Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 25.09.2013 N 33-13493/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. N 33-13493/2013


Судья: Чекрий Л.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Селезневой Е.Н.
судей Бакуменко Т.Н., Стаховой Т.М.
при секретаре О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2013 года апелляционную жалобу М. и апелляционную жалобу Правительства Санкт-Петербурга на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 2013 года по делу N 2-2620/13 по жалобе М. на бездействие Правительства Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения представителя Правительства Санкт-Петербурга и Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, представителя администрации Василеостровского района, судебная коллегия

установила:

М. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании бездействия Правительства Санкт-Петербурга, просил признать действия Правительства Санкт-Петербурга по нарушению сроков расселения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и бездействие Правительства Санкт-Петербурга по расселению квартиры N <...> указанного дома незаконными, обязать Правительство Санкт-Петербурга произвести переселение М. из жилого помещения многоквартирного дома, признанного аварийным.
Заявление обосновано тем, что М. зарегистрирован и проживает в принадлежащей ему квартире по адресу: <адрес>. Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 10.06.2010 данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим расселению. В соответствии с законом сам по себе факт признания дома аварийным уже означает, что помещения, находящиеся в доме, в которых проживают граждане, представляют опасность для жизни и здоровья человека. Состояние аварийного дома является недопустимым. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01 ноября 2010 г. N 1468 и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2004 N 1586 (приложение N 8) предусматривали расселение дома <адрес> еще в 2010 году. Однако в указанный срок заявитель из аварийного дома не переселен. Из ответа Управления по обращениям и жалобам Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2012 N 10.2-7328 следует, что в настоящее время проходит процедуру согласования в порядке, установленном Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. N 100, проект постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. После вступления в законную силу Постановления администрацией Василеостровского района собственникам жилых помещений будут предложены другие жилые помещения взамен изымаемых с зачетом их стоимости в выкупную цену. При недостижении соглашения о переселении по договору мены администрацией будет предложена выкупная цена изымаемого жилого помещения в установленном порядке.
Однако действия по согласованию и принятию постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений в данном многоквартирном доме длятся уже два года. Ненадлежащее исполнение должностными лицами Правительства Санкт-Петербурга своих обязанностей по исполнению постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01 ноября 2010 г. N 1468 и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года N 1586 по согласованию и изданию постановления об изъятии повлекло существенное нарушение прав и законных интересов заявителя на безопасное проживание.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции заявитель уточнил свои требования, просил признать незаконными действия Правительства Санкт-Петербурга, нарушающие сроки расселения многоквартирного дома <адрес>, признанного аварийным, сроки изъятия земельного участка, на котором расположен указанный дом, сроки изъятия жилого помещения (<адрес>), обязать Правительство Санкт-Петербурга заключить с ним соглашение о выкупе земельного участка (доли в праве общей долевой собственности на земельный участок), на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным, и жилого помещения.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 2013 года постановлено жалобу М. удовлетворить частично, признать незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения об изъятии земельного участка и жилых помещений для государственных нужд, в остальной части жалобы отказать.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда в части отказа в обязании Правительства Санкт-Петербурга заключить с заявителем соглашение о выкупе земельного участка (доли в праве общей долевой собственности на земельный участок), на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным, и жилого помещения, в котором проживает М., отменить, полагает его незаконным и необоснованным в этой части, также просит удовлетворить указанное требование.
Правительство Санкт-Петербурга также не согласно с постановленным решением, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявления М. отказать.
Заявитель в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте разбирательства дела извещен надлежаще, что подтверждается направлением ему судебного извещения, доказательств наличия уважительных причин неявки в суд не представил. Исходя из того, что заявитель подробно изложил свои доводы в апелляционной жалобе, надлежаще извещен, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.
Признавая незаконным бездействие Правительства Санкт-Петербурга, выразившееся в непринятии решения об изъятии земельного участка и жилых помещений для государственных нужд, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением Правительства от 21.09.2010 N 1586 "О Плане мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004 - 2010 годы" предусматривалось расселение дома <адрес> до 2010 года, однако заявитель, являющийся собственником жилого помещения в указанном многоквартирном доме, до настоящего времени не расселен, постановление Правительства об изъятии земельного участка не издано, в связи с чем нарушаются права М. на безопасное проживание.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами районного суда по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.09.2010 N 1586 "О Плане мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на 2004 - 2010 годы" предусматривалось расселение дома <адрес> до 2010 года.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела, администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга, в чью компетенцию входит вопрос расселения аварийных домов, заявителю предлагались жилые помещения как по договору социального найма, так и на основании договора мены.
