Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.04.2013 ПО ДЕЛУ N А29-5587/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 г. по делу N А29-5587/2012


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Синякиной Т.В., Чиха А.Н.
при участии представителей
от истца: Ярцева А.Н. по доверенности от 24.08.2012,
Коляды А.А. по доверенности от 21.08.2012,
от ответчика: Золотовой Г.А. по доверенности от 07.12.2012
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2012,
принятое судьей Голубых В.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012,
принятое судьями Чернигиной Т.В., Барминым Д.Ю., Щелокаевой Т.А.,
по делу N А29-5587/2012
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
в лице филиала "Комиэнерго"
(ИНН: 7802321751, ОГРН: 1047855175785)
к открытому акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания"
(ИНН: 1101301856, ОГРН: 1061101039779),
о взыскании задолженности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Воргашорец",
администрация муниципального образования городского округа "Ухта",
и
установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго" (далее - Компания, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к открытому акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (далее - Общество, гарантирующий поставщик). Предметом исковых требований явилось взыскание с ответчика 6043 рублей 90 копеек задолженности за оказанные с октября по декабрь 2010 года услуги по передаче электрической энергии по договору от 16.01.2008 N 28/08-1.
Исковые требования основаны на статьях 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и порядка оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате в полном объеме оказанных ему услуг по передаче электрической энергии. Разногласия сторон касаются объема полезного отпуска электроэнергии в многоквартирные жилые дома и здание общежития. Объем отпущенной из сети электроэнергии истец определил по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии - расчетным способом, суммировав объем потребленной в квартирах электроэнергии, определенный по индивидуальным приборам учета, с объемом потребленной электроэнергии в местах общего пользования. При этом последний объем определен истцом исходя из того, что по нормативу потребления, установленному для мест общего пользования, на каждое зарегистрированное в доме лицо должно приходиться по 7 кВт.ч в месяц. В расчете истец использовал данные о количестве зарегистрированных и проживающих граждан и количестве комнат.
Ответчик сослался на то, что управление многоквартирными домами и общежитием осуществляли Управляющая организация "Воргашорец" и администрация муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Управляющая компания и Администрация). Договоры энергоснабжения с ними расторгнуты. Следовательно, электроэнергия потреблялась в бездоговорном порядке, что освобождает гарантирующего поставщика от обязанностей по оплате услуг по передаче электроэнергии в отношении данных точек поставки. Объем электроэнергии, поставленной в квартиры, оплачен жильцами. При таком подходе задолженности у Общества нет.
Суд первой инстанции решением от 17.09.2012 удовлетворил иск. При принятии судебного акта суд пришел к выводу о доказанности истцом фактов оказания услуг во взыскиваемом объеме и их неоплаты ответчиком. Суд отклонил доводы ответчика о бездоговорном потреблении поставляемой электроэнергии Управляющей компанией и Администрацией.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 17.12.2012 оставил решение без изменения по тем же мотивам.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), пунктами 61, 89 и 93 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правил N 530).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 17.09.2012 и постановление от 17.12.2012 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель настаивает на своих возражениях, изложенных в отзыве на исковое заявление. При этом доводы кассационной жалобы сводятся к оспариванию выводов суда об отсутствии факта бездоговорного потребления потребителей, присоединенных к сетям Компании. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что в спорный период не имел никаких отношений по поставке электроэнергии в жилой дом N 1, расположенный по адресу: поселок Ярега, улица Строительная. Договор с собственником здания - (Администрацией) не был заключен. В отношении иных домов, управление которыми осуществляет Управляющая компания, также не был заключен договор на отпуск электроэнергии на общедомовые нужды. Наличие между Обществом и гражданами, проживающими в домах, находящихся в управлении третьего лица (Управляющей компании), прямых отношений по поставке электроэнергии на внутриквартирное потребление не свидетельствует о наличии между ответчиком и Управляющей компанией договорных отношений. В этом случае данное потребление должно быть квалифицировано как бездоговорное, что в силу пункта 156 Правил N 530 освобождает гарантирующего поставщика от обязанностей по оплате услуг по передаче электроэнергии.
