 N 38004 на общую сумму 1 111 442 руб. 78 коп.
Наличие задолженности по оплате поставленной энергии явилось основанием истцу для обращения с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд. На момент рассмотрения спора долг составил 437 631 руб. 63 коп.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт поставки истцом спорной тепловой энергии. Конечными потребителями тепловой энергии, покупаемой ответчиком, являются жители многоквартирного жилого дома.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил N 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- - по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктами 3, 3.1 договора N 12237 сторонами спора установлено, что количество отпущенной потребителю тепловой энергии определяется на основании показаний расчетных приборов учета потребителя. При отсутствии приборов учета, а также при несоблюдении потребителем установленных настоящим договором сроков передачи показаний приборов учета в энергоснабжающую организацию (пункт 5.6.) количество отпущенной тепловой энергии определяется расчетным методом, исходя из теплового баланса системы теплоснабжения.
В подпункте 5.6.1 договора стороны согласовали условие, что потребитель обязан при наличии прибора учета предоставлять в Энергоснабжающую организацию в электронном виде (по электронной почте) копию журнала учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов учета, регистрирующих параметры теплоносителя в сроки не позднее 10-го, 20-го и 30-го числа отчетного месяца. В случае непредставления своевременно сведений о количестве потребленной тепловой энергии по приборам учета расчет тепловой энергии производится согласно пункту 3.1 договора.
Данное условие договора соответствует подпункту 3 пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которому осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с пунктом 9.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, в срок, определенный договором, потребитель обязан представить в энергоснабжающую организацию копию журналов учета тепловой энергии и теплоносителя, а также записи показаний приборов, регистрирующих параметры теплоносителя.
По смыслу приведенных норм своевременное предоставление сведений по параметрам теплоносителя и по показаниям приборов учета необходимо для проведения расчетов с потребителями, а также в целях осуществления контроля качества тепловой энергии.
Заключая договор, ответчик принял на себя обязательство обеспечить передачу данных о потреблении тепловой энергии, теплоносителя в энергоснабжающую организацию в сроки, установленные в договоре.
Вместе с тем ответчик не представил суду доказательств направления истцу сведений, содержащихся в подпункте 5.6.1 договора в 2011 - 2012 годах ни в электронном, ни в ином виде.
При предъявлении истцом счетов-фактур с объемами, определенными расчетным способом, ответчик возражений истцу не направлял, претензии по отказу в принятии показаний приборов учета также не предъявлял.
Доводы заявителя о наличии исправных приборов учета со ссылкой на статью 544 Гражданского кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции отклоняется как не имеющие правового значения и не влияющие на правильность расчетов истца в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона "О теплоснабжении". Наличие исправных приборов учета само по себе не является основанием для перерасчета объема поставленной тепловой энергии при несоблюдении потребителем условий договора о своевременном предоставлении сведений. Нарушение условий договора влечет для ответчика негативные последствия.
Таким образом, при отсутствии информации об объеме поставленной тепловой энергии ОАО "Теплоэнерго" вправе определить объемы тепловой энергии расчетным путем в соответствии с условиями договора и положениями ФЗ "О теплоснабжении".
Количество потребленной тепловой энергии за спорный период времени в связи с отсутствием показаний приборов учета определено истцом расчетным путем:
- - по жилой части дома по нормативам (с учетом согласованной в договоре жилой площади дома);
- - по офисным помещениям с учетом тепловой нагрузки, согласованной в договоре;
- - по подогреву холодной воды (на нужды ГВС) по согласованной в договоре методике на основании нагрузки.
Действующее законодательство ставит порядок расчетов между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией в зависимость от порядка расчетов между исполнителем коммунальных услуг и населением, следовательно, указанные порядки расчетов не могут быть различными.
Для истца установлен двухставочный тариф, который не может быть применен к населению, поскольку согласно приложениям к Правилам N 307 при расчете платы за тепловую энергию применяется единый тариф. В связи с изложенным расчет стоимости поставленной тепловой энергии правомерно определен истцом исходя из средневзвешенной стоимости тепловой энергии.
Применение же двухставочного тарифа возможно в спорный период только по отношению к нежилым помещениям.
Средневзвешенная стоимость тепловой энергии на спорный период составила 1297,92 руб./Гкал, что подтверждается экспертным заключением по тарифному делу.
В соответствии с Положением "О Региональной службе по тарифам Нижегородской области", утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 N 171, Региональная служба по тарифам Нижегородской области является:
- - органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования тарифов;
- - уполномоченным органом Нижегородской области по установлению предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Нижегородской области.
Одной из задач данного государственного органа является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности) (пункт 2.6 Положения).
В силу пункта 4.6 Положения РСТ вправе проводить проверки обоснованности установления, применения и изменения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Пунктом 4.7 Положения предусмотрено право РСТ давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Арбитражный суд правильно указал, что законодательством не предусмотрен официальный документ, в форме которого Региональная служба по тарифам Нижегородской области уполномочена давать такие разъяснения, в связи с этим истец обоснованно производил расчет стоимости поставленной теплоэнергии с учетом письма РСТ по Нижегородской области от 20.12.2011 N 516-658.
Норматив потребления услуг на отопление для многоквартирных жилых домов утвержден постановлением администрации города Н. Новгорода от 29.06.2009 N 3019.
В пункте 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил дано определение нормативу потребления коммунальных услуг - месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах.
Согласно пункту 9 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, то есть на основе нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса (размер платы за отопление рассчитывается исходя из отапливаемой площади жилого помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного органом местного самоуправления и тарифа на тепловую энергию).