Таким образом, право заявителя на безопасное проживание органами государственной власти Санкт-Петербурга не нарушалось, от предоставления жилого помещения по договору социального найма и по договору мены при расселении многоквартирного дома М. отказался.
Поскольку заявитель отказался от расселения из аварийного дома путем получения другого жилого помещения, администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга был подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>, который находится на стадии согласования с другими органами государственной власти Санкт-Петербурга.
На основании ст. 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании данного правового положения бездействие Правительства Санкт-Петербурга в отношении М. не может быть признано незаконным, поскольку его право на расселение из аварийного дома Правительством Санкт-Петербурга не нарушалось, при этом заявителю предлагалось другое жилое помещение, пригодное для проживания, размером не менее занимаемого, от которого он отказался.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), при этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2007 N 43 "О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга" установлено, что решение об изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга принимается в форме постановления Правительства Санкт-Петербурга, полномочия по подготовке которого, как и осуществление иных действий, связанных с изъятием жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга, отнесены к компетенции администрации района Санкт-Петербурга.
В соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений обеспечивается администрациями районов Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 "Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга" установлено, что проект постановления Правительства Санкт-Петербурга, подготовленный в соответствии с указанным Регламентом, подлежит обязательному согласованию (рассмотрению и аналитической оценке) с исполнительными органами в соответствии с их компетенцией (п. 3.11). После согласования исполнительными органами проект постановления поступает на экспертизу в Юридический комитет, после чего проект, завизированный председателем Юридического комитета, направляется в Секретариат для внесения на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга.
Согласно п. 3.20 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100, ответственность за соблюдение требований настоящего Регламента при согласовании проекта несет руководитель согласующего органа или организации.
Из анализа приведенных норм следует, что Правительство Санкт-Петербурга, являющееся постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, не осуществляет действий по подготовке указанных постановлений, данные функции возложены на органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Как следует из объяснений представителя Правительства Санкт-Петербурга и подтверждается материалами дела, проект постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>, подготовленный администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга, был согласован Жилищным комитетом, Комитетом финансов. Однако данный проект не был согласован Комитетом по управлению городским имуществом и на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга не поступал.
В связи с изложенным Правительство Санкт-Петербурга не могло допустить незаконного бездействия, выразившегося в непринятии решения об изъятии земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>, для государственных нужд, поскольку проект постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений не прошел необходимых согласований и для рассмотрения в Правительство Санкт-Петербурга не поступал.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что бездействия Правительством Санкт-Петербурга допущено не было, в связи с чем постановленное решение в части признания незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения об изъятии земельного участка и жилых помещений для государственных нужд, подлежит отмене, в удовлетворении заявления М. в данной части следует отказать.
Отклоняя заявление М. в части обязания Правительства Санкт-Петербурга заключить с заявителем соглашение о выкупе земельного участка и квартиры, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключение соглашения о выкупе законом не отнесено к непосредственной компетенции Правительства Санкт-Петербурга.
Указанный вывод суда первой инстанции является правильным на основании следующих правовых положений.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2007 N 43 "О Порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга" установлено, что решение об изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга принимается в форме постановления Правительства Санкт-Петербурга, полномочия по подготовке которого, так же как и осуществление иных действий, связанных с изъятием жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга, отнесены к компетенции администрации района Санкт-Петербурга.
В соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, подготовка проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка и жилых помещений, проведение оценки земельных участков и жилых помещений, подлежащих изъятию, заключение от имени Санкт-Петербурга соглашения с собственниками о выкупе земельных участков и жилых помещений, выплата выкупной цены земельных участков и жилых помещений обеспечивается администрациями районов Санкт-Петербурга.
На основании данных правовых норм вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования М. об обязании Правительства Санкт-Петербурга заключить с заявителем соглашение о выкупе земельного участка и квартиры является правильным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 2013 года в части признания незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения об изъятии земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>, для государственных нужд - отменить.
В удовлетворении заявления М. о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения об изъятии земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>, для государственных нужд, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)