Компания в отзыве отклонила доводы кассационной жалобы и просила оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предметом спора является задолженность за услуги по передаче электроэнергии, оказанные в отношении многоквартирных домов, находящихся под управлением Управляющей компании, расположенных в городе Воркута Республики Коми по адресам: улица Воргашорская, 2/1, 2/2, 2/3, 2а, 2б, 6, 8, 12, 13; улица С. Есенина 2, 3, 4, 4а, 5, 6, 8; улица Катаева, 2, 1б, 4, 6/2, 6/3, 6/4, 14, 16, 18, 20, 28, 30, 32, 33, 35, 37, 39, 41а, 41б, 43, 51, 53, 57, 59; улица Ленинского Комсомола, 5а, 17; улица Л. Толстого 5, 7, 9, 13; переулок Юбилейный, 2, 3, 4, 4а, 5, 6а, 7, 8, 8а, 9, 12; улица Фасадная, 11, 19/1; улица Энтузиастов, 3, 5, 5а, 5б, 6, 7, 8/1, 8/2, 8/3, 9, 11/1, 11/2, 11/3, 11/4, 12а, 13/1, 13/2, 13/3, 13/4, 14, 15/1, 15/2, 15/3, 15/4, 16, 17а, 17/1, 19/1, 19/3, 19/5, 20/1, 20/2, 20/3, 20/4, 20/5, 21/1, 21/2, 21/3, 21/4, 21/5, 21/6, 22/1, 22/3, 23, 24/1, 24/2, 24/3, 25, 25а, 28/1, 28/3, 30, 32/1, 32/2, 32/3, 32/5, 32/7; улица Землячки, 24, 26, 28; улица Красных зорь, 2, 4, 6, 8; улица Фрунзе, 23, 23а, 24, 25, 27/1, 27/3, 28, 29, 30, 31 (далее - многоквартирные жилые дома), а также жилого дома N 1, находящегося на балансе Администрации (далее - здание, общежитие), по улице Строительной поселка Ярега.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что электроэнергия поступает в указанные многоквартирные дома через электрические сети истца.
Снабжение электроэнергией многоквартирных домов осуществлялось Обществом в 2009 году на основании заключенных договоров энергоснабжения от 01.08.2009 N 273 и от 01.08.2009 N 278.
С целью исполнения обязательств по договорам энергоснабжения Общество (заказчик) заключило с открытым акционерным обществом "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (правопредшественником Компании, исполнителем) договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 16.01.2008 N 28/08-1 (с учетом протокола урегулирования разногласий, далее - договор оказания услуг), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электроэнергии, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Договор оказания услуг был заключен в интересах потребителей, которым в соответствии с заключенными договорами энергоснабжения заказчик обязан организовать передачу электрической энергии.
В пункте 7.2.1 протокола урегулирования разногласий к договору оказания услуг предусмотрено, что исполнитель по окончании расчетного периода представляет заказчику акт об оказании услуг по передаче электроэнергии за расчетный месяц в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за расчетным.
Окончательный расчет за оказанные услуги производится не позднее тринадцатого числа месяца, следующего за расчетным, но не ранее трех рабочих дней с момента получения счета-фактуры и акта об оказании услуг по передаче электроэнергии с учетом платежей, произведенных заказчиком по выставленному счету (пункт 7.7 договора оказаний услуг с протоколом урегулирования разногласий).
Из материалов дела следует, что договоры энергоснабжения N 273 и 278 были расторгнуты контрагентами с 01.05.2010.
Впоследствии 01.07.2010 Общество и Управляющая компания заключили договор энергоснабжения N 525, в который не были включены спорные многоквартирные дома.
Поставка электроэнергии в отношении общежития производилась по следующей схеме: ООО "Торговый Дом Энергосервис" (сбытовая организация) приобретало у Общества необходимый объем электроэнергии и передавало его в общежитие. Владелец общежития (ООО "ЛУКОЙЛ Коми") оплачивал отпущенную электроэнергию сбытовой организации на основании договора. Услуги по передаче электрической энергии в общежитие оказывались ООО "Торговый Дом Энергосервис" на основании заключенного с Компанией по договора на оказание услуг от 22.03.2010 N 218/10-1/ЭС/У-430/10.
