Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Коробченко Н.В.,
судей областного суда: Егоровой И.В., Сухачевой Т.Ю.,
при секретаре: Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коробченко Н.В.
дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Никольский сельсовет" Г.
на решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 16 августа 2013 года
по иску прокурора Енотаевского района Астраханской области к администрации МО "Никольский сельсовет" о возложении обязанности изъять земельный участок и жилые помещения,
установила:
Прокурор Енотаевского района Астраханской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО "Никольский сельсовет" о возложении обязанности изъять земельный участок и жилые помещения.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что при проведении проверки установлено, что по адресу <адрес> расположено 2-х этажное здание <данные изъяты> квартирного жилого дома, <данные изъяты> года постройки. В течение всего периода эксплуатации капитальный ремонт жилого дома не производился, что привело к техническому износу его конструкций. На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. С указанного периода времени администрация муниципального образования не предпринимает никаких мер по решению вопроса о расселении граждан из аварийного жилья.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать администрацию МО "Никольский сельсовет" Енотаевского района Астраханской области изъять земельный участок, на котором расположен аварийный дом по адресу <...> для муниципальных нужд и соответственно изъять каждое жилое помещение в указанном доме.
Представитель истца помощник прокурора Енотаевского района Астраханской области Исламов В.В. просил суд удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации МО "Никольский сельсовет" К. просил суд отказать в удовлетворении иска.
Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 16 августа 2013 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО "Никольский сельсовет" Г. просит суд отменить решение суда по основаниям нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы, заявитель указывает, что у суда не имелось предусмотренных законом оснований для вмешательства в хозяйственную деятельность муниципального образования.
Заслушав докладчика, представителя ответчика администрации МО "Никольский сельсовет" К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца прокурора Петрову О.Н., возражавшую по доводам жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда по основаниям неправильного применения норм материального права.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
На основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на территории муниципального образования "Никольский сельсовет" <адрес> расположен многоквартирный жилой <адрес>.
На основании договоров передачи в порядке приватизации <адрес> жилого <адрес> переданы в собственность граждан ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15
В квартирах N не значатся зарегистрированные и проживающие граждане.
Согласно заключению Центра по испытания, внедрению, сертификации продукции, стандартизации и метрологии, выполненному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что необходимо провести работы по капитальному ремонту здания жилого <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии администрации МО "Никольский сельсовет" от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании непригодным жилого дома для постоянного проживания, прекращении его эксплуатации и последующего сноса.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию МО "Никольский сельсовет" обязанности изъять для муниципальных нужд земельный участок, на котором расположен аварийный дом и находящиеся в нем жилые помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
На основании статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, обязанность по изъятию земельного участка возникает у органа местного самоуправления только на основании принятого им решения об изъятии земельного участка при соблюдении процедуры изъятия, установленной гражданским, жилищным, земельным законодательством.
В соответствии с полномочиями и в порядке, установленным действующим законодательством, решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд органом местного самоуправления - администрацией Никольского сельсовета не принималось, какие-либо соглашения между собственниками квартир и муниципальным образованием по поводу выкупа и изъятия жилых помещений отсутствуют.
При указанных обстоятельствах выводы суда о возникновении у администрации МО Никольский сельсовет" обязанности изъять земельный участок, на котором расположен аварийный жилой дом и находящиеся в нем жилые помещения нельзя признать законными и обоснованными, решение суда на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 16 августа 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковое заявление прокурора Енотаевского района Астраханской области к администрации МО "Никольский сельсовет" о возложении обязанности изъять земельный участок и жилые помещения оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.КОРОБЧЕНКО
Судьи
областного суда
И.В.ЕГОРОВА
Т.Ю.СУХАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3327/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N 33-3327/2013
Судья: ФИО1
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Коробченко Н.В.,
судей областного суда: Егоровой И.В., Сухачевой Т.Ю.,
при секретаре: Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коробченко Н.В.
дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Никольский сельсовет" Г.
на решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 16 августа 2013 года
по иску прокурора Енотаевского района Астраханской области к администрации МО "Никольский сельсовет" о возложении обязанности изъять земельный участок и жилые помещения,
установила:
Прокурор Енотаевского района Астраханской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО "Никольский сельсовет" о возложении обязанности изъять земельный участок и жилые помещения.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что при проведении проверки установлено, что по адресу <адрес> расположено 2-х этажное здание <данные изъяты> квартирного жилого дома, <данные изъяты> года постройки. В течение всего периода эксплуатации капитальный ремонт жилого дома не производился, что привело к техническому износу его конструкций. На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. С указанного периода времени администрация муниципального образования не предпринимает никаких мер по решению вопроса о расселении граждан из аварийного жилья.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать администрацию МО "Никольский сельсовет" Енотаевского района Астраханской области изъять земельный участок, на котором расположен аварийный дом по адресу <...> для муниципальных нужд и соответственно изъять каждое жилое помещение в указанном доме.
Представитель истца помощник прокурора Енотаевского района Астраханской области Исламов В.В. просил суд удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика администрации МО "Никольский сельсовет" К. просил суд отказать в удовлетворении иска.
Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 16 августа 2013 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО "Никольский сельсовет" Г. просит суд отменить решение суда по основаниям нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы, заявитель указывает, что у суда не имелось предусмотренных законом оснований для вмешательства в хозяйственную деятельность муниципального образования.
Заслушав докладчика, представителя ответчика администрации МО "Никольский сельсовет" К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца прокурора Петрову О.Н., возражавшую по доводам жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда по основаниям неправильного применения норм материального права.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
На основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на территории муниципального образования "Никольский сельсовет" <адрес> расположен многоквартирный жилой <адрес>.
На основании договоров передачи в порядке приватизации <адрес> жилого <адрес> переданы в собственность граждан ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15
В квартирах N не значатся зарегистрированные и проживающие граждане.
Согласно заключению Центра по испытания, внедрению, сертификации продукции, стандартизации и метрологии, выполненному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что необходимо провести работы по капитальному ремонту здания жилого <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии администрации МО "Никольский сельсовет" от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании непригодным жилого дома для постоянного проживания, прекращении его эксплуатации и последующего сноса.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию МО "Никольский сельсовет" обязанности изъять для муниципальных нужд земельный участок, на котором расположен аварийный дом и находящиеся в нем жилые помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
На основании статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, обязанность по изъятию земельного участка возникает у органа местного самоуправления только на основании принятого им решения об изъятии земельного участка при соблюдении процедуры изъятия, установленной гражданским, жилищным, земельным законодательством.
В соответствии с полномочиями и в порядке, установленным действующим законодательством, решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных нужд органом местного самоуправления - администрацией Никольского сельсовета не принималось, какие-либо соглашения между собственниками квартир и муниципальным образованием по поводу выкупа и изъятия жилых помещений отсутствуют.
При указанных обстоятельствах выводы суда о возникновении у администрации МО Никольский сельсовет" обязанности изъять земельный участок, на котором расположен аварийный жилой дом и находящиеся в нем жилые помещения нельзя признать законными и обоснованными, решение суда на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Енотаевского районного суда Астраханской области от 16 августа 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковое заявление прокурора Енотаевского района Астраханской области к администрации МО "Никольский сельсовет" о возложении обязанности изъять земельный участок и жилые помещения оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.КОРОБЧЕНКО
Судьи
областного суда
И.В.ЕГОРОВА
Т.Ю.СУХАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)