Таким образом, при отсутствии приборов учета вопрос о методе определения количества коммунального ресурса (тепловой энергии и теплоносителя), приобретенного ТСЖ в целях его потребления жителями управляемого ТСЖ жилого дома должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг населением, которые согласно приложению N 2 к Правилам учитываются при расчете размера плата за соответствующие коммунальные услуги.
В действующих Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.06, под "нормативом" понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Согласно формулам расчета норматива на отопление данный норматив представляет собой 1/12 часть годового потребления тепловой энергии (п. 3 приложения к Правилам N 306). Из этого следует, что норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года.
Корректировка количества поставленной тепловой энергии по окончании календарного года в случае определения количества потребленной тепловой энергии расчетным способом и по нормативам Правилами в действующей редакции не предусмотрена.
Также несостоятелен довод заявителя о неправильности определения объема тепловой энергии для приготовления горячей воды.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду.
Согласно разделу VIII Основ ценообразования тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Федеральная служба по тарифам в письмах от 27.05.2009 N ДС-3523/5 и от 16.09.2009 N НБ-6515/5 "Об установлении тарифов на горячую воду" указала, что согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса при условии осуществления непосредственного производства горячей воды.
Следовательно, если теплоноситель (горячая вода) используется организацией коммунального комплекса непосредственно для оказания услуг по горячему водоснабжению и данная организация является непосредственным производителем горячей воды, то для нее должен устанавливаться тариф на горячую воду.
Разъяснения по применению тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги при открытой системе теплоснабжения и применении вышеуказанных тарифов даны в письме Министерства регионального развития Российской Федерации N 8166-РМ/07 от 02.05.2007, в котором указано, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения приготовление горячей воды в многоквартирном доме осуществляется с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (локального источника теплоты, бойлера, разбавлением теплоносителя холодной водой при открытой системе теплоснабжения и другими способами).
В силу пункта 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемое для приготовления горячей воды.
Для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде для организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды для последующего оказания населению услуг по горячему водоснабжению, тариф на горячую воду не устанавливается.
Согласно приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" вид тарифа на горячее водоснабжение непосредственно зависит от типа системы теплоснабжения.
В частности, в пункте 7 названного приказа предусмотрено, что если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (открытая схема теплоснабжения), потребители оплачивают:
- - тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- - расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Как установлено судом и не оспаривает ответчик, ОАО "Теплоэнерго" не осуществляет централизовано снабжение ТСЖ "УЮТ-8" горячей водой, а поставляет тепловую энергию на подогрев воды.
В настоящее время Закон о теплоснабжении не регулирует отношения с участием теплоснабжающих организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании открытыми системами теплоснабжения (горячего водоснабжения), с использованием которых осуществляется горячее водоснабжение, что подтверждается статьями 20 и 22 Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", согласно которым изменения в Закон о теплоснабжении, распространяющие его действие на отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), вводятся в действие с 01.01.2013.
Поскольку тепловая энергия использовалась ответчиком для приготовления коммунального ресурса горячей воды с помощью внутридомового инженерного оборудования, то размер платы за тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в доме должен рассчитываться исходя из утвержденных тарифов на тепловую энергию в совокупности с учетом отпущенного объема этого коммунального ресурса.
Как не оспаривается сторонами, норматив на подогрев 1 куб. м воды не установлен, и не предусмотрен законодательством, в связи с этим истец использовал формулу определения количества потребленной тепловой энергии на подогрев, согласованную сторонами в договоре, исходя из тепловых нагрузок на горячее водоснабжение, что не противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку данный вопрос законодательством не урегулирован, стороны вправе определить порядок в договоре.
Ответчик иного способа определения объема тепловой энергии на подогрев в случае отсутствия показаний приборов учета не представил.
Такие составляющие расчета истца, как площадь дома, количество зарегистрированных граждан, ответчиком не оспаривались.
В ходе рассмотрения дела в апелляционном суде и до принятия постановления по делу истец ОАО "Теплоэнерго" заявлением от 02.04.2013 отказался от иска в части взыскания основного долга в сумме 6827 руб. 31 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 руб. 46 коп. в связи с частичной оплатой ответчиком долга.
Принимая во внимание, что согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе отказаться от иска, а также учитывая, что отказ ОАО "Теплоэнерго" от иска не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц, отказ принимается судом апелляционной инстанции.
Соответственно, в части взыскания долга в сумме 6827 руб. 31 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 руб. 46 коп. решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу в указанной части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, в отсутствие доказательств погашения имеющейся задолженности суд апелляционной инстанции считает правомерным взыскать с ТСЖ "УЮТ-8" в пользу ОАО "Теплоэнерго" долг в сумме 430 804 руб. 32 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 23.08.2012 в сумме 8437 руб. 81 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами с суммы долга, начиная с 24.08.2012 по день фактического исполнения обязательства, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка 8% годовых.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2013 по делу N А43-23127/2012 в части взыскания долга в сумме 6827 руб. 31 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 руб. 46 коп. отменить, производство по делу в указанной части прекратить в связи с отказом истца от иска.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2013 по делу N А43-23127/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "УЮТ-8", г. Н. Новгород, - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "УЮТ-8", г. Н. Новгород, в пользу открытого акционерного общества "Теплоэнерго", г. Н. Новгород, долг в сумме 430 804 руб. 32 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2012 по 23.08.2012 в сумме 8437 руб. 81 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами с суммы долга, начиная с 24.08.2012 по день фактического исполнения обязательства, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка 8% годовых.
Взыскать с товарищества собственников жилья "УЮТ-8", г. Н. Новгород, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 11 921 руб. 70 коп. за рассмотрение иска.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
О.А.ЛОГИНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
О.А.ЛОГИНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)