В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-1334/2010 здание с 01.10.2010 было передано на баланс муниципального образования городского округа "Ухта", в связи с чем ООО "Торговый Дом Энергосервис" исключило общежитие из договоров на оказание услуг и поставки электроэнергии.
Посчитав, что Общество обязано оплатить услуги по передаче электроэнергии в отношении спорных точек поставки, истец направил ответчику акты об оказании услуг по передаче электроэнергии за период с 01.10.2010 по 31.10.2010 и выставил счета-фактуры.
Ответчик подписал данные акты с разногласиями и оплатил услуги частично.
Согласно позиции в суде, занятой ответчиком, отказ был мотивирован расторжением договоров энергоснабжения с Управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов и отсутствием договорных отношений в части поставки электроэнергии в общежитие. В связи с этим, по мнению Общества, услуги по передаче электроэнергии с октября по декабрь 2010 года в соответствии с пунктом 156 Правил N 530 должны оплачиваться потребителями. При этом ответчик сослался на наличие в материалах дела акта о бездоговорном потреблении электроэнергии от 30.11.2010 N 676, составленного Компанией в отношении спорных многоквартирных домов. Согласно указанному акту бездоговорное потребление осуществлялось с 01.09.2010 по 30.11.2010.
Истец потребовал взыскать стоимость услуг в судебном порядке.
Разногласия сторон возникли из-за неопределенности лица, обязанного оплачивать услуги истца по передаче электроэнергии с октября по декабрь 2010 года: если электроэнергия потреблена в местах общего пользования многоквартирных жилых домов в бездоговорном порядке, то пользователем услуг по ее передаче должны признаваться исполнители коммунальных услуг; если энергоснабжение урегулировано договором, то пользователь услуг - энергосбытовая компания (гарантирующий поставщик).
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции при принятии постановления исходил из следующего.
Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, не противоречащих закону, вследствие иных действий граждан и юридических лиц (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Согласно статье 4 этого закона нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со статьей 21, пунктом 7 статьи 38 закона Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и правила оказания этих услуг.
Если законом или иными правовыми актами не установлено иное, к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила об энергоснабжении, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании публичного договора возмездного оказания услуг.
Порядок заключения и исполнения таких договоров устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861 в редакции, действовавшей в спорный период). Кроме того, порядок оказания сетевой организацией услуг регулировался разделами IX и XIII Правил N 530.
По договору на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения в пределах величины заявленной мощности (подпункт "в" пункта 13 и пункт 15 Правил N 861).
При исполнении договора потребитель обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором, что следует из пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта "б" пункта 14 Правил N 861.
По договору сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг в соответствии с согласованной категорией надежности; определять значения соотношения потребления активной и реактивной мощности для отдельных энергопринимающих устройств; информировать потребителя об обстоятельствах, влияющих на исполнение обязательств по договору (авариях, ремонтных и профилактических работах); беспрепятственно допускать представителей потребителей в пункты контроля и учета количества и качества переданной электроэнергии (пункт 15 Правил N 861).
Оплата услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии (пункт 136 Правил N 530).
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно монопольной деятельностью, подлежащей государственному регулированию, в том числе ценовому регулированию, осуществляемому посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня (статьи 4, 6, 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям подлежат государственному регулированию. Тарифы устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46 - 48 Правил N 861).
В спорный период действовали Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования). Тарифы на услуги по передаче электроэнергии определялись в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (пункт 64 Основ ценообразования).
Из раздела VIII (пунктов 49, 50, 51) Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утверждены приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2) следует, что плата за услуги по передаче рассчитывалась в зависимости от величины полезного отпуска электроэнергии из сетей сетевой организации в сеть потребителя.
Поставка электроэнергии покупателям осуществляется по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электроэнергии. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии. Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (статья 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 5, 6 Правил N 530).
Гарантирующие поставщики являются потребителями услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых ими потребителей электроэнергии (пункт 4 Правил N 861).
В пункте 2 Правил N 530 определено, что точка поставки на розничном рынке - это место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка.
В пункте 2 (абзац 3) Правил N 861 дано понятие границы балансовой принадлежности, к которой относится линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
В соответствии с пунктами 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) внешней границей электросетей, входящей в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Из статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 62 Правил N 530 договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 64 данных Правил. В пункте 64 этих правил предусмотрено, что действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или не заключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.
В случае отсутствия первой оплаты электрической энергии гражданином-потребителем гарантирующему поставщику или выявления факта потребления электрической энергии до начала расчетного периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата, задолженность такого гражданина по оплате потребленной им электрической энергии перед гарантирующим поставщиком исчисляется с даты технологического присоединения его энергопринимающего устройства к электрической сети в зоне деятельности данного гарантирующего поставщика или даты присвоения статуса гарантирующего поставщика соответствующей организации (в зависимости от того, какая дата наступит позднее).
В силу с пунктами 136, 143 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом XII данных Правил. Положения раздела XII применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 7 Правил N 307).
В пункте 22 Правил N 307 предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии приборов учета размер платы в соответствии со статьей 157 (частью 1) Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 19 Правил N 307 должен рассчитываться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также исполнители коммунальных услуг вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации). При этом определение объемов поставленной электрической энергии осуществляется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей (пункты 88, 89 Правил N 530).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, места общего пользования многоквартирных жилых домов не рассматриваются законодательством в качестве самостоятельного объекта энергоснабжения. Энергоснабжение мест общего пользования осуществляется как часть энергоснабжения многоквартирного жилого дома. Электроэнергию, поставленную в многоквартирный дом, потребитель должен оплатить энергоснабжающей организации полностью, включая тот объем, что потреблен в местах общего пользования.
Суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что при доказанности факта отпуска электроэнергии гарантирующим поставщиком населению многоквартирных домов оснований для квалификации правоотношений как бездоговорные не имелось. Электроэнергия, поставленная в места общего пользования, входит в объем полезного отпуска, поставленного в целом в дом. Определение объема, поставленного в многоквартирный дом, должно производиться на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности сетей сетевой организации и внутридомовых сетей, которая проходит на внешней границе стены многоквартирного дома. При их отсутствии объем электроэнергии определяется по нормативам потребления коммунальных услуг.
Поставка электроэнергии на нужды многоквартирных жилых домов и общежития Обществом не прекращалась. Точки поставки (многоквартирные жилые дома) из договора оказания услуг по передаче электроэнергии стороны не исключали. При таких обстоятельствах у судов не было оснований для вывода о прекращении договорных отношений по энергоснабжению многоквартирных жилых домов и общежития и продолжении энергопотребления в бездоговорном порядке.
Истец правомерно рассчитал стоимость услуг по передаче электроэнергии, исходя из объема полезного отпуска, поставленного в целом в многоквартирные жилые дома и общежитие.
В отношении общежития, которое не было согласовано сторонами как точка учета в договоре оказания услуг, расчет объема услуг на общедомовые нужды был произведен сетевой организацией при отсутствии общедомового прибора учета на указанном объекте исходя из нормативов.
Заявитель не представил доказательств, опровергающих достоверность показаний общедомовых приборов учета, по которым произведен расчет. Расчет объема по нормативам также не опровергнут.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что потребителем услуг являлся гарантирующий поставщик и именно он обязан оплатить оказанные ему услуги.
Помимо прочего, окружной суд учитывает и тот факт, что Управляющая компания являлась исполнителем коммунальных услуг и в силу действовавшего в спорный период законодательства (статей 155 (пункта 7), 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 89 Правил N 530) предоставляла коммунальные услуги жильцам и оплачивала электроэнергию, поставленную для освещения мест общего пользования и общедомовых нужд жилых домов, находящихся в ее управлении, то есть фактически вступила в договорные отношения с гарантирующим поставщиком - ответчиком. Аналогичные отношения сложились между Обществом и Администрацией в отношении электроэнергии, отпускаемой в здание.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.09.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 по делу N А29-5587/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.В.САМУЙЛОВ
Судьи
Т.В.СИНЯКИНА
А.Н.ЧИХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)